Книга Планета обезьян Пьера Буля
Книга Планета Обезьян французского писателя Пьера Буля считается настоящей классикой научной фантастики ХХ века, и немаловажным и наглядным подтверждением тому, как раз являются многочисленные экранизации Planet of the Apes последних пятидесяти лет. Интересно, что сам автор Пьер Буль выпустил в свет только одну книгу, без каких-либо авторских дополнений, без продолжений, но его концепция эксплуатируется до сих пор. Тут возникает естественный вопрос, а было бы также интересно погружаться в мир фантазии книги Планета обезьян Пьера Буля, если бы шла речь о других животных, например, собаках, медведях, тюленях, птицах, кому угодно. Или же все дело именно в сходстве людей и обезьян, которое все мы прекрасно знаем со школы. Мы приходим в умиление от видео и картинок, детей водят в зоопарк и позволяют кормить шимпанзе, но, может, нас пугает мысль о том, что от них до нас один шаг – или от нас до них. Более того, что какое-то другое существо может посягнуть на высокомерный статус человека на планете Земля.
Книга Планета обезьян Пьера Буля начинается, как история приключений на море – космические туристы находят среди бескрайних просторов вселенной бутылку. Это не метафора – самая настоящая стеклянная бутылка с пробкой, в которой уложены записи некоего Улисса Меру. В них подробно описаны приключения и трудности, которые выпали на долю путешественника с планеты Земля. Если кратко и без спойлеров, в 25-м веке группа астронавтов из трех человек отправляется к далекой системе звезды Бетельгейзе. После жесткой посадки на неизвестной планете, напоминающей Землю, герои Planet of the Apes оказываются в мире, перевернутом вверх дном, как им кажется. Люди здесь ведут дикий образ жизни, а осмысленными созданиями являются обезьяны.
Книга Планета обезьян написана простым доступным языком, без упора на научную тематику и термины, хотя это и не блокбастер от мира литературы. Это вдумчивое произведение, в котором большую часть времени автор Пьер Буль уделяет диалогам, и осмыслению прочитанного (увиденного героем), а не действию. Главный герой попадает, словно в зазеркалье, причем по ту сторону, обезьяны, также расценивают свое положение как данность – они с трудом допускают, что другое существо может быть наделено таким же или даже превосходящим разумом. Более того, не просто какое-то новое существо с другой планеты, но те, на кого они охотятся, кого используют в медицинских экспериментах. Книгу Планета обезьян не назовешь одой защите животных, но она заставляет задуматься, поставить себя на месте не столько главного героя Улисса, но на место животных, которых мы рассматриваем в зоопарках.
Мы привыкли рассматривать этические понятия в рамках человеческого общества и, например, считаем нормальным проводить эксперименты на животных. Вот и ученные Планеты обезьян используют схожесть с людьми в научных целях. Интересно, что хотя обезьяны в книге Пьера Буля еще не освоили полеты в космос, они уже живут в мегаполисах, пользуются транспортом. По всей видимости, у них не развиты средства медиа, в нашем современном понимании. По большому счету, уровень их развития как раз можно соотнести с нашей цивилизацией первой половины ХХ века (книга была написана в 1963-м). Невероятно интересно погружаться в этот созданный Пьером Булем мир, узнавать о трех основных кастах в обществе Планеты обезьян, совпадающих с расами. Важные государственные посты занимают орангутанги, наукой по большей части заведуют шимпанзе, а физическим трудом и таким же авторитетом – гориллы.
Планета обезьян Пьера Буля очень лаконична – все какие-то 160 страниц текста, на которых успевает развиться целая небольшая космо-опера. Причем, что интересно, главный герой Planet of the Apes действительно один и это Улисс. Да, есть несколько ключевых обезьян: ученые Зира и Корнелиус, и властолюбивый чиновник Зайрус. Но все знакомство с другим миром проходит через эмоции и мысли протагониста. Как он воспринимает увиденное сразу по прибытию, какие унижения испытывает, находясь в клетке, как животное. Как развиваются его отношения, в том числе физические, с местной аборигенкой Новой, как происходит ассимиляция с обществом обезьян, взаимное обучение.
