7 620

Кормак Маккарти Дорога

Кормак Маккарти Дорога и Пулитцер

Известная фраза: “самые простые вещи обычно самые сложные для понимания”, хорошо подходит книге Дорога Кормака МакКарти. Частый критический комментарий тех, кому книга не понравилась обычно касается простоты ее структуры, манеры изложения и самого слога, как в оригинальном английском тексте, так и в переводах. Действительно, перед нами, казалось бы, почти классическая история путешествия, из точки А в точку В. Между этими местами нам одновременно раскрывается окружающий мир, и автор Кормак Маккарти показывает развитие героев, перемены, которые они претерпевают на протяжении всего пути по Дороге. В романе Дорога (The Road) всего два персонажа, имена которых мы не знаем, и немного безликого второго плана, где мы слышим еще одно имя, вполне возможно выдуманное (Илай). Практически отсутствующая детализация мира той самой дороги и открытый финал Кормака Маккарти с возможностью разнообразных догадок, насколько позволит воображение.

Кормак Маккарти Дорога The Road книга

И вот здесь раскрывается удивительная особенность книги Дорога. Кормак Маккарти действительно не подал нам продуманный мир, где автор все тщательно располагает по полочкам, о причинах и следствиях, о характерах персонажей, об окружающем мире до малейших деталей. Вместо этого он создал поле художественной реальности, своеобразный идейный шаблон, каркас, который мы, читатели, наполняем собственным миром мыслей и фантазии, насколько это позволяет индивидуальность. Когда авто пишет о том, как отец и сын находят последствия страшного пикника, где был приготовлен на костре новорожденный ребенок, казалось бы, все читатели должны представить одну и ту же картину. Но Кормак Маккарти поверхностно подает обрывок информации, позволяя додумать события, которые здесь развернулись, образы тех незнакомцев на дороге, последствия случившегося, как, наконец, выглядело место этого зловещего ужина.

Мы читаем о тайнике с провизией, со средствами гигиены и даже одеждой, которые находят герои Дороги после долгого пути лишений. Звучит перечень ряда благ, которые здесь есть, но без подробностей. Читатель сам наполняет этот общий образ бункера своими фантазиями или желаниями. Наконец, сама Дорога описывается как мертвый путь без следов растительности или живности, где все покрыто пеплом и признаки надвигающейся зимы. Трудно представить себе, как этот затянутый тучами мир может выглядеть лучше летом. Два ключевых персонажа в романе Дорога упоминается как The man (мужчина) и The boy (мальчик). Иногда Father (отец) и Son (сын). Такая скупость синонимов, как каждый раз автор Кормак Маккарти представляет своих героев, хорошо отражает пустоту в окружающем их мире. Где давно не важны имена или фамилии, атрибуты прошлой жизни, само прошлое до пост апокалипсиса. Нам достаточно лишь знать степень родства, которая связывает этих двух путников на дороге.

Книга Дорога Кормака Маккарти

So when are you going to talk to me again?

I’m talking now.

Are you sure?

Yes.

Okay.

Okay.

 

Когда ты снова заговоришь со мной?

Мы сейчас разговариваем

Ты уверен?

Да

Хорошо

Хорошо

Это типичный пример диалога из книги Кормака Маккарти Дорога между отцом и сыном. На протяжении истории The Road они ведут непродолжительные беседы с другими безымянными персонажами, но именно через разговоры этих двоих раскрывается история. Текст не отличается глубиной показанной мысли, стилистической изысканностью или велеречивостью. Снова же, такой формат книги Дорога еще лучше погружает в атмосферу мрачного мира вокруг, где пространные рассуждения остались в прошлом. Где мы не знаем кем работал или как жил Мужчина до всего произошедшего. Его сын родился уже после неизвестной катастрофы. Он не учился в школе, не смотрел кино и не читал книг. С самого его рождения его круг общения ограничивался семьей и немногочисленными путниками на дороге. Простое общение героев в The Road подчеркивает, что в мире после конца, усеянном пеплом, не осталось места философским изречениям. За это и многие другие достоинства книга Дорога Кормака Маккарти была удостоена ряда престижных премий, в том числе Пулитцеровской премии за художественное произведение.

Кормак Маккарти дорога роман о пост апокалипсисе

 

Образ отца и сына

Концепция путешествия из точки А в точку B, требует наличие персонажей, через которых раскрывается этот путь, через их взаимодействие или внутренний мир. В нашем случае The man (мужчина) и The boy (мальчик), Отец и Сын – это простейший, но действенный выбор автора Кормака Маккарти – семейные узы. Для Мужчины, который видел прежний мир в его былом великолепии, теперешняя Дорога – это путь жизни для его сына. Сам он кашляет кровью и недомогает. Мужчина оберегает то единственное, что вообще еще теплит в нем жизнь – своего сына. Для него он – частичка прежней жизни, былого мира, где еще не было пепла и каннибализма. Мальчик никогда не видел того мира, но он является его отображением – вложенным отцом из воспоминаний и понятий о том, что хорошо и что плохо. Кормак Маккарти не озвучивает в лоб мысли о смысле жизни – Отец и Сын просто идут вперед, символизируя само течение жизни, которая просто упорствует. Она просто есть на Земле, без особого смысла и значения, кроме самого наличия, как и Дорога.

