1 759

«Нокдаун» — Великолепная спортивная драма

Люди просто обожают и всячески выражают свою предпочтительность по отношению к историям неожиданного успеха, особенно если речь идет о героях, которых можно охарактеризовать как «из народа».  Думаю, мы здесь не будет подробно останавливаться на особенностях того, почему так происходит. Большинство людей где-то на бытовом уровне противопоставляют себя сильным и успешным мирам сего, если не имеют амбиций к ним приблизиться. В этом смысле для пересечного зрителя куда интересней и, что ли, естественней, рассказ об уже списанном всеми со счетов боксере, которому судьба дала второй шанс. Тут важно подчеркнуть, что оригинальное название фильма «Нокдаун» — «Cinderella Man», что можно дословно перевести как «Мужчина-Золушка». Существует много определений концепции фильма, которые лично я обычно называю как раз «эффект Золушки» или, более известной фразой «из грязи в князи».

Фильм Нокдаун 2005 года Рона Ховарда

Великая Депрессия и Бокс

В фильме «Нокдаун» подчеркнуто, насколько важен был спорт для поддержания морального духа во времена, когда большая часть страны бедствовала. Большую часть фильма Нокдаун 2005 г. мы видим людей, которые думают о том, чем сегодня поужинать, заплатить за свет в обветшалых ночлежках. Те моменты, когда мы наблюдаем ликование, улыбки на лицах массовки и актеров второго плана, связаны с боксом. Причем во времени еще до ТВ трансляций, не все имели возможность просто прийти на стадион и увидеть матчи вживую. Как ярко подчеркнуто в фильме Рона Ховарда, важную роль в поддержании общего интереса и духа общности, играло радио. С одной стороны, это был лишь голос комментатора и шум толпы на заднем плане, но слушателям приходилось создавать матчи у себя в голове, включая воображение. Прилагательные о проведенных ударах они визуализировали у себя в голове, дополняя некий ореол таинственности вокруг бокса и, в частности, вокруг восхождения человека по имени Джеймс Брэддок.

Великая Депрессия и Бокс - фильм Нокдаун

Большинство сцен фильма «Нокдаун»(Cinderella Man 2005) ярко подчеркивают особенности и трудности периода Великой депрессии в США. Сцены, где герой Рассела Кроу пытается получить работу в доке – это не художественный вымысел. Десятки мужчин, которые хотят получить работу хотя бы на один день и оплату в конце него. Также очереди за социальным обеспечением, которые растягивались далеко за пределы муниципальных зданий. Часто, дневной лимит выдачи был превышен еще до того, как все пришедшие смогли высказаться о своей бедственной ситуации – помните мужчину, который говорит о жене, которая вынуждена кормить детей грудью, когда у нее от недоедания уже выпадают зубы. Кстати то, что Мэй (Рене Зеллвегер) разбавляет молоко водой – было обычным делом для периода Великой депрессии.

Бедственное положение детей, в том числе шаткое чад самого Джимми Брэддока – тоже не выдумка – 250 000 стало бездомными во времена Великой Депрессии. Еще многим запомнилась сцена, где люди на улице празднуют Дни рождения детей коллективно – это была обычная практика в то время, для экономии и без того скудных средств.

Великая депрессия в кино - фильм Рона Ховарда

Джеймс Джей Брэддок – Биография

Настоящее имя нашей звезды – Джеймс Уолтер Брэддок (James Walter Braddock). Родился в Нью-Йорке, в небезызвестном районе Адская кухня на улице West 48th Street 7 июня 1905 года. Его родители были эмигрантами из Старого света. Мать из старого ирландского рода и отец, наполовину ирландец, наполовину англичанин. В детстве Джимми Брэддок мечтал играть в американский футбол не где-нибудь, а у самого известного тренера своего времени Кнута Рокне (Knute Kenneth Rockne), который преподавал в университете University of Notre Dame, в штате Индиана. Но одного ребяческого желания оказалось мало, да и способностей к учебе будущий чемпион не проявлял, чтобы иметь перспективу пойти в колледж после школы.

