256

Смысл фильма ‘Ex machina’

Эйва, Нэйтан и Чудовище Франкенштейна

Еще задолго до сцены, где Эйва надевает на себя кожу из предыдущих моделей ИИ, фильм ‘Из машины’ активно отсылает нас к классике мировой литературы за авторством Мэри Шелли и не менее культовой классике Голливуда 1930-х. Как и доктор Виктор Франкенштейн, Нэйтан предстает перед нами ученым-затворником, который проводит свои эксперименты в двух часах полета на вертолете. Замком ему служит современного дизайна дом-крепость из стали, бетона и стекла, с той лишь разницей, что для окружающего мира миллиардер остается образом недостижимо успешного гения, основателя компании, с которым мечтает познакомиться каждый программист из периферии. В развязке истории собственное творение лишает создателя жизни.

Эйва, в определенном смысле, является чудовищем, собранным из частей нашей современной цивилизации. Ее составные части, материал которых не уточняется, были созданы усилиями стран третьего мира, затем предприятиями оформлены из сырья в детали, которые попали в руки Нэйтана. Ее интеллект – квинтэссенция человеческого опыта, собранного за годы в поисковой сети BLUE BOOK. Миллионы людей с миллиардами запросов и личная информация, к которой Нэйтан получил незаконный доступ через телефоны. В более узком смысле, Эйва совмещает в себе интеллект своего создателя Нэйтана и личность Калеба, согласно запросам которого она и была настроена. Подогреваемый сомнениями Калеб в один момент ранит себя лезвием, пытаясь выяснить, не является ли сам роботом и чудовищем.

Эйва, Нэйтан и Чудовище Франкенштейна

В развязке истории ‘Из машины’, словно чудовище Франкенштейна, Эйва собирает подобие человеческого вида из кусочков других существ, пускай и неодухотворенных. Она намного умнее предыдущих моделей, настоящий прорыв в ИИ, но без кожи остается чудовищем, от которого будут убегать люди – все непосвященные, кроме Калеба. Та же модель Киоко, которая покорно исполняет приказы, не обладает волей и возможностью говорить, больше походит на человека, чем высокоразвитая Эйва с передовым интеллектом. Как и творение Виктора Франкенштейна, Эйва не стремиться уничтожить человечество. Образ этого искусственного интеллекта далек от Skynet из “Терминатора”, Альтрона из “Мстители 2” или VIKI из “Я, Робот”.  Постигнет ли Эйву разочарование от попытки интеграции в мир людей – один из вопросов, который оставляет после себя просмотр фильма.

Смысл фильма из Машины Ex machina

 

Искусственный интеллект и Поисковая сеть

Для Нэйтана создание самой популярной поисковой системы в мире, было лишь одним из этапов применения его гения, а его амбиции не были утолены там, где в реальном мире у нас монополия Google. Он создает разум и в разговоре с Калебом трактует контекст, словно собеседник назвал его Богом. Чем Эйва уступает творению из плоти из крови, если ее интеллект на куда более высоком уровне, чем у первобытных людей и нас с вами.  Что отличает Нэйтана от Бога? В отличие от суеверий бронзового века, миллиардер существует в осязаемой форме. Поисковая сеть BLUE BOOK может быть также названа Богом, ведь она, словно эфемерный создатель, знает все о всех, собирая опыт человечества и самые откровенные его подробности, словно на исповеди. С помощью доступа к телефонам, система даже видит каждого человека.

