Стратегия ставить на уже известные и ранее прибыльные франшизы, все с большей утвердительностью оправдывается, когда разрыв между заслуженным хитом и его продолжением или переосмыслением, сокращен до минимума. Прошлое десятилетие уже возвращало на экраны опаснейших Охотников во вселенной в 2004 и 2007 г.г. соответственно. Однако именно реинкарнация с незамысловатым названием Хищники, увидевшая свет во многом благодаря личному энтузиазму небезызвестного Роберта Родригеса, по прошествии стольких лет, способна подарить поклонникам того самого Predator, новую порцию ощущений. Это не новое слово в жанре, как и далекий от понятий перезапуска проект – лишь художественная попытка вызвать у зрителя ту самую ностальгическую слезу.
Ностальгия по «Хищнику» 1987 г.
Как бы не критиковали фильм фильм «Хищники» за осовремененную версию истории об известном космическом охотнике, стоит помнить, что удачным и, более того, культовым фантастическим фильмом до сих пор считается именно фильм «Хищник» Джона МакТирнана 1987 г. Да, тот самый с железным Арни в главной роле. Стоит сделать ремарку, что «Predators», по большей части, ориентированы именно на людей, в крови которых до сих пор с ностальгией живет кино 1980-90-х. И я не просто допускаю, но с уверенностью говорю, что восприятие и субъективная оценка картины будет отличаться у новых и бывалых зрителей. Буквально с вступительной сцены меня, еще во время премьеры в кинотеатре, охватил ностальгический восторг. Конечно, и сразу ощущается разрыв в производственных затратах (17 млн. и 40 млн. с учетом инфляции и тенденций в кино – бюджет сиквела должен был быть объективно в 2-3 выше), и все же фильм пронизан атмосферой «Хищника» 1987 г. Ниже приведу несколько самых ярких примеров цитирования оригинала, которые были по-своему бережно пересказаны спустя два с лишним десятилетия.
– Великолепная, узнаваемая буквально с первых мгновений музыка Алана Сильвестри была по большей части сохранена и дополнена, уже усилиями нового композитора, похожими композициями. По большей части это напряженные ноты, подчеркивающие быстрый темп происходящего. Жаль, что в словах нельзя передать тональность, но старые добрые отстукивания музыкальных инструментов сразу воскрешают в памяти отдельные сцены из фильма 1987 г. Такое сохранение можно назвать уважительным жестом в сторону оригинальной, хорошо известной истории. Оно рассчитано как раз на аудиторию, знакомую с темой рассказа, которая должна была оценить баланс между хорошо знакомым старым и реалиями современного кинопроизводства.
- Один из персонажей, а именно российский офицер в исполнении Олега Тартарова, большую часть своего экранного времени проводит в кадре с большущим многоствольным пулеметом – явная, просто откровенная дань в сторону персонажа Джесси Вентуры из первой части с его пулеметом Гатлинга. Конечно, интересное у сценаристов виденье славянского офицера, таскающего с собой такую махину – это ну очень непрактично. Зато зрелищно, ничего не скажешь – чувствуется мощь классического огнестрельного оружия, контрастирующая с фантастической составляющей. Понимаешь, что какими бы искусными охотниками не были противники, попав под шквальный огонь такого орудия, они призадумаются о своей наглой беспечности.
- Одна из сцен практически по-планово повторяет момент из «Хищника». Персонаж актера с труднопроизносимой фамилией и именем Махершалалхашбаз Али, в один момент ощущает приближение худого исхода – он вглядывается в одну точку, пытаясь рассмотреть что-то в гуще деревьев. За ним, конечно же, как в свое время за Датчем и Билли, наблюдает таинственный охотник посредством теплового виденья. Очень показательное и, в тоже время, ненавязчивое цитирование классики, обыгранное на современный манер. Интересно, что производит почти тоже тревожное ощущение.
