519

Драма «Каждое воскресенье»

Давайте скажем это вслух – тема американского футбола была, есть и будет чуждой для большей части выходцев из бывшего СНГ, но это не означает, что качество спортивной драмы определяется только реалиями конкретного вида спорта. Фильм Оливера Стоуна «Каждое воскресенье» – яркое подтверждение тому, что окружающее нас общество, так или иначе, живет одними тенденциями и подчиняется сложившимся за долгие годы негласным правилам. Быть лучшим означает не только внимание публики и доступность женщин, но самопожертвование в угоду сохранения статуса. Ведь если вы не готовы к этому, на ваше место всегда найдется другой человек, голодный к признанию его достижений. Как героев фильма сравнивают с древними воинами и гладиаторами, так и их жизнь вне стадиона разительным образом отлична от публичной.

Профессиональный спорт

Эта спортивная драма, еще со времен самого первого просмотра, привлекла меня пускай и общедоступным, но понятным и ярким изобличением лицемерия, которое свойственно большому спорту. Это, прежде всего бизнес. В одной из сцен, во время выхода на первый план героя Джейми Фокса, его тренер проводит интересную и доступную параллель с детской площадкой. Понимая, что свет софитов и миллионы пытливых глаз могут сбить не опытного в этом плане игрока, наставник просит того представить себя играющим на улице, возле родного дома детства. Профессиональный спорт подразумевает совсем другой образ жизни и то, что любовь к спорту уходит на глубокий второй план приоритетов – спортсмены готовы уступать своим убеждениям, жертвовать здоровьем и ставить на кон репутацию и уважение, ведь за свою работу они получают хорошие деньги. Футбол перестает быть подростковой страстью и становится обязательством, источником заработка и более выраженным полем для конкуренции между мужчинами.

Каждое воскресенье фильм

Сценаристы и Оливер Стоун в частности наглядно демонстрирует тот простой факт, что сильные мира сего всегда управляют более слабыми и здесь, по сути, нет ничего дурного – это жизнь. Властная хозяйка футбольного клуба «Акулы Майами» самолично принимает решение о будущем игроков, об их участии в том или ином матче и даже сезоне. Сама команда, как социальный актив, становится предметом раздора и споров между влиятельными американцами, в том числе государственными чиновниками. Я не стремлюсь в этом тексте сделать из успешных спортсменов жертв, просто подчеркнуть тот факт, что фильм не поверхностно апеллирует к, к казалось бы, прописным истинам, которые мы хоть и не озвучиваем ежедневно, но которые подразумеваем. Всем мы: зрители, игроки, инвесторы – винтики в огромной машине, под названием человеческое общество. И чем выше статус команды, тем существенней это влияние.

Хочу коснуться еще одного важного аспекта, а именно профессионализма конкретных людей. Это разностороннее понятие и, как я уверен, подразумевает соответствующее поведение спортсменов, не только на поле, в искусстве крушить суставы оппонентов и метко бросать мяч, но и за его пределами. Думаю, многие, кто смотрел «Каждое воскресенье», согласятся, что персонажем, который даже чисто интуитивно отвечает понятию профессионал является герой Дэнниса Куэйда – капитан команды Джек Руни. О моральных принципах я буду говорить ниже, но даже его умение обращаться с публикой, с другими игроками и тренером, выдержка, уступчивость – он действительно производит уважение, что не скажешь, например, про главного героя в исполнении Фокса. На таких контрастах во многом и построена эмоциональная база фильма.

Каждое воскресенье - Any given Sunday 1999

Профессиональные инвалиды

Профессиональный спорт почти всегда сопряжен с колоссальными, не имеющими ничего общего со здоровьем, нагрузками. Ведь если вы не будете работать на износ, применяя все доступные средства, вы всегда уступите тем, кто не посчитается с ущербом и станет это делать.  Создатели фильма, видимо, все же ограниченные в творческой свободе, полностью обошли тему допинга, который совершенно точно присутствует среди топовых атлетов этого вида спорта. Если целью фильма не была популяризация американского футбола, то изобличение также явно не входило в планы киностудии. В одной из сцен Шарк просит доктора ввести ему еще кортикостероидный гормон, для личного успокоения, но это средство борьбы с травмами, а не метод форсирования результатов.

