Рецензия на «Афера» — Вечер классики

За последние десятилетия, на суд общественного мнения было представлено солидное количество попыток увлечь зрителя интеллектуальным вызовом, дерзким посягательством на известный порядок вещей. И как в литературе есть «История великих преступлений» Александра Дюма, так и в кинематографе сформировался свой негласный список самых отважных афер, среди которых свое уже культовое место заработала картина Джорджа Хилла «Афера». Само по себе наличие кинопремий, в том числе семи престижных статуэток Оскар, еще не гарантирует 100%-ое попадание в предпочтения публики, но отражает художественные заслуги произведения, а свое собственное мнение у каждого должно сформироваться индивидуальное.

Согласитесь, есть что-то интригующее в созерцании того, как нарушается закон. И если такие преступления как убийство, шантаж и разные виды насилия с большей долей вероятности попадают под определение «табу», дерзкое мошенничество, особенно когда оно где-то по ту сторону экрана, подальше от вас, способно увлечь. С мастерством обмана нас знакомят по нарастающей – из почти импровизированных уличных разводов, нас проводят за руку к финансовому насилию над главой преступного бизнеса. Пожалуй, одним из главных достоинств фильма можно назвать сами образы главных героев – то, насколько их удалось романтизировать, и обратить в почти исключительно положительных личностей. Разделительная линия между добром и злом здесь проходит по-комедийному карикатурно.

  Название глав Афера 1973

У фильма просто потрясающая атмосфера погружения в описываемую эпоху Соединенных штатов 1930-х годов, причем местом действия не случайно выбран именно Чикаго – на ряду с Нью-Йорком, стилистическая столица этого периода, с пережитками Сухого закона, организованной преступностью, нелегальными тотализаторами, игрой в покер на деньги и своеобразной индустриальной архитектурой. Прекрасно понимаешь, хотя современные технологии кино позволяют уже сегодня воссоздать любое окружение, с течение времени будет выходить все меньше душевных проектов, созданных, если и не на голом, то на искреннем энтузиазме. Хотя разрыв между описываемыми событиями и выходом фильма всего в сорок лет, с момента проката прошло еще столько же. Картина Хилла является настоящим классическим примером той самой «старой школы» Голливуда, который с годами только приобрел в атмосферности. У меня, признаюсь, вот уже который просмотр этого фильма, создается приятная иллюзия, что сделав шаг в сторону от любой сцены, мы действительно попадем в 1930-е.

Эпоха США 1930-х

Продолжая разговор об ощущениях от увиденного, хочется провести несколько художественных параллелей. Во-первых, манера подачи истории, баланс между реальным миром и вымыслом, раздутые образы героев – все это напоминает театральное действо, со свойственной ему творческой наигранностью. Также, возможно кого-то такой мой пример удивит, «Афера» 1973 имеет много общего с классическими мультфильмами студии Disney (простейший пример – вступительные заставки и деление истории на акты). Таким образом, это не просто сочетание актерской игры, декорация и костюмов – перед нами определенно то, что я многозначительно называю магией кино – это целостное, запоминающееся, очень положительное, с точки зрения зрительских эмоций, художественное произведение. Таких фильмов с каждым десятилетием, к сожалению, выходит все меньше. Очень важно отбросить сомнения и предубеждения – действительно, «Аферу» просто глупо ставить в один ряд с современными кассовыми гигантами – это опыт другого, несомненно, особенного калибра.

Что касается самого сюжета, то за исключением редких второстепенных отступлений, он на два с небольшим часа способен увлечь. И если в первой половине развитие основного сюжета еще можно хаять за неспешность, то последний час экранного времени способен подарить интересные сочетания эмоций. Конечно, здесь присутствует существенная интрига, на которую определенно делалась ставка в 1973 г., и все же, я смотрел фильм не менее пяти раз, и каждый из них с почти неизменным интересом. Это тот случай, когда интригующая концовка, после своего раскрытия, в дальнейшем не портит картину в целом.

Главные герои фильма Афера

Я уже отметил близость героев фильма к персонажам романтических художественных произведений. И если в рыцари неисправимых мошенников записывать не стоит спешить, то их судьба и успех задуманного, вызывают сопереживание. Дуэт Пола Ньюмана и Роберта Редфорда получился очень милым, местами поучительным, хоть и наивным. Классическая, казалось бы, концепция ученика и наставника, тогда приобрела новый интересный вид. Отдельно хочется отметить целый набор, может и не так запоминающихся, но, во всяком случае, интересных персонажей – второй план заслуживает внимания. Это еще один довод в пользу моего утверждения от целостности всего фильма.

Мошенники в фильме The Sting 1973

16.03.2015

Рекомендуемые статьи

Великолепнейший научно-популярный проект Нила Деграса Тайсона из тринадцати эпизодов — один из лучших документальных сериалов всех времен.

Картина, которая занимает первые места в двух самых известных списках фильмов всех времен и народов — шедевр Фрэнка Дарабонта на все времена.

Что посмотреть в кино Зимой 2015-2016 — обзор ключевых и самых интересных премьер, которые, среди прочих, действительно заслуживают внимания.