Обзор Египетской дилогия «Мумия»

Чтобы не говорили злопыхатели и так называемые «эстеты» (называемые ими же самими), приключенческая франшиза «Мумия» Стивена Соммерса сделала для популяризации темы археологии, истории Египта и приключений больше, чем любая другая, и является отличным примером массового развлекательного кино. Без претензий на достоверность, на культурную значимость, без заглядываний через творческий забор на коллег по цеху, с завидным количеством юмора. Лично я, побывав в Каире и на плато Гиза в 2007 году, вспоминал и вдохновлялся, в первую очередь, не прочитанной литературой, и даже не познавательными проектами National Geographic, но выдуманной, но по-доброму наивной и красивой картинкой из всем хорошо знакомой серии фильмов.

Популяризация приключений и истории

Давайте постараемся честно ответить на вопрос, какое количество научной литературы по истории вы прочитали за последние несколько лет? Кто-то возразит, что не каждому она интересна – согласен, такое оправдание вполне годится. Очень немногие из нас готовы тратить время на чтение или, тем более, на изучение археологии, истории Египта, поэтому хорошей вдохновляющей альтернативой вполне могут служить художественные фильмы. Через призму выдуманной для потехи зрителя истории, они играют на наших эмоциях, щекоча заложенные с детства мечты. Пускай те десятки миллионов человек, которые посмотрели любую из частей египетской дилогии «Мумия», не углубили свои познания в истории, но они расширили свой кругозор. Каждый раз, когда мы вспоминаем эти фильмы, в голове оживают яркие образы, из глубины сознания клокочет юношеское, и не только, желание путешествовать. Чего не хватает абсолютному большинству людей, отказывающих себе в предприимчивости и желании как-то развивать свою жизнь – им не хватает духа авантюризма, приключений, оживших мумий и сокровищ фараонов, любви с красивой образованной девушкой, шумных погонь и перестрелок, где всегда остаешься цел, юмора и путешествий.

Говоря о теме Египта, меня интересует, в первую очередь, не рост туристической прибыли с выходом фильмов Соммерса, но тот воображаемый мир, который зритель создает вокруг себя, хотя бы на протяжении двух часов. Я тоже так делаю и это одна из причин, почему я восхищаюсь добротным развлекательным кино. Конечно, показанные нам кадры внушают мысль, что сокровища древних цивилизаций по-прежнему ждут своего открывателя. Но, согласитесь, показывать просто неприветливые пески – сомнительный повод заинтересовать зрителя. Вместо этого нам предлагают настоящее приключение, полное эмоций и опасностей, адреналина. Мы видели много путешествий в поисках несметных сокровищ, путь к которым обязательно сопровождала любовная история главного героя и наивной девушки. В данном случае нас увлекают еще и мистической составляющей, так называемым «проклятьем фараонов», которое неизменно присутствует в качестве стереотипа почти во всех представлениях о Египте. Шесть тысяч лет становления цивилизации в дельте Нила? Века балансирования между арабскими империями и самостоятельностью? Людям интересней древние верования, интересней зрелище и чувство страха, как одна из самых ярких наших эмоций.

Дилогия Мумия - приключения

История Египта по Голливуду

Ни для кого не секрет, что египетская дилогия Стивена Соммерса является, по-сути, ремейком культового фильма ужасов 1932 г с одноименным названием «Мумия», где титульную роль ожившего мертвеца древности сыграл Борис Карлофф. Тогдашний ажиотаж вокруг премьеры был во многом обусловлен незаурядным событием, всколыхнувшим десятью годами ранее интерес к теме египтологии – обнаружением гробницы Тутанхамона. Во многом именно слухи о так называемом проклятье фараонов подогревает до сих пор интерес к теме поисков сокровищ и упокоений древних египтян. Классический ужастик довольно фривольно трактовал историю, намешав в одном творческом бокале героев разных эпох, но это не убавляет зрительского интереса к работе. Прошло семь десятилетий и в Голливуде решили перерассказать хорошо знакомую историю на новый манер и сделать это для максимально широкой аудитории. Для этого тему мистики, исторических ориентиров нужно было развивать.

