Фильм «Хулиганы» (или «Хулиганы Зеленой улицы», или «Хулиганы с Зеленой улицы», или просто «Зеленая улица) не хватает звезд с неба по части витиеватости сюжета, продуманной атмосферы или актерской игры. С момента выхода картины Hooligans футбол подвергся новому этапу коммерциализации – от идейных фанатов, готовых до крови отстаивать честь клуба, отказались в пользу более выгодных контрактов, наполняемости стадионов, онлайн трансляций, безопасности. И хотя британское общество нераздельно связано с футболом во все времена, эпоха поножовщины ушла в прошлое. С одной стороны, в этом заслуга властей, ужесточивших контроль за порядком и личностями болельщиков, оснастивших камерами и стюардами каждый угол стадиона. С другой – выросли хулиганы 90-х, а им на смену пришло новое поколение, предпочитающее Facebook, instagram и плотные вакуумные наушники. Вместе с этим, Green Street Hooligans остается исключительно интересным и актуальным фильмом, вне времени, национальностей и вида деятельности.
Маленький человек и большой футбол. Герой Элайджа Вуда показательно проходит путь, который до него протоптали сотни других идейных болельщиков футбола. Ничем не примечательный студент, без отцовского покровительства, без девушки и даже без единого настоящего друга, выкинутый из университета, без работы и видимых перспектив. Он заводит дружбу с лидером группировки «Вест Хэм», где после тернистого пути недоверия, унижений марширует в одну ногу с новыми друзьями. Солдаты-удачи, которые чувствуют внутренний огонь, которые теперь имеют смысл в жизни. «Хулиганы с Зеленой улицы» обращает внимание на известный феномен – дай человеку чувство причастности к чему-то большому, к чему-то важному и он обнаружит, что хочет реализовать себя в этой новой среде. Один из принципиальных методов манипуляции работает безотказно в случае с героями фильма. Простые парни с улицы, полуобразованные, с мыслями о пиве, травке и мордобое, ощущают невероятную важность в том, что обнажают кулаки в очередной уличной драке, ведь, как сами себе внушают Green Street Hooligans, стоят за одно великое дело, плечом к плечу с боевыми товарищами. Делают они это во славу футбола, миллионов болельщиков и всех вокруг, все ради великой цели вселенской значимости.
Армия-банды-партии-фанаты. Общесоциальный фундамент, который был раскрыт в фильме «Хулиганы с Зеленой улицы» под одним из конкретных углов. Остается привезти параллели между этими молодыми ребятами из местного футбольного бара и другими социальными объединениями с иерархией. Воинские части проходят обучение и готовы отражать опасности от эфемерного или вполне настоящего врага – тех, кто оказался по ту сторону окопа или национальности, без углубления в вопрос. Преступные группировки также борются за свое место под солнцем, вступая в конкурентную борьбу естественного отбора, не выносят стукачей, журналистов и полицейских, выстраивают жесткую систему подчинения и мотивации в своих постоянно обновляющихся рядах. Политические партии, особенно печально известные примеры мировой истории, обещают маленькому человеку все тоже место в важной структуре, конечно, с неизменно высокой целью и принципами.
Сплочение перед общим врагом. Не раз в фильме «Хулиганы Зеленой улицы» мы наблюдаем за своеобразным общением между друзьями, которых во многом объединило общее дело. Пит перенял управление группировкой Вест Хэм у старшего брата, но дам однозначно не дают понять, на каком этапе присоединились другие закадычные люди. При этом, несмотря взаимную грубость, постоянное хождение на грани рукоприкладства, «Хулиганы с Зеленой улицы» отбрасывают разногласия, когда в местном переулке мелькают знакомые нашивки противоборствующей банды. Это же относится и к двум другим озвучиваемым группам врагов. Не важно, какими моральными или другими качествами отличается участник футбольной фирмы, любой журналист (или даже его сын) или полицейский – это враг, мерзкое существо, которое заочно заслужило унижение и даже побои. Совершенно не важно, сколько среди болельщиков другого клуба людей с высшим образованием, маленькими детьми, моральными устоями и прочими заслугами – они по умолчанию оказываются по другую сторону кулака.
Подавление личного мнения в группе. Уже писал выше о формировании образа некоего противника, в характеристиках которого не принято разбираться. Если Пит говорит, что копы, журналисты или болельщики Миллуолла – те, кому нужно разбить бутылку об голову, разгоряченный коллектив едва ли ставит это под сомнение. Интересно, что футбол в фильме «Хулиганы» в целом выступает лишь как фон и мы не слышим от героев анализа игр, разбора статистики и возможностей. Карикатурность ситуации доходит до того, что дело уже даже не в том, чтобы с пеной у рта доказывать превосходство своего клуба, что мы лучше, чем они, а чтобы выяснять отношения, даже если футбол здесь вовсе не при чем.
Потребность в лидере. Есть одно известное изречение, которое хорошо ложиться на сюжет фильма – дайте людям полную свободу и они не будут знать, что с ней делать. Мы остаемся животными, пускай и социальными и первобытные стаи лишь сменились классами в школе, тусовкой во дворе, фирмой или футбольным клубом. А за плавание таких групп в море естественного отбора, должен отвечать лидер. Конечно, дружба героя Элайджа Вуда именно с главой группировки показательна для более яркого развития сюжета, и все же мнение Пита (Чарли Ханнэм) существенно влияет не только на организацию уличных потасовок Хулиганов, но и на ценности в группе. Он до последнего защищает своего нового товарища, даже портит отношения с другими, переиначивает исконные законы их общины Green Street Hooligans. Не важно, что американец оказывается сыном журналиста, ведущим подробный дневник происходящего. Он в доску свой парень, потому что шагает вместе с нами навстречу врагам и потому что там сказать предводитель Пит.
Свои законы, традиции. Чем более продуманной делают социальную группу, тем более значимой она кажется для ее участников. Конечно, порядки не формировались в одночасье, и тот же Майор явно перенимал образцы поведения из прошлого, из фильмов, вооружены банд, националистических группировок. Причем хотя порядки в фирмах наверняка похожи друг на друга, вряд ли это способны признать участники. В фильме «Хулиганы Зеленой улицы» этому практически не уделено внимание, но субкультура обычно отличается целым ворохом таких мелочей, познакомиться с которыми не хватит недели или месяца.
Самый крутой на районе. Подытоживая все вышесказанное, борьба этих ребят со своими идеологическими, как им кажется, соперниками, не более чем борьба за доминантность, причем работающая разве что в головах их участников. Мы неоднократно видим определенную прелюдии столкновений, где больше показухи, чем реальных схваток. Эта естественная ограничительная мера позволяет не терять всех своих участников в бесконечных кровавых стычках по любому поводу. Достаточно унизить другого человека или группу людей, чтобы субъективно поднять собственную значимость, что оказывается полной ерундой в реальном мире. вне переулка и стадиона.