3 605

Перед рассветом/закатом/полуночью

Перед рассветом

Хотя романтические фильмы развивают понятную всем тему взаимоотношений, каждый находит в них что-то для себя. Перекладывает ту же самую, уже увиденную миллионами других, историю на свой личный опыт, эмоциональный фон, ожидания от жизни, окружение. Ричард Линклейтер в том уже не близком 1995-м году, еще задолго от нашумевшего Отрочества, ярко вошел в мелодраматическую и вдохновляющую темы. История двух молодых людей, которых судьба свела вместе в одном из живописнейших городов Европы. Их прогулка по залитой солнцем, после вечерней, после ночной и рассветной Вене. Непопулярные и в тоже время такие интересные и куда более личные темы, чем может показаться случайному прохожему. Целая жизнь возможностей впереди у двадцатитрехлетних прогуливающихся. И начало целой трилогии, положенное той полуторачасовой историей с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи. И вместо того, чтобы повторять затертую фразу о том, что каждый здесь найдет что-то для себя, скажу, что, во всяком случае, за просмотром вы проведете время с улыбкой на лице, и получите определенный заряд положительных, жизнеутверждающих эмоций. Как их полезно применить к своей жизни, уже будет зависеть от вас лично.

Итан Хоук и Жюли Дельпи - Перед рассветом

Кроме наших родителей и врачей, помогавших нам однажды прийти в этот мир, всех остальных людей мы, так или иначе, встречаем уже на протяжении жизни. Наши друзья, знакомые, коллеги – люди, которые встречаются нам незнакомцами и немногие задерживаются на этом пути, чтобы его украсить. И где та самая разделительная черта доверия и расположения, которую стоит, или подсознательно хочется, провести. Сколько обычно проходит времени, прежде чем мы пониманием, что новое знакомство стоит нашего искреннего участия, а после и нашей искренности, доверия, желания говорить на необязательные, но личные темы. Герои фильма узнают имена друг друга только спустя какое-то время после знакомства, уже приняв совместное решение прогуляться по Вене. А ведь мы почти всегда ставим первой условной задачей осведомиться об имени человека, который показался нам интересен. На примере Джесси и Селин вы прокрутите в голове риторический вопрос, так ли важна эта, всего лишь одна из множества, условность.

Культовый Перед рассветом Ричарда Линклейтера

Буквально в первой же сцене в поезде режиссер и сценарист в одном лице Линклейтер, делает зрителя сторонним наблюдателем за небанальным разбором сразу ряда общественных стереотипов и знакомых многим ситуаций. Уже не молодая супружеская пара поднимает ссору на весь вагон, буквально отваживая от себя других путешествующих. Контраст между розовыми романтическими мечтами и супружеской жизнью, какой она может стать и какой становится у большинства пар с годами. Кто знает, смогут ли герои фильма преодолеть барьер после рассвета, подчеркнутого в названии. Перерастет ли однодневная прогулка в нечто большее и не скатится ли знакомство на тысячу лет в банальную рутину. Хватит ли двум молодым людям внутреннего запаха, предприимчивости и желания удивлять дорого человека. Но в тот момент, в залитом солнцем вагоне, мы видим молодого американца в потертым джинсах и кроссовках, который с трудом отводит взгляд от француженки в платье и с рюкзаком. Хватит ли ему смелости познакомиться с симпатичной девушкой, что не так просто, как кажется, особенно далеко от дома в Европейской стране.

Достопримечательности Вены - столица Австрии

Далее следует, казалось бы, очевидное, но поданное очень интересно, продолжение этого знакомства. После ободряющего знакомства и следования наощупь по темам совместных интересов, Джесси выглядит расстроенным, узнав, что Селин продолжит маршрут дальше в Париж, в то время как ему самому нужно сойти в столице Австрии. Он делает то, на что большинству мужчин и женщин просто не хватает духу – откровенно высказать свое желание, заинтересовать другого человека, нарушить привычную зону комфорта. У каждого наверняка был опыт, связанный с упущенной возможностью, в том числе с романтической. Кто знает, чем бы закончилась та давняя потенциальная отвага – вполне вероятно ничем. Но такие ситуации вызывают у нас ощущение незавершенности, порой разочарования. Поэтому вместе того, чтобы, как говорит герой Итана Хоука, всю жизнь жалеть, он отважился и его предприятие увенчалось успехом, как после становится ясно, к обоюдному удовлетворению.