Мумия 1-2 The Mummy, персонажи

Помню, как ведущий программы империя кино, с которой мы когда-то дома сделали нашу VHS копию фильма, отметил примерно следующее: Не советуем изучать историю Египта по фильму «Мумия». В этой шутке больше правды, чем кажется. Действительно, сценаристы уступили бережному или хотя бы околобережному обращению с реальными фактами в пользу красивой истории, и винить их за это – по крайней мере, странно. Что касается первой части, то события сразу нескольких эпох уравняли по времени, показав нам в одном кадре фараона Сети I, наложницу (в реальности – египетскую принцессу) Анхесенамон и жреца Имхотепа (который был архитектором за пятнадцать столетий до событий, описанных в фильме). Естественно, история с предательским убийством фараона при обстоятельствах, рассказанных нам, тоже выдумка, как и вся цепочка дальнейших событий. Я уверен, что авторы, занимаясь ремейком картины 1932 г. намеренно не делали акцент хотя бы на истории. Это диковинный нонсенс, но, как правило, чем меньше претендуешь на достоверность, тем меньше получаешь после вопросов и неудобной критики.

История Египта в фильмах Мумия (1999, 2001)

История Египта по Стивену Соммерсу

Авторы фильма, естественно, сделали особый акцент на мистицизме, который играл важную роль во всем общественном устройстве цивилизацией дельты Нила. Только если реальное положение вещей очевидно, то в «Мумии» показали нам потусторонний мир как данность. Жрец фараона, оказывается, по своему усмотрению мог возвращать к жизни людей (почему-то ни одного правителя не вернули), а проклятье, которые сами же египтяне выдумывали, якобы имели свою силу. Я пишу эти строки с улыбкой, ведь уже выше обозначил уклон истории в сторону фантастики и развлекательного формата. Поэтому не советую вам придираться к историческим неточностям – другими словами, тут нет к чему придираться, ведь нет исторических фактов как таковых. В «Мумия возвращается» (The Mummy Returns) сценаристы пошли еще дальше, сделав более зрелищную предысторию. История воинственного государя, получившего после свой спин-офф в «Царе Скорпионов» дала зрителю еще одну концепцию формата: Нужно остановить древнее зло, пока оно не уничтожило человечество. В сиквеле список вольностей разросся до каких-то запредельных масштабов и с тем же успехом мог относится к другому государству Востока.

Временной отрезок в фильмах Мумия

Древность в старости

Сценаристы использовали старый и хорошо зарекомендовавший себя прием – провели сразу две линии исторических параллелей. Они перенесли основные события фильма из нашего времени в 1920-1930-е года. Таким образом, и уважили оригинальный фильм и романтизировали всю историю (по аналогии с культовым «Индианой Джонс»). Зрители крайне благожелательно относятся к таким метаморфозам истории, погружаясь в мир без мобильных телефонов и телевидения, где еще, как нам кажется, есть место тем самым желаемых приключениям. В рамках двух частей франшизы большую часть времени мы проведем на территории Египта, и лишь в сиквеле нам дадут попробовать на вкус приключения в Лондоне. Создатели фильма не уделяли скрупулезное внимание к деталям и, опять же, исторической достоверности. Вместе с этим возникает без малого adventure погружение в описываемую эпоху.

Британский форт в городе Каир

Стивен Соммерс всегда серьезно подходит к проектам, за которые решает взяться. Если мы видим в кадре каирскую тюрьму, то будьте уверены, будут задействованы сотни статистов ради одной небольшой сцены. Если это пораженные Карами Египетскими жители города, то можно на стоп-кадре рассматривать разноплановость даже лохмотьев, одетых на них. События картины охватывают временной отрезок в десять лет (имею ввиду современную линию XX века), хотя к этому относится из одна из очевиднейших глупостей, когда от сожительства сроком семь лет, включая беременность, получается девятилетний мальчик. Отдельно хочу отметить сцены снаружи и внутри двух известнейших музеев: Каирского и Британского. Я был в Каире и мне хорошо запомнился парадный вид известного паломничества туристов, который своеобразно был перенесен в фильм.