Профессиональные инвалиды

Линия с двойными стандартами здоровья отлично передана посредством конфликта, возникшего с ортопедом команды в исполнении Джеймса Вудса. Вне самого поля, футболисты вынуждены жить с многочисленными, часто непоправимыми травмами, но держать марку на публике, позиционируя себя как современных воинов. На самом же деле, это спортивное содружество своеобразных инвалидов, когда только существенные вложения позволяют этим мужчинам оставаться в строю. У них не по одному разу выломаны и выкручены суставы, сломаны носы и лицевые кости, порваны и растянуты сухожилья, они перенесли ряд сотрясений мозга, не говоря уже о моральном состоянии и нервах. В этом смысле показательная линия Шарка, который в любой момент мог умереть прямо на поле, хотя казался настоящим гигантом. Другой игрок обделался с капельницей в вене.

Конечно, в таком отношении к здоровью игроков есть существенная доля лицемерия, диктуемая все теми же реалиями большого спорта. Зритель не должен больше, чем это нужно для реального восприятия мира, думать о травмах своих кумиров, об их кокаиновой зависимости. Для средств массовой информации формируется определенная картинка, поддержание которой в нужном свете ежегодно обходится самим же людям в миллиарды миллионов долларов.

Каждое воскресенье травмы атлетов

Подход к съемкам

Я уверен, что каждый, кто смотрел фильм, отметит динамичность происходящего на экране. С одной стороны, можно было обойтись многозначительными диалогами и рассуждения, даже в ограниченных локациях. Можно было обыграть фильм как один сплошной диалог с обсуждениями жизненного пути (по аналогии с камерным «12 разгневанных мужчин»). Но создатели пошли по пути привлечения широкой аудитории разных возрастов. Значимую долю экранного времени, хоть и не подавляющую по продолжительности, занимают сцены самих футбольных матчей. Естественно, что Оливер Стоун не привлекал в каждом отдельном случае десятки тысяч статистов. Почти наверняка необходимые кадры были сняты с разных ракурсов в определенный период времени. Тем не менее, эти сцены производят впечатление масштабности происходящего. Эффект присутствия дополняется не просто тремя десятками игроков и обслуживающим персоналом, но восприятием настоящей толпы болельщик, своеобразно выражающей любые события на поле.

Перед нами тот самый случай, когда сами декорации и локации, помимо основной, не имеют принципиального значения. Нам не показывают будни и заботы болельщиков, черни. Вместо этого окунают в мир официальных приемов, вечеринок, аудиенцией с прессой и рекламы. Таким образом, зрителю приоткрывают завесу, разделяющую жизнь на поле и ее восприятие публикой, и действительностью. Стоун, как я уже сказал, решил подыграть самой истории, учитывая особенности контактного спорта. Здесь явно преобладают короткие дубли и сцены, особенно, что касается самих спортивных поединков. Постоянная смена перспективы, умноженная на выразительное музыкальное сопровождение, дает ощущение адреналина и насыщенности действием. К тому же, в художественных рамках мы можем посмотреть на матчи американского футбола под более подробным углом.

Подход Оливера Стоуна

Актерский состав

Это уже не первый обзор, в котором я делаю акцент на звездных именах и знакомых лицах, которые, в том числе, придали известности и узнаваемости тому или иному проекту. Так как сама тема американского футбола для Голливуда является общепонятной и должна привлекать заведомо миллионы потенциальных зрителей, неудивительно, что продюсеры позаботились о ярких исполнителях прописанных в сценарии образов. Оговорюсь сразу, что в случае с «Каждым воскресеньем» не возникает четкого отождествления конкретного героя с конкретным актером. Это, если подумать, не слишком положительная характеристика, когда на место одних актеров можно подставить другие знакомее лица. С другой стороны, даже интересно в голове подставить характеристику того же Кэпа Руни или Уилли Бимена под умения звезд первой величины. Единственный персонаж, без которого именно в таком виде не представляется фильм, как не трудно догадаться – это великолепный Аль Пачино.