Планета обезьян (Planet of the Apes, 1968)
Первая экранизация книги Планета обезьян, хоть сегодня и выглядит наивной и с поправкой на время создания, воспринимается как настоящая классика. Для своего времени, для 1968 года это был большой шаг вперед в жанре научной фантастики, который вышел на экраны за два месяца до культовой ”Одиссеи 2001” и за девять лет до революции Джорджа Лукаса со звездными войнами. Фильм Планета обезьян начинается на борту космического челнока, и мы видим даже визуализацию движения со скоростью света за иллюминатором. Далее герои погружаются в стазис, гиперсон. У них нет какого-то футуристического оборудования или оружия, но это и не удивительно – по сюжету корабль Liberty 1 стартовал с Земли в 1972 году.
Планета обезьян 1968 года можно назвать образцовой экранизацией. Хотя дальше подробно распишу отличия, причем некоторые из них значительные, в целом, если вы читали книгу Планета обезьян Пьера Буля, вы с интересом будете смотреть экранизацию. Именно этот, самый первый фильм во вселенной, наиболее близко отражает литературный оригинал. Жаль только, что вместо мегаполисов обезьяньего общества мы увидели только какую-то пограничную деревеньку с пещерами. Все-таки скромные средства на производство не позволили полностью передать полет фантазии Пьера Буля, но создатели фильма выкручивались, как могли, и это им во многом удалось. В экранизации Planet of the Apes 1968 больше действия, хотя и очень локального – например, воинственность Тейлора куда выше, чем протесты книжного Улисса.
Отличия первого фильма от книги Пьера Буля:
– В фильме Планета обезьян 1968 года опущен книжный пролог и эпилог Пьера Буля, где космические туристы обнаруживают стеклянную бутылку, которая неизвестно сколько находилась в открытом космосе. Они откупоривают ее и находят мемуары главного героя – из них и соткано полотно рассказа в романе. В экранизации все начинается с монолога протагониста, но запись он делает еще до попадания на Планету обезьян, на аудио и судьба этой пленки грустная – она погибает вместе с кораблем при посадке.
– В книге Планета обезьян Пьера Буля обезьяны, что очень логично, обладали своим языком, и главному герою Улиссу пришлось обучаться. Он не мог понимать их речь и сразу обратиться, но пытался привлечь внимание к себе поведением, умением писать. В фильме Планета обезьян это обыграли иначе – Тейлор в кино получает ранение в горло. С другой стороны, когда мы в конце узнаем, что события происходят все же на Земле, решение сценаристов Planet of the Apes не кажется бессмыслицей. Обезьяны знают английский, потому что эволюционировали среди людей и живут на территории бывших Соединенных штатов.
– Финал книги и фильма Планета обезьян оба являются прекрасными поворотами событий, оба твистами – резким переосмыслением ранее рассказанной истории. В книге Пьера Буля космические туристы, которые в прологе и эпилоге читают записи героя, сами оказываются разумными обезьянами, уже освоившими межзвездные путешествия. В фильме Тэйлор видит на пляже нечто, что вгоняет его в ступор и приводит в исступление – верхнюю часть Статуи свободы, что означает, что все это время он был на Земле, и это родная планета спустя двадцать веков после их отбытия. Этот момент кино производит не менее яркие впечатления, чем известная сцена с Люком Скайуокером и Дартом Вейдером, причем за десять лет до того.
– Состав космического корабля отличается в оригинале и в фильме Планета обезьян 1968 года. В романе Пьера Буля это трио: профессор Антель, его ученик и физик Артур Левайн и главный герой книги – журналист Уиллис Мероу, которого пригласили в полет, чтобы отразить его значимость для будущих поколений. В фильме на борту четыре человека. Давайте опишем троих второстепенных.
- Лейтенант Джон Лэндон, представитель вооруженных сил США – навигатор на борту Liberty 1, который заслужил честь участием ранее в миссии на Марс, также навигатором. Рослый и крепкий мужчина из Нью-Джерси. Настоящий искатель приключений, патриот своей страны, который хотел жить вечно. После приводнения на планете, он устанавливает маленький американский флажок на берегу озера, а позже испытывает на себе насмешки капитана Тейлора.
