2 384

Обзор проекта «Битва за Чернобыль»

Часто среди бесчисленного множества документальных и псевдо-документальных (по своему качеству) проектов трудно выделить по-настоящему достойные и затрагивающие нотки интереса, истории. И объяснить такие усилия по наполнению полки любимых можно просто – нехватка времени. Ежегодно выходит несколько более или менее приличных документальных повествований об одной из самых узнаваемых и до сих пор обсуждаемых трагедий в истории, и все же моя личная пальма первенства с самого первого знакомства отдана проекту «Битва за Чернобыль». Два года назад я, в ходе очередного перепросмотра, подогревал интерес к предстоящей поездке в Зону отчуждения, что делаю и сегодня, так как еще раз планирую экскурсию. В этом смысле, этот документальный фильм способен даже у равнодушного к теме человека оформить интригу.

Битва 1986

Первое, на что большинство людей и я, в том числе, обращаем внимание, пожелав уделить свое время документалистике – выбранная тема и использованный материал. Давайте называть вещи своими именами – большинство из нас знает о трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 г. только очень общие обрывочные данные и практически никто не интересовался развернувшейся в последующие месяцы битвой за судьбы жителей Европы. Если есть отдельные самостоятельные расследования технических и человеческих факторов, допустивших аварию на 4-м энергоблоке ЧАЭС, то фильм Томаса Джонсона в большей степени показывает нам невиданную доселе мобилизацию людских ресурсов и самоотдачи (не берем Мировые войны) в борьбе за общее дело. После просмотра картины, если вы человек любознательный, вы наверняка решите пополнить полученные факты и, быть может, проведете свое скромное расследование – во всяком случае, для того, чтобы сделать собственные выводы.

Еще один балл в пользу моего покорного восхищения этим проектом, отходит в пользу общеобразовательной и вполне конкретной осведомленностей. Во-первых, трагедия на Чернобыльской АЭС является важной вехой в истории ХХ в. «Битва за Чернобыль» удачно подходит как краткое пособие или, скорее, экскурсия в тему. Даже человек, ранее проявлявший вялый интерес к ежегодным почтениям 26 апреля, может проникнуться рассказанной историей хотя бы потому, что это беспримерный случай борьбы человека за жизнь и борьбы против сотворенного собственными же руками невидимого врага. В тоже время, если вы, как и я в свое время, уже имеете определенный запас знаний и осведомлены, проект такого качественного уровня поможет периодически освежать в мыслях и памяти неординарную тему. Да, он не лишен целого ряда неточностей и откровенных ляпов, обсуждения которого найти в свободном доступе не трудно, и все же это нивелируется достоинствами.

Битва за Чернобыль 2006

Укрытие (Саркофаг) 4-го энергоблока

Редкий материал

Если вы обращали должное внимание на документальные проекты о Чернобыльской трагедии, то наверняка отмечали, что большая часть из них оперирует лишь кадрами современного состояния Зоны отчуждения и, в лучшем случае, интервью с ликвидаторами или самоселами. Вне всяких сомнений, милиционеры и местные рыбаки также заслуживают внимания и все же, чтобы не говорили, куда интереснее получить более редкие кадры. Подготовленный для «Битвы за Чернобыль» материал можно условно разделить на несколько подкатегорий, каждая из которых играет важную роль в формировании общей атмосферы вовлеченности и интригующего восприятия, когда 95 минут времени сидишь практически прикованным к рассказанной истории.

Документальная хроника 1986-1987 г. г. Хотя большая часть представленных кадров уже была показана ранее, в том числе, в советской попытке осветить трагедию за наименованием «Колокол Чернобыля» (1987 г), создателям проекта удалось интересным образом соединить разрозненную хронику в одно нелинейное повествование. На суд зрительского суждения представлены кадры эвакуации города Припять и окружающих поселений, процесса деактивации 10-ти и 30-тикилометровой зон, борьба с первыми последствиями взрыва на ЧАЭС и дальнейшее строительство объекта Укрытие (Саркофаг). В том числе редчайшие кадры всех этапов борьбы с невидимым врагом, включающие очищение промплощадки, крыши 3-го энергоблока, прокладывание туннеля под реактор для охлаждения, вертолетные вылеты не жалевших себя экипажей. Пожалуй, ни в одном другом документальном фильме о Чернобыльской катастрофе не вы встретите такой подробный и редкий материал, который однозначно вызовет у вас эмоции, побудив к такой, а не только к осмыслительной активности.