Джесси и Селин гуляют по ночному городу

В моем случае, первое знакомство с фильмом, послужило отличным мотивирующим средством не откладывать на после предприимчивость в путешествиях. Поэтому великолепная прогулка по Вене – полотно, которое вы можете расписывать собственными эмоциями по усмотрению. Только считанные единицы людей способны на подобное путешествие по Европе и по конкретному городу. Слово, которое, среди прочих, приходит в голову при просмотре картины – непринужденность. С минимальным знанием языка, фактически с пустыми карманами, под руку с едва знакомым человеком по улицам мало знакомого (во всяком случае, для Джесси) города. Они просто гуляют по улицам, катаются на трамвае, отдыхают на лавочке в переулке, целуются на высоте колеса обозрения, дают отдохнуть ногам за столиком уличного кафе. Встречают, в лучших традициях средневековых приключений, интересных личностей, вроде уличного поэта, актеров постановки со странным названием, гадалку и других. Прибавить к этому почти полный эффект погружения — забываешь о том, что перед тобой фильм, коммерческое кино. Долгие многоминутные планы с удобного непринужденного ракурса – вот, что такое Перед рассветом.

Диапазон тем общения героев не ограничивается стереотипными. Фактически, большая часть фильма – это сплошной интересный диалог с заметным влиянием импровизации. Чувствуется, что актерам задавался вектор развития, а они с энтузиазмом брались наполнять кадр своими мыслями. Что их беспокоило в детстве, какие бунтарские мысли сохранились к двадцати трем годам, что ими движет в будущее, какие моменты прошлых отношений не хотелось бы вспоминать. Что раздражает в других людях, в том числе в их самих – темы, которые традиционно всем не хватает духу озвучить затронуть. А ведь чем более глубоко человек прячет личные моменты, которые ему интересы, и которые не с кем обсудить, тем сильнее они способны беспокоить. По итогу Before Sunrise оставляет самые приятные эмоции, которые имеют накопительный эффект и, возможно, сделают вклад в мировосприятие.

Романтика - Квинтэссенция романтических фильмов

Перед закатом

Сам факт наличия продолжения уже подсказал пытливым зрителям, как в 2004-м, так и подсказывает сейчас, что встреча Джесси и Селин в декабре на вокзале Вены не состоялась, как и дальнейшая всепоглощающая любовь. Прошло без малого девять лет жизни, которая развела их в разные стороны (или нет? как оказывается позже в разговорах о Нью-Йорке). Другие отношения, семья, обретение профессиональной сферы, путешествия по миру, мысли о своей причастности к окружающему миру. Перед закатом переводит нас из категории студенческих воззрений и широко открытых на мир глаз в фазу – за 30. Нашим героям теперь 32 и уже часть жизни осталась позади. Теперь у них другие мысли и проблемы – Ричард Линклейтер также набрался жизненного опыта и перевел историю на новую фазу.

Итан Хоук и Жюли Дельпи - Перед закатом 1995

Before Sunset меняет основную локацию событий – американец и француженка теперь гуляют не по столице Австрии образца 1994 года, а по Парижу, 2003-го. Еще один великолепный город, который обладает не просто красивой архитектурой, но своим особым колоритом. Причем во второй части герои встречают еще меньше людей, неординарных личностей. Их и без того короткая прогулка должна вместить столько вопросов о себе самих, о прошедших десяти годах, которые не вернуть. Джесси (Итанк Хоук) и Селин (Жюли Дельпи) встречаются в уютном книжном магазине, куда пришел десяток книгоманов. Их прогулка берет начала прямо здесь – за порогом. Париж, как и Вена ранее, раскрывается в ненавязчивой манере прогулки. Наши герои не увлечены достопримечательностями (Джесси, ведь Селин из Парижа), вроде Эйфелевой башни, Триумфальной арки. Они восхищаются Собором Парижской Богоматери, но в целом героям Перед закатом куда интересней познавать друг друга, ну а зрителю уготован еще Париж.

