12 607

Обзор фильма На грани

Есть узкая категория картин, которые, по ряду причин, остаются творчески актуальными и спустя десятилетие. И дело здесь не только в затронутых темах и отзеркаливании социума, но, наоборот, в простой и доступной истории о человеческих взаимоотношениях. Немногие активные завсегдатаи темы кино смотрели фильм На грани 1997 Ли Тамахори. И еще меньше таких неугомонных, которые пересматривали фильм На грани (The Edge) его множество раз – в моем случае – около десятка раз с начала 2000-х. Это не гениальный шедевр на все времена и уж точно не самый дорогой или прибыльный фильм своего времени. Но это просто отменный драматический фильм о людях, попавших в экстремальные условия, где все наши социальные наработки и мнимая значимость, теряют в весе. Я искренне завидую людям, которые еще не смотрели The edge, ведь для меня это тот случай, когда становится грустно при приближении финальных титров, ведь до следующего перепросмотра, скажем, год.

На грани Сюжет

Шестидесятилетний миллиардер Чарльз Морс (Энтони Хопкинс) живет с молодой моделью. Пойдя на поводу у прихоти жены, он берет несколько дней отдыха и отправляется с ней и съемочной командой в глушь Аляски. Кампания располагается в деревянном доме из бревен у местного жителя и упивается живописными пейзажами. Принимается решение отправится на 70 миль севернее, чтобы отыскать друга арендодателя, потомственного индейца. В путь решает отправиться сам мистер Морс, фотограф Боб Грин (Алек Болдуин), его помощник Стивен и, естественно, пилот небольшого самолета. Индейца они не застают и, согласно оставленной записке, отправляются на северо-запад. Когда накал разговора между миллиардером и фотографом достигает опасной точки, самолет сталкивается с группой птиц и терпит крушение. Пилот самолета погибает на месте, а трое совершенно разных людей выбираются на берег. Вокруг – полная глушь Аляски, неопределенность, трудности с определением пути, отсутствие еды, тепла.

Фильм На грани 1997 The Edge

На грани – Man vs Wild

Если вас интересует тема выживания в дикой природе, то картина режиссера Ли Тамахори – уверенный гость разного рода подборок, топов и просто завсегдатай советов между единомышленниками. Это не значит, что фильм На грани затрагивает исключительно интересы активных туристов. Не нужно учиться на летчика, чтобы мечтать быть покорителем небесных миров. Так и не обязательно ходить в горы налегке, чтобы наслаждаться документальными или художественными фильмами о дикой природе, survival-приключениях. Большинство из нас так погрязли в ежедневной городской рутине, что зона комфорта все сильнее стягивается узлом на шее, сводясь до цепочки работа-дом-компьютер, с периодическим проведыванием супермаркета. Нам кажется, чтобы мы, даже с легкой подачки, можем отправиться в многодневное путешествие по лесам и горным пикам, а сами через минуту ленимся выехать в парк.

В фильме На грани 1997 Перед нами настоящее приключение. Да, полное смертельных опасностей. Да, переворачивающее наши представления об окружающем мире. Да, в конце пути, вместо вожделенного сокровища или прекрасной дамы – лишь сама возможность сохранить жизнь и неверная жена. И все же это Adventure практически в чистом виде, переложенный с классиков прозы на современные и вполне осязаемые понятия.

На грани - Man vs Wild - выживание

Конечно, если сравнивать фильм На грани (The Edge 1997) с циклами того же Беара Гриллса или Леса Страуда, фильм лишь поверхностно и по-обывательски затрагивает тему выживания, но этого достаточно для получения ярких эмоций на протяжении полутора часов основной части повествования. Простые спички, чудом уцелевшие после падения героев в воду, становятся предметом жесточайшей экономии и величайшей ценностью, ведь ежевечерний костер не дает выжившим превратиться в удобрение. Герой Энтони Хопкинса, который взял на себя традиционную литературную роль умельца (по аналогии с Сайрусом Смитом в Таинственном острове Жюля Верна), объясняет и зрителю и своим друзьям по несчастью основы выживания в дикой природе. Источником этих знаний служит как примечательная образованность главного героя фильм На грани, его жизненный опыт пробиваться сквозь трудности, так и книга о выживании, подаренная накануне секретаршей. Далее хочу перечислить ряд интересных моментов, показанных или озвученных в фильме, по теме.