- Лейтенант Томас Додж. Чернокожий астронавт, ученый и натуралист, который сразу взял за цель найти жизнь или ее признаки на новой планете, куда они приземлились с командой. До миссии был профессором органической химии в американском городе Аннаполис.
- Лейтенант Марианна Стюарт – женщина- астронавт и известный биолог, ранее участвовала в миссиях Аполлон и Джуно.
– Отличается и судьба членов экипажа, помимо главного героя. В книге Планета обезьян Пьера Буля профессор Антель, который на Земле был видным ученым, одичал в клетке, вместе с местным племенем людей – таким его видит в зоопарке главный герой, пытается окликнуть, но Антель ведет себя, как животное и не узнает товарища. Артур Левайн, его ученик, был убит при первой же обезьяньей облаве. Судьба героев в фильме отличается. Первой погибает астронавт Стюарт – нарушилась работа ее камеры гиперсна и женщина просто высохла в капсуле, постарев на 1300 лет. Лейтенанта Доджа убивают при облаве, а позже его чучело помещают в местный музей, в том числе за невиданную ранее обезьянами черную кожу. Лэндон переживает облаву, но после на нем ставят опыты (под руководством Зайруса), делают лоботомию и превращают в растение на ногах, а после, по намеку, он присоединяется к коллекции в музее, как жертва таксидермиста.
– Различаются цели на звездном небе, к которым стремились две команды. Это красная звезда Бетельгейзе, примерно в 300 световых годах от Земли, в романе.
– Разнится и время, которое знают главные герои. В книге полет в космос группой Антеля был совершен где-то в 26-м столетии. В фильме Планета обезьян 1968 миссия Liberty 1 стартует с мыса Кеннеди 14 января 1972 года, а основные события происходят в 3978 году.
– В романе Планета обезьян Пьера Буля дикие люди, которые живут на Планете обезьян вообще не носят одежду, как по понятным причинам решили сделать в фильме. Они ассоциируют ее со своими обидчиками обезьянами и боятся. Та же Нова в книге рычит и бросается на Уиллиса, когда тот одет в одежду. В фильме Planet of the Apes 1968 от этого осталась только ремарка о том, что Тейлор необычно привязан к одежде и она у него отличается от других людей.
– В книге Нова была куда более буйной и дикой, чем ее привлекательная версия в фильме Планета обезьян 1968 года. Книжная аборигенка имела длиннющие ногти, скрючивали в оскале пальцы, агрессивно на все реагировала. В фильме же ее решили сделать более человечной, соблазнительной и таинственной.
– Так как сюжет фильма заметно отличается от книги во второй части, линией с запретной зоной, и место посадки двух команд было разным. В романе Планета обезьян герои сразу оказываются в подобие земных тропиков, где купаются в водопаде, а в фильме Планета обезьян 1968 астронавты падают в озеро, а вокруг них жаркая пустыня без намеков на жизнь.
– Судьба космического челнока отличается в книге и фильме. В романе Пьера Буля тот поврежден, но в итоге оказывается достаточно исправным, чтобы герой сумел на нем улететь с планеты в системе Бетельгейзе. В экранизации кораблю не оставили шансов – он уничтожен при посадке на воду и элементарно затонул в озере.
– В фильме только намекают, что Тейлор не прочь заняться сексом с Новой, а в книге, хоть это остается за кадром, но точно имеет место. Более того, аборигенка оказывается спустя время беременной, а их будущий с Уиллисом ребенок – угрозой расе обезьян на планете.
– Доктор Зайрус в фильме Планета обезьян показан более зловещим, в большей степени осознающим сущность, разум своего пленника. В книге Пьера Буля профессор орангутанг также хотел получить под свою опеку разумного человека, ставить над ними опыты и, вполне возможно, умертвить, но в фильме на этом сделан акцент.
– В романе Пьера Буля мы видим не просто какой-то пещерный городок обезьян, но настоящий мегаполис, в которым оказывается главный герой. Там даже Зира берет его на поводок и водит по улицам. Этот масштаб утерян и в сцене, где главный герой открывает свою сущность и разум перед достопочтенными обезьянами. В фильме Планета обезьян был введен трибунал и всего несколько чиновников, которые так и не приняли разум Тейлора. В книге Пьера Буля Планета обезьян, Уиллис берет слово на огромном конгрессе, где интерес публики ставит ее в привилегированное положение, и даже Зайрус остается не у дел.