Актерский состав фильма Каждое воскресенье

Капитан Джек Руни

Как я уже писал выше – это пример настоящего профессионала, спортсмена, который как президент страны, обладает незапятнанной репутацией, отличается понятиями о чести и долге, о преданности. Он заботливый и успешный семьянин, умеющий совмещать профессиональный футбол с супружеской жизнью и отцовством. О Руни говорят, что капитан с более чем двадцатилетним стажем способен читать игру – предугадывать планы соперников, использовать преимущества, отлично ориентироваться на поле. Отдельно стоит отметить, что герой Денниса Куэйда не отличается выдающимися, казалось бы, для этого вида спорта, физическими данными. Это мужчина роста около 180 см и весом, на глаз, порядка 90 кг. Он не похож на гору мышц, как и на свирепого зверя, коими стараются выглядеть большинство. В свои тридцать девять лет этот мужчина заслужил безмерное уважение коллег и членов команды. Они даже не позволяют себе шутки и дружеские грубости по отношению к ветерану. Это яркий образ для кино, который апеллирует к мальчишке, который сидит в каждом мужчине, ведь хочется быть похожим на Джека Руни. Он в большей степени собирательный, но играет значимую роль в восприятии событий фильма.

Деннис Куэйд - Кэп Руни - Каждое воскресенье

Тренер Тони Д`Амато

Самый харизматичный герой фильма, который самым понятным образом с ним ассоциируется. Как я обозначил выше, этот образ Аль Пачино – пожалуй, единственный в фильме, без которого Any given Sunday трудно представить. За свою долгую шестидесятилетнюю жизнь и тридцать лет карьеры футбольным тренером, Тони повидал многое, мимо него прошли сотни игроков и даже любимые и близкие люди сегодня не рядом. По его собственным словам, он промотал свое заработанное состояние, хотя и живет в роскошном особняке. Очень примечательна сцена с молодой проституткой, которая, как оказывается, так липнет к тренеру из-за денег. Его постоянно критикуют коллеги по спорту, футбольные критики и комментаторы отмечают устаревший подход к игровым схемам. Д`Амато не может найти общий язык с новой владелицей команды, которая унаследовала управление и обязанности от отца. При всех этих проблемах и трудностях, Тони не унывает и эпилог к фильму – отличное тому подтверждение. Конечно, каждый, кто смотрел фильм, запомнил мотивационные речи тренера «Акулы Майами», особенно одну, которую часто можно встретить в сети, как пример мотивации — просто введите мотивация Аль Пачино. Добавить к этому знаменитый дубляж и озвучку в исполнении Владимира Еремина – появление в кадре Аль Пачино вы запомните надолго. К тому же, роль в «Каждом воскресенье» традиционно считается одной из лучших, если брать зрелый период карьеры актера.

Аль Пачино в роли Тони Д'амато

Уилли Бимен

Заводной Бимен, как этот герой сам любит себя назвать. По большому счету, это один из, но не главный герой фильма (коим является Аль Пачино). В разрезе спортивной драмы, я всегда относился к этому персонажу, как к лакмусовой бумажке перемен человека, дорвавшегося до известности. С одной стороны, можно сказать, что перед нами тот случай, когда действительно талантливый игрок был задвинут на второй план и время настало. Я же считаю, что он просто попал в струю, как говорится, оказался в нужное время в нужном месте. По умолчанию плохих игроков среди профессиональных футболистов быть не может, так как рекрутинг из любительской лиги – сложный, выверенный и многомиллионный процесс. К слову, Бимен в исполнении Джейми Фокса – еще один пример игрока не с выдающимися физическими данными. Персонаж претерпевает самые значительные изменения на протяжении развития истории. Примечательно изменение его отношений с любимой женщиной ввиду повышенного внимания публика и женской аудитории. Здесь переплелось много стереотипов, и все же молодой и энергичный Бимен интересен. Он становится яблоком раздора и причиной для ряда конфликтов, в некоторых активно участвует сам.

