Фильмы про захват заложников продолжают выходить каждый год, но только отдельные проекты становятся известными, какие-то культовыми. Из всего разнообразия таких фильмов о захвате заложников, я решил выделить категорию историй, где терроризм или непосредственное обогащение не было основным мотивом преступлений. Кто-то хотел восстановить справедливость и свое доброе имя. Кто-то пожертвовать своим будущим и, может, жизнью ради другого любимого человека. Кто-то все же получил финансовый выигрыш, но одним преступлением выявил другое, нравственное. Каждый из четырех картин, которые я пересматриваю год за годом и общее число просмотров приблизилось к 30, рассматриваются по четырем основным характеристикам. Образ захватчика заложников, протагониста. Переговорщик по другую сторону телефона или двери. Конечная альтруистическая цель и мотивы. Заложники и их отношение к ситуации и в взаимодействие с захватчиком и полицией.
Собачий полдень
В жаркий летний день трое мужчин врываются в американский банк с целью ограбления. Быстрое дело оборачивается для всех настоящим кошмаром. Спустя минуту один из грабителей трусит уходит, оставив своих партнеров в растерянности. В хранилище не оказывается ожидаемых денег, а банк окружают десятки полицейских, агенты ФБР, пресса и просто зеваки со всего города Нью-Йорк. Загнанные в угол преступники оказываются не террористами, а простыми неудачниками, которые как следует не спланировали дело. Общение с полицией затягивается и осложняется внутренними конфликтами участников.
Захватчик – Санни Вортзик (Аль Пачино). Так как “Собачий полдень” – единственный из четырех фильмов про захват заложников, основанный на реальных событиях, его протагонист также имел реальный прототип по имени Джон Войтовитц (John Wojtowicz). Мужчина около тридцати, который решает ограбить Бруклинский банк, чтобы добыть деньги для операции по смене пола своему партнеру. С первых сцен фильма становится ясно, что у Санни не было тщательно продуманного плана. Все ограбление основывалось на: а) собственном опыте работы в банке в) некоей вводной информации от третьих лиц с) необходимости получить деньги. Также становится ясно, что он имеет мало общего с типичными грабителями и преступниками. Что, несмотря на свои угрозы, не способен причинить вред кому-то из заложников. Он оказывается слабым человеком, который живет несчастливой жизнью на две семьи и которого даже в такой сложной ситуации не поддерживают близкие.
Конечная цель – операция для супруга гомосексуалиста. Типичный пример фильма про захват заложников и ограбления банка с альтруистическими мотивами. Хотя Санни находит себе кучу оправданий, чтобы не получить хорошую работу, ограбление становится неким актом отчаяния. Он достигает тем летом эмоционального провала в двух семьях и хочет как-то это изменить. В банке оказывается только 1100 долларов наличными, хотя на операцию по смене пола в то время нужно 2500, да и нужно поделиться выручкой с Сэлом. Даже на грани возможной смерти Санни диктует завещание, в котором завещает остатки своего имущества жене и супругу. В фильме он показан практически исключительным альтруистом, где причитания о собственной ситуации – лишь фрустрация на отсутствие поддержке от окружающих.
Переговорщик – сержант Моретти (Чарльз Дернинг). В фильме “Собачий полдень” переговорщик вышел самым скучным из четырех картин об альтруистическом ограблении банка. Да, он делает все от него зависящее, чем сохранить ситуацию под условным контролем и спасти жизни заложников. Он даже готов унижаться и принимать унижение от преступника, только бы поддерживать некий баланс происходящего. Вместе с тем, он не выказывает какой-то индивидуальности, не пытается вести двойную игру, фактически безразличен к мотивам Санни, хотя и внимательно выслушивает показания его супруга. Моретти показан типичным представителем системы, против которой с белым флагом и выкрикивает герой Аль Пачино.
Заложники. Здесь, как после в фильмах про захват заложников “Джон Кью” и “Переговорщик”, заложники начинают со временем проникаться сочувствием к своему захватчику. В данном случае, перед нами служащие банка – восемь женщин, менеджер и охранник. Поначалу, они, конечно, застигнуты врасплох происходящим и находится в шоке, но после понемногу принимают правила игры. Со временем Санни доверяет им, пуская в туалет. Женщины свободно передвигаются по банку и не пытаются вырваться наружу. Они неоднозначно воспринимают новости о том, что Санни – гомосексуалист и какими мотивами руководствуется. Но после всячески его поддерживают, и даже менеджер, после того как срывается, извиняется перед другими.
ДЖОН КЬЮ
Джон Арчибальд пытается отчаянно собрать деньги, чтобы у его маленького сына был шанс выжить. Нужно 75 000 долларов, только чтобы ребенка включили в список тех, кому необходимо донорство пересадки сердца. Исчерпав все средства и варианты, Джон захватывает здание больницы вместе с врачом, санитарами, охраной и людьми, которые пришли в приемный покой. Такое событие сразу привлекает к месту не только полицию, но и прессу и внимание всей страны.
