Искатели утраченного ковчега

Я выражу общепринятое мнение, что Индиана Джонс стал не просто запоминающимся именем героя из кино и не только прибыльным детищем Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса.  Перед нами настоящий культурный феномен, благотворное влияние которого на общество не ограничивается лишь одной сферой искусства. Несколько поколений юных и зрелых сердец воспылали детской тягой к путешествиям и прониклись духом авантюризма. Квинтэссенция приключений, в данном случае, охватила классические элементы, такие как путешествия по живописным уголкам планеты, поиск утраченных бесценных артефактов, харизматичного протагониста и романтическую линию. Персонаж Харрисона Форда, в своей потертой кожаной куртке, с хлыстом и ироничной улыбкой наперевес, способен моментально поднять ваше настроение, на два часа отправить в вояж по приятным эмоциям. И несмотря на более чем три десятилетия, прошедшие с момента выхода «Искателей», перед нами одно из самых ярких и сегодня уже полных ностальгии приключений.

Путешествие по шарику

Первые кадры переносят нас в перуанские Джунгли образца 1936 года, где среди зелени притаилось агрессивное племя местных коренных жителей. Путь к заветному сокровищу не может быть простым, о чем нам напоминает местность. Гора, очертаниями схожая с символом студии Paramount, с первых секунд настраивает на путешествие по местам, где не ступала нога белого человека. И хотя конкретно локация съемки больше напоминает парк отдыха, она приятно контрастирует с комнатой, где вы смотрите фильм. Это один из важнейших элементов успешной приключенческой истории – предложить читателю или зрителю мысленно покинуть свою привычную зону комфорта. Ко всему необычному ведут необычные пути. Согласитесь, библиотечный интерьер скорее расслабляет для сна, чем будоражит сознание. Как говорит сам главный герой, большая часть жизни археолога проходит на страницах книг и почти наверняка ответы на те самые будоражащие вопросы можно обнаружить именно там.

Путешествие по миру Индиана Джонс

Одним из запоминающихся элементов не только «Искателей», но и классических продолжений, остаются комбинированные кадры перелетов на самолете. Для Индианы не составляет труда собрать саквояж и в одночасье принять решение отправиться в какой-нибудь дальний уголок Земли. Трудности перелета, недосыпание и накопительная усталость успешно остаются за кадром развлекательного формата, а нам остается выжимка. В течение ста минут экранного времени мы, вместе с отважным Джонсом, успеваем посетить труднопроходимые леса Перу, американский колледж, уединенную деревеньку в Непале, Каир и засушливую египетскую пустыню, остров в Эгейском море. Насыщенность перемещений просто восхищает и позволяет с головой погрузиться в рассказанную авантюру. И хотя, скажем, сцены в Непале ограничиваются созданными декорациями, а героиня Карен Аллен в блузочке разглагольствует на глубоко минусовом ветре, должное настроение обеспечивается.

Перелеты Доктора Джонса по всем континентам

Исторические эпохи

В своем летнем обзоре дилогии «Мумия» я уже подчеркивал тот факт, что в приключенческих фильмах еще большего эффекта, в плане зрительского интереса, удается добиться благодаря перенесению основного сюжета в прошлое. Согласитесь, современные мегаполисы, интернет вместо библиотек и миниатюрные камеры, мало ассоциируются с Индианой Джонсом. Это не значит, что сегодня невозможно рассказать качественное приключение (примером тому те же игровые серии Uncharted и Lara Croft), но все же именно Raiders of the Ark стал флагманом жанра и не случайно. Как я уже называл это – древность в старости – такая вот двухступенчатая работа над зрительским интересом. О чем рассказывает нам сюжет первого фильма известной серии? Скажите, о ветхозаветном ковчеге. Скорее о нетривиальной схватке с нацистами в пустыне Египта и бравом американском профессоре первой половины XX столетия.

Герой Харрисона Форда в колодце душ

Когда официально одетые представители военной разведки проведывают доктора Джонса, они едва ли представляют, что будут иметь дело с загадкой, которой не одна тысяча лет. Герои Харрисона Форда и Денхолма Эллиота на основе короткой фразы, выдвигают предположение, что их коллега по археологии занят поиском древнего религиозного артефакта, который был вывезен из Иерусалима за X веков до предполагаемого рождения Христа. Таким образом, зрителя погружают в таинственность библейских масштабов. Большую же часть времени, которую герои посвящают поиску артефакта, они проводят среди другой, не менее известной и памятной культуры – древнеегипетской. Идею переплести сразу несколько увлекательных исторических направлений, можно назвать гениальной. Мы всегда с увлечением будем принимать идею раскрытия тысячелетних тайн, словно самостоятельно принимаем участие, бок о бок с главными героями фильма. Конечно, об исторической достоверности говорить не приходится, да и упор на нее явно не делался. Сюжет очень бегло проскакивает какие-то конкретные даты и имена исторических персоналий. Нам представляют приключенческий шаблон, наполнение которого вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Эпоха 1930 в Индиане Джонс

