Признаться, я узнал о реальных предпосылках сценария Соркина только в процессе работы над этим материалом. Открытые источники говорят нам, что Соркин проявил интерес к одному из многих разговоров с родной сестрой Деборой по телефону. Юрист по образованию, девушка подписала трехгодичный контракт с Корпусом Военных адвокатов Военно-морских сил США и приняла участие в одном непопулярном процессе. Двадцатиоднолетний морской пехотинец Дэвид Кокс (David Cox), дислоцированный на базе Гуантанамо, на Кубе, вместе с девятью другими солдатами, связали своего товарища по службе Уильяма Альварадо и избили того до полусмерти. Как заявил подсудимый Кокс на суде, нападение не было его инициативой, но он получил приказ от вышестоящего офицера. Альварадо доносил на товарищей в Службу Криминальных расследований ВМС, и ему решили преподать урок. Кокса оправдали по обвинению в преступном сговоре, но, как и после героев фильма, уволили из армии с позором. После выхода «Несколько хороших парней» Кокс раскрыл свою историю прессе и даже собирался судится с создателями фильма. В январе 1994 году бывший пехотинец таинственно исчез, а его тело, с четырьмя пулевыми отверстиями, было найдено спустя несколько месяцев. В штатах убийство до сих пор считают загадкой и попыткой армии замолчать непопулярную тему.
Соркин заинтересовался рассказами сестры и стал делать заметки на обычных барных салфетках, пока временно подрабатывал барменом. По возвращению домой, вместе с друзьями приобрел компьютер Macintosh 512K, куда и перенес с салфеток заметки, сформировав, таким образом, свою пьесу. Уже в 1988 году продал права на историю кинопродюсеру Дэвиду Брауну, ранее читавшему о Соркине, в рамках театральных выступлений. Неизвестно, нарушила ли сестра сценариста адвокатскую этику, и какое количество информации пересказала по телефону – видимо, не мало, учитывая будущую реакцию фигуранта Кокса. Интересно, что жертвы, и в жизни и в фильме имеют латиноамериканские фамилии – Альварадо и Сантьяго, к тому же обоих звали Уильям. Более того, реальные события действительно имели место в Гуантанамо, с той существенной разницей, что жертва нападения выжила, в отличие от экранного Сантьяго.
Что там с базой Гуантанамо?
Я не стану брать за объект рассуждения скандал с пытками заключенных на базе, но, в рамках этого материала, куда интересней сопоставить увиденное и услышанное в кадре, с реальным положением вещей.
Я завтракаю в трехстах метрах от четырех тысяч кубинцев, у которых есть приказ убить меня.
На самом деле, ни один кубинский солдат не нападал на американский контингент или отдельного солдата вот уже более полувека, а на момент событий фильма – сорок лет. Наоборот, база считается достаточно безопасной, чтобы там жили семьи военных. Там даже есть Центр развития детей, молодежная организация, две обычных и одна воскресная школы, лагеря бой- и герлскаутов. Учитывая уровень безопасности все-таки военного объекта, здесь по факту намного безопасней, чем в любом городе США. В фильме ситуация представлена так, словно солдаты, по разные стороны заграждения, только ждут удачной возможности лишить жизни своего противника, как и снайперы высматривают в прицелы офицеров. Чисто номинально, по обе стороны служат солдаты, которые обучены защищать и убивать, но каких-то реальных конфликтов там до сегодня не было. С другой стороны, учитывая расположение базы, слова полковника Джессепа о большой ответственности верны. Впрочем, слабый телом и духом рядовой Сантьяго едва ли мог поставить жизнь своих товарищей в опасное положение. Пафос речей Николсона – одна из самых ярких сторон фильма, но конкретно рубежи в Кубе не смертельно важны для безопасности Соединенных штатов.
Еще о Джессепе
Тот, кто, как и я, смотрел фильм не один раз, наверняка подметил, что отношение к ключевому антагонисту меняется. Сценарист Аарон Соркин и актеры поддерживают жар в печи конфликта интересов. По большому счету, если бы полковник руководствовался строго теми принципами, о которых говорил, обвинять его было бы тяжело. Важность строгой подготовки солдат, которые будут стоять на той самой стене, трудно переоценить – там не может быть слабых звеньев и стукачей. Но два часа Николсон умело дополняет своего героя негативными чертами, за что зритель быстро ограничивается антипатией. Его самоуверенность, надменность и грубость по отношению, как к подчиненным, так и другим офицерам. Джессеп мог без проблем перевести рядового в Соединенные штаты, но не сделал этого, так как ситуация могла нанести вред его карьере, которая как раз перешла в очередной виток вверх. То есть возникает диссонанс между мотивами о сильной армии и долге на словах, и личными интересами на деле. С другой стороны, я до сих пор не считаю Джессепа достаточно виноватым для ареста и того, каким его показали в кадре.
