902

Индиана Джонс в Венеции

Индиана Джонс в Венеции

Заслужив статус иконы приключенческого жанра, серия фильмов об Индиане Джонс три десятилетия воспламеняет наше воображение не только поиском сокровищ и вековыми тайнами, но и путешествиями по миру. В первых двух фильмах судьба уже занесла героя Харрисона Форда сначала в Перу, США, Непал, Египет и на Греческие острова, а затем в Китай и Индию. Как и в случае с другой культовой серией об агенте 007, путешествия стали неотъемлемой составляющей приключений профессора, как его шляпа или, хлыст или колкое чувство юмора.

Индиана Джонс в Венеции

Следуя тону путешествий, третий фильм Индиана Джонс и последний крестовый поход открывается ретроспективой шестнадцатилетнего Генри Джонса младшего в национальном парке штата Юта, продолжается у берегов Португалии и берет короткую передышку на родине в Соединенных штатах. Здесь нашего искателя приключений ‘’вежливо приглашают’’ на прием к меценату, любителю древностей по имени Джеймс Донован. Спонсор экспедиции по поиску мифического Священного Грааля открывает Индиане Джонсу редкую находку, а также факт исчезновения его отца в Венеции, в разгар поисков ценности. После вскрытия странной посылки оттуда же, профессор заручается поддержкой друга семьи Маркуса Броуди и мужчины отправляются, под знаменитый саундтрек и сменяющиеся кадры полета, в Венецию на поиски Генри Джонса старшего.

Индиана Джонс в Венеции Локации фильма

 

Как снимали Индиану Джонс в Венеции

Съемки третьего фильма о всеми любимом археологе пришлись на период с мая по сентябрь 1988 года. Хотя двадцать минут фильма приходится на Венецию, съемочная группа заглянула в вечный город всего на один день, 8 августа 1988 года. На самом деле, к моменту, когда создатели и актёры Indiana Jones сошли с трапа самолета в аэропорту Марко Поло, большая часть венецианских сцен уже была отснята на мощностях британской студии Elstree. Включая интерьеры библиотеки, катакомбы под ней, а также сцена лодочной погони. Продюсер Роберт Уоттс (Robert Watts) предупреждал Спилберга о туристическом сезоне в это время года и, соответственно, сложностях отснять локации, которые должны походить на 1938 год.

Все же съёмочная группа приехала в город 8 августа, в разгар туристического сезона и должна была отснять ряд натурных планов. Для начальной сцены прибытия героев на причал Венеции и для высадки Казима позже, городские власти пошли на встречу создателям фильма и приостановили движение туристического транспорта на четыре часа. После опыта создания на экране Каира 1930-х годов в первом фильме, продюсеры переживали, что в кадр на общих планах попадут современные атрибуты 1980-х, вроде спутниковых антенн. Но благодаря мастерской работе оператора и выбору нужных углов съемки, была достигнута желаемая аутентичность кадров Венеции.

Как снимали Индиану Джонс в Венеции

 

Локации в Венеции. География мест съемки Индиана Джонс

Несмотря на то, что большая часть хронометража сцен, которые подразумеваются зрителем в фильме, как Венеции, была отснята в Великобритании, съемочная группа наметила ряд необходимых для атмосферы реальных локаций в Венеции. Как часто бывает при съемках в известных городах Европы, вроде Рима, Парижа, Праги, Вены, локации не расположены в быстрой доступности и в том порядке, в каком показаны на экране. Что касается Последнего крестового похода, локации фильма в Венеции тяготеют к центральной части города, но разделены приличным расстоянием и водной преградой, известной как Гранд-канал. Например, от паромного причала Salute, где была снята сцена прибытия Инди и Маркуса в Венецию, до церкви San Barbana порядка получаса пешей ходьбы. А направление движения к ней героев расходится с реальной географией между этими двумя локациями. Вместе с этим, место, где высаживали Казима, и гостиница не должны соотносится с начальными локациями.

