1 891

«Гитлер: Восхождение дьявола»

Без напускной значимости скажу, что данный фильм не знаком абсолютному большинству зрителей и, что интересно, остается довольно качественным телевизионным проектом. Кто-то спросит, как может «Гитлер: Восхождение зла» претендовать на серьезное внимание, при наличие дорогих и успешных биографических фильмов, с солидным бюджетом, промоушеном. Это как раз тот редкий случай, когда частично коммерческая постановка (для TV) способна увлечь на без малого три часа. Как человек, увлеченный темой Второй Мировой Войны, к этой истории я с самого первого просмотра отнесся с интересом и простил многие исторические неточности и интерпретации. Перед нами не документальный манускрипт, повествующий обо всех годах жизни Адольфа Гитлера, но художественный фильм, сочетающий отличную актерскую игру и похвальный подход к антуражу Германии 1920-1930-х годов. Можно по-разному относиться к самой личности исторического прототипа и при этом получать свои эмоции от просмотра кино. Я постараюсь сделать текст отзыва доступным, без излишнего экскурса в тематику для людей незаинтересованных.

Вне всяких сомнений, печально известный фюрер германского народа был и остается одной из самых сложных, неоднозначных, противоречивых и интересных личностей в мировой истории, уже одно упоминание которой вызывает у большинства людей яркие, почти всегда негативные, эмоции. Неудивительно, что история его жизни и политического становления интересует историков, теоретиков и простых людей. Если говорить конкретно о художественных фильмах, то перед нами, пожалуй, лучшая целостная интерпретация жизни Гитлера. Авторы сценария решили зайти издалека и показать нам маленького австрийского мальчика, в десятилетних глазах которого уже проскальзывает пугающий огонек. Затем мы видим юношу, который принимает новость о неизлечимой болезни матери с пугающим раздражением. Затем молодого человека, бесперспективно скитающегося по Вене в поисках светлого будущего художника. Затем солдата с горящими глазами и желанием отстоять величие государства в составе баварского полка.

Молодой Адольф Гитлер

Основная часть повествования относится уже к периоду идеологического и политического становления Гитлера, как ключевой фигуры. Местами сценаристы довольно топорно и грубо демонстрируют ключевые моменты в жизни этого человека, и все же, со всей долей корректности, эту биографическую часть можно охарактеризовать как историю успеха – его личного. Создатели фильма решили передать определенный гипнотизм, который часто приписывают личности Гитлера – умение восхищать окружающих людей, даже оппонентов. Это явственно показывают через образы Хэлены Ханфштенгл, Йозефа Геббельса и даже печально известного соратника Эрнеста Рема. Вместе с этим, вариант русскоязычного перевода Восхождение дьявола кажется мне неоправданной подменной значений при переводе The Rise of Evil. Ведь нацистский режим не был выстроен с нуля только по инициативе одного человека, в то время как его окружали видные и деятельные люди. Это целое историческое явление, которое трудно, даже при всем привычном желании, вписать в систему координат одного человека.

Актерский состав - Гитлер: Восстание зла

Реальные персонажи в фильме

На что с первых же сцен обращаешь внимание, так это на исторический антураж фильма, по мере финансовых и прочих возможностей, воссоздавший целую локальную эпоху. Несмотря на удручающие итоги самой разрушительной войны в истории, ряд исторических мест сохранился, практически в том же виде, и до сегодня. Стоит отдать дань уважения съемочной группе, которая проделала солидную работу на локации. Конечно, не удалось избежать неточностей, но на них абсолютное большинство не обратит никакого внимания. Хотя мне так и не удалось найти информацию о производственном бюджете, он, будьте уверены, был более чем скромным. При этом в отдельных моментах количество статистов, подача декораций, работа костюмеров и гримером, приятным образом бросается в глаза. Конечно, местами и компьютерные люди режут глаз, но это прощаешь. Чего стоят только сцены массовых собраний в знаменитой пивной Hofbräuhaus в Мюнхене.