 Энтони Хопкинс и Алек Болдуин На грани 1997

  • Одним из символом индейского племени Кри в Северной Америке является двойственность символов  кролика и пантеры. В фильме на одной стороне весла изображена пантера, а на обратной – кролик с трубкой. Грызун сидит спокойно и безмятежно, курит трубку, потому что он умнее хищника. –
  • Когда человеку дарят нож, по традиции он должен дать дарителю монетку, символическую плату, а иначе этот нож разрежет дружбу.
  • Можно натирать обувь банановой кожурой для блеска.
  • Медведь Кадьяк (подвид бурых медведей, живущих на Аляске) – по словам хозяина дома на озере, убьет человека, как только увидит, и останется людоедом до конца жизни.
  • Можно сделать компас из подручных средств. Взять иголку или, как в случаях в фильме, скрепку, стрелку часов, положить на листок или бумагу, и дальше на водную поверхность. Через несколько секунд острый конец повернется к северу. Желательно потереть иголку об натуральный шелк и держать подальше от металлических предметов.
  • Старый индейский метод – если у человека колит в боку, и он не может идти, посоветовать ему найти круглый камень – пусть понаклоняется, отвлечется.
  • Часто заблудившиеся в дебрях люди умирают от стыда. Вместо того, чтобы прикладывать усилия для выживания, они опускают руки, корят себя за то, что сделали не так. А потом просто садятся и умирают.
  • Герой Хопкинса предлагает один из способов ориентироваться ночью – Полярная звезда, находящаяся вблизи созвездия Кассиопея, указывает на север.
  • Окровавленные тряпки и остатки еды нужно закапывать в землю, чтобы их не учуяли хищники, в особенности, медведь.
  • Берешь кусок льда среднего размера, благодаря теплу ладони превращаешь его по форме в линзу и используешь солнечный свет, чтобы развести огонь.
  • В мелких водоемах рыбу можно добыть с помощью длинных заостренных пик.
  • Большинство диких животных, в том числе хищники, боятся огня – таким образом, их можно держать на расстоянии от лагеря.
  • Медведя можно убить с помощью длинной заостренной пики. Когда хищник становится на задние лапы и наваливается на жертву, его собственный вес насаживают гиганта на копье. Перед использованием острую часть пики нужно обжигать в огне, чтобы она была более сухая и острая.
  • В Африке мальчишки из племени Масаи с 11 лет учатся убивать львов. А мальчики некоторых индейских племен проходят проверку на храбрость, отвешивая пощечину медведю.
  • Рыба может принимать блестящий металл за приманку.

Фильм На грани 1997 Ли Тамахори

Богатые и бедные – вечный спор

Тема богатых и бедных, конечно же, со значением в кавычках, один из основных мотивов фильма На грани, который в необычной манере раскрывается в экстремальных условиях там, где деньги и власть имеют мизерное значение. Конечно, самым интересным объектом выступает сам главный герой в исполнении неподражаемого Энтони Хопкинса. В рамках фильма На грани 1997 г. не упоминается сфера, в которой добился успеха Чарльз Морс, но будучи человеком уважаемым и не молодым, не вызывает сомнений тот факт, что этот мужчина построил империю из ничего, своим трудом и, как говорится, кровью и потом. Это традиционный, но здесь раскрытый просто великолепно, мотив, вполне свойственный человеку, как животному. Во-первых, богатство Морса (Энтони Хопкинс) расценивается как некий набор материальных благ, который можно, словно пиджак, в любой момент надеть на другого человека – о чем и помышляет Боб.

То есть, не важно, каким тяжелым трудом были достигнуты блага – подавляющее большинство людей будут просто завидовать такому человеку, никогда не признав своей собственной ущербности, лени и отсутствие предприимчивости. Миллиардерами редко рождаются, а те люди, которые поднимаются наверх из низов, заслуживают лишь глубочайшего уважения. Конкретно наш герой Чарльз Морс производит впечатление трудяги, кузнеца своей судьбы, честного и прямого, как стрела. В этом смысле герой Алека Болдуина в На грани делает несколько лестных выпадов в сторону покровителя, подчеркивая, что ему нравится его стиль. В тоже время, Бобби совершенно недвусмысленно делит людей на классы, присваивая некие общие свойства их участникам. Он говорит, что богачи всегда обирают честный народ.

Очень грустно, что многие люди выбирают ту точку зрения, в центре которой материальные ценности, как источник счастья – это тупиковое мнение. Незаслуженное никогда не принесет вам удовольствия, а самые главные атрибуты в жизни и вовсе нематериальны. Боб хочет завладеть деньгами Морса, но сможет ли он купить на них любовь? Я не думаю, что Микки он был бы нужен после наследования всех денег – интрижка наверняка утратила бы вкус запретного плода. Смог бы он купить себе уважение? После того, что планировалось – очень вряд ли, да и его в принципе нельзя купить, а только заслужить. Эти эфемерные миллиарды в фильме рассматриваются как некая абстракция, волшебная палочка, которая якобы должна преобразить жизнь, но разве это так.