- В фильме, в своей манере, наконец, был показан поединок на ножах холодном оружии между человеком и Predator, который остался за кадром за 23 года до этого. Тогда мы услышали только истошный предсмертный крик героя Сонни Лэндхэма, а в «Хищниках» имеем возможность лицезреть по-своему стильную схватку в восточном стиле. Опять же, за несколько секунд тревожного ожидания, в голове проносятся активные ассоциации, и все это под музыкальную тему из первого фильма. Стоит отметить гениальную по своей простоте идею, разыграть эту сцену в высоких колосьях – таким образом, фантастика приобретает понятные и доступные очертания и шансы, в определенном смысле, уравниваются.
- У главного героя Ройса при себе в один момент, когда патроны на исходе, обнаруживается просто внушительных размеров армейский нож. Таким, судя по внешнему виду, можно разрубить человека на две части, что мы и видим, только применимо к местной агрессивной фауне. Если потеребить воспоминания, у Арнольда Шварценеггера в «Хищнике» (1987) был похожий инструмент для увечий, которым он в одном из моментов пригвоздил врага к столбу. Время, как говорится, идет, а вот острая сталь не теряет своей актуальности, когда дело доходит до вопроса выживания.
- Во время импровизированного ухода от вражеской погони, герои фильма «Хищники» вынуждены преодолеть местный водопад. Не будем брать во внимание тот факт, что это все-таки не Земля – ностальгия в другом. Персонажи падают с приличной высоты в воду, и таким образом прерывают погоню (что выглядит немного наивно, учитывая технику и навыки Хищников). Вновь все переживают такое вот неординарное происшествие. После этого, уже по заведенной традиции, следует определенное откровение о происходящем.
- Почти в самом начале фильма «Хищники» (2010) действующие лица обнаруживают своеобразную ловушку (точнее попадают в нее), установленную солдатом из войск спецназначения США. В сцене чувствуется тонкая ирония на фильм 1987 г. Там Шварценеггеру удалось дать отпор инопланетному охотнику с помощью навыков, мастерства убивать. Здесь же, на территории врага, сразу с несколькими палачами, даже при самой лучшей подготовке, боец уже не совладал – получил выжигающий залп в грудь и остался лежать на том же месте. Эти самые ловушки вызывают улыбку, особенно стреляющие копья, но в угоду фильм, производят должный эффект.
- Один из героев оканчивает свое присутствие в кадре, будучи нанизанным на боевое копье Хищника. Внимательные зрители вспомнят момент-вдохновитель из фильма «Хищник 2». Также подобная сцена была обыграна в более современном «Чужой против Хищника», и, по-сути, стала определенным каноном, когда речь заходит о вселенной Predator. Можно ругать за жестокость, но это не фильм для детей, зато такой исход выглядит в кадре довольно зрелищно и, как не трудно догадаться, обыгран как неожиданность – такая себе встряска для успокоившихся нервов.
- В финальной битве между оставшимся в живых последним Охотником и Ройсом, последний использует хорошо знакомый прием, ранее услышав о нем от Изабелль. Боец намазался местной грязью, чтобы скрыть тепло своего тела. В тоже время, Хищник, как и в фильмах 1987 и 1990-х годов, включает один из вариантов альтернативного зрения, позволяющего ему, наконец, обнаружить, казалось бы, хитрого противника. В данном случае, это электромагнитный импульс, испускаемый бьющимся сердцем. Таким образом, охотники вот уже в третий раз остаются обманутыми совсем недолго.
- Как минимум в двух сценах «Хищников» 2010 года поверженные люди пытаются уползти прочь от приближающегося Хищника, что, конечно, лишь акт отчаяния, чем реальный выход из ситуации. Внутри брошенного корабля сначала ползет раненный Николай, а за ним ступает убийца, а позже и главный герой Ройс нюхает землю. Конечно, это прямая отсылка к почти что финалу поединка между Датчем из фильма «Хищник» 1987 и инопланетным противником, когда герой Шварценеггера отступает к своему пристанищу с ловушками.
