177

«Апокалипсис: Гитлер»

Когда мне представилась возможность познакомиться с проектом Изабель Кларк и Даниэля Костеля четыре года назад, за плечами уже были десятки документальных фильмов о будоражащей, меня с десятилетнего возраста, теме Второй Мировой Войны. И вот сейчас я с неизменным интересом пересмотрел «Апокалипсис: Гитлер» и утвердился во мнении, что это одна из самых качественных работ по теме и один из лучших поводов для обывателя узнать о жизни человека, имя которого давно стало нарицательным. На примере Адольфа Гитлера принято показывать детям природу зла и границу между хорошим и плохим и его лик, с короткими усиками, известен каждому человеку в развитых странах. Его личность давно приобрела эфемерные, граничащие с мифологией и домыслами? черты, а вот реальные факты биографии часто уходят на далекий второй план. Ведь личность Фюрера Третьего Рейха – это тот исторический опыт, из которого мы, кажется, до сих пор не вынесли должных выводов, за которые отдали свои жизни более пятидесяти миллионов солдат и мирных жителей. Биографии Гитлера не нужно бояться как огня – ее стоит изучать, как важную составляющую истории XX века и делать соответствующие выводы.

Адольф Гитлер - Апокалипсис

Авторы решили пойти дальше привычных попыток рассказать о биографии немецкого вождя только с позиции прихода к власти и, собственно, самой Войны. У фильма есть четкая повествовательная линия, которая берет начало еще до рождения Гитлера и охватывает семейную предысторию. После короткой общевступительной части сценарий поступательно рассказывает о взрослении будущего Фюрера, на поприще увлечения к искусству и путешествий по тогдашней Европе. Далее мы видим кадры Первой Мировой Войны, в том числе с участием молодого капрала с Железным Крестом на шинели. Думаю, не стоит лишний раз делать акцент на том, насколько это редкие и интересные кадры, снятые одно столетие назад – временами у меня до сих пор в голове не укладывается эта мысль. Основная часть двухсерийного повествования приходится на период становления рассматриваемой авторами личности, как политической фигуры на шахматной доске истории. В этом смысле большая часть архивных кадров касается 1922-1934-х годов. Сразу скажу, что проект не охватывает предвоенные и военные годы – только в общих чертах по ним проходится. Дело в том что Вторая Мировая подробно воссоздана в другом проекте авторов с одноименным названием.

Апокалипсис Гитлер документальная

Примечательно, что перед нами не немая хроника – закадровый голос неустанно сопровождает склеенные кадры исторической справкой. Причем она разнообразна – от сухой выкладки общеизвестной школьной программы, до ряда интересных фактов, которые вы едва ли встретите в привычных сборниках, так называемых интересностей где-нибудь в соц. сетях. Приведу несколько примеров, которые я выписал в свой многолетний блокнот по тематике. Уже после прихода к власти глава национал-социализма дал распоряжение превратить госпиталь в Пазельваке, в котором ему восстанавливали зрения в 1918 г. в почти что мемориал, с цитатой из Mein Kampf на стене, подчеркивая памятность осознания своего предназначения. Или выстроенные в Берлине мемориалы памяти так называемых жертв Путча 1923 г. проходя мимо которых жители должны были вскидывать руку в приветствии, даже за рулем. На французской странице Wiki можно найти замечания историка Édouard Husson по поводу ряда неточностей и беспочвенных утверждений в фильме.

Адольф Гитлер - биография

Самые интересные словесные факты были бы не столь эффектными без достойного обеспечения соответствующей кинохроникой. Сказать, что был проделан титанический труд недостаточно – нужно смотреть самостоятельно. Создателям картины, а их, естественно было не двое, предстояло собрать воедино колоссальный объем видеоматериалов, как общедоступных ранее, так и не показанных широкой публике в прошлом. Здесь работы военных корреспондентов, гражданских журналистов, общественных деятелей, простых немецких граждан, окружения верхушки НСДАП. Какие-то из них были добыты в качестве военных трофеев с окончанием войны, а какие-то пылились семьдесят лет на чердаке. К тому же наибольшая ценность именно этого проекта в его цвете. Я имею ввиду, во-первых, саму работу по реставрации, которая позволяет сегодня в blu-ray формате изучать архивные кадры без привычной зернистости. К тому же была проделана работа по приданию черно-белой хронике цветов, близких к оригиналу. Всего в нескольких коротких моментах видно недочеты, скажем в отражении или сквозь лобовое стекло проезжающего автомобиля. Сам проект уже можно причислить к историческому наследию, как видные книги или сами архивы. Пленка не вечна, поэтому переход в такой качественный цифровой формат – важный шаг.

Третий рейх в цвете Изабель Кларк

Моя оценка: 9,5 из 10

30.03.2016

Рекомендуемые статьи

Нуарный детектив с просто-таки отличным актерским составом, атмосферой погружения в Лос-Анжделес эпохи 1940-х и отличным закрученным сюжетом.

12.10.17
1 109

Картина, которая занимает первые места в двух самых известных списках фильмов всех времен и народов — шедевр Фрэнка Дарабонта на все времена.

Романтическая драма Эльдара Рязанова о судьбе двух столь разных, но невероятно интересных людей, которые встретились в необычных условиях.