Кигго Мортенсен Дорога The Road Отец, Мужчина

Мальчик, он же Сын, знает только этот мрачный мир убежищ и постоянного пути. Нам не раскрываются подробности той жизни, которая предшествовала непосредственным событиям книги Дорога – как ее прожили эти двое. Сколько бункеров или складов с припасами им попадалось раньше. Сколько тележек из супермаркета они поменяли, перекладывая свои немногочисленные пожитки. Насколько надолго задерживались в каких укрытиях. Сколько тысяч часов однообразных немногословных диалогов состоялось между Отцом и Сыном и как в них отражались события на дороге. Эти два представителя двух разных поколений мира До и После идут нога в ногу, поддерживая друг друга. Фактически в самом Мужчине уже не осталось ничего светлого от былого – все это перешло в образ Мальчика, который бредет рядом с ним.

Мальчик, Сын в книге и фильме Дорога

Как и в книге, так и после в фильме Дорога (The Road, 2009) читателям и зрителям запоминаются сцены, где Мужчина готов совершить немыслимый акт – застрелить своего сына. Он готов сделать это, чтобы ребенок не попал к бандитам, не был изнасилован, замучен голодом, а после съеден бандой грязных передвиженцев. При этом, самому Мужчине все равно, что после произойдет с ним. Не только потому, что его жизнь и так скоро оборвется, но потому что не станет той единственной составляющей, которая двигает его ноги все эти годы вперед по дороге. Хотя раз за разом такого ужасного решения удается избежать, эти сцены являются, возможно, апогеем всей смысловой части книги Дорога. Примечательно, что сам Кормак Маккарти позже признавался, что черпал вдохновение для своих героев в собственных отношениях со своим сыном и даже отрывки диалогов и их тональность нашли отражение в тексте произведения.

Сцены, где Отец готов убить сына

 

Дорога и мрачный мир будущего

Как я уже отмечал выше, Кормак Маккарти в романе Дорога не дал своему читателю излишней информации об окружающем мире. Он создал модель, которую мы волны наполнять собственным воображением. Это повышает участие читателя в происходящем и, соответственно, веру в написанное, в возможность существования такого безрадостного мира будущего. Люди испытывают определенное возбуждение от контраста между теми благами, которые нас окружают и теми безрадостными картинками, которые рисуют в произведениях постапокалипсиса. В этом смысле книга Дорога представляет одну из самых мрачных и депрессивных картин будущего для человечества. Кажется, что здесь вовсе отсутствуют краски каких-либо оттенков, кроме черного и серого. Таких описаний нет в тексте – мир рисует воображение. И в этом смысле фильм Дорога представляет собой практически идеальную экранизацию по части передачи атмосферы.

Мы не знаем и вынуждены, в хорошем творческом смысле, додумывать причину такой резкой перемены в человеческой цивилизации. Больше всего напрашиваются последствия всемирной ядерной войны, превратившей мир Дороги в безжизненную пустошь. Дороги и остатки городов покрыты пеплом. Герои обходят стороной бывшие крупные города и путешествуют по своей дороге через американскую глубинку. Вполне возможно, что бывшие мегаполисы просто стерты с лица с Земли. В любом случае, вероятность встретить людей там выше, значит в городах опасней находится. Холод и голод медленно убивают оставшихся путников, но куда страшнее встреча с людьми. В этом мире остается все меньше таких путников, как Мужчины и Мальчик, практически беззащитных. Они сами успокаивают себя, как-то усмиряя хаос происходящего, называя себя “хорошими людьми”.

книга и фильм Дорога и мрачный мир будущего

Самым опасным событием на дороге теперь является встреча с людьми. Самые живучие и сильные объединяются в банды, которые с помощью общей силы, насилия и оружия убивают путников по одному или даже по несколько. Они забирают их пожитки, а самих убивают. Дело в том, что так как этом мире не растет растительность, тем более в холодное время года и нет упоминаний о животных, осталось только два источника припасов. Первый – это остатки прежнего мира, которые, спустя столько лет, представляют собой в основном консервы. Консервированные персики, рыба и мясо, овощи. Это тот не возобновляемый теперь ресурс, которого становится все меньше с каждым днем. С каждой новой открытой банкой консервы, их запасы все сложнее найти в заброшенных домах или магазинах. Обнаружить склад на Дороге – это невероятная удача.

Второй ресурс, которым условно отличаются “хорошие” от “плохих” в поминании ребенка в книге Дорога – человеческие тела. Каннибализм. Эти самые банды и даже небольшие группы людей убивают других путников и съедают их. В книге Дорога Кормак Маккарти приводит несколько запоминающихся сцен, каждая из которых передает всю мрачность этого нового мира. Бывшие соратники по банде без зазрения совести и сомнений съедают тело своего убитого компаньона. Группа мужчин с беременной женщиной бредут по дороге, а после готовят на костре новорожденного. Мужчина и Мальчик находят “склад людей” – местная банда держит узников, которых, как животных, съедает одного за другим на этой жуткой ферме. Тема каннибализма – тот аспект книги Дорога, которые отталкивает от нее особенно впечатлительных, но без которого мрачный мир будущего будет лишь красивой сказкой, не имеющей связи с реальной действительностью.

