Легендарный «Хороший, Плохой, Злой»

Культовый вестерн Серджио Леоне «Хороший, Плохой, Злой» — уверенный завсегдатай разного рода рейтингов, списков и подборок лучших картин не только в жанре вестерн, но в кино всех времен и народов. Кино-легенда, которую буквально разобрали на цитаты и отдельные кадры. Мой первый вдумчивый просмотр этого фильма, всего три года назад, подарил целый океан разного рода эмоций, и каждый последующий лишь утверждал в первом, исключительно восторженном, впечатлении. Предлагаю подробным образом обсудить это трехчасовое приключение, удачно балансирующее сразу между несколькими жанрами. Три культовых героя, одна интересная история о поиске утраченных ценностей, путешествие сквозь охваченную войной страну, много перестрелок, юмора и сатиры, пустынных пейзажей Дикого Запада. Приглашаю на вечер классики как людей, еще не знакомых с фильмом, так и поклонников «Il buono, il brutto, il cattivo».  

Хороший, культовый, медленный

Если вы обращали внимание, даже переживающий сейчас свои далеко не лучшие годы жанр вестерн, в творческом смысле не стоит на месте, и с пониженным зрительским интересом студии борются, кто как может. За пятьдесят лет с момента выхода «Хорошего, Плохого, Злого», не только конкретное направление, но весь мир кино сделал не один и не два, а множество шагов вперед, изменив облик практически до неузнаваемости. На этом не сделан специальный акцент, но фильмы стали быстрее, энергичней, ведь с ежегодным пресыщением премьерами, от точки интереса до скуки зрителя рукой подать. Поэтому картины Серджио Леоне сегодня, в самом положительном смысле этих слов, выглядят динозаврами кино.

«Il buono, il brutto, il cattivo» давно стал не просто классикой кино, как, к слову, и другие две части из долларовой трилогии: «За пригоршню долларов» (1964 г.) и «На несколько долларов» (1965 г). Фильм является неоспоримой иконой жанра, одним из самых ярких и узнаваемых его воплощений. И пусть вас не смущает тот факт, что картина не включена в знаменитый топ AFI – если быть внимательным, то рейтинг отражает представителей американского кинематографа, а работа Леоне к нему не относится в привычном смысле. В тоже время Клинт Иствуд делает ее и достоянием его соотечественников во многих смыслах, как и сама история Дикого Запада и Гражданской войны в Соединенных штатах. В этот раз я не буду подробно разбирать всю трилогию, которую принято характеризовать также как спагетти-вестерны, лишь отмечу, что «Хороший, Плохой, Злой», несомненно, самая яркая ее страница. По ряду намеков — хронологически первая часть большой истории, если, конечно, брать за факт главного героя в качестве связующего звена.

Хороший, плохой, злой» - The Good, the Bad and the Ugly

Перечисление примеров вхождения фильма в мировую культуру может занять довольно много времени и сил, ведь перед нами один из самых узнаваемых представителей классика XX века. С момента выхода, трехчасовую работу Леоне разобрали буквально по сценам, растащили на фразы и афоризмы, переиначивали и повторяли, пародировали и перенимали элементы, додумывали и переосмысливали. И если в русскоговорящей среде многие отсылки просто теряются, то в США до сих пор фильмы, вечерние шоу, мультфильмы активно заимствуют кусочки знаменитой истории. Хотя я не приветствую высокомерное отношение к людям, не находящим время на просмотр конкретных фильмов, я обеими руками и ногами за то, чтобы обязательно найти три часа времени, об инвестиции которых вы не пожалеете. Избитые фразы, я знаю, но трудно высказывать восхищение иначе.

Каждый, кто смотрел «Хороший, Плохой, Злой» наверняка отмечал определенную размеренность или, если угодно, медлительность происходящего, совершенно не свойственную современному кино. Согласитесь, редко увидишь многоминутное вступление, представляющее главных героев, как и титры под музыкальное сопровождение (Бондиану не берем). Что уже говорить о неторопливости планов, когда один кадр может длится до минуты, следуя за движением персонажа, порой с большой дистанции. Мы внимательно провожаем взглядом шпоры преступника, а после наблюдаем еще минуту за перешагиванием по локации. Даже перестрелки в фильме поданы в непривычно выдержанной манере без сотен выстрелов в секунду.

