Без напускной значимости скажу, что данный фильм не знаком абсолютному большинству зрителей и, что интересно, остается довольно качественным телевизионным проектом. Кто-то спросит, как может «Гитлер: Восхождение зла» претендовать на серьезное внимание, при наличие дорогих и успешных биографических фильмов, с солидным бюджетом, промоушеном. Это как раз тот редкий случай, когда частично коммерческая постановка (для TV) способна увлечь на без малого три часа. Как человек, увлеченный темой Второй Мировой Войны, к этой истории я с самого первого просмотра отнесся с интересом и простил многие исторические неточности и интерпретации. Перед нами не документальный манускрипт, повествующий обо всех годах жизни Адольфа Гитлера, но художественный фильм, сочетающий отличную актерскую игру и похвальный подход к антуражу Германии 1920-1930-х годов. Можно по-разному относиться к самой личности исторического прототипа и при этом получать свои эмоции от просмотра кино. Я постараюсь сделать текст отзыва доступным, без излишнего экскурса в тематику для людей незаинтересованных.
Вне всяких сомнений, печально известный фюрер германского народа был и остается одной из самых сложных, неоднозначных, противоречивых и интересных личностей в мировой истории, уже одно упоминание которой вызывает у большинства людей яркие, почти всегда негативные, эмоции. Неудивительно, что история его жизни и политического становления интересует историков, теоретиков и простых людей. Если говорить конкретно о художественных фильмах, то перед нами, пожалуй, лучшая целостная интерпретация жизни Гитлера. Авторы сценария решили зайти издалека и показать нам маленького австрийского мальчика, в десятилетних глазах которого уже проскальзывает пугающий огонек. Затем мы видим юношу, который принимает новость о неизлечимой болезни матери с пугающим раздражением. Затем молодого человека, бесперспективно скитающегося по Вене в поисках светлого будущего художника. Затем солдата с горящими глазами и желанием отстоять величие государства в составе баварского полка.
Основная часть повествования относится уже к периоду идеологического и политического становления Гитлера, как ключевой фигуры. Местами сценаристы довольно топорно и грубо демонстрируют ключевые моменты в жизни этого человека, и все же, со всей долей корректности, эту биографическую часть можно охарактеризовать как историю успеха – его личного. Создатели фильма решили передать определенный гипнотизм, который часто приписывают личности Гитлера – умение восхищать окружающих людей, даже оппонентов. Это явственно показывают через образы Хэлены Ханфштенгл, Йозефа Геббельса и даже печально известного соратника Эрнеста Рема. Вместе с этим, вариант русскоязычного перевода Восхождение дьявола кажется мне неоправданной подменной значений при переводе The Rise of Evil. Ведь нацистский режим не был выстроен с нуля только по инициативе одного человека, в то время как его окружали видные и деятельные люди. Это целое историческое явление, которое трудно, даже при всем привычном желании, вписать в систему координат одного человека.
На что с первых же сцен обращаешь внимание, так это на исторический антураж фильма, по мере финансовых и прочих возможностей, воссоздавший целую локальную эпоху. Несмотря на удручающие итоги самой разрушительной войны в истории, ряд исторических мест сохранился, практически в том же виде, и до сегодня. Стоит отдать дань уважения съемочной группе, которая проделала солидную работу на локации. Конечно, не удалось избежать неточностей, но на них абсолютное большинство не обратит никакого внимания. Хотя мне так и не удалось найти информацию о производственном бюджете, он, будьте уверены, был более чем скромным. При этом в отдельных моментах количество статистов, подача декораций, работа костюмеров и гримером, приятным образом бросается в глаза. Конечно, местами и компьютерные люди режут глаз, но это прощаешь. Чего стоят только сцены массовых собраний в знаменитой пивной Hofbräuhaus в Мюнхене.
На вопрос, чем же телевизионная постановка по своему качеству отличается от продукта для широко проката, в данном случае ответ очевиден и бросается в глаза. Фильму не хватает именитого режиссера в тесной связке с уважаемым оператором. И даже само качество аппаратуры для записи кричит о нехватке некоего производственного лоска. Отличные декорации, обильный реквизит, хорошее музыкальное сопровождение, обыграно с какой-то визуальной дешевизной, что, конечно, обидно. Хочется привести в пример великолепную Операцию Валькирия, где режиссеру Брайану Сингеру удалось передать мрачную цветовую гамму трещащего по швам Третьего рейха. Уже после просмотра можете отыскать саундтрек к фильму, включающий как интерпретации классиков (Вагнер) так и вполне классические примеры треков для исторических драм. Наверняка многих запомнились последние сцены, где в традициях «Крестного отца», нам показывают короткую нарезку расправы над неугодными элементами нового режима.
Самый первый устный отзыв, который я услышал о картине в 2004 году, и после которого сам не преминул посмотреть, был восторгом игры Роберта Карлайла. Действительно, большая часть ярких эмоций от просмотра держится вокруг этого актерского бенефиса. Прописанная сценаристами история полна неточностей, откровенных домыслов и не подкрепленных историей интерпретаций, но Карлайл идеально вписался в роль. И я имею ввиду не только лишь внешнее сходство, которое, безусловно, важно и его трудно не отметить. Главный персонаж Rise of Evil – незаурядный экспрессивный человек, буквально идущий по головам своих еще вчерашних оппонентов и союзников. Актер явно провел многие часы за просмотром выступлений своего прототипа, пытаясь передать выразительность жестикуляции, эмоциональность, взрывной нрав. Вместе с преображением внешности мы наблюдаем за нарастающей уверенностью в себе, непоколебимостью, высокомерием и убедительностью.
Что касается исторических неточностей, о которых я упомянул выше, решил перевести для вас несколько самых интересных из англоязычной страничке Wiki. Кто дружит с английским, познакомьтесь с оригиналом.
— Помните сцену с коммунистами, пытающимися удержать кратковременный контроль над Баварией и Мюнхеном и разрушающими монумент Кайзера. Дело в том, что в Мюнхене не было изваяний императора Вильгельма II, так как жители этой области испытывали яркую неприязнь к Прусской империи.
— Сцена, где Гитлер избивает собачонку Фокси, стала предметом резкой критики историков, ведь нет никаких свидетельств того, что Гитлер когда-либо проявлял жестокость по отношению к животным. Наоборот, он известен как преданный собачник, а в Третьем рейхе появилась первая, в своем роде, служба защиты животных.
— Новость о перемирии с вражеской стороной, неоднократно подчеркивалась Гитлером как акт удара в спину, неожиданный и вероломный. Хотя на деле остановка огня ожидалась и куда более тяжелым ударом стала ноябрьская революция.
— Ряд исторических персонажей, сыгравших важнейшее значение в становлении националистического режима, в фильме не показаны (Альберт Шпеер, Генрих Гиммлер, Курт Шляйхер). В тоже время внешность отдельных героев была вольно передана. Особенно это касается фигуры Эрнста Рэма.
— Сцена в опере, одна из самых важных в фильме, была приукрашена. На самом деде, на том заседании правительства большая часть присутствующих, в том числе оппозиция, поддержали билль об экстренных полномочиях режим. Отказались только социал-демократы.