Пока миллионы зрителей обращаются за острыми ощущениями к историям о битве с серийными убийцами, инопланетных вторжениях, вампирах и привидениях, целый под жанр драматического кино обращает наше внимание на тему смертной казни. Эти преступники или те, кого система правосудия назвала таковыми, уже, красноречиво выражаясь, закованы в цепи и не представляют опасности для общества. Среди огромного множества подобных лент, которые я смотрел за все годы, я решил остановить свой выбор именно на фильмах о смертной казни в США, причем выбрать для оценки фильмы об истории XX века. В основе двух картин лежат известные литературные произведения Стивена Кинга и Джона Гришэма соответственно. В каждом случае присутствует детективная составляющая, которая погружает зрителя в напряженное ожидание – будет ли установлена истина, виновен ли человек в газовой камере, на электрическом стуле или на койке с иголкой в венах.
Законопослушный гражданин (Law Abiding Citizen)
Этот фильм попал в список по вполне понятным причинам. Во-первых, в более широком смысле, главный герой в лице мужа и отца убитых, вершил правосудие, по своему разумению, фактически приговаривая преступников, юристов, правоохранителей к смертному приговору через изощренную форму исполнения. Конечно, об этичности, презумпции невиновности, честном суде, степени ответственности здесь говорить не приходится. Интересно, что фактически убийца вызывает симпатию после пережитого им и той несправедливости, которая имела место. В большинстве своем зрители сопереживали герою Джерарда Батлера и даже приветствовали запоздалое возмездие для винтиков системы, хотя едва ли юрист Сара заслуживала быть сожженной заживо, учитывая уровень ее вовлеченности в процесс десятилетней давности.
Также фильм “Законопослушный гражданин” начинается сценой преступления, где были насильственно убиты молодая женщина и ее дочь, на глазах у беспомощного мужа и отца. Чтобы обеспечить приговоры и не рисковать, обвинитель договаривается о минимальном сроке для убийцы и о высшей мере для его помощника, который был наблюдателем. Мы видим саму сцену казни Руперта Эймза, которая пошла не по плану. Ему вводят три препарата, компоненты так называемой смертельной инъекции (тиопентал натрия, павулон и хлорид калия). Вместо потери сознания и смерти от остановки дыхания и сердца, смертник с десятилетней историей заключения, умирает в агонии не для впечатлительных. Конечно, скорость ввода и объем препаратов вызвала у многих улыбку, как и сомнительна замена препарата третьим лицом, пускай и столь организованным и одаренным, как Клайд Шэлдон.
Правое дело (Just cause)
Великолепный детективный триллер “Правое дело” о расследовании жестокого убийства маленькой девочки – отличный яркий пример фильмов о смертной казни. Шон Коннери, который ездит по стране с лекциями, критикующими смертную казнь, получает послание от заключенного смертника. Тот, как и многие другие, убеждает в своей невиновности и приводит более чем весомые факты. Восемь лет чернокожий парень Бобби Эрл содержится в одиночной камере тюрьмы Флориды, дожидаясь смертного приговора. Картина затрагивает, в частности, такие темы как расовые предубеждения, презумпция невиновности, давление не подозреваемых. Блок смертников оказывается угнетающим местом, хотя и довольно вольно воссозданным. Кроме того, свой вклад в эмоции от фильма внес персонаж Эда Харриса, приговоренный к смерти за многочисленные убийства. Несмотря на свою браваду по отношению к профессору, Блэр Салливан плачет и не может поверить в то, что его действительно привязывают к электрическому стулу, хотя саму казнь и не показывают в кадре. Тематика раскрывается довольно подробно, в разрезе расследования убийств, хотя о фильме, на удивление, вообще знает небольшой процент людей, и он редко попадается в тематических списках.
Зеленая миля (Green Mile)
Фильм-легенда, который не нуждается в представлении и, в случае с которым, даже фразы начинающиеся на ”если вы еще не смотрели” кажутся насквозь очевидными. Без сомнения самый известный фильм, в котором фигурирует смертная казнь. В отличие от большинства других работ в этом материале, “Зеленая миля” переносит нас на восемьдесят лет в прошлое. Электрический стул не был в 1935 году чем-то новым и уже «успешно» применялся в ряде штатов, как инструмент вынесения высшей меры наказания за убийства. В самом фильме довольно подробно описано функционирование тогдашнего блока смертников и показано непосредственно три казни прямо в кадре. Это отрепетированный уход из жизни Арлена Биттербака, который прошел без эксцессов и неожиданностей. Это казнь Эдуарда Лакруа, которая стала одной из самых шокирующих и узнаваемых сцен в мировом кино – не для впечатлительных, беременных и детей. И это финальное исполнение приговора для невиновного Джона Коффи. Большая часть трехчасового хронометража Green mile проходит как раз на Миле, а главными героями выступают смотрители, так что это буквально ода тематике смертной казни. Книга Стивена Кинга, по которой был снят фильм Дарабонта, буквально переполнена подробностями и всячески советую ее к прочтению.