Джейми Фокс в роли Уилли Бимена

Кристина Пагначчи

Если брать показания шкалы эмоций, которые выплескивает на зрителя каждый отдельный герой этого фильма, то на минуту экранного времени пальма первенства заслуженно уходит наследной владелице команды. Заранее не соглашусь с мнением, что перед нами еще один пример развращения властью. Если бы отец Кристины оставил ей машину мороженщика, я уверен, она бы с тем же энтузиазмом работала на износ. Персонаж представлен как почти что воплощение бизнес амбиций. Изюминки придает именно тот факт, что героиня молодая девушка, не старше 30 лет, и не гнушается вступать в конфронтации с влиятельными политиками и бизнесменами. Она неоднократно подчеркивает, что она Пагначчи, что подразумевает определенную статусность, обыгранную на успехах отца. Отношение к людям и ценность человеческого ресурса, как принято лицемерно говорить во многих компаниях, также не в ее интересах, если это, как ей кажется, вредит бизнесу. Если игрок команды выпадает из строя, он сразу теряет в глазах хозяйки ценность и как товар уходит на рынок. Из общей канвы интересным образом выбивается сцен, в которой героиня Камерон Диас примирительно общается со своим мужчиной, который удивительным образом ее терпит.

Кэмерон Диаз в роли Кристины Пагначчи

Лютер «Шарк» Лавэй

Один из ценнейших активов команды «Акулы Майами» и сердце защиты, как его называют футбольные комментаторы картины. Немногие из русскоязычной аудитории знают, что Лоуренс Тэйлор является приглашенным бывшим футболистом, и не просто спортсменов, а звездой национального масштаба в США и одним из самых узнаваемых представителей спорта за всю историю. Это чувствуется с каждым его появлением в кадре и не ограничивается лишь внушительными габаритами и агрессивностью. Например, на лице Джейме Фокса не отпечатан его игровой опыт в профессиональном спорте, в отличие от исполнителя партии Шарка. Примечательно, что герой фильма выбрал себе игровой псевдоним, а скорее всего, получил его от прессы, под стать названию команды Sharks. На его примерно сценаристы отчетливо дают понять профессиональные риски, связанные с постоянными нагрузками и травмами. Одна из самых эмоциональных сцен в фильме как раз связана с решение тренера, врача и игрока о дальнейшей судьбе и о последнем матче.

Лоуренс Тейлор в образе Шарка Лавея

Джулиан Вашингтон

Американский хип-хоп исполнитель LL Cool J всегда находился в отличной физической форме, особенно в процессе работы над своими актерскими ролями и как один из самых узнаваемых лиц молодого поколения афроамериканцев в 90-х, был приглашен в фильм. Его участие относится к второму плану и не имеет принципиального влияния на историю, и все же я хотел отметить его героя. На примере Вашингтона нам вновь явственно показывают, что слава и деньги развращают человека, заставляя на публике одевать маску, одобренную большинством. Он производит впечатление успешного мужчины, его автограф хотят получить миллионы. Софит освещают лицо Вашингтона и шляпу для показухи. А вечером он придается забавам с гулящими девками и нюхает кокаин. Это на фоне того, как мэр города говорит о примере игроков для молодежи. К тому же на примере Вашингтона нам показывают избирательность в спорте – он играет в том русле, в котором ему выгодно по контракты, часто перетягивая одеяло успеха команды на себя. Миллионы долларов делают свое дело.