– В книге мы знакомимся с ученым Корнелиусом, женихом Зиры, только во второй половине истории, а в экранизации 1968 года – почти сразу после нее самой.
– В книге после конгресса к Уиллису начинают относится почти как к рамным себе. На этом и зиждется основная линия истории Пьера Буля – как два вида начинают узнавать больше друг о друге. В фильме Планета обезьян 1968 все свели к агрессии, плену и погоням, так как нужно было добавить действия в историю. Это же касается и последних сцен картины, с путешествием к раскопкам (в книге тоже есть, но контекст другой), пленением Зайруса, перестрелками и прочим.
Под планетой обезьян (Beneath the planet of the Apes, 1970)
После довольно эмоционального финала первой оригинальной ленты Планета обезьян, многие зрители ожидали увидеть прямое продолжение путешествия Тейлора. Вместо этого сиквел “Под планетой обезьян” вводит нового протагониста, астронавта Брента с минимальными отличиями от предыдущего. Нас ждет примерно тот же сюжетный макет – главный герой, человек, недоумевает от происходящего вокруг. Попадает в плен к разумным обезьянам, а позже совершает побег и направляется в путь, чтобы получить ответы на свои вопросы. Примечательно, что «Под планетой обезьян» (Beneath The Planet Of The Apes) был снят за меньшие средства, чем оригинальный фильм. При этом масштаб происходящего, на удивление, вырос. На этот раз не столь значимая часть сюжета пройдет в паре помещений – герои больше выбираются наружу. В кадре были одновременно задействовано большее количество статистов в костюмах животных, нашлось место боевым сценам и даже визуальным эффектам – достойным для кино 1970 года.
Как и в оригинальной книге Пьера Буля Планета обезьян, как и в первом фильме фантастической франшизы Planet of the Apes, во второй части поднимается ряд этических, социальных вопросов. Именно это выравнивает, смазанное поначалу, впечатление от продолжения. Во-первых, поднимается тема милитаризма – у обезьян на первый план выходит сильный и амбициозный военачальник, который получает долгожданный повод для организации общества. Сцены мирно сидящих на земле с плакатами демонстрантов шимпанзе ярко соотносятся с антивоенным движением в США против войны во Вьетнаме в те же годы. Продолжаются тематики эксплуатации менее сильных, других существ, экспериментов над животными. Также тема ядерного оружия, которое может повергнуть мир в небытие.
Бегство с планеты обезьян (1971)
Название третей части классической пенталогии “Planet of the Apes” имеет двойной смысл. Хотя Земля остается единственным местом действия, трое героев-шимпанзе, фактически, осуществляют бегство дважды. Их первое ”бегство” с планеты, где до разрушения властвовали умные обезьяны, происходит в 3955 году. А второе – уже в 1973 году с планеты, где на вершине эволюционной пирамиды стоит человек. Фильм начинается почти как милая сказка, где после небольшого вступления, к гостям из будущего относятся с глубочайшим интересом и уважением. Зира и Корнелиус обретают статус почетных гостей на званных ужинах, для них шьют костюмы, и сам президент США не смеет поставить их безопасность под сомнение. Но во второй половине, на смысловую поверхность поднимаются все те же темы: страха перед неизвестным, доминирования над слабыми, эгоистичного одностороннего контроля, милитаризма, давления на личность, экспериментов.