Жизнь Дэвида Гейла (The Life of David Gale)
Этот фильм более знаком современному поколению киноманов 2000-х и, пожалуй, именно о нем большинство вспомнит, во вторую очередь после ”Зеленой мили”, когда речь заходит о фильмах о смертной казни. Завсегдатай разного рода подборок, списков, топов, рейтингов, рекомендаций картин с неожиданной развязкой. В основе сюжета “Жизни Дэвида Гейла” общение молодой амбициозной журналистки с приговоренным к смертельной инъекции заключенным. Бывший профессор и лектор уже шесть лет находится в заключении в тюрьме Техаса и ожидает казни, назначенной на ближайшую пятницу. Согласно договоренности, журналист в исполнении Кейт Уинслет получает доступ к заключенному Гейлу – три двухчасовых беседы. Само название фильма “Жизнь Дэвида Гейла” намекает на описательный характер и самому месту заключения и казни уделено не так много времени. Само приведение приговора в силу остается за кадром.
Куда интересней тематика борьбы со смертной казнью в США, так как Гейл и его коллега, которая является жертвой того самого преступления, долгие годы были активистами этого движения. Каждый раз, когда они организовывали митинги, дискутировали с губернатором и другими чиновниками, поднимали общественность и СМИ в случаях, когда казнили людей, некоторые из которых, предположительно, могли быть невиновны, и осуждены ошибочно. Вымышленная организация Deathwatch показана изнутри. К слову, фильм не стал одой в борьбе против высшей меры – даже наоборот. Его герои, активисты этой концепции, показаны не всегда адекватными, что накладывает своей след на восприятии, поэтому альтруистический подтекст фильма вызывает больше вопросов, чем реального признания.
Камера (The Chamber)
Экранизация просто отличного романа Джона Гришэма 1996 года, не отличается узнаваемостью и известностью, но это не мешает фильму “Камера” быть добротной криминальной драмой, в основе истории которой – приговор к высшей мере наказания. В 1967 года в одном из городков штата Миссисипи член ку-клукс-клана совершает теракт в здании местной адвокатской конторы, принадлежащей еврею, и погибают два ребенка. В 1980 году его все-таки приговаривают к смертной казни посредством газовой камеры. В 1996 году, всего за двадцать восемь дней до исполнения приговора, молодой юрист Адам Холл берется отстрочить или отменить казнь, как оказывается, собственного деда. Фильм сразу выкладывает все карты и дальше поступательно подводит нас к развязке истории. Хотя большая часть фильма “Камера” проходит за диалогами в тесных помещениях, двухчасовая история быстро поглощает.
Своей проблематикой фильм, конечно же, обязан первоисточнику Джона Гришэма. Приговоренный к смерти, теперь уже пожилой человек, не был инициатором и вдохновителем преступления, а скорее исполнителем. Корни вопроса уходят в более чем вековую историю ку-клукс-клана и той расовой ненависти, в которой воспитывалось несколько поколений семейства Кейхоллов. Один из верных солдат теперь должен унести в могилу участие товарищей, некоторые из которых стали за это время влиятельными личностями. Само преступление здесь не раскрывается приоритетно и внимание уделено закулисным предпосылкам и последствиям, в том числе политической игре, которую ведет губернатор. Помимо прочего, фильм попал в этот материал не только из-за диалогов в блоке смертников – есть сцена приведения приговора в действие посредством «негуманной» газовой камеры. Интересно, что были отсняты настоящие помещения, в том числе газовой камеры Федеральной тюрьмы штата Миссисипи (Mississippi State Penitentiary), которую называют Parchman Farm.
Настоящее преступление (True Crime)
В этом фильме Клинта Иствуда с ним же в главной роли акцент смещен на детективную составляющую. Пожилой репортер, недавно избавившийся от алкогольной зависимости, по случайности должен присутствовать на казни заключенного. Даже при беглом знакомстве с делом, чуть подсказывает старому волку, что дело против чернокожего механика шито белыми неубедительными нитями. Интересно, что Иствуд берется за дело в последний день перед казнью. Ряд сцен фильма “Настоящее преступление” все же раскрывают деятельность блока смертников, где в данном случае, только один постоялец. Охранник ведет запись последних событий в жизни подсудимого – во сколько он встал, когда пришли посетители, о чем говорили, что будет входить в последний ужин. Также показаны подготовительные мероприятия перед самой казнью посредством смертельной инъекции, в том числе обязательная проверка связи, на случай внезапной отсрочки. Скандирующие люди за окном тюрьмы, как выступающие против смертной казни, так и призывающие гнев общественности в памяти об убитой девятнадцатилетней беременной студентке.
Мертвец идет (Dead Man Walking)
Картина Тима Роббинса основана на мемуарах монахини, которая провела ряд бесед с осужденным на смерть мужчиной в середине 1980-х. Сюжет почти полностью состоит из диалогов, причем в антураже блока смертников и наименее интересен из этой подборки фильмов. Вместе с этим, почти два часа экранного времени проходят в тюрьме за беседами между служительницей церкви и осужденным, которого изобразил Шон Пенн. Последний не признает свою вину в совершенном давно двойном убийстве, но новый собеседник меняется его отношение к предстоящей казни. Показаны подготовительные процедуры и сама казнь, снова же, посредством введение смертельной инъекции.