Молодой Джеймс Брэддок увлекся боксом в шестнадцать лет и настолько, что получил звание профессионала уже в 21 год – в 1926 году. В следующие три года он активно выступал в профессионалах и к 1929 г. на его счету было уже 44 победы, 2 поражения и 2 ничьи, 21 победа нокаутом. В 1928 году Джеймс Джей Брэддок, как он теперь себя называл (отдавая дань двум чемпионам, которые также делали такое сокращение —  James J. Corbett and James J. Jeffries) одержал важную победу над Таффи Гриффинсом. Но уже в следующем году, в бое за титул чемпиона, болезненно проиграл Томми Лауграну. Джимми тяжело пережил поражение, плюс получил серьезную травму – сломал правую руку в нескольких местах.

Джеймс Джей Брэддок – Биография

С приходом Великой Депрессии, семья Брэддоков потеряла накопления, а карьера Джимми пошла на дно. На момент начала кризиса, Джеймс Брэддок содержал службу такси, ночной клуб и 20 000 долларов сбережений. Мужчине теперь приходилось не только целый день работать в доках, если его брали, но порой после этого еще всю ночь грузить уголь за 60 центов за выход.

В следующих 33 боях Джимми Брэддок одержал только десять побед, двадцать раз проиграл, и два мачта закончились ничьей. То и дело незаживающая рука боксера, плюс его бедственное положение и отсутствие нормального режима тренировок, практически прекратили карьеру Бульдога. Это не выдумка фильма «Нокдаун», что Джимми скрывал свою травму – он в жизни вообще снял гипс, чтобы иметь возможность быть нанятым в порту на работу. Джимми Брэддок действительно пошел в службу помощи малоимущим и после получал по 24 доллара в месяц на протяжении десяти.

Молодой Бергенский Бульдог Брэддок

В 1934 году Джеймс Джей Брэддок получает второй шанс – стать «трамплином» для подающего надежды потенциального чемпиона Джона Корна Гриффина. Удивительно, но имеющий нулевые шансы, по общему мнению, Брэддок одерживает победу в третьем раунде. Далее следует еще одна победа – над Джоном Генри Льюисом (будущим чемпионом в полутяжелом весе). 22 марта 1935 года Джимми Брэддок побеждает еще одну молодую звезду – Арта Ласки, сломав сопернику нос, и получает шанс сразиться за титул. К бою за чемпионство с тогдашним обладателем пояса Максом Бэром, Джимми готовился очень серьезно (даже набрал двадцать фунтов, с 170 до 191), и не считал себя проходным противником (journeyman fighter). В итоге он одержал оглушительную победу над Максом Бэром и стал чемпионом мира. Уже тогда получил свое известное прозвище мужчина Золушка (Cinderella Man) от прессы – это также исторический факт.

Дальнейшая карьера в стане чемпиона не была оглушительной – Джеймс Брэддок испытывал последствия накопленных травм. Первая защита титула должна была быть против немецкого боксера Макса Шмелинга в 1936 году, но бой отменили. Сам Брэддок говорил о небольшом гонораре, который ему предлагали, что он предпочел позже сразиться на более выгодных условиях с Джо Луисом. В целом же сыграли роль политические мотивы, так как в Европе возрастало влияние национал-социализма и милитаристской политики Германии, откуда был Шмелинг, лично знакомый с Адольфом Гитлером и пользовавшийся покровительством. В итоге 22 июня 1937 года (через целых два года после боя с Максом Бэром) состоялся бой Джимми Брэддока с Джо Луисом, который Брэддок достойно проиграл. Последним выходом на ринг стал поединок с Томми Фарром, который «Будьдог из Бергена» выиграл в 1938, а после ушел на пенсию.

