475

Джон Гришэм Топ-4 романа

Когда я открыл для себя творчество Джона Гришэма, криминально-детективно-юридической направленности, то в короткий период проглотил 14 романов. Его творчество, при должном внимании, очень быстро вовлекает в происходящее рассказываемых историй. Большая их част происходит на территории американского Юга, в том числе в округе Форд (есть отдельный одноименный сборник рассказов). В целом ряде книг Джона Гришэма фигурирует тюрьма Парчман, причем в контексте смертельной казни. Если говорить об интересе, которые вызывает тот или иной роман — он неоднороден. Есть довольно проходные романы Гришэма, которые забываются спустя неделю или не имеют выразительных черт, чтобы остаться на полке. Мой список условно называется топ-4, но это лишь мое субъективное мнение, основанное на 14 прочитанных произведениях автора из четырех десятков. Впрочем, в них попали самые известные книги автора, почти все экранизированные. Популярность Джона Гришэма и его книг в Голливуде — еще одна отличительная особенность популярности.

Джон Гришэм книги - топ-4 лучших романа

Признание — Сonfession 

Темы смертной казни, юридических ухищрений, расизма обычно охватывают довольно узкую литературу, но в более широком смысле, перед нами детективная драма, в основе которой необычная история расследования жестокого убийства девушки. Хотя роман «Признание» (Confession) Джона Гришэма относится к позднему этапу творчества публициста — 2010 г., книга буквально захватывает своим повествованием, притом, что не может похвастаться хоть сколько-нибудь запоминающимися или харизматичными героями. Если отойти от привычных связующих линий с жанрами, перед нами остросюжетная история, темп которой нарастает от главы к главе и достигает апогея к концу основной части сюжета. История книги «Признание» — это история о чернокожем заключенном, которому остается все меньше дней, а после и часов до высшей меры наказания. Возможности для отмены приговоры тают с каждым новом отказом, но человек, который спустя девять лет сознается в преступлении, может обернуть ход событий вспять.

Сюжет книги Джона Гришэма не хватает звезд с неба по части витиеватости и проработанности множественных сюжетных линий, так как их всего две. Преподобный Кит Шредер из одного из городков штата Канзас принимает необычного прихожанина. Тревис Бойетт – хромающий мужчина средних лет с притупленным взглядом, который неожиданно признается, сначала не напрямую, в убийстве девятилетней давности. Молодая Николь Ярбер, студентка и участница группы поддержки футбольной команды, пропала в 1998 году. Ее тело не было найдено, и только некоторые вещи и косвенные неубедительные доводы указывают на похищение и убийство. Местные органы правопорядка городка Слоун поработали на славу, обвинив в преступлении чернокожего игрока футбольной команды Донти Драмма. Несмотря на отсутствие тела, и по-настоящему железных улик, кроме выдавленного силой признания, девятнадцатилетний парень становится на девять лет заключенным блока смертников. В другом штате преподобный Шредер начинает верить в ужасные рассказы своего гостя и принимает решение отправиться в Слоун, чтобы спасти жизнь невиновного парня.

Первая составляющая книги «Признание» – это детектив, в основе которого поиск истины о преступлении девятилетней давности. Есть две точки зрения на одно и тоже событие. С одной стороны мы имеет официальную точку зрения властей штата Техас, рекордсмена по количеству вынесенных и исполненных смертных приговоров в США. На деле Донти Драмма выросло, как грибы, несколько карьер и слишком много было сказано, чтобы менять что-то и отказываться от неочевидного. Дело уже касается не справедливости и поиска истины, не о слепой Леди Правосудия, но о защите личных интересов и отстаивании целостности всей системы. Приговор на основе неубедительных улик раз за разом подтверждали суды разных инстанций, а губернатора беспокоят только подавляющие голоса избирателей, которые традиционно выступают за смертную казнь. Система правосудия как единый организм взаимооберегает от признания неправоты каждую свою отдельную часть и каждый винтик, в свою очередь, не готов поколебать устоявшийся порядок вещей. Джон Гришэм (John Grisham) очень тонко работает с этими метафорами.