- Когда приходит черед Стэнса покинуть этот мир, к нему подходит Хищник и силой вырывает череп и позвоночник из тела поверженного на землю. Это дань одной из самых мрачных сцен оригинала МакТирнана, когда подобной процедуры подвергается тело Билли, для пополнения коллекции трофеев на поясе.
- В финальной сцене сражения между Ройсом и Хищником, последний явно не спешит расправиться с оппонентом, когда у него есть такая возможность – он наслаждается моментом и отдает дань своему сопернику. Когда один их охотников хватает Николая, он насаживает его на ручные штыки и так же оттягивает момент, находясь лицом к лицу со своей жертвой. Это явная отсылка к моменту, когда Predator из оригинального фильма 1987 года берет за горла персонажа Шварценеггера. Притом оба мужчины не маленькой комплекции и роста, но на контрасте с гигантом кажутся детьми.
- Хотя в фильме Хищники 2010 года присутствует два вида существ, оба используют традиционные лазерные пушки, установленные на плече. В первый раз герои подвергаются обстрелу в лагере хозяев, а так же есть сцена, где герой Эдриана Броуди останавливается, увидев перед собой врага, а на собственном теле тот самый след красного цвета. В трейлере к фильму, кто помнит, был даже момент со множеством этих точек. В оригинальной картине Джона МакТирнана мы видим использованием лазерной наводки не единожды. После ее применения умирает Блейн, она направляет заряд в руку Дилана, в голову Мака.
- Последние кадры обоих лент также повторяются, что можно считать отличным завершающим аккордом в работе над отсылками и ностальгией. Здесь у нас единственных два выживших показаны сначала со среднего, а после с отдаляющего дальнего плана, как и Датч в Хищнике 1987 года.
Я только вскользь провел сравнение с работой МакТирнана, обозначив только самые ностальгические элементы, как мне показалось. Копаться в двух картинах можно и интересно довольно долго. Перед нами ни в коем случае не переосмысление «Хищника» на современный лад, не попытка увлечь новое поколение классической фантастической историей. «Хищники» 2010 – дань огромному количеству преданных зрителей и людей возрастом старше. Лично я вырос на пафосной охоте Арни в джунглях и всячески прощаю новой адаптации множественные огрехи – спасибо за приятную, душевную ностальгию.
post scriptum. Конечно же, внимательные зрители отметили диалог, в котором единственный женский персонаж дает вводную информацию о враге. Упоминается Гватемала, 1987 год, отряд спецов + координатор из ЦРУ. Таким образом, сценаристы «фильма Хищники» не только подчеркнули прямое влияние вдохновителя, но и разъяснили, что события обоих фильмов развиваются в рамках одной кинематографической вселенной. К слову, ранее место действия не называлось и подразумевалось как некое вымышленное государство в Центральной Америке (в некоторых источниках указано Вальверде)
Расширение вселенной фильмом «Хищники»
Я не буду брать во внимание многочисленные комиксы, компьютерные игры, фантастические рассказы и банальные новеллизации. Также, говоря о привнесенных уточнениях, намеренно опущу дилогию «Чужой против хищника». Авторы сценария, представляя нам расу Охотников, пошли дальше идеи, о том, что Хищники путешествуют по доступным мирам, собирая трофеи. Совершенствуясь в своем мастерстве, они обеспечили себе целые охотничьи угодья, где могут, уже на своих условиях и подконтрольно, меряться силами с самыми опасными существами во вселенной. Осмелюсь предположить, что планета, на которую попадают главные герои – не одна в своем роде и, возможно, даже не жемчужина коллекции. Так как сила притяжения, атмосфера, флора подобраны максимально близко к условиям Земли, показанный в фильме заповедник служит местом последнего жестокого упокоения именно отпрысков Homo Sapiens. Роберт Родригес в одном из интервью (эта информация доступна на той же Wiki) отметил, что созданная для «Хищников» концепция дает практически неиссякаемое подспорье для идей. Вероятней всего, вы и не станете заморачиваться по этому поводу, строить цепочку логических измышлений, и все же приятно, что создатели не стали слепо копировать успешных предшественников, а привнесли в известную фантастическую вселенную что-то свое, оригинальное.
