343

От заката до рассвета

Наверняка найдется очень немного людей, которые не слышали о творческом тандеме Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Это сегодня авторское кино вчистую сдает позиции крупным кассовым гигантам, а появление свободного доступа в интернет уменьшает значимость любого выходящего фильма. Помню, какой ажиотаж в начале 2000-х вызвал показ «От заката до рассвета» по ТВ, причем в доступное не ночное время. Ужастик о вампирах в одночасье стал предметом горячих споров, разошелся на цитаты и осел на магнитной пленке VHS носителей. Приобретенный столетиями фольклор и наследие дедушки Стокера преобразилось в странную помесь хоррора, экшена, криминальной драмы и черной комедии, со своей выраженной атмосферой, харизматичными героями-плохишами и музыкой от Tito & Tarantula. В моем личном условном списке фильмов From Dusk till Down никогда не занимал первые места, и не скажу, что могу с легкостью его пересматривать часто. И все же я знаю эту историю почти наизусть, ведь добрый десяток раз предавался незамысловатой оде борьбы с клыкастой нечистью.

Мексиканский колорит Тарантино-Родригес

Эта творческая парочка, в кой-то веки, изменила мир кино навсегда, привнеся в общественное восприятие фильмов больше авторского подхода, желание экспериментировать и не зацикливаться на устоявшихся канонах и шаблонах. Имея в распоряжении минимальные производственные бюджеты, что Роберт Родригес, что Квентин Тарантино выжимали из имеющихся возможностей по максимуму, завлекая миллионы зрителей в кинотеатры, и после в видеосалоны. Можно небезосновательно критиковать их фильмы за обилие жестоких сцен и черного юмора, но трудно не признать, что режиссерский дуэт предлагает нам что-то необычное и состоянием на 2015 год. Лично я до сих пор с большой искренней улыбкой на лице пересматриваю «Отчаянного», «Четыре комнаты», и, конечно же, самый узнаваемый из плодов сотрудничества двух друзей – «От заката до рассвета».

Одной из отличительных особенностей From Dusk Till Down была и есть атмосфера, которую я упрощенно называю мексиканской. Родригес вывел это понятие на совершенно новый качественный уровень, уйдя от кальки и просто глупой иронии. Первые сцены напоминают настоящее дорожное приключение, хоть и обрамленное в довольно мрачные преступные тона криминальной драмы. Южные штаты США, где до сих пор шериф, словно ведомый законами Дикого Запада XIX в. заходит в местную бакалейную лавку во всеоружии. Где у каждого второго мирного гражданина, у того же торговца, припрятано оружие на всякий случай. Где одни пустынные пейзажи засухи сменяются другими, такими же засушливыми пейзажами пустыни. Атмосфера словно висит в воздухе и ее можно нащупать своими же эмоциями.

Дорожное приключение и мексиканский колорит

Отдельно стоит отметить колорит окружения уже после пересечения границы между Соединенные штатами и Мексикой. Если говорить о палитре цветов, то она ожидаемо характеризуется желтоватыми оттенками. Американские ценности словно сменяются мексиканскими понятиями о досуге, доступных женщинах и выпивке. Местный зазывало на входе в культовый бар T I T T Y  T W I S T E R за какие-то пол минуты выкладывает все достоинства, которые дальнобойщики и байкеры найдут внутри. Кто откажется от девушки за один песо, что, наверное, дешевле бутылки пива или стакана текилы. Я не имею виду ничего плохого, говоря о Мексике – это сам Родригес очень удачно иронизирует на выбранную тему, буквально увлекая зрителя на почти два часа.

 Мексиканский колорит Роберта Родригеса

Новая старая концепция вампиров в кино

Хотя ровно половина фильма представляет собой почти классическую криминальную драму, если вы спросите на улице сто человек, смотревших фильм, о чем он, то я уверен, абсолютное большинство без сомнений и поиска подвоха сразу скажут, что From Dusk Till Dawn – фильм ужасов о вампирах. В современном кино существует множество разных путей, по которому сценаристы и режиссеры пускали развитие своих идей о страждущих в ночи кровососах. В целом, здесь мы имеем дело почти с классической концепцией, объединяющей самые известные элементы разных историй, особенно, что касается уязвимостей. Далее вкратце хочу перечислить эти самые отличительные (а точнее, пересозданные в контексте истории) черты.

— Обладают нечеловеческой силой, даже женщины, но с ними все же может справиться здоровый мужчина. Для пущей выразительности, могут оторвать руку несчастной жертве или даже разорвать ее пополам.