Признание - Сonfession - Судебная драма

Вторая точка зрения на те события 1998 года отстаивалась стороной защиты. Адвокат Робби Флэк положил свою карьеру под нож этого дела, веря в невиновность своего клиента и во всем поддерживая семью Драммов. Они в отчаянии от слепоты судебной системы, которая готова скорее ввести человеку смертельную инъекцию на основе неубедительных косвенных улик, чем признаться в ошибке или в неспособности найти настоящего убийцу молодой девушки в городе, добропорядочные белые жители которого требуют возмездия. Патологический преступник, насильник и похититель Бойетт излагает свою версию событий, но поверят ли человеку, который всю жизнь врет и уклоняется от закона. Даже если его доводы и подробности становятся все более убедительными. Вот на перекрестке этих двух полярных позиций и выстроена детективная составляющая книги «Признание» Джона Гришэма, которая продвигает читателя к разгадке, что же действительно случилось с красивой молодой девушкой.

Книгу «Признание» (Confession) Гришэма можно смело причислить к судебным драмам, хотя основные ее события не разворачиваются непосредственно в зале суда, как мы привыкли это видеть в кино. Процесс над Донти Драммом описывается в подробностях уже постфактум, но также невероятно интересно наблюдать за возможностями лавировать в бурном потоке юридических реалий. В послесловии автор благодарит ряд лиц, в том числе даже реального начальника тюрьмы в Хантсвилле, где традиционно приводятся в исполнение смертные приговоры в Техасе. Помимо самого костяка истории, которая все набирает обороты, по мере сокращения времени, важное внимание уделяется блоку смертников. Нам рассказывают о жизни в одиночной камере для еще недавно подающего надежды молодого человека. Чем он питается, как строит распорядок дня, что видит ежедневно вокруг себя, с какими предубеждениями сталкивается. Добавить к этому как всегда отлично раскрытую Гришэмом тему расовых предубеждений – оторваться очень тяжело на протяжении более чем 400 страниц текста.

Герой книги Признание - обвинен в убийстве I степени

Время убивать — Time to kill

Пожалуй, самая известная экранизация произведений Джона Гришэма увидела свет в 1996 году и многократно повысила дальнейший интерес широкой публики к литератору и его криминальным драмам. Картина Джоэла Шумахера с сильным актерским составом взяла почти все лучшее, что было в оригинальном произведении. Что же касается самого романа «Пора убивать» или «Время убивать» (Time to kill) 1989 года, то по доступной информации в сети, идея пришла к Джону Гришэму не случайно. Он был свидетелем дачи показаний маленькой девочкой, которую жестоко изнасиловали и избили. После трех лет работы, он закончил свое первое серьезное произведение, которое поначалу отвергло ряд издательств, а тиражи были минимальными еще почти десять лет, в том числе до выхода экранизации. Автор Джон Гришэм (John Grisham) провел дальше возможную цепочку событий и вложил в руки отца ребенка решимость наказать изуверов.

Время убивать - Time to kill - Пора убивать

Роману «Пора убивать» часто дают жанровую принадлежность юридический триллер и в данном случае, это не просто броское словосочетание. Как и в случае с другими романами Гришэма, автор концентрируется в большей степени не на установлении точных обстоятельств некоего преступления, но на юридических последствиях и работе винтиков огромного механизма государственного правосудия. Например, сам факт насилия над маленькой Тони Хэйли не вызывает сомнений, как и личности преступников, которые известные и открыто называются по именам с самого начала. Как и дальнейший акт возмездия, несмотря на юридические формальности судопроизводства, полностью открыто подается и виновник известен. То есть детективная составляющая «Время убивать» здесь уходит на далекий второй план и история сосредотачивается на последствиях содеянного, с моральной и правовой точек зрения.

Возвращаясь к словосочетанию юридический триллер, хочется подчеркнуть, что, несмотря на 500-страничный объем, события «Время убивать» Джона Гришэма действительно развиваются с возрастающим темпом, и хотя процентов 20% текста можно было опустить (в основном посиделки, полусодержательные беседы, пьянство), в первый раз действительно внимаешь всему происходящему, даже мелочам на пути одного большого эпилога. Сам судебный процесс занимает всего примерно четвертую часть всей книги Time to kill, а большая часть событий развивается как раз в сегменте предваряющем. Здесь сходятся интересы белых и черных жителей округа, молодого адвоката и упорного обвинителя с амбициями на пост губернатора, общественных организаций защиты прав людей и ку-клукс-клана, отца изнасилованной девочке и родителей жестоко застреленных насильников.

