6 019

Путешествие по «Трассе 60»

Даже самым требовательным к собственным эмоциям зрителям порой необходима отдушина, и для этого как нельзя лучше подходят авторские, скромные по производственным затратам, но способные дать фору по интересу многим хитам, проекты. Таким для многих в свое стал фильм Боба Гейла «Трасса 60» – душевная, по-доброму наивная фантастическая история с поучительным, при должном отношении, подтекстом. Дорожное приключение по вымышленным дорогам. Тот самый случай, когда нельзя точно предугадать отношение человека к увиденному после твоего совета, но зато приятно обмениваться восторгами и размышлениями с теми, кто отметил для себя «Interstate 60», от просмотра к просмотру подмечать новые детали, строить предположения, дополнять собственные же доводы, да и просто на полтора часа отправляться в своеобразное путешествие. К тому же, поклонники трилогии «Назад в будущее» заряжаются порцией ностальгии, в том числе радуются появлению на экранах Кристофера Ллойда и Майкла Джей Фокса.

Не размахом, но интересом – Дорожное приключение

Когда в первый раз я воспользовался советом друга познакомиться с фильмом «Трасса 60» 12 лет назад, по отрывочным представлениям уже тогда сформировалось мнение о скромных амбициях «Трассы 60» и о том, что фильм является духовным наследником культовой и горячо любимой трилогии «Назад в будущее». Последняя мысль – не просто субъективное предположение, но вполне расхожее мнение, и вы сами быстро отметите приятные ноты ностальгии. Во-первых, перед нами почти что авторский проект Боба Гейла – да, того самого сценариста (вместе с Робертом Земекисом) трех частей Back to the Future, а также анимационного сериала.  Хочется верить, что фильм Insterstate 60 задумывался как импровизация, как отдых для души и полет фантазии в русле скромных производственных затрат. Определенный процент потенциальных зрителей не решаться отправиться в путешествие по шоссе 60, будучи застигнутыми в недоумении бюджетом в 7 млн.

Многие охарактеризуют фильм «Трасса 60» как очень уютный, камерный, домашнего калибра проект, больше похожий на полуторачасовую серию телевизионного сериала. Боб Гейл, сосредоточив в своих руках обязанности сценариста и режиссера, смог донести до зрителя атмосферу определенного домашнего уюта, которым в свое время отличалась культовая трилогия Земекиса.  Во время каждого просмотра этого фильма, по-детски хочется верить в то, что действительно существует та самая автострада 60 и все города и люди, которых мы встречаем вместе с героем Джеймса Марсдена. Более того, картина без сомнений заигрывает с мифологией и некоторыми предрассудками. Чего стоит только вступительная сцена в баре, дающая примерное представление о последующих полутора часах истории.

 Трасса 60 - авторское кино Боба Гейла

Есть такое предположение, что вселенная бесконечна, значит, случиться может все. То есть любое событие неизбежно, даже невозможное.

Эта самая фраза пронизывает весь сюжет фильма «Трасса 60», неоднократно повторяется (чаще всего закадровым монологом главного героя Нила Оливера) и при всей, казалось бы, философичности, трактуется вполне понятно. Даже самое обыденное событие, как то же падение металлического ведра на голову молодого человека, миллион лет назад, задолго до существования подобия человеческой цивилизации, показалось бы вам глупостью. В этом смысле «Трасса 60» очень мотивирует и дает веру в то, что не стоит бояться перемен, не стоит отгораживать себя от решительных действий, что нужно менять окружающий нас мир в хорошую и желаемую сторону. Сюда также впишутся всем хорошо известные фразы о воде и лежачем камне, о риске, о покровительстве судьбы и вложенных усилиях. На той же WIKI характеристика обозначена как фильм-притча.

 Фантастика и фэнтези в фильме Трасса 60

Трасса 60 – Пряности фантастики

Охарактеризовать «Трасса 60» как представителя научной фантастики не получается, ведь перед нами больше скорее эпос, или, как принято говорить в американской среде – городская легенда. Очень интересно, что понятия о вселенной, времени и чисто математические тезисы, в фильме тесно переплетены с мифологией и откровенной магией, объяснение которой находить не очень и хочется (в том смысле, чтобы не утратить магию интереса от просмотра). Если довести мысль до конца – перед нами сказка, живущая по многим классическим элементам этого жанра и сам О. Ж. Грант Гэри Олдмана тому яркое подтверждение). Это еще одно очко в пользу домашнего (семейного) сеанса «Трассы 60». Ниже приведу лишь некоторые интересные мелочи, которые кто-то назовет суевериями или просто вымыслом.