Мюнхен 1914 года в кино

На вопрос, чем же телевизионная постановка по своему качеству отличается от продукта для широко проката, в данном случае ответ очевиден и бросается в глаза. Фильму не хватает именитого режиссера в тесной связке с уважаемым оператором. И даже само качество аппаратуры для записи кричит о нехватке некоего производственного лоска. Отличные декорации, обильный реквизит, хорошее музыкальное сопровождение, обыграно с какой-то визуальной дешевизной, что, конечно, обидно. Хочется привести в пример великолепную Операцию Валькирия, где режиссеру Брайану Сингеру удалось передать мрачную цветовую гамму трещащего по швам Третьего рейха. Уже после просмотра можете отыскать саундтрек к фильму, включающий как интерпретации классиков (Вагнер) так и вполне классические примеры треков для исторических драм. Наверняка многих запомнились последние сцены, где в традициях «Крестного отца», нам показывают короткую нарезку расправы над неугодными элементами нового режима.

Германия 1920-х годов, реконструкция в фильме

Самый первый устный отзыв, который я услышал о картине в 2004 году, и после которого сам не преминул посмотреть, был восторгом игры Роберта Карлайла. Действительно, большая часть ярких эмоций от просмотра держится вокруг этого актерского бенефиса. Прописанная сценаристами история полна неточностей, откровенных домыслов и не подкрепленных историей интерпретаций, но Карлайл идеально вписался в роль. И я имею ввиду не только лишь внешнее сходство, которое, безусловно, важно и его трудно не отметить. Главный персонаж Rise of Evil —  незаурядный экспрессивный человек, буквально идущий по головам своих еще вчерашних оппонентов и союзников. Актер явно провел многие часы за просмотром выступлений своего прототипа, пытаясь передать выразительность жестикуляции, эмоциональность, взрывной нрав. Вместе с преображением внешности мы наблюдаем за нарастающей уверенностью в себе, непоколебимостью, высокомерием и убедительностью.

Гитлер восхождение дьявола Роберт Карлайл

Гитлер: Восхождение дьявола - Роберт Карлайл

Что касается исторических неточностей, о которых я упомянул выше, решил перевести для вас несколько самых интересных из англоязычной страничке Wiki. Кто дружит с английским, познакомьтесь с оригиналом.

Помните сцену с коммунистами, пытающимися удержать кратковременный контроль над Баварией и Мюнхеном и разрушающими монумент Кайзера. Дело в том, что в Мюнхене не было изваяний императора Вильгельма II, так как жители этой области испытывали яркую неприязнь к Прусской империи.

Сцена, где Гитлер избивает собачонку Фокси, стала предметом резкой критики историков, ведь нет никаких свидетельств того, что Гитлер когда-либо проявлял жестокость по отношению к животным. Наоборот, он известен как преданный собачник, а в Третьем рейхе появилась первая, в своем роде, служба защиты животных.

Новость о перемирии с вражеской стороной, неоднократно подчеркивалась Гитлером как акт удара в спину, неожиданный и вероломный. Хотя на деле остановка огня ожидалась и куда более тяжелым ударом стала ноябрьская революция.

Ряд исторических персонажей, сыгравших важнейшее значение в становлении националистического режима, в фильме не показаны (Альберт Шпеер, Генрих Гиммлер, Курт Шляйхер). В тоже время внешность отдельных героев была вольно передана. Особенно это касается фигуры Эрнста Рэма.

Сцена в опере, одна из самых важных в фильме, была приукрашена. На самом деде, на том заседании правительства большая часть присутствующих, в том числе оппозиция, поддержали билль об экстренных полномочиях режим. Отказались только социал-демократы.

Моя оценка фильму: 8 из 10

23.05.2016

Рекомендуемые статьи

02.10.15
1 612

Известная фантастическая и мистическая серия фильмов, в первый раз увидевшая свет в 1995 году и ставшая своеобразным культурным феноменом.

Анализ общих черт четырех фильмов о грязных копах Лос-Анджелеса, которые приковывают внимание к своим детективным и драматическим историям.

19.09.20
48

‘European Vacation’ has made its place in history as one of the best travel movies and this time they came to blend in the crowd of French people in Paris.