Пока часть ученых и политиков очарованы Зирой и Корнелиусом, другие властные личности видят в происходящем и в истории обезьян угрозу – самому существованию человека, как хозяина Земли. От более явной метафоры на расовую нетерпимость и геноцид в книге ”Планета обезьян” Пьера Буля и самом первом фильме, мы переходим к теме инстинкта самосохранения. Обезьян, которые еще вчера были любимцами мировой общественности, подвергают допросам, им угрожают, а после и объявляют охоту. Причем это отношение уже не столько учитывает конкретную расу беглецов, сколько последствия, в которым их действия могут привести. Фильм “Бегство с планеты обезьян” оканчивается на довольно
Завоевание планеты обезьян (1972)
Если предыдущая картина интересным образом готовила зрителю поворот событий, представляясь поначалу как милое кино и гостям из будущего, то четвертая часть классической серии сразу берется за дело. Прошло двадцать лет после инцидента с говорящими обезьянами, Корнелиусом и Зирой. Их сын Цезарь вырос, и в новом фильме “Завоевание планеты обезьян” поведет за собой толпы умных приматов. Именно в этой классической ленте сформировался образ Цезаря, с отсылками на Иисуса, который получит полноценное развитие уже в новой трилогии спустя сорок лет. Его паства – это рабы, которые веками терпели унижения от человека и в особенности последние восемь лет. На этом этапе киновселенной таинственный вирус убил кошек и собак, а люди взяли в качестве домашних питомцев приматов.
Пикантность в том, что человек не смог относится к обезьянам, как к собакам и котам. Как объясняет антагонист истории, почти в самом конце, человечество боялось нашего сходства с обезьянами, той животной сущности, что еще осталась в нас, как часть эволюции. Тема расовой нетерпимости в четвертой картине выходит на первый план. Над обезьянами открыто ставят медицинские эксперименты, их пытают, избивают, истязают за ошибки в обучении, убивают из прихоти. Фильм делает жирные отсылки в Холокосту и даже одевает полицейских в фильме в черную форму, открыто отсылающую нас к нацистской Германии и СС. Интересно, что главным помощником приматов становится чернокожий, который сам делает ссылку на то, что его предки были рабами в прошлом. Конечно, тот факт, что обезьяны за 8 лет так сильно изменились внешне и стали похожими на людей, выглядит комичным, но ведь это фантастическая история.
Битва за Планету обезьян (1973)
Если в последней части современной трилогии все ждали по-настоящему масштабного сражения между видами, то в первый раз мы увидели отголоски подобного масштаба еще в 1973 году. Скрывавшиеся десятилетиями под землей, обезображенные радиацией, люди решают провести наступление на город умных обезьян, среди деревьев. Приличное количество пиротехники, десятки статистов, но, как обычно, суть ”Планеты обезьян” не в действии, а в морали, которая стоит за ним. После раскрытия отсылок к геноциду в прошлом фильме, мы вновь возвращаемся к милитаризму и трудностях в том, чтобы оставить прошлое позади. Если раньше Цезарь был беспрекословным лидером, под началом которого сражались обезьяны всех видов, спустя двадцать семь лет ситуация меняется. И это те изменения, которые будут отражены в конце IV тысячелетия.
За прошедшие годы среди обезьян начали проявляется те самые классы. Орангутанги стали рассуждать о загадках физики и следить за оружейными запасами. Шимпанзе, на примере Цезаря, становятся более гуманными представителями своего вида, также обращая внимание на науку. Гориллы, под предводительством смутьяна и ненавистника людей, генерала Альдо, ослушиваются своего вождя и идут наперекор указаниям Цезаря. Немногочисленные люди попадают в загон для скота. Вместе с этим, классическая серия ”Планеты обезьян” заканчивается на положительной ноте. Весь сюжет фильма представлен, как рассказ, который озвучивает детям пожилой орангутанг в 2670 году, спустя шесть столетий после основных событий. В этот период показана гармония между людьми и обезьянами, а их дети учатся вместе в школе.
Планета обезьян (Planet of the Apes, 2001)
Именно благодаря картине Тима Бертона 2001 года большинство людей вообще узнало о существование такой франшизы, как Планета обезьян (Planet of the Apes). Именно эта картина для многих является до сих пор единственной страницей в знание о вселенной. Тим Бертон, вне всяких сомнений, один из самых интересных и оригинальных постановщиков последней четверти века и, хотя история была далекой от мрачного сказочного фэнтези, в котором силен режиссер, Планета обезьян 2001 году по-своему примечательна. Это дорогое кассовое кино стоимостью 100 млн. долларов, что для начала 2000-х все еще было значительной суммой. В фильме задействованы известные актеры разных возрастов, а главный злодей и вовсе прекрасен, по части интереса к его поведению и поступкам. Развлекательный продукт для массового зрителя, в котором сровняли все оригинальные шероховатости книги, которые не подходили для широкой публики разных возрастов, в том числе и для детей. По большому счету, Тим Бертон все же снял еще одну мрачную сказку, которую можно посмотреть почти любым составом, в том числе семьей.