ЭлЭл Кул Джей - Каждое воскресенье

Доктор Харви

Я не стал приводить фамилию героя из титров, так как в фильме ее ни разу не озвучивали и все звали его просто Харви. Создатели фильма подвели черту под этим персонажем, как под одним из условно отрицательных, и с ним связано одно из ответвлений сюжета. Дело в том, что ортопед Харви, отвечающий в команде за большую часть травм, полученных на играх, выборочно сообщал о проблемах со здоровьем игроков. Я согласен, что постоянные мысли о какой-то болячке превращают ее в действительность в нашей голове, но неведение о серьезных, потенциально летальных проблемах, это никоим образом не оправдывает. Одно дело замолчать воспаленный сустав, который еще рано использовать на поле, а другое не сообщить человеку о том, что тот может умереть при любом следующем столкновении. Сценаристы не останавливаются на этом и предлагают нам две запоминающиеся сцены. Первая показывает профессиональный сговор хозяйки команды с врачом, который в угоду ее желаниям и планам, манипулирует здоровьем своих подопечных, чтобы получить выгодные условия контракта в следующем сезоне. И вторая, собственно, последняя с этим героем, передает всю сложность ситуации через конфликт с тренером Акул. Джеймс Вудс имеет солидный послужной список злодеев в кино, поэтому его короткие появления получился яркими.

Джеймс Вудс - Каждое воскресенье

Доктор Олли

Снова не буду умничать с фамилией, которая не звучит в фильме. Этот персонаж – почти полная противоположность предыдущему врачу, его, так сказать, моральный противовес. Молодой, но очень квалифицированный спортивный терапевт, который руководствуется не только материальной выгодой, но реальным беспокойством о качестве выполняемой работы, руководствуется моральными принципами и этическими нормами профессии. Именно он начинает проявлять сомнения относительно реального положения со здоровьем отдельных игроков, и открывает долго замалчиваемую правду тренеру. Очень примечательна сцена перед финальной игрой, где Олли откачивает жидкость из сустава Шарка, а после все же уступает тому и делает укол кортизола. Это показывает его принципы, но все же необходимость оправдывать доверие игроков, жертвы. на которые, все же в допустимых пределах, можно пойти. Это еще один персонаж в фильме, которому хочется подражать в жизненной позиции.

Мэттью Модайн - доктор Олли

Спортивный критик Джек Роуз

Это последний из видных персонажей фильма, которому я хочу уделить персональное внимание. Еще один сформированный образ такого себе плохиша, который, на самом деле, очень четко отражает ряд суждений картины о современном обществе, о жажде хлеба и зрелищ. Мир вокруг нас не стоит на месте и СМИ играют первостепенную роль в распространении и популяризации любого вида спорта. Вот и Роуз в красках описывает события футбольного бомонда, не стесняясь критики и шуток по отношению к тренерам, собственникам и игрокам. Интересно наблюдать, как его отношение к Д’амато постепенно меняется по мере новых побед команды. В одном из моментов критик выступает в роле красной тряпки для переполняющих тренера команды эмоций, за что после получает извинения. Одна из последних фраз в Каждом воскресеньем исходит из уст этого героя, который сам удивлен сложившейся ситуацией и решением тренера Д’амато. Он провозглашает: «А ведь без этого мерзавца будет скучно», подводя итог под переменами.

Джон К. МакГинли в фильме Каждое воскресенье

Моя оценка: 9 из 10

16.07.2015

Рекомендуемые статьи

09.10.16
1 370

Легендарная военная драма Стивена Спилберга стала одним из ярчайших событий в жанре за всю его семидесятилетнюю историю и по-своему уникальна и значима.

Великолепнейший научно-популярный проект Нила Деграса Тайсона из тринадцати эпизодов — один из лучших документальных сериалов всех времен.

06.03.18
1 437

Полный маршрут прогулки по Вене из фильма «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера тогда (1994) и сейчас (2017)