Локации в Венеции. География мест съемки Индиана Джонс

Прогулка по пяти ключевым локациям фильма Индиана Джонс и последний крестовый поход в Венеции займет у вас порядка двух часов, солидная часть из которых придется на преодоление Гранд-канала посредством городского водного транспорта. Ниже я приготовил для вас карту этих мест, которые сам посетил в Октябре 2018 года.

 

 

Инди и Маркус прибывают в Венецию – Причал Salute

После продолжительного перелета на самолете из США в Италию, с тремя пересадками, два друга пользуясь водным транспортом, сходят на берег, а Индиана Джонс восхищенно произносит: “AH, VENICE”. Пока гости города думают, как они узнают этого доктора Шнайдер, их окликает молодая австрийка.

                                     ELSA

                                   Doctor Jones?

                                     INDY

                                     Yes?

                                     ELSA

                         I knew it was you — You have your father’s eyes.

                                     INDY

                         And my mother’s ears. But the rest belongs to you.

Инди и Маркус прибывают в Венецию – Причал Salute

Эта сцена была главным предметом тревог съемочной группы, но перекрытие туристического движения и мастерство оператора помогли создать атмосферу аутентичности, которой и вдохновляется Индиана Джонс. Мы видим надпись SALUTE, что соответствует реальной локации, где сцена была снята. Это паромный причал Salute, часть маршрута городского водного такси вапоретто № 1, следующей остановкой которого является известная площадь San Marco. На заднем фоне, позади прибывающих героев, на другом берегу, мы видим 99 метровую башню кампанилу Собора Святого Марка, выглядывающую из-за зданий, которые, как и почти вся Венеция, не слишком изменились со дня съемок фильма в 1988 году.

Если быть внимательным, современный причал SALUTE не является тем же самым, что показан в фильме. Реальная пристань выполнена из бетона и находится западнее. Деревянный пирс, показанный в фильме расположенным вплотную к Palazzo Grassi, сегодня выглядит иначе и представляет собой лишь стоянку для гондол. Позади доктора Эльзы Шнайдер мы видим тонкую полосу каменной променады, которая носит название Fondamenta Salute. Места здесь немного для съемочной группы. К сожалению, в кадрах, где мы видим Инди и Маркуса, в кадре не попала роскошная базилика Santa Maria della Salute, возле которой и разворачивается вся эта сцена. Если вы приедете на локацию рано утром, то можете стать свидетелями красивейшего рассвета со стороны воды.

Инди и Маркус прибывают в Венецию

 

Инди, Маркус и Эльза гуляют по Венеции

После короткого обмена приветственными любезностями у причала Salute, мы видим трио историков, прогуливающихся по аутентичной улице вдоль одной из водных артерий в сердце Венеции. Как я уже отметил выше, вторая локация отстоит от причала на расстоянии примерно получаса пешей прогулки.

                                     INDY

                         Fraulein — will you permit me?

                                     ELSA

                         I usually don’t.

                                     INDY

                         I usually don’t either.

Улочка, по которой идут герои, носит название Fondamenta Alberti и имеет в длину чуть более двухсот метров. Ничем не примечательная променада, которых в Венеции десятки, приводит Индиану, Маркуса и Эльзу к небольшому мосту под названием Ponte dei Pugni, также вполне типичному для каналов города. Здесь доктор Джонс умело заимствует у уличной торговки цветами небольшой белый бутон для очаровательного доктора Шнайдер. За мостом начинается Fondamenta Gherardini, подводящая троицу к площади CAMPO SAN BARNABA и месту, где в последний раз видели доктора Джонса старшего (Шон Коннери). После приключений в катакомбах и появления из канализационного люка, Эльза и Инди вновь пробегают по Fondamenta Gherardini.