Богатые и бедные – вечный спор - Чарльз Морс

Не жалей того, у кого есть свой самолет

Хочу вернуться к нашему главному персонажу Чарльзу Морсу (Энтони Хопкинс). Его положение и статус в фильме На грани 1997 г. обыграны еще под одним, не менее интересным углом. Несмотря на свой шестидесятилетний возраст, наш протагонист становится неформальным лидером новообразованной группы, головой этого трио. Здесь свою роль сыграла невероятная эрудированность,  и лидерские качества вне лесной глуши. Здесь влияние оказало и отношение двух других путников к своему недавнему покровителю. То есть, даже оставшись здесь без всего, Морс сохраняет свой невидимый статус и уважение. И тут дело не в том, что по завершению всех приключений, герои просто боятся, что непослушание здесь как-то отразиться на дальнейшей жизни в привычном мире.

В фильме «На грани» есть ряд интересных сцен, которые вы наверняка отмечали, ведь пропустить их мимо внимания довольно сложно. В одном шутливом моменте, герои иронизируют над ситуацией, что случившееся с ними и самим Морсом, куда более захватывающее событие, чем грубость таксиста где-нибудь в Нью-Йорке. В другом моменте, персонаж Алека Болдуина срывается на истерический смех после собственного же утверждения, что месяц назад, получив по морде, миллиардер побежал бы к своему юристу, чтобы засудить медведя и его хозяина. И, конечно, самое яркое проявление того – сцена с истерикой Боба на открытом поле, после пролета спасательного вертолета.

Ты – денежный мешок! Сидел, пил, играл в гольф, трахал служанку, но пришла опасность, и он расцвел! Как меня от тебя тошнит. Как ты меня достал, больше чем евреи и налоги.

Действительно, развитие героя Энтони Хопкинса – одно из самых интересных преображений в рамках сюжета в истории кино. И дело даже не в том, что он кардинально стал другим человеком – просто образ многогранен, интересно подан в нестандартной ситуации. Для Морса книга за несколько долларов, подаренная его секретаршей, ценнее миллионов долларов и драгоценностей в банковской ячейке. Для него все случившееся – еще одна проверка на прочность, а после раскрытия фактов о его браке – возможность начать жизнь с чистого листа, во всяком случае, ее еще недавно значимую часть. Он действительно совершил нечто определенное, как этого и хотел. Наверняка другой богатый человек из нашего мира, например Дональд Трамп, в реальности стал бы кормом для трехсоткилограммового медведя.

Не жалей того, у кого есть свой самолет - фильм На грани

Медведь Барт – Когти и клыки решают все

Еще одна плоскость, под которой хочется рассмотреть ситуацию, в которую попали герои фильма На грани в Аляске – это пропасть между нашей устоявшейся жизнью в городах и реальным миром дикой природы, который для большинства из нас был и остается чем-то далеким и туманным. Мы представляем себя покорителями гор, но ленимся подняться вверх по улице с крутым уклоном. Когда ситуация у человека под контролем, с помощью огнестрельного и другого оружия мы способны стереть с лица земли любое живое существо, больше и сильнее нас. Но оказавшись, как приблудившееся щенки в чуждом нам мире, не приемлющем законы общества XXI века, становимся беспомощными. Здесь клыки и когти диких животных становятся для нас смертельной угрозой и все сводится к силе, ловкости и, если на это будет время, к нашей хитрости.

Медведь Барт - Когти и клыки решают все

Конечно, наше трио героев фильма На грани 1997 г. ничего не могло противопоставить медведю Барту в плане грубой лобовой силы, ведь он убийца с опытом, причем обладающий незаурядными физическими данными. Поэтому вторая половина фильма The Edge 1997, где герои пытаются усмирить настырного преследователя Аляски, имеет все меньше общего с нашим повседневным миром. Фактически идея Чарльза уравняла их с давними предками, которые хитростью и кооперацией добывали себе пропитание и избавлялись от естественных врагов. К слову, сцена фильма На грани с непосредственной схваткой с медведем всегда дарит исключительные эмоции – отличный пример хорошего монтажа. Естественно, хотя медведь Барт и являлся “профессиональным актером” (можете почитать об этом и его других ролях), реальные Энтони Хопкинс и Алек Болдуин не подвергались опасности находиться с ним настолько близко, как показано в кадре. И это не мишка и зоопарка в человеческий рост, а настоящий гигант.