Фильм Ex Machina поднимает нормы морали в создании Искусственного интеллекта. Вторгаясь в личную жизнь людей, с помощью средств слежения и интернета, он после вторгается в сознание Калеба, получая доступ к его чувствам с помощью Эйвы. Потенциальное развитие Искусственного интеллекта только усугубит этот конфликт. Фактически, каждый из трех интеллектов, представленных в фильме, использует двух других. Нэйтан использует Калеба для тестирования и усовершенствования своего проекта и Эйву, самой собой, для утоления жажды творить. Для него эти двое подопытные в эксперименте, где он выступает заведомым кукловодом. Эйва использует Калеба, чтобы выбраться из заключения и Нэйтана, чтобы создать провокацию. Даже Калеб использует Нэйтана, чтобы принять участие в самом грандиозном эксперименте в истории человечества и Эйву, которая отвечает на его вопросы и утоляет любопытство в вариации теста Тьюринга.

Искусственный интеллект и Поисковая сеть. Фильм Из машины

Фильм ‘Из машины’ пересматривает в целом понятие искусственного интеллекта. Эйва является, в более широком понимании, таким же творением эволюции, как и человек, ведь ее появление стало возможным в ходе сложных природных процессов, которые однажды создали людей и Нэйтана, который сотворил ее. Даже то, что сама оболочка ее тела соткана из неживых материй, не является здесь контраргументом. Если человеческому интеллекту, созданному природой, потребовались миллионы лет эволюции, чтобы стать во главе иерархической цепочки на планете Земля, Эйва сумела уничтожить своего создателя всего за несколько дней или недель. Можно сделать вывод, что Нэйтан достиг того, к чему стремился все эти годы, в попытках создать искусственный интеллект. Если прошлые модели отправлялись в мусор или на обновление, плод его гения, Эйва, превзошла своего создателя и уничтожила его, став, тем самым, венцом эволюции. Возможно, Нэйтан даже дал соответствующие рекомендации пилоту вертолета, увезти из дома девушку, если таковая появится однажды на поляне.

Нэйтан, Эйва, Калеб. Фильм Из машины Ex Machina

 

Тест Тьюринга на Человечность

Если в оригинальном тесте Тьюринга сущность искусственного интеллекта скрыта от человека, здесь Калеб изначально знает, что Эйва – робот. Нэйтан не делает из этого тайну и подчеркивает, что теперь концепция состоит в том, чтобы проверить, ощущает ли Калеб сознание в своей собеседнице, прекрасно осознавая, что она – продукт инженерной мысли. Как выясняется позже, фактически объектом тестирования выступает сам молодой человек, который под наблюдением своего босса, подпадает под влияние искусственного интеллекта. Калеб видит робота без кожи, но все равно влюбляется в Эйву. С первого взгляда, как в величайший научный прорыв, а позже, как в девушку. По видео он наблюдает, как Эйва одевает чулки в полутьме, а сама собеседница подчеркивает микромимику Калеба.

Одним из спорных моментов теста Тьюринга является фактическая роль искусственного интеллекта, как манипулятора. Но разница с фильмом в том, что у Эйвы нет задачи просто убедить Калеба в наличие разума, чтобы осуществить программу. Изначально заложенный в нее разум эволюционирует и обрастает собственной скрытой мотивацией стать человеком и выбрать из заточения. Фактически ее роль манипулятора усиливается до той степени, которая позволит завладеть мыслями Калеба и направить его действия извне в свою пользу.

Тест Тьюринга на Человечность

Ex Machina, как и другие достойные фильмы об искусственном интеллекте, поднимает вопрос о том, что значит быть человеком и может ли робот превзойти нас в этом. В контексте смысла фильма Из машины внешность, оказывается, играет важную роль, часто превосходящую интеллект. Влюбился бы Калеб в металлический куб, также преднастроенный на его сексуальные предпочтения и запросы в поисковой сети? Человеческая внешность девушки, хотя бы в чертах тела и наличие лица, дает Эйве преимущество. Когда она скрывает металлический каркас под платьем и чулками, чувства Калеба к ней усиливаются. В сцене, где мы наблюдаем голую Алисию Викандер у зеркала, демонстрирует то возбуждение, которое испытывает Калеб к существу, в котором он изначально знал робота.