Так все же, что за достопримечательности мелькают в фильме Перед закатом Ричарда Линклейтера. Книжный магазин Shakespeare and Co, специализирующийся на англоязычной литературе, на верхнем этаже которого действительно есть апартаменты. Прогулка проходит по Монмартру, торговому кварталу Елисейских полей, Латинскому кварталу Парижу. Герои заходят на чашечку кофе в реальное кафе Le Pure Café. Сидят на лавочке на парковой улице La Promenade Plantée. Прогуливаются на катере по реке Сена, видят Нотр-Дам де Пари. Выходят на пристани Генриха IV. Как и в случае с первым фильмом и Веной, Перед закатом буквально влюбляет вас в столицу Франции и однозначно возникает желание пройтись и проехать именно по маршруту, который в кино совершили Джесси и Селин.

Прогулка по улицам Парижа - Селин и Джесси

Формат картины остался прежним, и работа Ричарда Линклейтера была отмечена теплой критикой профессиональной прессы и людей. Наши герои ведут ненавязчивые беседы, обычно поднимания искренне темы, которые мы почти всегда оставляем где-то за кадром общения и отношений. Что действительно думаешь о себе, о небезразличных людях и местах, о работе, о поведении окружающих, о детских странах, о сексуальном опыте, о страхах. Вторая часть, снятая все такими же долгими планами, производит впечатление одной большой импровизации – Хоук и Дельпи просто отдыхают в кадре, ведь снова собралась компания друзей, у которых вышло повторить успех.

Перед полуночью

Спойлеры для тех, кто только собирается знакомиться с трилогией, продолжаются с самого факта существования третьего фильма и его описания. Джесси и Селин на этот раз решили не теряться друг друга. После Парижа они сошлись, что окончательно разрушило брак героя Итана Хоука. Спустя еще одни девять лет у пары, которая так и не стала официально супружеской, уже есть близнецы девочки с маминым французским колоритом. Семья живет в Европе, а события фильм охватывают лишь один день из их продолжительного отдыха в Греции. У нас зрителей, есть снова чуть меньше светового дня, чтобы провести его рядом с этой незаурядной интернациональной парочкой, возраст которых уже преодолел серьезную планку в 40 лет.

Перед полуночью Ричарда Линклйтера 2013

Джесси и Селин не играли свадьбу, но перед нами самая настоящая супружеская пара за сорок. Таким образом, Ричард Линклейтер, Итан Хоук и Жюли Дельпи знакомят нас с еще одним возрастным этапом, который наступает в жизни каждого человека и многих пар. Еще есть время и желание реализовывать профессиональные амбиции. Две подрастающих девочки требуют почти все свободное время. Магия первого знакомства и однодневных прогулок давно прошла, и любовь теперь познается в совместном умении распоряжаться жизнью. Багаж жизненного опыта уже не вмещается за плечом, но все это по-прежнему можно и нужно обсуждать. Наши герои остались все той же парой, которая не стесняется, не боится открывать свои мысли, говорить вслух вещи, которые даже самые близкие люди обычно держат при себе.

На этот раз прогулка предстоит не по одной из роскошных европейских столиц, а по красотам Греции и одному очень аутентичному городку на средиземноморском побережье. Для многих зрителей по эту сторону экрана, что уж там преуменьшать, это идеальный отдых, который заслуживает места в самых смелых мечтах. Обед среди виноградников, под старым каменным навесом, с оливковым маслом и помидорами. Потрясающий вид на морское побережье. Брусчатые дорожки городка полуострова Пелопоннес, по которым, снова длинными дублями, гуляют Джесси и Селин. И хотя случайность уступила место проблемам среднего возраста, Перед полуночью все так же очаровательная история. Остается только ждать возвращение уже пятидесятилетних Итана Хоука и Жюли Дельпи к своим образам в 2022 году.

Итан Хоук и Жюли Дельпи - Before midnight 2013

post scriptum. Среди прочих кадров трех фильмов Ричарда Линклейтера, я в каждом случае дал одну сцену из транспортного средства – эта одна из фишек трилогии, по которой можно наблюдать, в том числе, эволюцию и течение времени.

Перед рассветом - закатом - полуночью 1995-2004-2013

29.03.2017

Рекомендуемые статьи

Мемуары известного советского альпиниста, который участвовал в печально известном восхождении на Гору Эверест в мае 1996 года и изложил свою версию событий.

26.04.19
575

Detailed movie and psychological analysis of the ‘Good Will Hunting’ movie and defining the protagonist by means of his social environment: Sean, professor Lambeau, Skylar, Chuchie and friends.

19.11.18
891

Arnold Schwarzenegger «Total recall» autobiography book points out delicate issues of Arnold’s personal life and can be characterized as one of the best memoirs of out times