James Walter Bradock - Cinderella Man 2005

Что касается личной жизни, Джеймс Джей Брэддок женился на Мэй Фокс в 1930 году, когда уже бушевала Великая депрессия, и у пары родилось трое детей – два мальчика и девочка. Мэй была первой девушкой Джимми, с которой они встречались много лет.  В 1942 году Брэддок, вместе со своим тренером Джо Гулдом, записался в армию в звании лейтенанта первого класса. Доблестно воевал на тихоокеанском театре военных действий, а с 1944 года проходил службу на острове Сайпан, где тренировал бойцов защищать себя. После возвращения с войны, продавал излишки снаряжения гражданским лицам. В 1960 году оказывал спонсорскую поддержку при строительстве моста Веррацано-Нарроус, соединившим районы Нью-Йорка Бруклин и Статен-Айленд. Умер мужчина Золушка, Джеймс Брэддок в 1974 году в возрасте 69 лет и похоронен в Нью-Йорке. В 2001 году его имя было внесено в Зал славы Бокса. В районе North-Bergen (отдельный муниципалитет Нью-Джерси) есть парк, который носит имя чемпиона James J. Braddock North Hudson County Park.

Пожилой Брэддок и его жизнь после бокса

Джо Гулд

Джо Гулд и тогда еще двадцатилетний любитель Джеймс Брэддок встретились в 1925 году в одном из популярных залов Джерси. Их сотрудничество оказалось плодотворным – до своего первого поражения, боксер выиграл с тренером 14 поединков и два сыграл вничью. Интересно, что в реальности тренер Джо Гулд действительно продал почти все свое имущество, чтобы дать возможность своему другу и подопечному Джимми Брэддоку тренироваться и получить второй шанс на боксерском ринге. Джо Гулд также записался в армию в 1942 году. В 1944 году Джо Гулд был уволен из армии по приговору военно-полевого трибунала за взяточничество и приговорен к трем годам трудовых работ. Умер от Лейкемии в 1950 году в возрасте 54 лет.

Джо Гулд - тренер Джимми Брэддока

Макс Бэр

Самое большое отличие образов и истории в фильме «Нокдаун» и реальных касается чемпиона мира Макса Бэра. Чтобы подчеркнуть путь Джеймса Брэддока снова наверх, преодоление им трудностей, чистые помыслы и добрую душу, нужно было немного «демонизировать» соперника. В фильме Макс Бэр показан любимцем женщин, который деморализует своего оппонента перед боем, колко высказывается в прессе и на публике, даже оскорбляет жену противника пошлыми намеками. Он показан как человек, который убил двоих людей на ринге и не испытывает какое-либо раскаяние по этому поводу. В действительности в бое с Бэром действительно скончался боксер Фрэнки Кэмпбелл (Frankie Campbell), но чемпион тяжело пережил этот инцидент. Он финансово поддерживал семью несчастного и мучился угрызения вины до конца своих дней. Впрочем, реальный Макс Бэр действительно был окружен вниманием женщин, что неудивительно для звезды бокса, и часто ментально обрабатывал своих соперников помимо ринга.

Макс Бэр был женат дважды. Первый раз всего два года – 1931 по 1933, а второй брак состоялся всего через две недели после поражения Джимми Брэддоку в июне 1935 г. У боксера было трое детей, один из которых стал довольно известным актером. Интересно, что боксерская карьера Макса Бэра была еще довольно оживленной после событий, показанных в фильме «Нокдаун» Рона Ховарда. В том же 1935-м бывший чемпион проиграл Джо Луису. После он активно выступал, подержал 19 побед подряд – окончательно ушел на покой в 1941 году.