Как и в ряде других произведений, в частности, во всех трех в этом материале, Джон Гришэм очень мощно и смело поднимает темы расовой нетерпимости, социальных предрассудков, сегрегации общества, борьбы за гражданские права и отмену смертной казни. После того, как чернокожий отец из автомата М-16 расправляется с мучителями дочери, не только белое население хочет возмездия, но и наиболее радикальная его часть – в книге большое внимание уделено деятельности ку-клукс-клана, в том скромном формате, в котором организация дожила до времени действия в 1980-х. Целая цепочка событий, в особенности юридического характера, завязана как раз на особенностях судопроизводства, таких как возможный перенос дела в другой округ, самопроизвольный отвод неугодных присяжных, давление на присяжных членов жюри, личные убеждения людей.

Время убивать - Time to kill - роман Джона Гришэма

Основные отличия от экранизации 1996 г.

  • В фильме «Время убивать» 1996 г. итоговое решение жюри было продиктовано во многом благодаря проникновенной речи Джейка, где он просил присяжных закрыть глаза и выслушать историю о маленькой девочке и монстрах. В книге «Пора убивать» (Time to kill) заключительная речь была продолжительной, с усердием ставящей членов жюри на место отца маленькой Тони Хэйли, но та сама сцена с закрытыми глазами произошла за кадром. Об этом мы узнаем в самом конце текста, в последней главе. На самом деле работа жюри оказалась очень нервной и изматывающей – все двенадцать человек были под гнетом происходящего, не могли найти спокойствие, пока за окнами совещательной комнаты здания суда маршировали пять, а после — десять и пятнадцать тысяч людей, скандирующих «Свободу Карлу Ли» (Free Carl Lee!, Free Carl Lee!, Free Carl Lee!). Присяжные не могли несколько дней прийти к общему решению, просили судью отложить вынесение приговора. В итоге одна из дам по имени Ванда Уомэк попросила временных коллег зарыть глаза и представить, как два чернокожих пьяных наркомана насилуют маленькую белую голубоглазую девочку. После они в записках без имени ответили на вопрос, убили ли они насильников, будь то их дочь. Все двенадцать ответили положительно, а после и вынесли единодушное решение о невиновности Хэйли.
  • Заметно отличаются события, касающиеся участия ку-клукс-клана в описанных событиях. В кино «Время убивать» Дракон клана погибает от брошенной бутылки с зажигательной семью, а бразды правления в ситуации фактически взял на себя Фредди Ли Кобб (брат одного из убитых насильников, в исполнении Кифера Сазерленда). Это он стреляет в Джейка, а попадает в шею бойцу Национальной гвардии, руководит похищением Роарк, а в конце его и поддельников, наконец, выявляют и арестовывают шериф с помощниками. В романе «Пора убивать» Джона Гришэма предводитель не погибал, а роль Фредди Ли вообще сведена к минимуму. Неизвестно, кто стрелял из винтовки, как и личность мужчины, который напугал Роарк у дерева и остриг ей в книге волосы охотничьим ножом. Также в оригинале присутствовал некий стукач внутри ячейки, который называл себя Микки Маусом. Он предупредил по телефону о бомбе у дома Джейка, после развязал и отвез в больницу Роарк, а в конце романа его заживо сожгли за выявленную измену другие члены клана. У Джона Гришэма подразумевается, что еще до вынесения вердикта, мужчины разъехались по своим городам и судьба местной ячейки неизвестна.
  • В экранизации «Время убивать» 1996 практически полностью был опущен не утихающий конфликт между Джейком Брайгенсом и окружным прокурором Бакли. В романе они уже встречались в зале суда по разные стороны интересов, и тогда молодой адвокат вышел победителем. Зная о любви прокурора к прессе и амбициям подниматься дальше по социальной лестнице штата Миссисипи, Джейк постоянно пренебрежительно называл оппонента «Губернатором». Между ними постоянно возникали вспышки конфликта, очень часто перед глазами судьи Нуза, которому приходилось выступать разнимающим. Также в книге отсутствует почти примирительная сцена после вынесения вердикта на ступенях здания суда.
  • По понятным причинам, в фильме сократили участие наставника главного героя, юриста Люсьена Уилбэнкса, в исполнении Дональда Сазерленда. В оригинале Time to Kill он постоянно устраивал попойки в своем бывшем офисе, в том числе уговаривал выпить спиртное и молодого протеже. Кроме того, там не были не просто намеки на давнюю связь с секретаршей Этель – у них был даже общий ребенок и это установил суд. Что касается конкретно теперешнего процесса, Люсьен планировал подкупить одного из присяжных, с которым уже однажды делился прибылью от нужного вердикта, но в итоге сделка не состоялась.
  • Еще одним важным отличием двух произведений Time to kill можно считать разные временные рамки – более узкие в киноапдаптации, по понятным причинам. В фильме, чтобы поддерживать напряженность, складывается мнение, что от момента изнасилования девочки до финальной сцены фильма прошло пару недель. В оригинале Джона Гришэма же Карл Ли Хэйли расправился с насильниками не на следующий день, чтобы было бы более понятно для версии о невменяемости, а прошло целых шесть. Защита взяла на подготовку процесса целых три месяца, а обвиняемый регулярно встречался с дочкой, которая пошла на поправку. В фильме он вновь видит Тоню только после оправдательного приговора, на улице у суда.