Другой интересный момент в Predators, который наверняка не пройдет у вас незамеченным – это две расы Хищников на планете. Признаться, в сюжете есть только поверхностные предположения (понятно, что за чашкой чая у виновников торжества правду не расспросить) о возможной гражданской войне между нациями Охотников. И так, нам представлено два вида Predator. Первый – уже хорошо знакомое из предыдущих двух фильмов существо двухметрового роста, крепкого сложения. Именно с этими неприветливыми эгоистичными ребятами в свое время имели дело Арнольд Шварценеггер и Дэни Гловер. Вторая разновидность существ выглядит еще более грозно и пугающе. Они близки к тому варианту, что мы видели в обоих частях «Чужой против Хищника». Нам примитивно дают понять, что последние более искусные убийцы и воины, но как это выражено в событиях вне кадра, стоит только гадать. Возможно, если перенести это на понятные людям реалии Земли, перед нами две конкурирующие нации, не обязательно заклятые враги, но оппоненты в самой, судя по всему, интересной забаве.
Колоритные персонажи фильма
Теперь хочется приступить к разбору самой интересной, по моему мнению, составляющей фильма «Хищники» 2010 г, а именно взглянуть на новых героев и актерский состав (Очень жаль, что давно нет в живых великана Кевина Питера Холла). Сценаристы выбрали очень интересную концепцию, доведя до логического апогея идею о самых опасных представителях человеческой расы. Как говорит единственная женщина в фильме: «Мы убийцы, изгои в собственном мире». Сразу же возникает, по крайней мере, одно резкое возражение – трудно себе представить более опасных людей, чем группу военных экспертов с оружием из «Хищника» 1987 г. Утверждение в целом правильное, хотя новые герои не лучше и не хуже знакомых – они просто другие. И если семь членов отряда спецназначения с трудом справились лишь с одним охотником, это еще не значит, что солянка убийц из разных стран не способна отправить к космическим праотцам целых троих извергов. Повторю здесь собственную фразу из рецензии на Кинопоиске, которую я написал три года назад – каждый персонаж в «Хищниках» заслуживает собственную отдельную историю или даже фильм (так называемый спин-офф). Стоит отметить, что здесь нет положительных героев, и при этом во время просмотра возникает неподдельное сопереживание – в этом солидная заслуга, как создателей, так и исполнителей. Если задуматься, то подобная кампания несчастных перебила бы друг друга при других, более привычных обстоятельствах, а здесь, пришлось сплотиться перед лицом общей, как оказалось, более серьезной угрозы. Далее, я не без помощи спойлеров, выскажусь по поводу каждого из героев, оставляя за кадром порядок смертей или конечный итог.
Еще один момент, который хочется в отдельном порядке выделить в новом фильме «Хищники» – это возможность коммуникации. Никто не спорит, что английский язык давно стал флагманом образованности во всем мире, особенно учитывая распространение Западной культуры посредством того же самого кино. С профессиональными военными все ясно – офицером невозможно стать без хорошего образования, подразумевающего хотя бы общее знание английского. А вот к бойцу мексиканского картеля, исполнителю японской Якудзы и, особенно, бойцу из Революционного Фронта Сьерра-Леоне, в этом смысле, возникают вопросы. Еще интересно, как же Predator-ы осуществляли свой отбор. Во-первых, чтоб понять особенности человеческого общества, они должны быть хорошо осведомлены о нем, то есть долгие годы вести наблюдение и понимать происходящее. Не поверю, что они просто хаотично наблюдали за миллионами жителей Земли, выделяя убийц. К тому же, не со всеми персонажами фильма все так однозначно. Это один из вопросов, ответ на который остается за кадром и в поле деятельности вашего воображения.