Хороший, плохой, Злой Серджео Леоне

Крупные планы Леоне

На разного рода тренингах часто можно услышать разбор такого момента в коммуникации, как сохранение личного пространство. Кто-то любит стоять к собеседнику почти вплотную, другие непроизвольно отступают назад при навязчивом сближении. Я не зря отметил это, ведь макро планы лиц обычно воспринимаются двояко. Это происходит на подсознании. Возможно, после этой статьи, во время следующего просмотра фильма, вы обратите внимание на заигрывание режиссера с близкими планами. Одна из первых сцен фильма, где кольцо окружения сжимается вокруг дома с героем Элли Уоллаха, демонстрирует нам акцент на эмоциях вооруженных людей, а точнее на их отсутствии. В этом состоит интерес подобных кадров – они не обязательно подчеркивают буйство, которое творится с мимикой конкретного персонажа.

Хочу отметить одну из культовых сцен в истории кино, без преувеличения. Да, я имею ввиду знаменитую мексиканскую дуэль между трио главных героев в завершающей фазе истории. Неподготовленный и ранее не знакомый с фильмом зритель наверняка потеряет терпение в ожидании развязки. Леоне несколько минут расставляет героев по местам, умело играя на ощущении неопределенности. В эти минуты музыка Мориконе достигает своего апогея эмоционального вовлечения зрителя. Каждую секунду кажется, что мы увидим итог происходящего, что узнаем, кому же из героев посчастливится стать богаче на 200 000 долларов, а может все они погибнут под перекрестным огнем? Это многоминутное выхватывание лиц крупным планом едва ли может оставить равнодушным – как я уже сказал, так снимать сегодня не принято.

Макро планы Серджио Леоне

Не просто вестерн, но эпохальное приключение

Со всем уважением к Клинту Иствуда, фильмы о Диком западе с его участием редко отличались интересным сюжетом, который обычно закручен вокруг мести или борьбы с наглыми преступниками. «Хороший, Плохой, Злой» яркое исключение из стана своих жанровых соотечественников. Сама география локаций невероятно обширна и за три часа экранного времени мы, вместе с героями, совершаем настоящее путешествие по Соединенным штатам, объятым кровопролитной братоубийственной войной. Здесь фигурирует не один захолустный пустынный городишко, но их несколько, причем характер вовлечения в историю каждый раз свой. Мы посетим военные лагеря, бандитские убежища, побываем на полях сражений, найдем приют в христианском приходе, пересечем смертоносную пустыню. Ощущение от просмотра можно сравнить с прочтением увлекательной книги Майн Рида или Льюиса Стивенсона.

Важный и даже сюжетноформирущий элемент истории – поиск неких сокровищ. Согласитесь, это отнюдь не новая и оригинальная завязка истории, в том числе для жанра вестерн. Однако учитывая общий уровень подачи, невероятное разнообразие и атмосферу присутствия в фильме, ты словно сам становишься частью этого road movie времен Гражданской войны. Волею судьбы, каждый из нашего трио узнает частичку одной таинственной истории, развязка которой можно сделать их невероятно богатыми. Причем беря во внимание время действия и озвученные в фильме цены, 200 тысяч долларов были соизмеримо с многомиллионным состоянием сегодня. Мне всегда было интересно, как же можно сохранить эту сумму в столь неоднозначном мире, не нарвавшись на мошенников, власть и бандитов. Это уже лирика – мы ценим сам путь к заветному кладу, который, в лучших традициях приключенческих историй, находится далеко и зарыт в земле.

Путь героев не может быть легкой прогулкой с распиванием пива и песнями, иначе утрачивается весь интерес – не приложив усилий, получить что-то значимое невозможно. Вот и трио героев приходится пройти через многое на пути к заветному состоянию. И если путь Энжело кажется почти беспрепятственным, что также, естественно, не так, то Туко и Блондинчику достается сполна. Интрига подогревается еще тем фактом, что с их смертью информация о несметном богатстве канула бы в небытие навсегда. Когда из земли уже показывались заветные мешки с золотом, мне всегда казалось это столь значимым, словно достижением заветной цели для героев и зрителя, разделившего этот долгий и не легкий маршрут.

Поиск сокровищ - Приключения в Хорошем, Плохом, Злом

Дикий Запад, Юмор и сатира в фильме

Мы уже давно привыкли к тому факту, что кинематограф искривляет реальность в нужном направлении, чтобы добиться от нас правильных эмоций и вовлечения. Персонажи, которых мы видим в фильме, в том числе многочисленных второстепенных – в своем рода пираты XX века, праздно и с интересом для нас сосуществующие на Диком Западе. Это понятие, историческая эпоха, приобрела на экранах свое уникальное лицо. И если брать вестерны Серджио Леоне, «Великолепную Восьмерку» и собственные работы Иствуда, они представляют нам определенное виденье этого мира. Оно по-своему театральное, искусственное и местами до смеха наигранное, словно это не отдельный жанр, а просто старая добрая комедия. Ковбои стали нарицательным понятием, что интересным образом обыграно в «Хорошем, Плохом, Злом».