Американский боксер полутяж Макс Бэр

Художственная ценность фильма Нокдаун

Конечно, картина 2005 г. явственно выделяет непростое положение, в которое попал Джеймс Брэддок с семьей. От сцены «Нокдауна» 2005 с вареной колбасой мне каждый раз становится не по себе, и я предпочитаю быть сытым, при просмотре этого фильма. Здесь нет ничего, что мы бы не видели раньше в кино, но уровень постановки впечатляет. Действительно на два с лишним часа словно меняешь временную зону, попадая в описанный период начала 1930-х. Всеобщая апатия, отсутствие работы и, стало быть, средств к существованию, раздачи супа и огромные очереди за социальной помощью – такова атмосфера «Нокдауна». Прибавить к этому отличную работу с декорациями и костюмами, воссоздание отдельных районов Нью-Йорка — получается на выходе образцовый пример исторической драмы. Отдельно хочу отметить сцены на бойцовских аренах, где в кадре одновременно появляются сотни статистов.

Художственная ценность фильма Нокдаун

Самое важное достоинство фильма лежит в его эмоциональном отклике – забудьте о вялом созерцании происходящего. Два с половиной часа вы, при должном внимании, будете всячески сопереживать героям Рассела Кроу и Рене Зельвегер. Смущаться их неудачам и радеть за успех. Хотя перед нами крупный коммерческий продукт, он отлично подходит под характеристику образцовой социальной драмы, где судьба самих людей куда важнее окружающего фона. Крупные общественные процессы в стране здесь лишь мельком упоминаются в разговорах, а все тяжбы «Великой депрессии» создатели выносят на плечах простых граждан. Конечно, стоит допустить ряд исторических неточностей в фильме «Нокдаун», но это оправдывается художественной наполненностью происходящего.

Это же касается и самой темы бокса. С одной стороны, перед нами один из крупнейших и наиболее узнаваемых проектов на тему этого вида спорта. С другой – основной акцент сделан все же на жизни вне ринга. Хотя боксерские матчи занимают в разрезе фильма важное значение, здесь вы не увидите замедленной съемки, чуть ли не каждого сильного удара – сцены боев выдержаны в сдержанной манере – ровно в достаточной для драмы степени. При этом, в моем личном топе художественных произведений о спорте (не только фильмы), работа Рона Ховарда занимает хорошие позиции еще с момента первого знакомства. Если провести резонное сравнение с титульным для поджанра фильмом «Рокки», в киноадаптации жизни Джимми Брэддока практические отсутствуют сцены с изнурительными тренировками. Нам не показывают утренние пробежки по пустому Нью-Йорку, спарринг бои, занятия с железом. Создатели фильма вроде как подчеркивают, что главный герой развивался все это время, как мужчина, как ответственный семьянин, тренируя приспособленность к жизни. И отдельно хочется отметить отменную игру самого Рассела Кроу, который не только пришел в приличную физическую форму, но и выдал отменную драму. Его герою буквально хочется сопереживать.

Рассел Кроу и Рене Зеллвегер в главных ролях

Отличия истории и фильма

— В реальной жизни дети Брэддоков остались у родственников на больший срок, чем показано в фильме – Джимми не вернул так быстро семью домой, что было для него тяжелым испытанием.

— Еще одно отличие касается первого боя Джимми Брэддока после того, как ему дали второй шанс. В фильме Рона Ховарда «Нокдаун» 2005 г. ситуация подана так, что тренер Джо Гулд фактически подбирает на улице старого друга и везет того на бой на пустой желудок, только на шкварках. На самом деле, хотя у Джимми Брэддока было всего ничего времени, он все же имел возможность потренироваться. Впрочем, это не уменьшило значимости его возвращения и победы. Он получил второй шанс во времена, когда вся страна нуждалась в этом.

— Историческая Мэй, жена главного героя, действительно не находила в себе моральных сил посещать матчи мужа (за всю совместную жизнь вживую видела только один раунд), она беспокоилась о его здоровье, но не бойкотировала чемпионский бой с Максом Бэром, как показано в кино – наоборот, поддерживала Джимми и знала, что он сражается за их семейное благополучие.

— Одна из самых эмоциональных сцена фильма «Нокдаун» касается отчаянного положения, которое приводит Джеймса Брэддока к бывшим коллегам и людям, причастным к боксу. Реальный мужчина Золушка сперва отправился к тренеру Джо Гулду, который решил помочь подопечному и сам пошел к ассоциации просить денег на помощь боксеру.