РОЙС – Royce (Эдриан Броуди – Adrien Brody)
Вокруг главного героя фильма «Хищники» намеренно сосредоточена некая атмосфера интриги и таинственности. Единственный член новообразованной команды, о прошлом которого ничего не известно дальше предположений. Как говорит единственная героиня: «Я думаю, ты бывший военный, спец», и еще она подчеркивает в другом диалоге, что Ройс, вероятней всего, наемник. Здесь большое пространство для домыслов и предположений, а лично мне, с самого первого просмотра, ближе версия, что герой Эдриана Броуди – вольный наемник, без принципов и сожалений, который выбирает нанимателей, руководствуясь только выгодой. Он с самого начала ведет себя наиболее спокойно и беспристрастно, и хотя не выказывает никаких инициатив, становится неформальным лидером группы – при этом постоянно источает своеобразный пафос. Думаю, у многих были обоснованные сомнения, как пианист Шпильман (из к/ф «Пианист»), он же худой с острым носом Эдриан Броуди, будет изображать на экране лидера и воина, способного дать жесткий отпор лучшим охотникам. Действительно, не совсем корректно сравнивать его с Железным Арнольда Шварценеггера, но по-своему, персонаж получился интересным, хоть и не внушающим уверенность в благополучном исходе.
ИЗАБЕЛЛЬ – Isabelle (Алиси Брага – Alice Braga)
Единственный женский персонаж в развернувшейся истории «Хищников», в этом смысле, приятно оттеняющий суровую мужскую братию. Хотя она встречает незнакомцев не слишком приветливо – через объектив своей снайперской винтовки, в дальнейшем пытается примерить и объединить усилия группы для выживания. Судя по всему, почти единственная среди собравшихся наделена душевными перипетиями, совестью. Интересно, что хотя героиня Алисе Брага представлена зрителю, как боец израильской армии, отличается явно латиноамериканскими чертами внешности. С одной стороны это вроде как нелепо, а с другой символично – еще одна своеобразная отсылка, на этот раз к образу Анны (Эльпидия Карилльо).
Николай – Nikolai (Олег Тактаров)
Как же было создавать в фильме «Хищники»солянку из персонажей разных национальностей и отказаться от героя славянской внешности. По его собственным словам, боец был в бою на Кавказе и это последнее что он помнит. У него двое детей, а фотография чад неизменно сопутствует отцу в кармане. Конечно, герой Тартарова не избежал уже привычных для западной киноиндустрии стереотипов, особенно это касается тельняшки, контрастирующей с огромным пулеметом. И все же персонаж получился по-своему оригинальным и интересным и спасибо на том, что пригласили русскоговорящего актера.
Кучильо – Cuchillo (Дэнни Трехо – Danny Trejo)
Боец мексиканского картеля – один из, так сказать, блеклых второстепенных персонажей. Тем не менее, интересна его судьба до попадания на охотничьи угодья – сколько людей лишилось жизни от его рук, сжимающих два автоматических ствола. Если говорить о выборе возрастного актера, то трудно себе представить лучший вариант, чем хорошо узнаваемый во всем мире Дэнни Трехо. К тому же, их с Родригесом связывает долгое творческое прошлое. Выглядит герой не то чтобы внушительно, но, кто знает, может в той, привычной жизни, он действительно был настоящим хищником, убийцей без сожалений совести. Чего только заслуживает упоминание из его уст о способах заработать в Тихуане. Да, то самое о закатке в бочку и выкупе.
Стэнс – Stans (Уолтон Гоггинс – Walton Goggins)
Приговоренный к смертельной казни заключенный американской тюрьмы, которого, по его собственным словам, должны были лишить жизни (за многочисленные жестокие убийства и насилие) через два дня. Этот персонаж фильма «Хищники» Производит, естественно, неприятное впечатление, хотя из всех членов группы конфликтует только с одним человеком. Мечтает о свободе, несмотря на тяжесть совершенных деяний, и уповает на то, что продолжит свою разгульную судьбу. Интересен тем, что у него нет огнестрельного оружия, что довольно иронично, учитывая опасность окружения и противников в лице Хищников. Но не стоит переживать – даже с тюремной заточкой он способен дать достойный отпор, а не смириться с участью куска мяса.