Таким образом, простые фермеры, рабочие, женщины этого мира уходят на далекий второй план, высвобождая больше места для отчаянных странников, у которых вместо меча револьвер. То есть абсолютное большинство массовки, в том числе солдат двух американских армий – проходная масса, которая лишь обеспечивает должный фон. Нам же интересны воины пустыни, плюющиеся, исторгающие ругательства сквозь сигарету и выясняющие отношение в дуэлях. Леоне очень бережно и в тоже время с явной иронией передает эту атмосферу, уводя зрителя в другой, художественно созданный мир. Убийство людей в фильме вызывает совсем иные эмоции, чем страх, отвращение или сопереживание, ведь гибнут, по факту, плохие парни. Перестрелки возведены в статус развлечения и вызывают скорее эмоциональное возбуждение, чем подавленность. Поэтому мы, не замечая этого, с большими глазами наблюдаем за тем, как герои с шутками и прибаутками обрывают человеческие жизни.

Есть же здесь и вполне характерный юмор, в большинстве случаев завязанный не на ситуациях и окружающем мире, а на самих героях. Конечно, каждый, кто смотрел фильм, без долгих раздумий отметит персонаж Иллая Уоллака, как главный источник хорошего настроения. Герои с непривычными для большинства из нас беспечностью и бахвальством живут своей жизнью, подминая под себя закон и законы морали. Они иронизируют над Гражданской войной, над преступностью и моральными устоями, ругаются друг с другом. Хотя в кадре за три часа происходит изрядное количество насилия, будьте уверены, что настроение во время и после просмотра у вас только поднимется. Это еще одна отличительная особенность гениальных картин – выворачивать наше представление об ожидаемом и увиденном. По факту, история является сатирой на всю тему Дикого запада и ряд других представителей жанра экшен.

Good, bad and Evil 1966

Так уже не снимают

Спешу добавить, что я не буду еще раз повторять слова о подходе режиссера, а поговорю про сам возраст фильма, придающий ему с течением времени только шарм и более глубокую атмосферу. Конечно, сегодня нет проблем с воссозданием декораций исторических эпох, даже намного более ранних, как и с компьютерной графикой, способной показать любые общие планы. Но «Хорошему, Плохому, Злому» уже пол столетия и эта старость в старости, простите за тавтологию, придает происходящему изюминку. Ты легче веришь в то, что оказался не на съемочной площадке на Юге Испании, а действительно на Диком Западе в середине XIX века. Все эти маленькие городишки, деревянные экипажи, лагеря военных беженцев, Бренстонский мост – почти запредельный уровень аутентичности происходящего.

Я уже употреблял следующую фразу в своих отзывах на Кинопоиске, но она, мне кажется, очень подходит к фильму: С годами он становится как выдержанное вино. Мне не хочется думать о том времени, когда с нами не будет Клинта Иствуда (в этом году ушел из жизни Иллай Уоллак), и все же я категорически против возможных ремейков культовой истории, которые со временем, наверняка возникнут в планах студийных магнатов. Этот фильм прельщает именно своей историей, своим шармом, своим уважительным статусом, поэтому он и дарит такие отличные эмоции. Пошить костюмы и создать новые образцы старого оружия сегодня не проблема, но задайтесь вопросом, получилась ли у того же «Одинокого Рейнджера» хотя бы частично атмосфера, которую пол столетия предлагает работа Леоне.

Военное кладбище в фильме Хороший, Плохой, Злой

Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф,

Гражданская война

Это одна из самых обсуждаемых, хорошо знакомых пересечному американцу и до сих пор щепетильных тем в Соединенных штатах. И если мы привыкли к драматическим изложениям в духе «Унесенных ветром» и «Геттисберга», то Леоне показал нам этот известный жестокий конфликт с неожиданной для, по факту, комедийного фильма, стороны. И если вы раньше находили в сцене пьянства капитана гарнизона Бренстонского моста только повод для шуток, советую посмотреть под углом критики войны. Да, можно критиковать двойные стандарты, когда трио героев не считается с ценностью человеческой жизни и при этом само осознает глупость братоубийственной войны. И все же это не преуменьшает значение идей, положенных в основу этих, казалось бы, приходных, для основного сюжета, сцен.