Китайское печенье с предсказаниями. После Дня рожденья и госпиталя, Нил Оливер (Джеймс Марсден) встречается со своим другом и его девушкой (и со своей, естественно). Друзья вчетвером разбирают принесенное печенье с предсказаниями, и герою попадается надпись «15 октября, ты уверен?». Здесь обыгрывается известный общественный и очень добрый по-сути миф о подобных пророчествах. Правда, в случае Interstate 60 с Нилом, предсказание еще и исчезает, дабы не выдать содержание окружающим и заодно посеять в нем сомнения.

 Китайское печенье с предсказаниями

– Исполнение желаний. Основополагающий для фильма вид волшебства, казалось бы, уже хорошо знакомый зрителю. И все же метод работы О. Ж. Гранта Гэри Олдмана) можно назвать уникальным. Во-первых, его не нужно искать в таинственных бутылках, доступ к которым охраняют многоголовые чудовища. Американский исполнитель желаний сам, как можно догадаться, выбирает для себя потенциального экспериментатора. Причем это может произойти в любом месте (не обязательно на дорогах автострады 60, взять хотя бы День рожденья Нила Оливера и почитаемый ресторан Сент-Луиса). Сокращенная аббревиатура Одно Желание – О. Ж. (One Wish Grant) говорит за себя – у возможного счастливчика не три, а одно желание. И вот тут проявляется художественная харизма этой истории фильма «Трасса 60» – Грант – великий выдумщик и озорник, толкующий желания на свой манер. Он подчеркивает, что обычно остается разочарованным желанием людей к наживе и поучает их, а вот за необычные просьбы (Слова Оливера: хочу получить ответ на свою жизнь) О. Ж. Грант берется с интересом.

У многих народов есть мифы, связанные с исполнением желаний. У арабов за это отвечают  джинны, у ирландцев — лепреконы, у китайцев — драконы, у европейцев — феи и лесные духи.

Одна семейная пара пожелала пожениться и обрести вечное счастье. Я взорвал их машину у церкви сразу после венчания. (с) О. Ж. Грант

Исполнение желание в фильме - философская притча

– Шар с ответами. Еще в начале фильма «Трасса 60» (Interstate 60) главный герой играется с компьютерной программой, которая посредством случая или алгоритмов, дает ответ на вопрос – причем только положительный или отрицательный. Понятно, что подобного рода вещи – чистое развлечение, если не сказать глупость. А вот в рамках путешествия по «Трассе 60», Нил Оливер получает в подарок подобие кегельного шара, способного давать ответы на вопросы, причем не односложные. Я уверен, что многие из нас хотели в детстве получить такого помощника, чтобы быть более успешным в каких-то даже бытовых делах. Выиграть лотерею с помощью такого шарика, вероятно, не подразумевается возможным, а вот убедиться в своем сомнении – вполне. Герой фильма «Трасса 60» активно использует подарок, причем последний отвечает с юморком. Нил поначалу не слишком удивляется такому подарку, но если подумать, даже игрушка должна быть довольно сложной: воспринимать звук, на экране выводить сложные ответы, причем в тему, а не из десятка заведенных.

 Шар с предсказаниями - подарок на День рождения

– Плакаты с посланиями. Еще одним увлекательным моментом в фильме с самого вступления становятся так называемые билборды. На них Нил видит девушку своей мечты (Линн – Эми Смарт) из сна. Таинственная незнакомка с модельной внешностью то и дело подает ему знаки, а с момента подписания контракта, буквально направляет его в нужном направлении. Здесь Боб Гейл использовал очень интересную, хоть и не новую концепцию – таинственные послания видит либо только главный герой, либо надпись исчезает, стоит только отвернуться. По-сути, из других персонажей их видит только коллега по работе Отис (единожды), Мистер Коди (единожды) и, понятно, сам О. Ж. Грант. Интересно, что такие моменты не надоедают даже после десятикратного повторения и десятого по счету удивления на лице Джеймса Марсдена.  К слову, эти плакаты – очень дешевый, с точки зрения производственных затрат, способ поддерживать интерес к происходящему – «Трассе 60» не нужны дорогие декорации.

 Нил видит плакаты с девушкой по имени Линн

– Записка с заведомым ответом. И я сейчас говорю не о фокусах на сцене Лас-Вегасе, где из толпы выдергивают не случайных зрителей, а о способе убеждения, который применяет Рэй (Кристофер Ллойд) по отношению к Нилу. Помните сцену с подписанием контракта? Главный герой распечатывает лежащий на столе конверт, в котором на листе бумаге напечатаны сказанные им пол минуты назад слова.

 Записка с заведомым ответом Трасса 60

– Рождественская песнь в прозе. Имеется ввиду известное произведение Чарльза Диккенса и его концепция. В «Трассе 60» хотя и не было призраков в известной форме, Нилу Оливеру (Джеймс Масрден) была показана его жизнь, как настоящая, так и прошлая (все его сомнения, конфликты с отцом и девушкой, образование для родителей). А не забудьте про вариант будущего – да, та самая сцена на трассе с убийцей и параллельной действительностью. Именно после последнего инцидента главный герой принимает окончательное решение изменить свою жизнь по давно желаемому направлению. Более того, присутствует очень важный элемент – герою не просто дают возможность переосмыслить ценности, но и возвращают его в начало истории после определенного потрясения (обычно через него – ведро на голову).