— Еще одно отличие касается временных рамок создания семьи. В первых сценах фильма Рона Ховарда мы видим уже всех трех детей. Джеймс Джей Брэддок и Мэй Фокс поженились в 1930-м году и первый ребенок, старший сын, родился  них как раз в этом году, но уже после начала Великой депрессии.

— Настоящий Джимми Брэддок никогда не посещал так называемый Гувервилль – эта часть сюжета была добавлена для большой драматичности и аутентичности с эпохой Великой депрессии.

— Как легко подметить после знакомства с биографией Джеймса Брэддока, он не был старым, как показано в фильме. Даже к 1935-му году реальному боксеру было всего 30 лет, да и разница с 26-летним Бром была незначительной, чтобы говорить о старичке. Но Джимми испытывал последствия травм и плохого питания.

— На счет кражи сыном колбасы, тут тоже есть свои изменения – Мэй заставила детей вернуть чаевые официанта в ресторане, которые те утащили со стола.

— Такого человека, как Майк в действительно не было – он для сценария стал собирательным образом друзей Брэддока.

Основные отличия фильма от реальной истории

 

Интересные факты о фильме:

— Дедушка Рона Ховарда однажды взял отца режиссера, Рэнса Ховарда, в бильярдный клуб, где они слушали по радио бой Джеймса Брэддока – это был первый матч, с которым познакомился отец постановщика, ставший впоследствии фанатом спорта. Любопытно, что объявляет участников матча Брэддок-Бэр именно Рэнс Ховард (Rance Howard).

— Дэвид Литцингер (David Litzinger), который изобразил в фильме боксера Абе Фельдмана, в действительности является профессиональным боксером, а не актером. Арт Бинковски (Art Binkowski), который воплотил в фильме образ Корна Гриффина, в действительности является профессиональным боксером из Канады,  с польскими корнями – его прозвище – «Польский воин». В свое карьере он не был отправлен в нокдаун и даже переживал по поводу того, что предстояло сыграть такой момент в кино и подмочить свою репутацию.  Марк Симмонс (Mark Simmons), который сыграл Арта Ласки, также боксер, член канадской олимпийской сборной по боксу.

Боксеров в фильме играли настоящие чемпионы

— В одном из боев рефери боксерского матча сыграл Клинт Ховард – родной брат режиссера фильма, Рона Ховарда.

— На момент, когда Рассел Кроу и Рене Зеллвегер были утверждены на главные роли в фильме «Нокдаун» (Cinderella Man, 2005), у каждого из них было уже по три номинации на премию Оскар и по одной статуэтке.

— Пожилой помощник Джо Гулда, которого мы видим в их углу во время боя Джимми Брэддока и Корна Гриффина – это легендарный тренер чемпионов Анджело Данди (Angelo Dundee), подготовивший за свою долгую карьеру пятнадцать чемпионов, включая Мохамеда Али. Данди также тренировал Рассела Кроу к роли. Например, прикладывание охлажденной монеты — его секрет.

Анджело Данди (Angelo Dundee)

— Если не брать во внимание особенности Великой депрессии, а только инфляцию, то 250 долларов, которые пообещали Брэддоку за участие в бое с Корном Гриффином, приравниваются к 4 300 долларам сегодня.

— Примо Карнера был массивней и на десять сантиметров выше, чем Макс Бэр. Несмотря на это последний отправил своего оппонента на помост 12 раз за тот бой, который был мельком показан в фильме «Нокдаун».

— Джимми Брэддок не хотел, чтобы кто-то узнал, что он брал соц обеспечение, а после, что вернул его государству. Когда пресса узнала об этих обстоятельствах, боксер стал национальным героем, а его имя нарицательным символом эпохи. К слову, ему не нравилось прозвище Мужчина Золушка (Cinderella Man).