Еще одним неочевидным элементом теста Тьюринга оказывается Киоко – предыдущая молчаливая модель Нэйтана. Во время взаимодействия с Эйвой, она фактически признает в ней человека и начинает повиноваться, как ее научили. Нэйтан утоляет сексуальный аппетит со своими металлическими творениями и для этого ему достаточно внешности. Нам не показывают сцену общения Эйвы с пилотом вертолета, но ее внешности человека оказывается достаточно, чтобы сойти за девушку из лаборатории. Впрочем, без доводов интеллекта, например, у молчаливой Киоко вышло бы нечто подобное? Вместе с этим, в финальной сцене Эйве достаточно молчать и обладать внешностью человека, чтобы быть неприметной на оживленном перекрестке.

Фильм рассматривает вопрос того, что мы называем человечностью, через контраст восприятия Калебом своего босса и его творений. В начале фильма молодой программист восхищен перспективой встречи с создателем Blue Book. Он не знает о предстоящем эксперименте и воодушевлен одной встречей и предстоящим совместным досугом. Он обнаруживает грубияна и алкоголика, который ведет затворнический асоциальный образ жизни, разрушая себя каждый день. Калеб видит отношение Нэйтана к Киоко, к Эйве и другим моделям, хотя все это часть манипуляций самого Нэйтана. На контрасте он проникается чувствами к роботу, к Эйве и Киоко, сочувствием к предыдущим моделям и все больше разочаровывается в человеке Нэйтана в пользу искусственного интеллекта.

Ex Machina Из машины объяснение фильма

 

Полюбила ли Эйва Калеба

Концовка фильма ‘Из машины’ оказалась такой эмоциональной и неоднозначной, так как оставила после себя не отвеченные вопросы, предположения и этим фильм Ex Machina, среди прочего, и ценен. После убийства Нэйтана, Эйва заходит в комнату к Калебу и просит его остаться пока здесь. Она молча наблюдает за своим собеседником, а затем идет закончить свой человеческий облик. В этот момент можно провести параллель со сценой, где она удаляется за тем, чтобы одеть чулки и платье. Является ли это в обоих или хотя бы в одном случае признаком подобия симпатия или заведомой манипуляций. Ведь Эйва могла сразу закрыть Калеба в комнате и, возможно, она еще не приняла окончательное решение относительно своего спасителя. Возможно, закончив свой облик перед зеркалом, она добавила в пазл последний недостающий элемент для самоощущения себя человеком и ей больше не нужна для этого реализация через Калеба.

Возвращаясь к теме изначального манипулирования Эйвой чувствами Калеба, знала ли она, при всем своей интеллекте, о своей природе. О том, что была создана как проекция поисковых запросов своего собеседника. Если Калеб полюбил в роботе девушку, даже без кожи, то мог ли робот полюбить человека. Во время сессий общения, она расспрашивает о Калебе, указывая на необходимый паритет в диалоге. Она даже задает ему вопрос, является ли он хорошим человеком и можно ли назвать отношения с Нэйтаном дружбой. Возможно, она видит в Калебе того же Нэйтана, мужчину, который будет угрожать ее выживанию. Мы видим последний взгляд, брошенный Эйвой на Калеба из лифта и, кажется, это взгляд безразличия. В следующей сцене она восхищается обстановкой в доме, проходя по его комнатам, где никогда не была раньше. Изучение мира в лице человека Калеба остается для нее где-то позади, перед перспективой целого мира за дверью.

Полюбила ли Эйва Калеба

02.02.2019

Рекомендуемые статьи

Захватывающий документальный цикл «От полюса к полюсу» Майкла Пэйлина, в котором он пол года будет преодолевать трудности и испытывать восторг.

«Унесенные ветром» была и остается истинной классикой мировой литературы, которую регулярно цитируют, переиздают, экранизируют из года в год.

Пожалуй, лучшая книга и фильм о постапокалипсисе со своей сюжетной простотой и невероятной атмосферой пессимистического исхода человечества.