Воссоздание эпохи 1920-1930-х

Визуальная составляющая

Я отлично помню слоган, с которым у нас в Украине шел прокат Мумия возвращается: «Вместо двойного, тройной бюджет». И в этот момент в кадре появлялась армия Царя Скорпиона и маленькие пигмеи оазиса Амшер, сделанные с помощью компьютерной графики. С восхищением оглядываясь назад на каждое десятилетие развития кино, я отмечаю качественный визуальный шаг на рубеже 1990-х и 2000-х. И если разного рода задники кадра и эффекты отрисовывали достаточно давно, то перейти к полноценной передаче персонажей в кадре – уже было новым словом в индустрии. Первая Мумия не была пионером, но компьютерный Имхотеп, как и послушные ему ожившие мертвецы (гвардейцы фараона в ряде кадров без использования чучел) выглядели просто потрясающе состоянием на 1999 г. и давал фору большинству крупных проектов своего времени. Наряду, пожалуй, с трилогией «Властелин колец» и триумфальным обновлением франшизы «Звездных войн», это один из красивейших, именно в плане визуальных эффектов, фильмов конца позапрошлого десятилетия.

Визуальные эффекты в дилогии Мумия

Фильм Мумия 1999 компьютерная графика

В сиквеле доля отрисованных на компьютере кадров резко увеличилась, что многие восприняли в штыки. Я с этой позицией согласен только в тех моментах, когда небольшая корявость анимации персонажей бросалась в глаза, но если это возможность сэкономить производственные затраты на массовке многотысячной армии – почему бы и нет. Сам Скорпион в исполнении только начинавшего тогда свой путь к славе Дуэйна Скалы Джонсона получился вполне себе интересным. Да не полетят в меня камни, если я скажу, что Нави из всем известного фильма любимого мной Кэмерона в ряде эпизодов выглядят менее убедительно. Сам оазис, который с большими трудностями находят главные и не только герои, во всех общих кадрах также воссоздан искусственно. Как для развлекательного проекта, с вышеупомянутым вольным обращением с историей, первые две части трилогии Соммерса отлично справляются со своей незамысловатой функцией – дарить положительное настроение и не отягощать зрителя желанием копошиться в достоверности. Другими словами, если вас не настораживает древнее проклятье и армия бога Анубиса, то к нарисованным на компьютере пигмеям вы отнесетесь с улыбкой на лице.

Сомнительный CGI эффекты

Возрастной рейтинг

Я уже должен быть немного надоесть вам с фразой, о том, что перед нами развлекательный проект. Таким образом, я не пытаюсь отвлечь внимание от явных огрехов и слабых сторон фильмов, просто призываю к адекватному восприятию содержания фильмов. Лично я не менее 10! раз смотрел каждую из обсуждаемых сегодня частей и, может, кто не поверит, я до сих пор получаю удовольствие, я во время недавних пересмотров искренне расплывался в улыбке в ряде любимых сцен. Здесь, естественно сказывается ностальгия родом из моего подросткового периода, и все же если вы хотите просто расслабиться на два или сразу четыре часа у экрана, и вдохновится тематикой Египта и археологии – вам сюда.

The Mummy PG-13

Начнем с того, что оба фильма вписаны в рамки возрастной категории PG-13, что уже подразумевает отсутствие ругани, отрубленных частей тел, секса и назойливых намеков на него. Если вы обратите внимание, то при всей странности происходящего вокруг героев, при опасностях, выпавших на их долю, в фильме совершенно отсутствуют ругательства, большие, чем допустимо при детях за праздничным столом. Понятно, что в жизни, любой бы бессознательно удобрил ситуацию с ожившей мумией грубым матом, но, к счастью, это здесь и не нужно. Так называемый реализм не везде кстати, а в последние годы он и вовсе навязчив, особенно в новых сериалах. Еще один интересный момент – в обоих фильмах практически полностью отсутствует кровь. Любое сражение армий, в зависимости от создателей и нужд, можно показать абсолютно под разным углом. Столкновение армии завоевателя Скорпиона и египтян выглядит ну очень сдержанно и почти что целомудренно для кровавого итого семилетней войны.