Дорожное приключение

«Трасса 60» – это один из самых ярких примеров так называемого «road-movie», причем классического в нашем стереотипном понимании – по дорогам Соединенных штатов. По большому счету для выполнения обязательств по поручению, Нилу понадобился только он сам в кожаной куртке и новый, подаренный отцом автомобиль.  Он отправился на поиски неизвестного шоссе налегке – без каких-либо лишних вещей – такая вот беззаботность и легковестность только подчеркивает авантюру всего путешествия. Сама автострада 60 – целый новый мир, очень похожий на обычную Америку, но живущий, все же, по своим, небанальным законам. Здесь до абсурда доведена практика региональных законодательств (что в той или иной мере применима к отдельным штатам). И здесь задаешься вопросом, существует ли маршрут в параллельном измерении или это скрытый магией от посторонних уголок мира. В этом переплетении «Трассы 60», как ни странно для многих, невероятно интересно разбираться.

 Трасса 60 Боба Гейла - образец дорожного приключения

Здесь есть все классические атрибуты дорожного приключения. Герой Interstate 60 посещает интересные и необычные места, которые кардинально отличаются одно от другого – сменяются пейзажи и локации, закусочные и мотели, заправки и залы суда. Вместе с этим, Нил Оливер встречает на своем пути целую уйму колоритных персонажей, часто попутчиков, само существование которых возможно и в нашем мире, но такая концентрация – разве что на трассе 60. Герой Джеймса Масдена заводит знакомства, слушает истории и кратко делиться своей, попадает в переделки и подвергается опасности. Кроме того, в конце его ждет заветный клад, или даже два – девушка – и ответ на свой вопрос.

 Трасса 60 - культовый философский фильм

Колоритные попутчики

О. Ж. Грант. Какое же описание фильма «Трасса 60» обойдется без упоминания этого имени. Таинственный полукровка, отец которого прибыл в Америку из Ирландии и был лепреконом, а мать – девушкой из племени коренных индейцев Навахо. У них родился сын, о жизни которого из фильма мы почти ничего не знаем. В одной комедийной сцене, О. Ж. Грант говорит Нилу Оливеру, что в детстве лишился мужского атрибута и теперь смотрит на жизнь проще, а еще подумывает сменить профессию. Ничего не говорится, стоят ли за ним какие-то высшие надуманные силы, вроде Бога, судьбы, кармы.

Персонаж в исполнении неподражаемого Гэри Олдмана колесит Соединенными штатами и, на свое усмотрение, исполняет желания разны людей. Причем он не переносит жадных запросов и часто искажает оригинальный смысл слов людей. Как говорит мужчина в баре в открывающей сцене фильма Трасса 60, об О. Ж. Гранте ходит еще мало легенд, как исполнителей желаний, но это лишь потому, что страна молодая, а Грант не так прославлен в веках. Американский джин мыслит небанально, часто философски, так как многое повидал.

О. Ж. значит одно желание. Этим я занимаюсь – исполняю желания. По одному на клиента. Ваше интереснее, чем обычно. Открытое, что говорит о работе мысли, а не жадности. 

О. Ж. Грант - Одно желание One Wish Grant

Лаура. Первая запоминающаяся встреча Нила на трассе 60 (помимо самого О. Ж. Гранта). Девушка, которая ищет идеального любовника, а если проще – просто спит подряд со всеми мужчинами, уповая на то, что ей никто не отказывает. На самом деле довольно карикатурный и комедийный персонаж, особенно после экскурса в ее поваренную книгу любви и после выдачи очередного порядкового номера – 2461. Не такой уж, к слову, и невероятный тип героя – могла бы жить и в нашем реальном мире. Вместе с отказом ей, главный герой, пускай и на шажок, становится ближе к ответу на свой интригующий вопрос и ближе к девушке своей мечты. И в его игноре этой простушки с обочины заложена интересная мысль, и Нил ее озвучивает – она действительно не узнает, был ли он тем самым.

— Куда едете, Лаура?
— Я? Я еду искать идеального любовника.
— Какой интересный маршрут!
— Вы там были?
— Нет.
— Я тоже. Зато как интересно добираться!