Захватчик – Джон Кью. В данном случае мы имеем отчаявшегося человека, на которого накануне захвата кричит жена, что он обязан что-то предпринять. Джон Кью стал жертвой социальной несправедливости, когда его страховая компания, без ведома клиента, понизила порог возможных выплат. Госпиталь требует четверть миллиона долларов, чтобы провести операцию, если найдется донор, но еще до этого нужна большая сумма, чтобы ребенка только внесли в список, а медицинские расходы также растут каждый день. Герой Дензела Вашингтона бросается своеобразный вызов системе, которая оставляет своих граждан умирать, если они не способны заплатить за иной исход. В одной из сцен Джон Кью эмоционально кричит на улице, перед людьми и камера: Sick – Help, Sick – Help. Подразумевая, что, если человек болен, ему должны оказать помощь.
Джон Кью заставляет полицию поверить, что он способен на убийство ради выполнения своих требований, готов на крайние меры, что оказывается блефом. В какой-то момент он признает, что у него нет плана и он ждет чуда. А еще оказывается, что пистолет, с которым осуществлялся захват, вообще не был все это время заряжен. В апогее истории протагонист фильма готов пожертвовать собой ради жизни своего сына, совершить самоубийство ради благой цели. Конечно, и публика приветствует такого борца с социальной несправедливостью, и ему сочувствуют, в той или иной мере, и сами заложники, и доктора, и полицейские.
Конечная цель – Спасение сына. Целью данного захвата заложников не является финансовая выгода. Джон Кью не требует деньги на операцию сыну. Он призывает к справедливости, что ребенку должны хотя бы дать шанс. Джон готов принести себя и только себя в жертву, если это позволит жить дальше его ребенку. Таким образом, конечной целью захвата заложников служит спасение жизни другого, ценой или уступок руководства больницы или своей собственной жизни или свободы.
Переговорщик – Лейтенант Фрэнк Граймс – пожилой полицейский, которому выпадает участь вести переговоры с захватившим заложников. Сначала он даже не знает мотивов преступления и требований, как и намерений захватчика. Спустя непродолжительное время полицейский сам, как мужчина и отец, проникается уважением к оппоненту. Хотя жизни невинных людей для него остаются на первом месте, а сохранение жизни Джона Кью – на втором. Прибывший начальник полиции в один момент отстраняет подчиненного, но после провала своей инициативы, просит спасти его шкуру перед глазами всей страны. Фрэнк в итоге первым понимает небольшой подлог со сдачей в руки полиции. Он приходит к своему оппоненту и просит того надеть наручники. Сопровождает Джона почти опекающе, а спустя три месяца, также присутствует на судебном процессе.
Заложники. Как и в двух других картинах этой подборки фильмы про захват заложников (“Переговорщик” и “Собачий полдень”), между захватчиком и захваченными возникает эмоциональная связь. Он, на самом деле, не желает принять никому вред, а они проникаются сопереживание и уважением к человеку, который ставит перед всем происходящим высшую целью и готов пожертвовать собой ради справедливости. Люди в приемной покое быстро разделяют беспокойство по поводу социального и медицинского обеспечения в США, отношения врачей к судьбам людей, страховым компаниям. И хотя парень по имени Митч нападает на Джона, после заложники даже не пытаются вырваться, а помогают Джону обработать ранение. Чернокожий мужчина Лестер даже выдает себя за захватчика, чтобы дать семье Арчибальдов немного времени с сыном. В последней сцене в суде, казалось бы, пострадавшие, приходят не осудить, а поддержать своего захватчика – они явно радели за снятие обвинение, чего, впрочем, не произошло.
ПЕРЕГОВОРЩИК
Переговорщик Чикагской полиции Дэниел Роумэн обвиняется в коррупции и связи с убийством своего напарника. Его унижают, лишают работы и скоро собираются лишь в суде свободы и семьи. Дэнни вступает в конфликт в Отделе внутренних расследований и спонтанно инициирует захват нескольких заложников и начальника отдела. К месту стягивается городская полиция, ФБР – СМИ привлекают общественное внимание. Дэнни хочет восстановить справедливость, так как его подставили, и он знает, что волки среди полицейских находятся за стенами, готовые его убить. Так как главный герой сам переговорщик, вести с ним переговоры оказывается задачей.
Захватчик – Дэнни Роумэн. Уникальная ситуация среди фильмов про захват заложников, когда преступником становится один из полицейских. Правоохранительным органам приходится иметь дело с человеком, который знает, как работает система, знает методики противодействия захвату, даже участников по ту сторону баррикад. Сюда добавляются личные отношения – Роумэн (Сэмюэл Л. Джексон) лично знает людей, которые теперь хотят ворваться в здание и схватить или убить его. Он работает в полицейском департаменте двадцать лет. Самое интересное, что протагонист – сам переговорщик, причем он контролирует ситуацию и даже создает провокации, чтобы прощупать оппонентов.