Если вы также обращали внимание, в дилогии Соммерса просто-таки отсутствуют женские персонажи, кроме Эвелин и Анк-су-намун и небольшого количества массовки. Но обвинять создателей фильма в сексизме не стоит спешить – здесь и отсутствует тема секса как таковая. Ее просто нет. Главные герои влюбляются друг в дружку в лучших традициях романтических произведений классиков, испытывая практически непорочное ощущение привязанности. Даже связь Имхотепа и его возлюбленной, за спиной фараона, показана почти что целомудренной – с касанием плеча. Порой просто хочется посмотреть такие сказки, показанные в облегченной, лишенной некоторых реалий, манере. Это еще один рычаг расслабления от просмотра – ненавязчивость, наивность.

Рейтинг фильм Мумия PG-13

Юмор и итоговое настроение

Хотя серьезные мотивы фильму не чужды, а местами и вовсе становится жутковато (дань оригиналу 1932 г.), это приключенческая комедия, где поводам грустить уделено чисто символическое значение – для более полной шкалы эмоций. Дополнить слова о возрастном рейтинге можно наблюдением об общей атмосфере происходящего. Это удивительное умение – показать в кадре сотни смертей, чудовище, борьбу за будущее человечества, и все это с минимальным налетом серьезности. За это мы во многом и любим приключения, истории о поиске сокровищ. Главные герои традиционно окружены ореолом неприкосновенности, когда получают только синяки и ссадины. Традиционный мотив – ожившие мертвец расправляются с окружающими за секунды, но с титульными персонажами предпочитают тянуть до последней секунды, вдаваясь в раздумьям и пафосные речи.

Например трагическая смерть рабочих при вскрытии саркофага не вызывает особенно ярких эмоций, даже сопереживания. Это не хорошо и не плохо – просто особенности жанра и конкретной франшизы. А возрождение древнего проклятья, способного уничтожить все человечество кажется не таким уж серьезным событием, ведь на страже нашего с вами спокойствия всегда стоят задорные, смелые и умеющие выходить из любой ситуации, герои. Большая часть юмора исходит из уст двух мужских персонажей – Рика О’Коннелла и Джонатана. Они мало чем похожи, но по-своему интересным образом разнообразят все происходящее. Рик, в исполнении Брендана Фрэйзера, смотрит с улыбкой в лицо недоброжелателям и просто ожившим мумиям. Он шутит, иронизирует, унижает достоинство живых мертвецов – с таким героям рядом не страшно, ему хочется подражать. Джонатан с лицом Джона Ханны, труслив и постоянно метушится в кадре, но своей неуклюжестью очаровывает зрителя и еще раз дополняет мысль, что выжить в такой передряге могут не только сильные и ловкие, но просто обаятельные и веселые.

Комедийное приключение

Мумия: Актерский состав

В этот раз я не стану подробно описывать каждого персонажа франшизы, но отметить исполнителей стоит. Состоянием на 2015 г. все исполнители главной роли находятся в стороне от бомонда звезд первой величины, но в свое время, дилогия Соммерса дала значимый толчок для карьеры каждого из них. Брендан Фрейзер и его образ Рика О’Коннелла для меня остается одним из самых запоминающихся в приключенческом кино, наряду с Индианой Джонсом. Это мужественный герой, с которым рядом не страшно противостоять полчищу оживших мертвецов. Он всегда с улыбкой на лице и дробовиком в руках даст им отпор и обеспечит happy end. Рэйчел Вайс, которой на момент съемок было почти тридцать лет, выглядит молоденькой и просто очаровательной – отлично вписывается в образ немного неуклюжей, очень воспитанный и образованной британки. Неудивительно, что к ней приковано внимание почти всех мужских персонажей в фильмах. Арнольд Вослу, за редким исключением, таким как «The Mummy», так и не выбрался из среды второсортных фильмов и продолжений для ТВ. У его Имхотепа может и нет харизмы настоящего антагониста в людском обличие, зато в качестве египетской мумии жреца он и сейчас испробует вашу вечернюю кожу на мурашки. Джон Ханна представляет собой еще одну отдушину от периодической серьезности происходящего – его Джонатан постоянно попадает в переделки, но такие персонажи всегда остаются в живых. Даже в третьей части, которая стала для многих, и меня, разочарованием, актер отыграл на отлично. Отдельно можно отметить мужественный образ меджая в исполнении Одеда Фера, подловатого Бенни из первого фильма (Кевин Дж. О’Коннор), а также целый ряд исполнителей второго плана, которых многие наверняка отметят в качестве знакомых лиц.