Аляска – Мир, достойный Фенимора Купера

Хотя бессмертное творчество великого писателя, с приключениями которого мы знакомы с детства, связано в северной и северо-западной частью Соединенных штатов и южными областями Канады, сама атмосфера в фильме На грани кажется такой же глубокой и явственной. Такое же уединение, природная тишина, нарушаемая присутствием человека. Аляска, где и проходили натурные съемки картины, действительно остается раздольем почти нетронутых мест обитания животных и неиссякаемым источником вдохновения для темы путешествий. Конечно, оказаться здесь хочется в безопасности, с припасами и на ограниченной отрезок времени. А еще с хорошим фотоаппаратом в руках и свободным временем. Предлагаю немного пофантазировать. У меня всегда была мысль, что спустя время после всех выдуманных событий, Чарльз Морс выберется вновь в эти места, вполне вероятно, сам. Пройдется маршрутом былой славы, постарается ухватить судьбу за хвост. У многих фильм На грани вызывает стойкие ассоциации с качественными научно-популярными проектами о дикой природе, наподобие работ Discovery и National Geographic. Действительно, даже учитывая напряженный сюжет фильма На грани 1997 г. Ли Тамахори, на протяжении двух часов, глаз буквально наслаждается живописными пейзажами. Есть в этом фильме какое-то контрастное умиротворение. Пока герои Энтони Хопкинса и Алека Болдуина в На грани отчаянно пытаются выжить, бросают вызов медведю, все окружение остается недвижимым, немым свидетелем развернувшееся человеческой трагедии.

Аляска - Мир, достойный Фенимора Купера

Энтони Хопкинс и Алек Болдуин На грани

Сэр Энтони Хопкинс, обладатель премии Оскар за бессмертную роль в «Молчании ягнят», оказался, пожалуй, лучшим вариантом на роль шестидесятилетнего миллиардера Чарльза Морса. Конечно, вы скажите, что у нас целая плеяда известных актеров примерного того же возраста, и роль в фильме На грани мог исполнитель даже чернокожий Морган Фримен. И все же у Хопкинса есть эта искра интеллекта во взгляде, соседствующая с исключительной эмоциональностью. В фильме На грани любые теоретические знания из книг, подверглись суровым испытаниям, и выиграв 5 $ в домике у озера, применить нечто подобное в лесной глуши – уже испытание. Я уже отмечал выше, что этот герой претерпел заметные перемены и преобразился. Точнее вынес наружу себя настоящего. Перед нами одна из лучших ролей, а может и вторая по значимости в карьере Энтони Хопкинса после Ганнибала Лектера. Наверняка смотревшим фильм На грани запомнится несколько, особенно впечатляющих, сцен актерской игры и импровизации Энтони Хопкинса. Одна из них – речь о планах расправиться с преследователем. И вторая, естественно, заключительная, уже в относительной зоне безопасности. Собственно этими кадрами, очень эмоционально, и заканчивается фильм.

Энтони Хопкинс и Алек Болдуин На грани

Энтони Хопкинс - Enthony Hopkins

Алек Болдуин из плодотворного актерского семейства всегда был разноплановым актером, набившим творческие шишки, как в жанре боевиков, так и в драматическом.  Роль Боба могли исполнить совершенно разные актеры – можете даже перебрать в голове варианты и удивитесь, насколько разноплановым мог оказаться персонаж. То есть прямой ассоциации с Алеком Бодуином нет, но как же отменно он отыграл. Это не такой уж и простой персонаж, как кажется, хотя его истинные мотивы неумело обнажаются в не самых для этого удобных ситуациях. У него нет миллионов долларов, нет власти и влияния, и все же его реакция на случившееся, чисто по-человечески похожа на друзей по несчастью. Мне действительно всегда было интересно, каким образом, не случись того, что случилось, он планировал убрать с пути Морса, чтобы завладеть деньгами и женщиной. Остается только додумывать это, имея вполне недвусмысленный финал и наслаждаться Алеком Болдуином в На грани.

Алек Болдуин - фотограф Боб

Алек Болдуин - The Edge 1997

14.09.2017

Рекомендуемые статьи

Неофициальная биография Арнольда за авторством Венди Лей пролили крупицу света на захватывающую жизнь этой известной личности с мировым именем

Макбет – то вечная история о тяжести власти, о чувстве совести и бремя ответственности, которое может нависнуть над каждым человеком за его поступки.

06.03.18
4 079

Полный маршрут прогулки по Вене из фильма “Перед рассветом” Ричарда Линклейтера тогда (1994) и сейчас (2017)