Конечная цель – Справедливость. Как и в других фильмах о захвате заложников с альтруистическими основами, главный герой не просит денег или положения. Он хочет узнать, кто его подставил и, кто убил напарника. Вторая часть требований касается уже смерти – если Дэнни убьют, он хочет, чтобы его похоронили, как полицейского, погибшего при исполнении. Помимо обеления собственного имени, захватчик хочет узнать, что кто из ближайшего окружения оказался оборотнем в форме, кто наживается из кармана коллег и способен убить одного из своих, чтобы скрыть преступления. Таким образом, еще одной конечной целью стоит очищение лав полиции Чикаго от грязных продажных полицейских.
Переговорщик – Крис Сэбиан. В фильме “Переговорщик” ситуация оказывается совсем пикантная. Полицейскому переговорщику, которого играет Кевин Спэйси, приходится иметь дело не с отчаявшимся отцом (“Джон Кью”), таинственным человеком в маске (“Не пойман, не вор”) или плохо подготовленным бисексуалом (“Собачий полдень”). По ту сторону телефон оказывается такой же полицейский, причем той же профессии. Которого убедить или уболтать оказывается куда боле сильным вызовом. Несмотря на это, Крис Сэбиан все же хорошо контролирует ситуацию со своей стороны, но этого контроля его постоянно лишают со стороны. Он провоцирует оппонента, а после начинает ему доверять и даже помогает с тем, чтобы установить справедливость.
Заложники. Захваченными в этом случае становится меньше людей, чем, традиционно, в других фильмах про захват заложников. Начальник отдела внутренних расследований, его секретарша, начальник полицейского участка, бывший стукач, а после еще двое сотрудников группы захвата. Главный герой разыгрывает провокационную схему, чтобы убедить, что он способен убить, но не желает вреда заложникам. Таким образом, кроме пары синяков одному и стеснений в туалете и удобствах, от рук захватчика заложники не страдают. Нэйбаум умирает от рук продажных полицейских, когда начинает раскрывать правду о коррупции в полиции. Во второй половине фильма заложники начинают верить Дэнни и помогают ему. Кто с компьютером, кто с поддержкой и попыткой скрыть от полиции дальнейшие намерения. Апогеем можно назвать момент, когда Маркус пожимает руку своему коллеге перед штурмом.
НЕ ПОЙМАН – НЕ ВОР
В центре города Нью-Йорк группа вооруженных людей захватывает Трастовый банк Манхэттена. Казалось бы, обычное ограбление банка превращается в долгую осаду, где мотивы грабителей кажутся все менее ясными. Они играют в кошки мышки с переговорщиками из полиции, а в дело подключаются влиятельные люди города, где у каждого в этом деле свои интересы.
Захватчик. Мы знаем имя грабителя и организатора, ведь он сам называет его в прологе – Далтон Рассел. Вместе с этим, за последующие два часа мы не узнаем ничего конкретного о его жизни, профессии, интересах. На первый план выходит лишь острый ум, который позволили спланировать идеальное ограбление. Выдвигается предположение, что он из общества образованных людей, которые обычно заканчивают престижные колледжи. Далтон Рассел невероятно выдержан и даже его точки срыва тщательно с режиссированы и не выходят за рамки изначального плана. Он общается с ребенком, воспитывая того и даже дает советы о чистоте любви своему оппоненту из полиции.
Конечная цель. У захватчика заложников из фильма про захват заложников “Не пойман – не вор”, не только альтруистические мотивы, но, как он говорит сам, присутствует явная финансовая составляющая. Вместе с этим, он крадет у человека, который когда-то разбогател на предательстве и смерти, а не у клиентов банка. Все деньги остаются на месте и страдает лишь личная секретная ячейка пожилого основателя банка. Кроме того, Далтон говорит, что не смог бы смотреть на себя в зеркало, будь дело только в деньгах. Он желает изобличить человека, которые шестьдесят лет скрывал преступления за маской респектабельности. Он оставляет у себя конверт с документами, но оставляет кольцо Картье, в надежде, что герой Дензела Вашингтона доведет дело до конца, что и происходит.
Переговорщик – Кит Фрейзер. Дензел Вашингтон был захватчиком заложников в фильме “Джон Кью”, а здесь перевоплотился в полицейского, который ведет переговоры с преступниками. Он очень умен, и, хотя долгое время пляшет под дудку идеального плана, в итоге смотрит на происходящее шире. Хотя после окончания инцидента, все, даже начальство настаивает на закрытии дела, Фрейзер упорен. Он сам берет инициативу в свои руки, пытаясь понять истинные причины того, что произошло в Трастовом банке Манхэттена. На определенном уровне у него возникает взаимосвязь с оппонентом. Фрейзер с удовольствием одел бы на того наручники, или пожал руку за информацию.
Заложники. С одной стороны, заложники из фильма “Не пойман – не вор” представляют собой почти безликую массу пассивных субъектов. С другой, что не обычно, параллельное повествование позволяет услышать показания уже после ограбления. Кроме того, заложников постоянно перемещают, меняют местами, ведь в конце ограбления, все захватчики заложников, кроме главаря, растворяются в толпе людей, вышедших на свободу. Здесь никакой эмоциональной, кроме негатива, связи с захватчиками у пострадавших нет. Они стали заложниками ситуации, а так как им не известна альтруистическая составляющая всего происходящего, для них захватчики – просто грубые воры.