Одной из интересных в этом смысле сцен, показывающих низкую природу человеческого эгоизма и жестокости, является момент в гостинице. Когда хозяин с улыбкой на лице говорит жене о том, что будет получать свою прибыль в любом случае, кто бы не победил в войне – Юг или Север. А после притворно выкрикивает слова приветствия отступающим войскам конфедератов. Здесь речь даже не о патриотизме, но о том, что все люди разные и желание соперничать, обеспечивать своей благосостояние – у нас в крови, как принято говорить. Анджело, получивший власть в одном из военных лагерей, без зазрений совести, которая у него отсутствует как явление, организовывает целый бизнес на военнопленных. Возле лагеря дежурят спекулянты, перекупщики, за копейки принимающие ценности.

Гражданская война в кино

Обескровленные гарнизоны по обе стороны Бренстонского моста уже сами не знают, во имя чего кладут ежедневно свои жизни. Лозунги об алтаре свободы, о справедливости и любви к своей земле и отечеству уступают необходимости не выпазить из бутылки. И дело здесь не в страхе перед атаками, но в апатии и вероятной фронтовой депрессии. Каждый раз, когда я смотрю «Хороший, Плохой, Злой», меня посещает мысль, что если бы это была экранизация, я бы с упоением прочитал оригинал, особенно все подробности и литературные уточнения, касающиеся Гражданской войны. И закончить хочется упоминанием комедийной миниатюры, когда Туко, обманутый зрением и пылью, ошибается с приветствием солдатам. Это, можно сказать, апогей иронической аллегории на конфликт.

Гражданская война в фильме Хороший, Плохой, Злой

The Good, the Bad and the Ugly

Название фильма далеко не главный довод в пользу утверждения, что бессмертную славу и вечный почет фильма заслужил во многом благодаря трио свои главных героев. В данном случае, уникальный мир, увлекательная история и стилистика дополнены эмоциями, которые вызывают действующие лица. Хотя, с пересчетом на общее экранное время, доля появлений в кадре каждого отличается, мне трудно представить эту историю, например, без героя Ли Ван Клифа. Если вы обращали внимание, картина, как и большинство вестернов, уделяет даже не второстепенную, но совсем сквозную роль женским персонажам. Мы, в принципе, видим их всего несколько раз за три часа времени и наибольший хронометраж (секунд 30) получила жена убитого в начале фильма мексиканца. Поэтому к работе Леоне подсознательно приклеивается художественный ярлык мужское кино.

Отсутствие женской линии подразумевает отход от романтической тематики, которая, обычно, неизменно дополняет истории о поисках сокровищ. Действительно, герои даже не придаются утехам с женщинами, выясняя отношения между собой. Это одна из заметных особенностей картины, в очередной раз приправляющая блюдо небанальности. И, конечно же, трудно не отметить имена самих главных героев, придающих дополнительной загадочности их образам. И если имя и регалии Туко мы узнаем благодаря сцене с виселицей, где они тщательно перечисляются, то герои Иствуда и Ван Клифа остаются в тени своих личностей. Таким образом, мы имеем контраст между доступной информацией о трех убийцах. Жизнь одного из них словно открытая книга, которую может прочесть каждый, а вот два других – люди-загадки.

Если вы читали интересные факты о фильме, в том числе и статью о фильме на Wiki, то наверняка видели противоречия относительно правильного перевода и наименования героев. Если с героем Клинта Иствуда все однозначно, то два других персонажа трактуются по-разному. Ниже я буду руководствоваться популярной версией фильма, в начале которой на экране появляются надписи именно на итальянском и тем фактом, что итальянские слова brutto и cattivo являются синонимами и могут переводиться одинаково.

Актеры фильма Хороший, Плохой, Злой

Хороший, Il Bueno, The Good, он же Блондинчик (Клинт Иствуд)

По общему мнению, к которому я отношусь со сдержанным одобрением, это связующий персонаж «долларовой трилогии» Леоне. На самом деле, ничего хорошего в поступках героя нет. Он такой же разбойник, как и Туко – убийца, вор, мошенник. В тоже время, он ведет себя очень сдержанно, не позволяя ругаться, да и вообще демонстрировать хоть какие-то эмоции. При этом, Хороший очень умен и находчив, быстро находит выход из сложившихся трудностей. Способен быстро заслуживать доверие, также уважение. Мне всегда жалко героя во время сцен в пустыне – так над персонажами Иствуда никто не измывался ни в одном фильме (даже побои в другой части трилогии не сравнятся). Знаменитое пончо появляется только в последних сценах на кладбище, а почти три часа мы видим Блондинчика в плаще. Можно даваться диву, как ему не жарко в кожаном плаще в пустыне при сорокаградусной жанре, но это уже лирика. Перед нами почти канонический образ Иствуда, в котором легко угадываются черты его карьеры и конкретный фильм.