— Им не страшны внешние повреждения, кроме как лишение головы и разного рода деревянные предметы, воткнутые в область грудной клетки. Герой Джорджа Клуни активно использует свой пистолет, но последний не наносит кровопийцам особого вреда – только замедляет на несколько секунд и сбивает отдачей.

— Выглядят как обычные люди при необходимости, причем даже едят и пьют и обычную пищу и выпивку, что расходится с готическими канонами. Имеют здоровый цвет кожи (вполне вероятно, что с этим просто не стали заморачиваться).

— Могут высоко и далеко прыгать, что в одном моменте ярко демонстрирует герой Денни Трехо со своим прыжком метров на 10.

Вампиры в фильме От заката до рассвета

— Неизвестно, где прячутся в дневное время (в гробах или просто в подземелье), но свет, как и во многих других произведениях, для них губителен. Причем попадание яркого луча не просто сжигает вампиров, но заставляет их тела буквально взрываться.

— После смерти трупы сгорают, оставляя после себя блевотные зеленые пятна. За эти сцены фильм часто хают относительно визуальных эффектов, но все же исполнено достойно и даже с изюминкой, если вы понимаете.

— Имеют несколько степеней преображения – по всей показанной видимости – три. Могут выглядеть как обычный человек, то есть  с внешностью, которую имели до превращения. Могут приобретать черты демонов с обильным использованием грима на лице – да те моменты, когда на их лицах словно появляется множество складок. И третья вариация ярко показана в последних сценах, когда преображается все дело – похожи на омерзительных резиновых чучел. Ах да – еще могут трансформироваться в летучих мышей и преодолевать расстояния и узкие пространства.

— Не выносят также серебра. На этом герои сходятся после первой фазы битвы с нечистью, но так как кроме крестика Кейт, которым она отправила в Ад одного из вампиров (Чич Марин), у группы нет этого металла, этому более не придают значения.

Кровопийцы и упыри в кино

— После преображения у кровопийц появляются клыки, хотя они не ограничиваются двумя – складывается впечатление, что весь заостренный рот помогает прокусить большую площадь.

— Вампиры здесь подвержены церковной символике и, как это правильно сказать, Божественному возмездию. Они не выносят лика креста, молитв, а святая вода дня них превращается в подобие кислоты.

— Как отмечают выжившие до определенной степени герои, тела кровососов мягкие как пластилин, поэтому деревянные палки входят в них легче, чем в кости и плоть живого человека. В одном моменте бывший ветеран войны во Вьетнаме голой рукой вырывает сердце вампира, словно из кучи желе.

— Здесь присутствует своего рода предводительница вампиров в лице обворожительной Сальмы Хайек – после в третьей части для ТВ мы узнаем некие подробности иерархии, но здесь она очевидна.

Клыки и кровь, вампиры от Роберта Родригеса

Колоритный актерский состав

Одним из важных элементов «От заката до рассвета», который многие люди часто вспоминают в первую очередь, является набор запоминающихся персонажей. Здесь и жестокие братья-преступники, которые рвутся к государственной границе, оставляя за собой горы жертв. И семья своеобразного состава, где отец разочаровался в призвании священнослужителя. И самые разные представители потустороннего мира, промышляющие убийствами невинных путников на дороге. За исключением появления таких звезд как Харви Кейтель, Джордж Клуни и Квентин Тарантино, здесь гармонично вписались колоритные второстепенные герои. Чего стоит только Чич Марин – завсегдатай творчества Роберта Родригеса. В From Dusk Till Dawn он исполнил, кто не обращал внимание, сразу три роли: а) полицейского при прохождении контроля на границе; б) бородатого кровопийцу, называющего себя Кровосос; в) наркобарона Карлоса, который с усами появляется в последних минутах.

От заката до рассвета актеры

Что касается братьев Геко, то они стали своего рода культовыми героями 1990-х, хотя представляют собой по-сути исключительно негативных персон. Недавно на YouTube смотрел довольно интересный обзор одного автора, на тему самых брутальных героев в кино, и Джордж Клуни, со своим зашкаливающим тестостероном, с татуировками и непоколебимостью, там присутствует, с чем я вполне согласен. Что касается героя Квентина Тарантино, то он выглядит настоящим маньяком и даже сумасшедшим – единственным человеком, которого он любит и не способен убить – это его старший брат. Сразу вспоминаются шутки и намеки, что знаменитый режиссер в своих фильмах выплескивает наклонности, которые живут в нем внутри.