Мир каннибализма в фильме Дорога

 

Фильм Дорога 2009

Экранизация романа Дорога Кормака МакКарти – это пример образцовой работы с миром литературного оригинала. Два произведения взаимодополняют друг друга, и, если вы познакомились с одним из них, будь это книга или фильм, обязательно стоит уделить время и внимание второму. В целом кино довольно точно следует букве оригинала и повторяет все основные сцены и события. Что касается самих образов героев, Отца и Сына, в экранизации Дорога они вышли более живыми, особенно это касается ребенка. От маленького существа, которое никогда не видело мир к его красоте у Маккарти, до просто немытого уставшего и голодного ребенка в фильме. Вигго Мортенсен не только похудел для роли человека, который годами питается остатками прошлой цивилизации. Он показал прекрасную драматическую игру, как в сольных моментах, как и во взаимодействии с другими немногочисленными персонажами истории.

Примечательно, что большая часть локаций и окружения, которые показаны в фильме Дорога, являются натурными съемки лишь с редкими доправками с помощью компьютерной коррекции. Живые локации всегда производят в готовом кино более сильное впечатление и фильму Дорога этот стиль очень подходит. Экранизация The Road буквально выводит мир книги Кормака Маккарти на экраны. Фраза “вдыхает в мир жизнь” здесь не слишком уместна, так как мир вокруг героев абсолютно мертвый. Безжизненные пустоши бывшей территории Соединенных штатов, опустошенные мрачные остовы городов, металлические скелеты автомобилей, где ночуют Отец и Сын, мрачные панорамы шоссе, долгие тревожные планы камеры, общая серость и отсутствие красок. The Road – без преувеличений, самый атмосферный фильм о постапокалипсисе, который удалось снять фактически на реальных локациях, зимой в Пенсильвании.

Фильм Дорога 2009 The Road

 

Отличия книги Дорога от фильма

Самое заметное отличие книги Дорога Кормака Маккарти и фильма Дорога, а их оказывается немного, касается жены Отца и матери Сына. В романе ей практически не уделяется внимание. Мужчина вспоминает о ней, как об осколке прошлой жизни и отражении второй половины человеческого, которая живет в его ребенке. Книжная Женщина совершаю самоубийстве. В фильме партию расширили, а Шарлиз Террон, со свойственным ей талантом уровня премии Оскар, исполнила роль Жены (или Матери). В фильме, спустя годы жизни в укрытии и голоде, перед страхом нападения бандитов, женщина символизирует все отчаяние человечества. В этом месте фильм сильно дополняет книгу Дорога. Женщина не видит смысл не только своего существования, но их своей семьи. Она просто уходит в ночь без верхней одежды, что тоже можно считать актом самоубийства. В экранизации, в одной из сцен, герой Вигго Мортенсена хочет выбросить кольцо с шоссе, но останавливается.

Отличия книги Дорога от фильма Шарлиз Терон Мать, Жена, Женщина

В обоих произведениях Отец и Сын транспортируют свои пожитки внутри корзины на колесах из супермаркета. В книге Дорога Кормака Маккарти, в какой-то момент они теряют свою повозку и, уже когда находят запасы провизии, вынуждены взять с собой ровно столько, сколько могут унести. В фильме 2009 года, они наполняют корзину до отказа, взяв с собой в дальнейшие путь несколько десятков килограмм провизии, для дальнейшего пути на Юг к воде.

Герои путешествуют с тележкой из супермаркета

Хотя мир The Road безжизненный – здесь нет животных и растений, а поверхность покрыта пеплом, в обоих произведениях есть по моменту надежды. В книге герои видят живую рыбку, которая плавает в ручье. В фильме Дорога жук вылетает из старой банки от жевательного табака. Эти две маленькие детали показывают, что, возможно, есть все же надежда на возрождение жизни на Земле.

В фильм Дорога не попал ряд сцен из оригинального романа. И если находка чистой воды в доме не столь важна, то еще одна сцена каннибализма была убрана из экранизации намеренно на стадии разработки сценария. Отец и Сын видят двух мужчин и беременную женщину, которые бредут по дороге. На следующее утро они находят их лагерь и остатки сожжённого трупа новорожденного ребенка. Вместо того, чтобы беспокоиться о еще одном человеке, которого нужно кормить, группа съела новорожденного.

 

02.01.2018

Рекомендуемые статьи

22.04.16
3 680

Давайте обратимся к бессмертному творчеству Эриха Марии Ремарк и погрузимся в каждое из его легендарных антивоенных и романтических произведений.

07.10.15
3 073

Детективный триллер Роберта Земекиса о тайне, которая, как оказалось, возникла между супругами после двадцати лет брака – смертельная тайна.

Ностальгический обзор фантастического боевика «Хищники» (Predators), который предлагает уйму отсылок к оригиналу с Арнольдом Шварценеггером.