Интересные факты и мысли о фильме
На странице фильма в IMDB собрано полторы сотни интересностей, только малая часть которых переведена на русский. Поэтому я, по переводческому обыкновению, решил привести здесь самые интересные, как мне показалось.
– Джек Николсон произнес свой известный монолог в зале суда несколько раз не на камеру, и режиссер Роб Райнер снял реакции других актеров под разными углами. Николсон выкладывался в каждом дубле, хотя его и не снимали, а тот вариант, который попал в фильм, снимали последним. Как вспоминал сам актер после, по окончанию того дня он был истощен.
– Когда лейтенант Кендрик везет на автомобиле гостей, у Кифера Сазерленда возникли проблемы с управлением джипа, и он даже несколько раз чуть не наехал на статистов.
– В одной из сцен в кабинете Джессепа, являющейся ретроспективой, полковник дает указание лейтенанту Кендрику, что выпавший из строя Сантьяго должен набрать 4.6 баллов на следующих экзаменах. Речь идет о пятибалльной системе оценивания военнослужащих и 4.6 – это отметка Превосходно. Фактически балласт подразделения должен стать примерным морским пехотинцем.
– Когда Джессеп одевает свою парадную форму, мы видим на ней Морской крест – вторая по значимости награда в вооруженных силах Соединенных штатов, после Медали за отвагу. Стало быть, его частые подчеркивания собственных воинских заслуг имеют под собой осязаемую почву.
– Название сначала пьесе, а после и фильму дала продолжительная агитационная компаниями армии США, одним из слоганов которой в 1980-х было “We’re looking for a few good men.” – Нам нужны несколько хороших парней.
– Актриса Мауд Винчестер, которая сыграла эпизодическую роль тетушки Джинни, приходилась режиссера Робу Райнеру женой его брата.
– Над фильмом работало сразу несколько человек, которые до и после 1992 года участвовали в экранизациях романов Стивена Кинга. Джек Николсон сыграл главную роль в небезызвестном «Сиянии». Кифер Сазерленд засветился еще молодым в «Останься со мной» (1986). Режиссером последнего, как и «Мизери» был Роб Райнер. А Дж. Т. Уолш сыграл небольшую роль в «Нужных вещах» (1993). В одной из сцен с Томом Крузом у него дома, можно рассмотреть два экземпляра книги «Мизери».
– Джуди Фостер, Хеллен Хант, Линда Хэмилтон и Элизабет Перкинс проходили прослушивание на главную женскую роль. Так как Мур нужно было реабилитироваться после ряда коммерческих провалов – она даже согласилась понизить свой гонорар с 3 млн. $ до двух. При этом, на момент, когда она была утверждена на роль, Мур находилась на восьмом месяце беременности от Брюса Уиллиса.
Актерский состав
Джек Николсон действительно исполнил одну из интереснейших своих ролей, даже беря во внимание его многолетнюю плодотворную карьеру и статус неоднократного лауреата престижных премий. В том году он уступил статуэтку за лучшую игру второго плана Джину Хэкмену (при всем моем уважении и любви к последнему, конкретно в «Непрощенном» ничего выдающегося он не показал). Каждое появление в кадре полковника Джессепа, даже еще до знаменитого монолога в здании суда, заряжает все происходящее каким-то животным магнетизмом, и, не являясь традиционным злодеем, он как раз производит впечатление титульного антагониста. И не по отношению к герою Тома Круза, а к нашим обыденным представлениям о поведении, к нашей зоне комфорта. Вторым условно плохишом можно назвать лейтенанта Кендрика, в исполнении еще совсем молодого Кифера Сазерленда. С первого появления в кадре он производит двоякое впечатление и легкий дискомфорт, своей закоренелой верой в то, что поступает правильно. Более того, позволяет себе выказывать пренебрежение к гостям, прибывшим на базу по поручению Корпуса морской пехоты.
Сам Роб Райнер однажды сказал, что хотел бы, чтобы весь состав его фильма играл так, как Дж. Т. Уолш. Подполковник Маркинсон появляется в кадре всего на несколько минут, выступая таким себе отрезвляющим звеном в командной цепи, не пожелавшим мириться с несправедливостью, как он посчитал. Молодой Кевин Бейкон в роли обвинителя выглядит довольно убедительно с короткой стрижкой и в военной форме, словно роль была написана специально под него. Кевин Поллак, который не так знаком большинству зрителей, выступил в качестве еще одного сценарного буфера, который смягчает напряжение в кадре. В эпизодической роли кадета засветился даже Куба Гудинг мл. Деми Мур здесь сыграла куда более женственный образ, чем пять лет спустя в «Солдате Джейн» и ее экранная химия с Крузом видна невооруженным взглядом. Что касается самого исполнителя главной роли, опять же, роль словно написана прямо под него. Том Круз здесь молод, полон сил, убедителен в зале суда и вне него, харизматичен.