Основная же часть истории развивается задолго до появления современных высоких технологий – в 1936 году. В мире Джонса словно еще сохранился авантюризм, дух приключений и смелость, которой не хватает абсолютному большинству зрителей. Общий исторический фон затронут лишь вскользь и сводится к объяснению природы противоборствующей стороны. Демократический мир встревожен возвышением национал-социалистического режима в Германии и колониях, а также влиянием, которое распространяется по всему миру. Мы видим этому как минимум два явных озвученных подтверждения. Вспомните сцену с Рональдом Лейси, где он читает выпуск журнала Life с изображенным, нет, не солдата Вермахта, а американского кадета военного училища Вест-Пойнт. Это своеобразная ирония, когда нацистский агент прикрывает свой облик подобным изданием. Во-вторых, сами герои неоднократно говорят о своих оппонентах, подчеркивая тот момент, что приспешники Гитлера не слишком разбираются в ценности находок и желают лишь выслужиться перед Фюрером.

Мне вспоминается комментарий создателей фильма о съемках сцены в Каире, где для достижения эффекта соответствующей исторической эпохи пришлось буквально лазить по крышам и снимать телевизионные антенны, которых в панораму образца 1980-го врезалось несколько сотен. Первый фильм отличается большим количеством натурных съемок и минимальным использованием студийных декораций. Это создает эффект присутствия и погружает в происходящее. Сцена с лекцией в колледже и одежда тогдашней американской молодежи – тому яркое подтверждение. Дополняет картину военная и гражданская техника, автомобили, костюмы и реквизит. И чем больше времени проходит с премьеры «Искателей», тем диковинней кажется рассказанная история. Конечно, фильм не обошла проблема анахронизмов, описания коих вы найдете в любой перекопированной, друг у друга, статье в рунете. Речь идет о моделях оружия, которые еще не были выпущены в 1936 и о той самой интерактивной карте перелетов Джонса по миру, где присутствуют некорректные названия государств. Все это мелочи, на которые 99% зрителей никогда не обратит внимания и я в том числе, да и говорить о каких-то серьезных ошибках в развлекательному проекте, по крайней мере, странно.

Декорация и реквизит

Мистицизм в фильме

В предыдущем абзаце я только вскользь затронул тему Ковчега, чтобы поговорить об этом отдельно. Конечно, для хорошего приключенческого кино не обязательно вводить в сюжет таинственную составляющую но, как же чертовски хорошо она сработала в случае с Raider of the Lost Ark. Фильм активно развивает уже набившую оскомину тему о оккультизме в кулуарах Третьего рейха. В сцене общения с представителями разведки, вполне определенно звучит фраза, что Гитлер просто помешан на древностях, окутанных ореолом таинственности (это мы увидим и в «Индиана Джонс: Последний Крестовый поход»). Моим давним хобби с пятнадцатилетней историей увлечения (которое я все хочу вписать в формат этого блога) остается тема Второй Мировой войны и я не стану обсуждать истинность теорий, догадок и домыслов, но именно Лукас и Спилберг подали тему с правильной иронией. Сами немецкие солдаты фильма, кроме полковника Дитриха, показаны безмолвными исполнителями, которым без разницы, какую из древних ценностей искать в песках Африки. Сам Дитрих не раз дает понять, что для него главное – выполнить приказания сверху, а также офицера настораживает странный еврейский ритуал, который вознамерился провести Беллок.

Буллок пытается проверить Ковчег

Можно по-разному относиться к апогею фильма, в сцене открытия Ковчега, но она явно придала определенную изюминку. Нам дают понять, что герои рисковали жизнями и здоровьем, давали отпор настырным нацистам не просто так. Что в той самой коробке, которая после найдет складское упокоение в Зоне 51, есть что-то сверхъестественное. Вместе с этим создатели фильма показали, что они верят в догмы современной религии и по-своему отдают дань библейскому тексту, хоть и в довольно вольной форме. Таким образом, «Искатели» охватывают и эту составляющую интереса зрителей – тема иудаизма, в данном случае, ведет к более общим выводам. В этом смысле Инди даже подшучивает над посланцами спецслужб, спрашивая, посещали ли они так называемую воскресную школу и что слышали о тех самых ветхозаветных заповедях. Для меня короткая, но символичная сцена на корабле всегда имела то самое очевидное значение – глас Божий не предвещал ничего хорошего Третьему рейху. Обратите в следующий раз внимание на выжженную область ящика.