Что касается ориентации на оригинальную книгу Планета обезьян Пьера Буля, то я не стану перечислять на этот раз все отличия, так как Планета обезьян 2001 слишком глобально разнится с романом. Это больше ремейк фильма 1968 года, но тоже с существенными отступлениями. Вышел рассказ на новый лад знакомой истории, но вполне самостоятельный, с сюжетной точки зрения. Линия с комическими туристами и путешественниками будущего была заменена на космических ученых, которые попадают в подобие червоточины (привет ”Интерстеллару”). Главный герой проходит сквозь пространство и время и оказывается на планете, очень напоминающей Землю. Герой Марка Уолберга по канону становится жертвой облавы, но здесь его не отправляют к ученым. Планета обезьян 2001 года еще сильнее ушла от интеллектуальной составляющей, в сторону эмоций и действий, воинственности рас между собой.
Обезьяны в картине Тима Бертона не занимаются научными исследованиями, да и в целом они сильно отстают от книжных творений Пьера Буля. Живут в не слишком современном городе, напоминающем разросшиеся пещеры из картины 1968 года. Здесь также есть три расы обезьян, но разница между кастами смазана, в особенности военачальником Тэйдом (Тим Рот) расы шимпанзе. С другой стороны, другие генералы оказываются по канону гориллами, а среди властных – больше орангутангов. Здесь обезьяны не используют людей для опытов, а самые радикальные хотят вовсе очистить планету от них. Аборигены в фильме Panet of the Apes 2001 уже не предстают отсталыми дикарями – они мыслят, причем вполне ясно. Создается впечатление, что люди в фильме умнее обезьян и у них просто отобрали хорошие условия и право командовать. Умирающий отец Тэйда (которого, к слову, сыграл в гриме исполнитель главной роли в Планете обезьян 1968 года) раскрывает каноническую историю прошлого для людей и обезьян.
Помимо прочего, авторы немного больше увлекаются научной фантастикой и закручивают перемены на планете на путешествиях сквозь ту самую червоточину. Оказывается, что тысячи лет назад команда корабля приземляется на планете, а обезьяны в клетках, в особенности шимпанзе Симус, захватывают власть. Стало быть, племена – потомки американских ученых, а три касты обезьян – их подопытных из клеток. С другой стороны, фильм сближается с книгой Планета обезьян Пьера Буля в окончании, когда дает главному герою возможность вернуться домой на космическом челноке и обнаружить, что на Земле все перевернулось вверх дном. Конечно, концовка фильма вызывает множество вопросов – так как это не может быть будущее, а скорее параллельная реальность, но все же такой твист запомнился многим зрителям.
За тридцать с лишним лет опыт грима и костюмов шагнул далеко вперед и решение Тима Бертона не использовать компьютерную графику для обезьян, можно назвать верным и корректным. Это позволило активно задействовать харизматичных актеров, придать происходящему натуральности – такой подход по старинке в большей степени отдает дань уважения классическому фильму Планета обезьян 1968 г. Для тогда еще молодого Марка Уолберга картина стала мощным стимулом для карьеры, а Тим Рот в образе Тэйда здесь просто великолепна. В фильме много действия и бюджет позволил снять во второй половине настоящую битву между объединенными силами людей и обезьян из города.
Восстание планеты обезьян (Rise of the planet of the Apes, 2011)
Спустя десять лет после перезапуска серии Тимом Бертоном, мы получаем еще одно переосмысление известной книги Планета обезьян Пьера Буля. Создатели пошли по новому пути – они сделали своеобразные ремейки четвертого и пятого фильмов старой голливудской пенталогии, где уже фигурировал вирус на Земле, Зевс и значимые перемены на нашей планете, когда люди перестали быть верхушкой цепочки существ. В целом, Восстание планеты обезьян года является типичным продуктов своей эпохи (как было и с предыдущими частями франшизы) – это более зрелищный и дорогой продукт, с активным использованием компьютерной графики, более привычной концепцией на Земле, и отсутствием необходимости быть знакомым с литературным оригиналом или предшественниками. Хотя новая трилогия является своеобразным ремейком, в целом она рассказывает свою историю, сюжетно самостоятельную от классики Planet of the Apes.