Мои следующие слова мало относятся к актерскому составу, но как можно быть равнодушным к фильму «От заката до рассвета», когда в ряде моментов вампиры играют на гитаре из живого человека. Уверен, эту сцену помнят абсолютно все, кто смотрел проект. прозвучит смешно, но я все же полез на страницу Кинопоиска, чтобы найти человека, у которого будет подпись вроде: Guitar Man – не нашел.

Актерский состав От заката до рассвета

Саундтрек от Tito & Tarantula

Еще один элемент культового фильма, который узнаваем людьми, которые даже не смотрели творение  Родригеса. Это тот редкий случай, когда участие отдельного коллектива принесло взаимную пользу – сделало фильм легендарным, как и группу, исполнившую его. Скажу честно и, думаю, выражу мнение большинства – я не знаю больше ни одной песни коллектива Tito & Tarantula кроме «After Dark». Это, наверняка, мое упущение, поэтому не будем рассуждать на тему исполнителя одной песни. Кроме прочего, хотя композиция исполнена на английском языке, именно тот факт, что она стала бессмертным саундтреком фильма Родригеса, во многом определил ее восприятие, как латиноамериканской.

Tito & Tarantula «After Dark».

Конечно, если вы хотя бы один раз видели фильм, то песня «After Dark» наверняка ассоциируется у вас с вполне конкретной сценой – один из самых узнаваемых и часто цитируемых стриптизов в истории кино (привет Ким Бейсингер в «9 1/2 недель»). Сальма Хайек, тогда еще совсем молодая, выглядит просто потрясающе в образе соблазнительной предводительницы общины. С белым удавом на шее, под саундтрек, с языками пламени на заднем фоне.

I find myself in her room

Feel the fever of my doom

Falling falling through the floor

I’m knocking on the devil’s door, yeeeah

Сальма Хайек стриптиз королевы ночи

Продолжение истории

Одним из показателей, хотя и не очень убедительным, успеха конкретного фильма, можно считать наличие продолжений истории. Мне всегда было не очень понятно, почему при всей колоритности и теплом приеме первого фильма, при нарастающем влиянии в индустрии лично Родригеса и Тарантино, два сиквела получились типичными представителями низкобюджетного кино для домашнего просмотра. «Кровавые деньги Техаса» и «Дочь палача» нельзя назвать откровенным провалом, и все же уже намного меньшее число людей их видели, и еще меньше оценили, как достойные. Что хочется отметить, так это сохранение того самого мексиканского колорита и дорожного приключения – заметно резонирующего с привычными пейзажами глобализации.

From Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money (От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса) – фильм, являющийся не продолжением, не приквелом первой картины – таким себе псевдотворческим отступлением. Чтобы не говорили, мне этот фильм нравится как раз своей наивностью, дешевизной, атмосферой и участием Роберта Патрика. Никакого значимого влияния на индустрию и концепцию вампиров в кино, проект не оказал, но расслабиться на протяжении полутора часов можно с лихвой.

От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса

From Dusk Till Dawn 3: The Hangman’s Daughter – третья по порядку, но не по логике, часть получилась как раз очень неоднозначной и, по моему мнению, пресной. Современную пустыню Мексики решили сменить ковбойской тематикой XIX в. Сцены в небезызвестном баре получились просто калькой первого фильма в новом антураже, хотя некоторые интересные моменты отметить стоит. Здесь мы получаем своеобразную предысторию, где затрагивается иерархия в этом кровососном сообществе.

From Dusk Till Dawn 3: The Hangman's Daughter

Пожалуй, стоит обмолвиться об одноименном сериале «От заката до рассвета», который сейчас активно цитируется в сети. Этому творению Родригеса в двух сезонах я вряд ли уделю время, но судя по имеющейся информации, ТВ версия заметно расширяет вселенную оригинала, что учитывая почти культовый статус франшизы, довольно интересно.

Советую заглянуть в мой подробный материал по фильму Основной инстинкт.

02.10.2015

Рекомендуемые статьи

14.09.17
2 278

Драматический фильм о людях, попавших в экстремальные условия, о столь разных героях, в исполнении великолепных Алека Болдуина и Энтони Хопкинса

Фильм, который стал настоящей отдушиной в немного застоявшемся жанре героического кино, с умелой пародией на известные клише и стереотипы.

Немногие из тех, кто смотрел шедевральную гангстерскую драму Мартина Скорсезе, читали книгу, и я подробно разберу отличия двух этих произведений.