Фильм Время убивать 1996 Time to kill

Камера — The Chamber

Книга «Камера» (The Chamber) Джона Гришэма известна во многом благодаря своей экранизации 1996 года, где главные роли исполнили два актера из разных эпох, которые действительно по возрасту подходят к ампула внука и деда – Крис О’Доннелл и Джин Хэкмен. Джон Гришэм снова ярко апеллирует не только к тонкостям судопроизводства в США, но и к теме расовой нетерпимости. Дело в том, что вина главного героя в совершенном преступлении не подвергается сомнениям, за исключением некоторых аспектов тяжести. Заключенный блока смертников в тюрьме Парчмен (та же, что в «Признании» и фильме «Жизнь Дэвида Гейла») – не невинный пожилой человек, который был схвачен по ошибке и лишь свободы. Сэму Кэйхолл почти семьдесят лет и большую часть из них он прожил с ненавистью к чернокожим, евреям и другим группам людей, ненависть к которых воспитывалась с юношеских лет.

Книга «Камера» (The Chamber) Джона Гришэма

На вопрос, почему Сэм вступил в ку-клукс-клан много лет назад, он отвечает, что там были его братья, их отец, а до этого дед, а еще раньше прадед. Гришэм вновь затрагивает щекотливую тему клана, формирования его внутренней среды, проявлений на территории юга США. Причем речь не подожженных крестах или мелких диверсиях, но о целенаправленной подрывной деятельности против инакомыслящих, в том числе белых, которые слишком увлекались борьбой за равноправие. Пожалуй, большая часть интереса, вызываемого романом «Камера», завязана как раз на контрасте между молодым амбициозным юристом, который был оторван от своих корней в детстве, и пожилым мужчиной, который не знает другой жизни, чем ту, которую имеет. В книге «Камера» словно сталкиваются Гришэмом два разных мирах и эту пропасть можно переложить и на другие темы.

Роман о смертной казни «Камера» Гришэма

Несмотря на то, что «Камера» (The Chamber) – один из самых объемных книг Гришэма – около 550 страниц, интерес к происходящему, как в аналогии об аппетите и процессе поедания, только нарастает от главы к главе. Если вы преодолеете двухчасовое вступление, то останетесь с историей до последних строк. Детективная составляющая здесь преобладает, но, что удивительно, акцент смещен с расследования давнего преступления, в сторону самого прошлого Сэма Кэйхолла. Внук больше хочет узнать о своих корнях, чем о конкретной взрыве адвокатской конторы в 1967 году, когда погибло двое мальчиков. Гришэм, в свойственной ему манере, насыщает историю юридическими тонкостями США. Кроме того, интересно и небанально подана сама тема смертной казни и книгу можно смело причислить к критикам этого самого метода правосудия. Создается впечатление, что автор составил список из сотни интересных мини-тем и понемногу их внедрял – от пары строк до целой главы.