События разворачиваются в наше время в Сан-Франциско. Молодой ученый Уилл, в исполнении Джеймса Франко, разрабатывает революционную вакцину, которая способна улучшать умственные показатели и лечить тяжелые заболевания. После неудавшегося эксперимента, врач забирает домой новорожденного шимпанзе, который с годами начинает проявлять неординарные способности. После взросления, Цезарь (имя шимпанзе) возглавляет своих освобожденных из клеток сородичей. Таким образом, сценаристы фильма Восстание планеты обезьян не увиливают от места или времени действия – сюжет в этом плане намного проще и предсказуемей, чем у предшественников.
Учитывая вышесказанное, фильм в наибольшей мере отличается от книги Планета обезьян Пьера Буля, особенно в своей экшен части во второй половине. Хотя благодаря образу Уилла и экспериментам, попытке одомашнить Цезаря, создается эффект интеллектуальной наполненности, он не идет в сравнение с оригиналом и даже классической пенталогией 196-1973 г.г. Сюжет слишком бесхитростно расставляет приоритеты и показывает нам, кто есть кто. Сначала нам жалко приматов, которых отлавливают и делают жертвами экспериментов. Позже нам уже показывают, как они рушат привычный лад жителей большого города, как пытаются занять свое место под солнцем – получается все слишком топорно, без какой-либо моральной нагрузки. Поэтому, даже с учетом технической революции, Восстание планеты обезьян идет по наименее интересному пути.
Важной особенностью новой трилогии, которая была запущена, является полное использование компьютерной анимации для изображения приматов. С одной стороны это кажется оправданным. Во-первых, в наше время, даже во времена начала 2000-х и картины Бертона, люди в меховых костюмах уже выглядели комично. Во-вторых, та же сцена на мосту вышла зрелищной, благодаря свободе движений персонажей, пускай и нарисованных на компьютере. Но вот когда мы видим маленького Цезаря, ”искусственность” слишком бросается в глаза, и ты перестаешь, или даже не начинаешь, сопереживать этим существам. При этом, восхищение Энди Серкису, который буквально вдыхает жизнь в такие франшизы, в таких персонажей, в том числе и мимикой.
Планета обезьян: Революция (Dawn of the Planet of the Apes, 2014)
Второй фильм перезапущенной трилогии оставляет очень интересные эмоции, как самостоятельное кино, и конкретно в контексте киновселенной Планета обезьян (Planet of the Apes). Если предыдущая лента была помесью фантастического футуризма, экшена и семейной драмы, то Планета обезьян: Революция обыгрывает тоже самое сочетание, но куда уверенней. Граница между людьми и обезьянами почти стирается, в плане поведения Цезаря, самых умных из приматов. Они по-прежнему живут в лесу, не пользуются техникой, но стали еще больше походить на нас с вами. Красной линией через фильм проходит беспокойство за свою семью, за весь вид, перед лицом опасностей. Даже Злодей картины – примат Коба, захватывает на время власть в своем племени хорошо известными, из нашей истории, методами. Сначала прикрывается памятью прошлого лидера, поднимает соплеменников на войну громкими лозунгами, ощущением общности. После устанавливает тоталитарный режим контроля, уничтожая неверных. Вместе с этим, стирается граница между двумя главными героями – Цезарем и его трепетным отношением к семье, и героем Джейсона Кларка.
После первых же кадров заросшего растительностью Сан-Франциско в голове оживает целый водоворот ассоциаций с постапокалиптическими историями – От игры ”The last of Us” до фильмов ”Я легенда”, ”12 обезьян”. Если не брать во внимание трудности жизни переживших эпидемию, этот мир хочется изучать, его хочется увидеть своими глазами. Не то, чтобы создатели как-то до мелочей продумали, каким будет мир без цивилизации через 10 лет, но окружение выглядит проработанным. Это касается как общих панорам и пейзажей Сан-Франциско, так и окружающего мира. В фильме: Планета обезьян: Революция (Dawn of the Planet of the Apes) даже станции метро и поселением обезьян кажутся аутентичными кусками некой общей вселенной. Попытка отремонтировать электростанцию и вернуть частичку былой цивилизации, превращается в целый квест. Хотя лагерь людей в городе не продуман до занудства, интересно увидеть, во что превратился быт тех пары сотен людей, у которых оказался иммунитет к убийственному вирусу.