Мумия актерский состав (Mummy Cast)

Мумия: Актерский состав

Забавные наивности

Если задаться целью, то фильм можно просто по сценам разобрать на отдельные условности, расходящиеся со здравым смыслом, историей и серьезностью. Поэтому я не стану останавливаться на каждой вехе сюжета и лишь упомяну мысли, пришедшие мне в голову во время последнего просмотра двух частей. Уверен, вы тоже обращали внимание, причем не раз.

— История для избранных. Фильм оперирует интересным по-доброму наивным мнением, что при должном интересе, вы можете узнать историю сокровищ, а в придачу к ней не известные, или игнорируемые официальной наукой факты. Эвелин не раз ссылается на профессоров из Кембриджа, противопоставляя авантюристов и людей предприимчивых занудным книжным червям, не способным найти древние города, потому как на страницах книг они не построены. Каждый солдат французского легиона может знать об истории и предполагаемом расположении древней египетской святыни, и зрителю предлагают углубленную историю Египта, когда речь заходит о проклятьях и суевериях. Конечно, многие приключенческие серии нацелены на вполне известные сокровища, вроде Святого Грааля, но что-то уникальное, вроде Хамунаптры интригует по-своему. В этом свете раскрывается образ очаровательной Эвелин, которая не подвержена академическим стереотипам и, кажется, знает больше большинства египтологов и самих египтян.

- История для избранных.

— Вездесущие пирамиды. Конечно, трудно себе представить, как можно было создать фильм такого масштаба как Мумия и не подчеркнуть самую главную и узнаваемую достопримечательность страны, одно из чудес света и вообще, пожалуй, самый яркий школьный образ. Так вот всем известное плато Гиза здесь появляется чуть ли не на каждом общем плане Каира, причем часто с несоблюдением топографических точностей. «Мумия» 1999 в первый раз показывает нам столицу Египта и, естественно, на далеком заднем плане присутствуют каменные колоссы древности. Спустя непродолжительное время, после освобождения Рика из тюрьмы, порт Гиза вновь воссоздан в кадре под нужной перспективой. После возвращения из Хамунаптры, одна из кар египетских обрушивается на город огненным дождем с неба и…вы уже догадались, какая панорама нам открывается. Конечно же, и сиквел не обошелся без пирамид – первые же кадры Каира снова показывают нам городской вокзал с уже знакомым фоном позади. Аэропорт чернокожего пилота Иззи понятным образом расположен в той части города, откуда открывается вид на Гизу.

Вездесущие пирамиды

Мумия пирамиды плато Гиза

— Армия меджаев. Если вы введете это слово, активно используемое в фильмах Соммерса в Google, то получите ссылки, в первую очередь, как раз на них. В тоже время на англоязычной Вики действительно есть статья – в ней термином характеризуют народность на севере Египта. Действительно в определенный период эти люди представляли собой что-то вроде внутренних войск и опекали интересы фараонов, но в «Мумии» их значение пропущено сквозь три тысячелетия. А если вспомнить предсказания об убийстве Царя Скорпиона, где присутствует та самая татуировка, то мы имеем срок существования этого понятия, по меньшей мере, в пять тысяч лет. Очень сложно поверить, что какая либо организация или народность вообще могла сохраниться почти в одном виде на протяжении столь продолжительного периода. В сиквеле же нам показывают многотысячную армию (на глаз – несколько десятков тысяч) этих людей пустыни, куда уже, кажется, намешали все народности пустыни Египта. Трудно поверить в почти секретное существование такой масштабной армии.