Брэддок вернул средства, которые платило государство

— Незадолго до начала съемок у Рассела Кроу родился сын, Чарли. Продюсеры посчитали, что это поможет актеру вжиться в образ семьянина, который переживает за судьбу своих детей.

— Рон Ховард и Рассел Кроу начали обсуждать возможное продолжение сотрудничества еще на стадии работы над фильмом «Игры разума» в 2000-м году.

— Актриса Розмари ДеВитт (Rosemarie DeWitt) приходится родной внучкой Джеймсу Брэддоку. Режиссер Рон Ховард отмечал, что познакомился с женщиной из-за ее родословной, но взял в фильм Нокдаун благодаря хорошему кастингу. В кино она изобразила Сару, женщину, которая остается вдовой.

ктриса Розмари ДеВитт (Rosemarie DeWitt)

— Примечательно, что нарочитое послание матери семейства Мэй сбыло в действительности – сыновья Брэддок работали в строительстве и никак не связали свою взрослую жизнь с боксом.

— Финальный бой за чемпионский титул между Максом Мэром и Джеймсом Брэддоком состоялся на открытой арене Madison Square Garden Bowl на Лонг-Айленде, в районе Нью-Йорка Квинс, вмещавшей 72 000 зрителей. Снимали же фильм «Нокдаун» на стадионе aple Leaf Gardens в Торонто. К слову, почти весь фильм был снят в этом канадском городе, из которого художники-постановщики и декораторы сделали Нью-Йорк времен Великой депрессии.  При съемках было задействовано 1000 живых статистом и 15 000 надувных кукол, имитирующих публику.

Madison Square Garden Bowl на Лонг-Айленде

— Интересно, что хотя за Брэддок болела почти вся нация, ставки на его победу делали немногие – коэффициент был примерно 15:1 в пользу действующего чемпиона. Так что кто действительно ставил на претендента, действительно мог хорошо заработать.

— Дети Джеймса Брэддока поддерживали создание фильма и даже поделились со студией личными семейными письмами и фотографиями.

— Сцены в порту Нью-Йорка, где работает главный герой, были вдохновлены, в том числе, снимками американского фотографа Льюиса Хайнса Lewis Hines, который запечатлел множество особенностей Великой депрессии. Его работы в свое время послужили толчком для внесения изменения в законы о детском труде.

Lewis Hines знаменитый фотографии Депресмии

— Рассел Кроу не только сбросил прилично веса для фильма – около 20 килограмм. Он ответственно тренировался около года, чтобы выглядеть боксером в кадре, и после даже построил ринг на своей ферме в Австралии. Его обычный распорядок дня при подготовке к роли в фильме нокдаун выглядел следующим образом: пробежка, плавание, занятия боксом, занятия с тяжестями в зале, еще бокс и вечером йога.

— Проект долгие годы представлял собой лишь разговоры и идеи. Рассел Кроу в первый раз спросил Рене Зеллвегер, готова ли она сыграть в фильме жену боксера еще в 1998 году. С тех пор, когда он переспрашивал, актриса всегда отвечала согласием, вплоть до кастинга в фильме «Нокдаун».

— Рассел Кроу и актер Бирко Крэйг (Craig Bierko), который сыграл Макса Бэра, не слишком уживались на съемочной площадке, отчасти, чтобы создать напряжение в кадре. Кроу намеренно не пригласил коллегу на свой сороковой День рождения, куда были приглашены многие люди, задействованные в создании фильма Нокдаун.

Бирко Крэйг (Craig Bierko) и Рассел Кроу

15.03.2017

Рекомендуемые статьи

Стамбул произвел на меня должное впечатление не только своими достопримечательностями, но и сплетением культур множества стран и языков.

Легендарная, если не сказать больше, пьеса Уильяма Шекспира о двух самых известных влюбленных в истории мировой литературы, кино и просто общества.

«Послезавтра» был не просто кассовой новинкой проката в 2004 году, но фильм заострил внимание на проблемах охраны окружающей среды и отношения к ней.