Легенда о ковчеге

Шляпа, Хлыст, улыбка

После успешного возвращения доктора Джонса в конце 50-х, думаю мало у кого возникли сомнения, что найди сценаристы способ, наш бравый археолог мог бы вполне вписаться и в современный мир. Давайте признаемся себе, как зрителю – хлыст даже в 1936 году кажется неким архаизмом времен Дикого Запада, но современный ковбой из героя Форда получился отменный. Не в том распространенном смысле коровьего пастуха, а в интерпретируемом большинством. Я считаю, что кинематограф XX столетия подарил два титульных мужских персонажа – Индиану Джонса и Джеймса Бонда. Они оба – невероятно уверенные в себе любимчики женщин, которые с легкостью дают отпор плохим парням, путешествуют по миру и разгадывают тайны. Только если британский шпион, при этом, носит дорогие костюмы и источает английские манеры, то археолог воплощает те же качества, только в потертой кожаной куртке, с шляпой на голове и свернутым хлыстом на поясе, а вместо миниатюрного Вальтера – шестизарядный револьвер времен все того же освоения прерий Америки.

Шляпа, Хлыст, Харизм - Индиана Джонс

Титульный герой должен охватывать своим видимым и невидимым обаянием и женскую и мужскую аудиторию, с чем Indiana Jones ювелирно справляется. Какой мужчина откажется от образа покорителя женских сердец, сильного и ловкого, с улыбкой наперевес решающего вопросы мирового значения. Он достойно зарабатывает, путешествует по миру и, что важно, пользуется авторитетом и уважением не только друзей, но и врагов. Даже ситуации, опасные для жизни, преодолевает с позитивом и шутками, которые легко подбирает в нужный момент. Несложно догадаться, что такие черты привлекают женскую часть зрителей. В этом смысле прекрасная половина может быть недовольна выбором Каррен Аллен в качестве всадницы любовной линии в фильме, но именно такой типаж – грубоватая и уверенная в себе, ему подходит лучше всего.

Публика всегда лучше воспринимает героя, которого может ассоциировать с собой и, в случае с Инди, это проще простого. Плохие нацисты пытаются убить персонажа, а он, без особых синяков на лице, выходит сухим из моря стычек и драк. Если вы замечали, то протагонист всегда налегке, хотя многодневное путешествие по джунглям Перу и африканской пустыне, в реальности, вынуждает быть более бережливым к своим потребностям. В маленькой кожаной сумке на поясе нет даже фляги с водой. Тем самым тема авантюризма и путешествий подается им еще более доступной. После выхода фильма и его успеха у аудитории, стоял лишь вопрос времени, когда полюбившийся профессор археологии почтит большие экрана своим новым увлекательным путешествием. И в нем мы вновь примем участие – не в буквальном смысле, но с помощью фантазии и положительных эмоций.

Харрисон Форд Индиана Джонс

Насыщенность происходящего

Приключения становятся культовыми, если приковывают своего зрителя к экранам, на два часа, в данном случае, вырывая его из жизни самым приятным образом. Даже путешествия по земному шарику могут показаться скучными, если не будут поданы соответствующим образом. В искателях потерянного ковчега Лукасу и Спилбергу удалось добиться невероятной насыщенности происходящего. За исключением отдельных коротких диалогов, здесь постоянно что-то происходит, да и они поданы, почти всегда, на бегу. Минуту назад мы видели, как Генри Джонс Младший уносит ноги от свирепых аборигенов, вооруженных отравленными дротиками и копьями. А сейчас старается не замечать флирт своих студенток, уже в Соединенных штатах. Вы только начинаете проникаться духом горящего непальского бара, а вот уже наблюдаете панораму Каира. Думаете, что драка с водителем грузовика на полном ходу – это апогей погони. А спустя мгновение наблюдаете с замиранием сердца, как главный герой передвигается прямо под дном этого автомобиля.

 Мастерство сцен от Стивена Спилберга

Зрителю в буквальном смысле не дают права заскучать, постоянно меняя декорации, контрастируя персонажей, обрушивая на наши восхищенные происходящим головы целый калейдоскоп экшена. Вполне очевидно, что такая концепция заостряет внимание на происходящем, и даже после десятикратного, за все годы, просмотра, я испытываю эмоции от рассказанной истории. Сюжет фильма прошел испытание временем, критикой и последователями, которым удалось только приблизиться к успеху Джонса, но не сравняться с ним, а тем более превзойти. И хотя продолжения помогли поднять эту планку еще выше, как части трилогии, именно первый фильм 1981 году задал тон приключенческому жанру на долгие годы вперед.

Танис - колодец душ - змеи

Моя оценка: 10 из 10. 

14.06.2016

Рекомендуемые статьи

Спортивная драма Дэвида О. Рассела зацепила многих зрителей и попала на полку моих любимых фильмов, о чем я и собираюсь рассказать в этом материале.

Какие премьеры ожидают наших денег и нашего внимания в апреле 2015 года, что из новинок кино заслуживают быть увиденными и услышанными.

Культовый фантастический фильм Джеймса Кэмерона не только сделал из Арнольда звезду первой величины, но и навсегда изменил обличье мирового кино.