Меджаи из кинофильма Мумия

- Армия меджаев пустыни

— Инструкция по убийству Скорпиона. Это одна из моих любимых наивностей в фильме. Когда герои, наконец, добираются до оазиса Амшер и золотой пирамиды, внутри нее они находят просто-таки гид, инструкцию по уничтожению и свержению знаменитого воина. Зачем богу Анубису было создавать такие рисунки, если с помощью Скорпиона он хотел поработить человечество. Это из той же категории глупостей, что для каждого яда есть расписанное противоядие. Понятно, что таким образом зрителю и героям дают ключ к решению ситуации, и все же логики здесь мало. И почему Бог подземного мира даже дал указание на скипетр Осириса, являющийся, по факту, оружием оппонентов в пантеоне египетских божеств.

Как убить Царя Сорпионов - Мумия возвращается

— Все яблоки в одной корзине. Это аллегория была не так заметна в первой части, а вот в сиквеле развернулась на полную. Дело в том, что сценаристы не просто добавили линию с проклятьем Царя Скорпионов, но и напрямую вовлекли в нее других героев. Конечно же, теперь мы узнаем, что Сети I был не просто фараоном, но наследным хранителем великой тайны. Таинственный браслет хранили не где-нибудь (причем логично это было бы делать в Хамунаптре), а прямо во дворце в Фивах. В этом смысле понятно, каким образом Имхотеп знал о перспективах года Скорпиона. На этом авторы истории не остановились и ввели реинкарнацию Анк-су-намун – девушка на удивление, к событиям фильмов достигла именно такого же возраста, не говоря уже об идентичной внешности. Интересно, как часто за три тысячи лет она возвращалась в той же ипостаси, ожидая оживления своего любимого и осуществления пророчества. Это риторической вопрос без ответа. И еще один забавный мазок на полотне сюжета – персонаж Эвеллин, которая тоже оказывается реинкарнацией. И ни кого попало, а дочери самого фараона Сети I, а зову ее, конечно же, Нефертити (еще одно египетское имя, знакомое всем и ничего, что в реальной истории две женщины приходились мамой и дочкой, а не принцессой и наложницей). При этом можно задуматься, как же это британка и древняя египетская царица имеют одну внешность.

Фараон Сети I и его дочь Нефертити

— Проклятье Хом дай. Вообще сама идея наказания Имхотепа выглядит просто абсурдной. Кто свыше давал египтянам расшифровку проклятий? Откуда они знали, что же будет, если живой мертвец вернется и нужно ли для этого отрезать язык или нечто другое. Где эти инструкции по применению – на египетском аналоге Олимпа? И зачем так утруждаться, чтобы потом тысячелетиями сторожить гробницу. Можно было придумать десятки вариантов мучительной смерти без обращения к Богам. На счет самого процесса тоже много вопросов. Если Имхотепа замотали в ткань, так плотно как показано в фильме, как ему удалось после начертать ногтями надпись. Если его плотно на ключ захлопнули, воздуха бы хватило на несколько часов. Что же это за погребение на вечные страдания, которые окончатся так скоро. Ест в сети вариант, что Имхотеп становился бессмертным, но какая часть ритуала переключала эту кнопку бессмертия? И почему он был мертв окончательно, когда саркофаг вскрыли. И что же это за скарабеи, пожирающие за несколько секунд других и вечность, ведая плоть избранного.

проклятие Хом дай

— Скарабеи-убийцы. Еще один важный атрибут египетской дилогии Стивен Соммерса и известный стереотип, касающийся истории Египта. Действительно всем известное семейство жуков было одним из почитаемых символов древних царств Долины Нила, но реальные насекомые имеют мало общего с плотоядными чудовищами, показанными в фильмах. Неужели бог Анубис не придумал более действенную защиту своих святынь: Пирамида в Амшере и Хамунаптра, кроме как полчища насекомых. В рамках двух фильмов они приобрели разные свойства. Местами несколько жуков, оказавшихся под кожей, достаточно, чтобы убить взрослого мужчину, а местами несколько десятков обретают несчастного на вечность страдания. Большее количество, по авторам сценария, способно обглодать человека за считанные секунды, что выглядит эффектно. Перемещение под кожей и после сразу в черепную коробку – это отдельный разговор.