Эвакуация Припяти 27 апреля

Интервью. Редкий документальный проект высокого калибра обходится без соотнесения увиденного с реальными воспоминаниями участников и заинтересованных лиц. Мы услышим не выдуманные, но выстраданные события из простых и не очень будней людей, получивших обозначение ликвидаторы. Мы услышим и работников самой ЧАЭС и людей, по долгу службы ставших грудью перед страшной угрозой их родине. Зрителя посвятят в такое понятие как «био-робот», покажут людей, своими руками загребавших радиационный очаг, подводивших под реактор коммуникации, отвечавших за строительство всем известного Саркофага. Также рассказ коснется мнения людей, имевших вес в развернувшейся трагедии – от командиров воинских подразделений и врачей до бывшего и единственного президента СССР. Пройдут еще годы, и этих мужественных людей не останется в живых, как вот уже 70 лет безвозвратно уходят ветераны Великой Отечественной, и благодаря подобным проектам навсегда останется возможность обсуждать тему под разными углами. Отдельно хотелось бы отметить рассказ фотографа Игоря Костина, одного из первых людей, увидевших разрушенный реактор и принимавшего деятельное участие в дальнейшей борьбе.

Интервью о Чернобыльской трагедии

Современные кадры. Отдельный и очень важный пункт, который не только напоминает, что опасность ядерного коллапса не была выдумана и ее немые памятники и живые  участники до сих пор перед нами. Это и определенный контраст, помогающий ярче воспринимать случившееся в 1986 г. Нам показывают, как же сегодня выглядит так называемая Зона, а также дают оценку, в том числе от авторитетных лиц, всему произошедшему и той работе, которую еще предстоит сделать. Лично для меня были очень показательными кадры, когда молодая девушка, спустя 20 лет возвратилась, уже как турист, в свою бывшую квартиру в Припяти, покинутую 27 апреля 1986 г.

Кадры из фильма Battle of Chernobyl

Умение заинтересовать

Интересно, что даже самая животрепещущая тема и, более того, наличие редких кадров, еще требует должного подхода к завоеванию зрительского внимания. В этом смысле, не скрою, «Битва за Чернобыль» активно работает именно со зрительскими эмоциями,  и здесь нет ничего предрассудительного. Благодаря очень быстрому вхождению в тему, уже спустя 10 минут оторваться от происходящего очень сложно – причем лично мной было проверенно на десятке друзей и знакомых – до сего дня не встречал ни одного человека, который бы высокомерно фыркнул во время или после просмотра фильма – самые частые комментарии, который я получал, были насыщены такими фразами: «круто», «почему я раньше не смотрела», «подумать только», «нужно еще раз пересмотреть – многое не запомнил». В ход идет нагнетание определенной атмосферности, благодаря сочетанию тех самых реальных кадров и интервью, а также настойчивого закадрового голоса. Зрителю не просто подают факты и заключения – нас постоянно пытаются шокировать, в том числе громкими заявлениями, контрастными переходами, звуковыми эффектами.

Битва за Чернобыль - умение заинтересовать

12.05.2015

Рекомендуемые статьи

В Сентябре 2016 года я побывал в Иерусалиме и посетил легендарный музейный комплекс Холокоста Ад-Вашем и все его основные тематические экспозиции.

06.03.23
3 066

The Money ball movie is generally misinterpreted as an icon movie for business development ideas rather than a more complex story about mastering failures and rejection

Книга Воровка книг Маркуса Зусака об очень личной истории Лизель Мемингер, Руди Штайнера, супругов Хуберман и Макса Ванденбурга