Помимо красивых пейзажей города, в фильме “Рассвет планеты обезьян” куда интересней выглядит анимация обезьян и других животных (птиц, лошадей, даже медведя). Если в картине 2011 года сильно бросался в глаза внешний вид младенца шимпанзе, даже это в сиквеле доработали. Что же касается Цезаря, Кобы, Мориса и других ключевых обезьян, у них прибавилось полигонов, ну а Энди Серкис по-прежнему отвечает за движение персонажей. Помимо конкретно компьютерных кадров хочется отметить общий возросший масштаб происходящего. Хотя только третий фильм напрямую расскажет о войне между людьми и приматами, в Революции этому посвящено больше часа экранного времени. Масштаб потасовки на мосту Золотые вороты из ”Восстания планеты обезьян” был легко превзойден. Теперь сражения разворачиваются на улицах Сан-Франциско, причем с большей ожесточенностью с обеих сторон. В целом, это один из самых красивых фильмов на сегодняшний день, и на своей церемонии Оскар уступил заветную статуэтку за визуальные эффекты другому великолепному блокбастеру – ”Интерстеллару” Кристофера Нолана.
Война за планету обезьян (War for the planet of the Apes, 2017)
Завершение новой трилогии Planet of the Apes обещало стать самой масштабной постановкой во вселенной за всю ее кино историю, начиная с 1968 года. Последняя глава в истории Цезаря (Энди Серкис), его племени умных обезьян и человечества, где все балансируют на грани уничтожения или естественного вымирания. Быть может, двум видам эволюционировавших приматов пора освободить Землю от своего присутствия и влияния и открыть будущее другим видам животных. История, в духе литературного оригинала, книги Планета обезьян Пьера Буля и прошлых экранизаций, ярко подводит нас к этому последнему рубежу. Самое удивительное, что “Война за планету обезьян” – это не история военного конфликта. Умело смонтированные кадры обещали нам военный эпик, но его оказалось, на деле, меньше, чем во второй фильме со сценами штурма города и видового геноцида.
Третий фильм новой трилогии заводит историю даже за черту, где и люди, и приматы могут исчезнуть. Помимо вооруженных конфликтов, на первый план выходит неизвестная эпидемия, по-своему предшествующая оригинальной пенталогии старых картин 1960-1970-х. Более того, акцент еще сильнее смещается с общих тем выживания видов к локальной истории конкретно Цезаря, в исполнении великолепного Энди Серкиса. Актер, известный своими работами с технологией motion-capture, достиг своего творческого апогея. Если в книге Планета обезьян и старых фильмах люди были основными протагонистами и вызывали сопереживание, теперь внимание полностью смещено на их оппонентов. Пере нами великолепно поставленная драма об обезьянах и их лидере, Цезаре. Мы видим историю этого мира через призму понимания личности, которая лишилась самого дорого, своей семьи.
И хотя та самая война и сцены сражений не являются главными составляющими истории War for the Planet of the Apes, перед нами все же военная драма. С тем же успехом, ее видоизмененную концепцию, без фантастики, можно было поместить в любой известный вооруженный конфликт, вроде Гражданской войны в США или двух Мировых Войн. На первый план выходит уже не просто сражение с врагом за ресурсы или территории. Люди здесь ведут расовую войну на уничтожение и фильм делает несколько сильных отсылок к Холокосту, концентрационным лагерям и расовой нетерпимости нашей реальной истории. Впрочем, и сцены битвы, а их здесь две на два с лишним часа, вышли очень достойными. Кульминация фильма “Война за планету обезьян” хорошо соединяет воедино основную сюжетную линию, моральные ориентиры маршрута, отсылки к реальности и прошлым фильма, и книге Планете обезьян Пьера Буля.