Попутчица на дороге - девушка Лаура
Мистер-аппетит.
 Смотревшие кино согласятся, что такая причудливая характеристика очень даже подходит этому герою «Трассы 60». К слову в списке актерского состава фильма на Кинопоиске значится имя Tolbert, хотя в рамках рассказанной истории я его не слышал. Очень показательный персонаж, с которого фильм начинается – именно он дает вводную часть, и который еще раз играет интересную роль в путешествии Нила Оливера. На его примере мы видим неразборчивость в желаниях, алчность помыслов большинства людей. Вот и этот мужчина не брезговал чревоугодием, за что вот уже девятнадцать лет расплачивается. Сцена с ним – одна из самых запоминающихся в фильме Боба Гейла.

– Вам все еще нравится есть?

– Нет, теперь это стало обузой.

Мистер-аппетит который ест гигантские порции еды
Сьюзен Росс.
По всей видимости, одинокий родитель – женщина ищет своего сына подросткового возраста, сбежавшего из дома. На этом герое Гейл закручивает гайки интриги, нагнетает атмосферу неопределенности (помните игральную карту?). Типичная аллегория на проблемы в отношениях родителей и чад. Концепция доведена в «Трассе 60» до абсолюта неестественной для нашего мира средой, в которую угодил сын Сьюзен. Тут раскрывается такая себе притча о современных формах рабства и лично мне последний поступок героини до сих пор кажется глупым. Она пошла по самому необдуманному пути.

– Значит, Филипп будет мыть туалеты до конца жизни? Никакого секса, он никогда не женится, у него не будет детей.

– Какая ирония.

Сьюзен Росс - одинокая мать, которая ищет своего сына
Роберт Коди (правдодел).
Надежно врезающийся в память персонаж (исполняет Крис Купер), которому было бы самое место в нашем реальном мире. Путешествует по трассе 60 (кстати, непонятно на какие средства – видимо на сбережения с прежней работы) и, по мере своих сил, искореняет ложь и лицемерие. Подобный герой отлично подходит для такого формата историй, а именно городских легенд или обычных сказок. Трудно забыть его яркое возвращение в городе, где юристы постоянно врут.

– Наш контракт все еще в силе? Я надеюсь, вы не думаете его нарушить?

– Думаю? Да. Нарушит? Нет.

Роберт Коди в исполнении Криса Купера
Валери МакКаб (адвокат).
 Можно сказать мимолетный и поверхностно прописанный персонаж, интересный только в контексте места жительства. Городок юристов Марлоу – почти квинтэссенция глупых отличий трассы 60 от нашего мира. Доведена до абсурда концепция территориальных законов в США. Конечно, само существование такого городка вызывает десяток вопросов и в два раза больше логических несостыковок, но портить подобными размышлениями впечатление от просмотра совершенно не хочется.

Валери МакКаб (адвокат) из города Марлоу

«Трасса 60» и «Назад в будущее»

Хотя знаменитая трилогия Роберта Земекиса в свое время была более, как принято говорить, мейнстримовой (рассчитанной на более широкую неискушенную аудиторию), Трасса 60 буквально пронизана той самой атмосферой и пестрит отсылками к Back to the future. Здесь во многом, естественно, влияние человека, который собственно в обоих случаях отвечал за написание истории. Более того, предположу, что Боб Гейл в начала 2000-х как раз хотел поработать над такой себе ностальгической отдушиной и у него это, нужно признаться, более чем успешно вышло. Здесь вновь в рамках одной истории пересекаются три временных потока: настоящее, прошлое и будущее. Обсуждаются возможности создания альтернативных реальностей, да и большую часть фильма герой по-сути и существует в одной из таких. Кроме прочего, вновь только несколько героев в курсе всего интригующе происходящего, обособленно от остального мира и второстепенных персонажей.

Естественно, десять лет назад я сразу же обратил внимание на появление в первых сценах любимых актеров и внутри что-то приятно екнуло. Считаю небольшие камео Кристофера Ллойда и Майкла Дж. Фокса очень символичным и делающим честь фильму. Любимый миллионами Фокс появляется всего на пару минут и, к сожалению, видны проявления его болезни, что он и создатели тщательно старались скрыть, меняя перспективы и не увлекаясь статикой камеры. Кристофер Ллойд образца 2002 года выглядит просто отлично и жаль, что мы так и не увидели продолжения культового Back to the future, а учитывая реалии сегодняшнего кино, рассчитывать стоит разве что на ремейк или сиквел с другими актерами. Ллойд выступил в роли таинственного собеседника Рэя. Помните ту самую сцену с красными пиками и черными червями?

 «Трасса 60» и «Назад в будущее» связь фильмов

07.03.2017

Рекомендуемые статьи

14.06.17
12 990

Шедевральная военная драма Пианист режиссера Романа Полански – Обсудим историю за кадром, съемки, участие Полански и Эдриана Броуди

Легендарный фантастический фильм о космическом ужасе и вашем голове, который никто не услышит – шедевр Ридли Скота на все времена.

16.07.15
1 819

Нашумевшая в свое время спортивная драма Оливера Стоуна, которая является лучшим фильмом об американском футболе, несмотря на свой массовый статус.