Фильм Камера 1996 The Chamber

Вердикт за деньги — Runaway Jury

Американская система правосудия, одним из столпов которой является формат жюри присяжных, давно привлекает внимание литераторов и кинематографистов. Отобранные со всеми процедурами и правилами добропорядочные граждане штата беспристрастно и справедливо рассматривают уголовные дела разной важности и длительности, а после выносят свой законный вердикт. В большинстве случаев так и происходит, а процесс отбора этих самых присяжных относят к рутине, необходимым формальностям по одному из тысяч однотипных дел. В своей книге «Вердикт» Джон Гришэм в очередной раз показывает читателю, насколько условными могут быть все правила, ограничения, устоявшиеся нормы. Насколько гибким может оказываться закон и то самое понятие беспристрастности, когда речь заходит о бесконечной человеческой изворотливости, в борьбе за ресурсы и статус.

Вердикт за деньги - Runaway Jury Джон Гришэм

«Вердикт» Гришэма в художественной форме и применимо к вымышленной истории, гиперболизирует ту систему конкуренции, которая существует в любой правовой системе мира, где затронуты интересы разных сторон. Когда речь заходит о победе, о сохранение своих благ и свобод, не важно, торжествует ли справедливость в зале суда. Для каждой из сторон куда важнее отстоять свою точку зрения, убедить тех самых двенадцать присяжных (в случае с США). В нашей истории, вдова, муж которой умер от курения в течение тридцати лет, подает иск против табачной кампании. Казалось бы, один из сотен подобных процессов, но ответчик просто не может позволить себе проиграть. Такое понятие как прецедент здесь вступает в свою сокрушительную силу. Если истцы в книге добьются успеха, впервые в истории американского судопроизводства, тысячи подобных исков обрушатся на табачных магнатов, и их шансы будут таять с каждым новым дело.

в «Вердикте»Джон Гришэм (John Grisham) пошел даже дальше простой конкуренции в зале суда, когда ответчики с миллиардной прибылью нанимают самых дорогих юристов, в эксклюзивных костюмах. Автор вводит в роман «Вердикт» целое агентство, которое различными методами влияет на решение суда, давит на присяжных, на адвокатов истцов и всячески отрабатывает свои миллионные гонорары. Именно появление такого персонажа как Рэндела Финча придает «Вердиктe» особую изюминку. Гришэм на его примере показывает, насколько конфликт интересов может искажать абсолютно любые условности и правила. Поначалу описываемые практики кажутся фантастикой, но по мере развития истории, по мере погружения в процесс, не перестаешь удивляться изобретательности человеческой природы, которой она достигла в наше время всеобщей борьбы за интересы.

книга Вердикт - Runaway Jury и фильм Вердикт за деньги

Автор мастерски расписывает подробно, раскладывает по полочкам весь судебный процесс над табачной кампаний, каким он мог бы быть. Здесь эксперты научной области, бывшие работники индустрии, жертвы курения, привлеченные юридические умы с обоих сторон. Плюс погружение во внутреннюю кухню работы жюри присяжных – автор словно проводит нас за кулисы этого театрализованного представления. Как и  в трех остальных книгах, в этом материале, более 400 страниц проходят буквально на одном дыхании, и здесь нет скучных диалогов, лишних сюжетных линий и бесполезных персонажей.

Вердикт за деньги 2003 - экранизация книги Гришэма Вердикт

17.05.2017

Рекомендуемые статьи

Мемуары американской путешественницы, журналистки Шэрил Стрэйд, написанные по мотивам собственного путешествия по Соединенным Штатам Америки.

Сколько критики и желчи обычно выливается на этот фильм за исторические неточности, искажения, но Враг у ворот привлекает внимание, он нравится многим

Известное детское произведение о Шоколадной фабрике послужило основой для семейной ленты Тима Бертона со своей особой атмосферой сказки.