Человек без имени, Блондинчик - Хороший, Плохой, Злой

Плохой, Il Catiiva, The Bad, он же Сентенза Ангельские глазки (Ли Ван Клиф)

Еще один хладнокровный убийца, промышляющий наемничеством и выполнением оплачиваемых заказов. Как персонаж сам отмечает, он всегда выполняет обязательства, которые взял на себя, не поддаваясь подкупам и отговоркам. Кроме этого, он быстро осознает значимость услышанной истории о похороненном золоте, устраняя свидетелей. Молчаливый и загадочный персонаж, истинные мотивы которого наверняка не ограничиваются лишь желанием наживы. Умело пользуется другими людьми, собирая вокруг себя приспешников среди бывших военных, жизнь которых для него не значит и гроша. Удивительно, что среди трех, по факту, отрицательных героев, именно он получил черты злодея и антигероя в фильме. Зритель наименьшим образом хочет, чтобы именно этот человек оказался в выигрыше и опередил оппонентов, обыграл их. Поэтому конец его истории вполне вписывается в канон вестерна и понятий зрителя о происходящем.

Ангельские глазки - Ли Ван Клиф - Хороший, Плохой, Злой

Злой, Il Brutto, The Ugly, он же Туко Бенедикто Пасифико Хуан Мария Рамирес (Илай Уоллак)

Мало кто поспорит, что это самый колоритный персонаж из трех, на сегодня культовых, представленных в фильме. Я скажу даже больше – по мне это один из самых харизматичных злодеев в истории кино, который, каждым своим появлением в кадре, вызывает целый калейдоскоп эмоций. От его ругательств очень быстро устаешь и испытываешь отвращение при перечислении совершенных преступлений. Уже спустя несколько минут он может поднять вам настроение своей непосредственностью и шуткой. В какие-то минуты Туко провоцирует сопереживание и даже жалость. Очень жаль, что в этом году из жизни ушел исполнитель легендарного образа – актер Илай Уоллак, доживший до удивительных 98 лет! В его послужном списке десятки ролей плохишей, но одна останется в нашей памяти на годы.

Несмотря на свою серьезность и талант попадать в неприятности, часто смертельные, Туко отличный стрелок, что не раз доказывает при схватках с недоброжелателями. За его голову назначена приличная награда в целом ряде округов штата, а опыт преступной деятельности исчисляется десятилетиями. У него есть старший брат, пошедший по пути служения Богу. Сцена их перепалки в старом монастыре очень эмоциональна, особенно ее итог. Из трех героев именно перспективы Туко на владение заветным кладом кажутся, с самого начала, туманными. Проходимец и гуляка, разбойник и матерщинчик едва ли смог бы верно и осторожно распорядиться 200 тысячами долларов.

Туко Бенедикто Пасифико Хуан Мария Рамирес

Саундтрек Энио Мориконе

В преддверии написания этого блока обзора я перечитал информацию о фильме на странице в Wiki и с удивлением обнаружил отдельный абзац, в котором дополнил свои собственные эмоции от саундтрека интересными фактами. Я не буду вторить доступной всем статье и скажу лишь, что перед нами одна из лучших работ Мориконе за его долгую и плодотворную карьеру композитора. Сочетание большого количества вдумчивых долгих планов и сцен действия диктовало маэстро необходимость разнообразия. У него это получилось с блеском. Даже люди, которые никогда не видели фильм, наверняка узнают отрывки из музыкальных лейтмотивов, узнают подсознательно, даже если не смогут точно понять, откуда мелодия. Музыка в «Хорошем, Плохом, Злом» играет важную сюжетно формирующую роль, подчеркивая напряжение в кадре. Чего, опять же повторюсь, стоит финальная дуэль на кладбище, во многом благодаря музыкальному фону доводящая зрителя до исступления.

Саундтрек Энио Мориконе - Хороший, Плохой, Злой

Моя оценка фильму: 10 из 10

16.08.2015

Рекомендуемые статьи

2015 год был полон интересных оригинальных премьер, продолжений успешных серий, мультфильмов и экранизаций и пора подвести итоги двенадцати месяцев.

«Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice) от незабвенной Джейн Остин — настоящая классика мировой любовной литературы и книг в целом.

Экономический бестселлер Нила Бардена стал одной из самых доступных и одновременно интересных и интригующих книг о маркетинге последних лет.