Момбас – Mombasa (Махершала Али – Mahershala Ali)
Боец из Сьерра-Леоне, который предстает перед зрителем, конечно же, с автоматом Калашникова в руках и с темной, как предрассветная ночь, кожей. Интересно, что говорит по-английски, причем довольно неплохо. В этом смысле вызывает интерес его судьба до событий фильма. Возможно, он не просто оголтелый каратель гражданского населения. В одном моменте вспоминает о том, как охотился на зверей. Хотя утверждает, что не боится смерти, именно в его глазах читается ощущение беды и тревоги. Постоянно вступает в стычки с серийным убийцей Стэнсом. Один изповерхностных героев «Хищников».
Эдвин – Edwin (Тофер Грейс – Topher Grace)
Пожалуй, самый интересный и, в хорошем сюжетном смысле, неоднозначный персонаж в фильме «Хищники» 2010 г. Другие персонажи задаются вопросом, как этот с виду безобидный врач попал в подобную кампанию убийц, насильников и солдат. Он, судя по всему, очень образован, и как специалист обладает знаниями, выходящими за рамки конкретной специализации. В одной из сцен определяет по степени окоченения трупа, примерное время смерти, а в другой уберегает Николая от необдуманного контакта с местным ядовитым растением. Просто великолепно отыгран молодым Тофером Грейсом (который многим наверняка запомнился в «Человеке-Пауке 3») При себе носит футляр с хирургическими инструментами, в частности, несколько скальпелей.
Хандзо – Hanzo (Луис Одзава Чангчьен – Louis Ozawa Changchien)
В этом бойце японского мафиозного клана Якудза чувствуется элегантность, выделяющая его среди других убийц. Попадает на планету Хищников в дорогом шелковом костюме и быстро расстается с тонущими в грязи лакированными туфлями. При себе, в кобуре носит два пистолета, с которыми умело управляется. Ведет себя загадочно и более спокойно, чем другие герои, реагирует на происходящее. Лишился нескольких пальцев на руке, по собственным словам, выдав какую-то информацию. К тому же, хорошо обращается не только с огнестрельным оружием, но и холодным. Верхняя часть тела покрыта татуировками в азиатском стиле – такой себе классический образ восточного убийцы.
Ноланд – Noland (Лоренс Фишбёрн – Laurence Fishburne)
Еще один неординарный и интересный персонаж фильм «Хищники» 2010 г., предыстория которого более интересна, чем участие в показанных событиях. Солдат американской армии, которому приходится выживать на враждебной планете в одиночестве и такое положение вещей, как видно, сказывается необратимо на нем. Научился давать достойный отпор противникам и, по собственным словам, убил 3 или 4 Хищника. Лоуренс Фишборн просто-таки радует своим появлением в кадре, вот только по плотности тела, не похоже, чтобы он выживал на чужой планете, находя каждый день средства к существованию.
Получившаяся статья о фильме «Хищники» 2010 года – лишь набросок того многообразия направлений, по которым можно было бы обсудить фильм и лишний раз по-доброму перемолоть косточки его создателям. И хотя на выходе ожидаемо получился далеко не блокбастер уровня кассовых гигантов (Это не Трансформеры и даже не новая глава во вселенной Marvel). Если я недостаточно убедительно сказал это выше, повторюсь – Хищники получились не таким масштабными и впечатляющими, как того хотелось бы – думаю, выражу общее мнение. Вместе с этим, перед нами интересный опыт пробуждения, нет не так – напоминания о классике кино. И к объективной оценке этого фильма ниже, как минимум 1 балл заложен с оглядкой на все вышесказанное. В то время как известные порталы IMDB и Кинопоиск дают оценку чуть больше 6.
Моя оценка: 8,5 из 10
На досуге смонтировал трейлер по фильму Хищники в трех актах – ностальгирующим посвящается.