Мумия скарабеи убийцы

— Ночные снайперы. Да, я имею ввиду ту самую сцену из второго фильма, когда Эвелин и Джонатан оказываются посильную поддержку своей команде с вершины холма. И я даже не о том, что по заслугам получают так называемые плохие. Просто ночью невозможно вести прицельный огонь, еще и через оптику на таком расстоянии. Попробуйте выйти в пасмурную ночь в лес – вы не раз упадете навзничь, пока выберетесь. Эта сцена прибавила дополнительной зрелищности происходящему и, как я уже сказал, получая расслабление за просмотром, не сильно хочется рыться в недостатках и наивностях. Еще – стреляли они буквально с рук и коленок – без надежного упора, что тоже выглядит довольно забавно, учитывая успех.

Ночные снайперы Эвелин и Джонатан

— Этот полезный свет. Те, кто смотрел фильм, не раз помнят, как герои осветили внутренние помещения Города Мертвых Хамунаптра с помощью зеркал и солнечного света с поверхности. Там были использованы металлические зеркала, которые, даже не смотря на их залеженность в течение трех тысячелетий, просто неспособны обеспечить такое отражение и рассеивание света. Еще один забавный момент уже из второй части, свойственный обычно фильмам о вампирах – солнце в фильме наступает утром яркой волной, словно цунами. Заветное утро у Пирамиды наступает не с постепенным рассветом, но буквально достигнув какой-то точки, мы видим яркий солнечный день после ночи. Понятно, что чем ближе к Египту, тем выше на небосклоне движения светила, но такого эффекта не будет никогда. С другой стороны, это добавило зрелищность в пробежку отца и сына, где каждая секунда была на счету.

Этот волшебный свет

— Каирский и Британский музеи. Эти два видных для фильмов места показаны довольно иронично. Во-первых, их смотрели, судя по логике сценаристов, обладают неограниченной властью и буквально сами решают, чем заниматься внутри стен и как распоряжаться бесценными экспонатами. Кроме прочего, задавались ли вы интересным вопросом, что в одном из залов Британского музея делают бочки с неким горючим, да еще и с соответствующими предупредительными обозначениями на них? Как и во многих экшен фильмах и FPS играх, они нужны для того, чтобы в них из огнестрельного оружия зрелищно попали главные герои, а злодеи на переднем плане получили ожоги своих пятых точек.

Каирский и Британский музеи в кино

— Карнак. Я не владею полной информацией о транспортном сообщении Египта в 1933 г., но одна сцена еще в 2001 года вызывала у меня недоумение. Одной из вех долгого путешествия Имхотепа и героев является храмовый комплекс в Карнаке. Сегодня до расположенного рядом Луксора и самого Карнака можно добраться на автобусах, автомобиле и речном транспорте. Однако железная дорога в фильме, проходящая в 100 метрах выглядит, по крайней мере, дико. Более того, помните побег младшего О’Коннелла? Он ускользнул от смотрителя и выскочил сквозь дырку в туалете поезда. Затем мы видим, что в этот момент поезд проезжал прямо мимо одного из входов в комплекс. Вопрос – о чем думали все находящиеся в поездке люди? Если бы не экстренная остановка, они бы попросту проехали место назначения, ведь обычный тормозной путь довольно длинный.

Храмовый комплекс Карнак - Мумия возвращается

Моя оценка дилогии: 9 из 10


30.07.2015

Рекомендуемые статьи

Ежегодно тысячи людей приходят на могилу Оскара Шиндлера в Иерусалиме, увековеченную фильмом Стивена Спилерга, и я расскажу, как же ее найти в огромном городе.

«Таинственная река» Денниса Лихэйна является примером отличного современного детектива и триллера, послужившего основой для экранизации Клинта Иствуда

Новый фильм Тима Бертона оказался небанальной историей о супружеских отношениях, о доверии и сомнениях — выдержанный в авторском стиле постановщика.