Инди, Маркус и Эльза гуляют по Венеции

 

Церковь San Barnaba

Попав на площадь Campo San Barnaba, доктор Джонс отмечает, что библиотека, которую он ожидал увидеть, больше напоминает церковь. Здесь Эльза, с ее слов, в последний раз видела Джонса старшего, который был как никогда близок к осуществлению своей мечты и обнаружению одной из путеводных точек в поисках Грааля

Здание, которое в фильме является библиотекой, размещенной в здании старинной церкви, действительно является церковью с музейным предназначением. Церковь носит название Chiesa di San Barnaba (Церковь святого Барнаба) и славит раннехристианского святого I века, считающегося основателем кипрской христианской церкви. Первая церковь на этом месте появилась еще в IX столетии и после была уничтожена пожаром и восстановлена. Свой сегодняшний вид церковь обрела в 1776 году, но ее башня-колокольня, слева позади основного строения, отсылает нас еще на четыре столетия назад в XIV век и является одной из старейших в Венеции. Также в большом строении сразу слева от фасада церкви два столетия назад действовал игральный дом для знатных особ города. Сегодня в церкви располагается экспозиция научных изобретений Леонардо да Винчи и служит ей музеем.

Церковь San Barnaba Венеция

Для поклонников фильма Индиана Джонс и последний крестовый поход только площадь перед церковью и ее фасад представляют кино- интерес. Дело в том, что еще до приезда съемочной группы в Венеции для натурных съемок 8 августа 1988 года, все внутренние сцены были отсняты на мощностях студии Elstree Studios на севере Лондона. Таким образом, интерьер церкви со знаменитыми витражами, полом с символом Х, усатым сотрудником и печатью, являются студийной декорацией и не имеют ничего общего с церковью San Barnaba.

Церковь San Barnaba Индиана Джонс

Помимо воссоздания интерьера церкви-библиотеки на студии, катакомбы под ней также являются работой художников-декораторов и специалистов по декорациям. Под церковью San Barnaba в Венеции нет подземных катакомб, как нет в городе Венеция и канализационной сети, которая показана в фильме. Даже канализационный люк, из которого показывается, к смущению посетителей уличного кафе, голова профессора Джонса, был добавлен съемочной группой на время, а после восстановлено оригинальное покрытие площади. А вот уличное кафе здесь действительно располагается и не одно, а как минимум четыре. В одном из таких я взял чашку утреннего кофе, чтобы отметить исполнение кино- мечты детства.

Церковь San Barnaba Индиана Джонс и Последний Крестовый поход

 

Причал, где герои высаживают Казима

После зрелищной и опасной погони по водным артериям Венеции, Индиана Джонс и его противник осознают, что они не враги друг другу. Избежав гибели, мужчины заводят небольшой диалог о том, что здесь только что произошло и где находится Генри Джонс старший.

                                     KAZIM

                         Let me get off at this jetty.

                         Ask yourself, why do you seek the

                         Cup of Christ? Is it for His glory?

                         or for yours?

                                     INDY

                         I didn’t come for the Cup of Christ.

                         I came to find my father.

Причал, где герои высаживают Казима

Важно понимать, что сцены погони на лодках, не были сняты в Венеции. Сама погоня была отснята в доках Tilbury Docks, возле одноименного городка Тилберни восточнее Лондона. Сцена, где Казим и Индиана спорят перед крутящимся пропеллером корабля, который может в любой момент поглотить их лодку, была отснята на студии Elstree Studios, в большом резервуаре для воды.

Таким образом, мы видим вновь Венецию, только после смены кадров на лодку, которая быстро мчится по Гранд-каналу. Камера поочередно показывает то Казима, то доктора Джонса и позади них мы видим участок Гранд-Канала между причалами S. Maria del Giglio и Academia. Добраться сюда можно на том же водном такси, которое ранее доставило нас к причалу Salute – это тот же маршрут вапоретто №1. Фактически между местом, где Инди и Маркус сошли на берег и местом, где после высадили Казима, всего порядка полукилометра. В частности, за спиной Инди мы видим галерею Пегги Гуггенхайм.

Причал, где герои высаживают Казима Индиана Джонс 3

Сам причал, на котором высадили Казима, является частью Palazzo Barbaro. Это ансамбль из двух зданий, старейшее из которых было возведено еще в XV веке и на протяжении четырех столетий принадлежало семейству Barbaro. В разные годы, помимо резиденции одной из богатейших семей Венеции, здесь располагались бальный зал, библиотека, художественная галерея. Пирс и вход, который стал частью фильма Индиана Джонс и Последний крестовый поход по-прежнему доступны для частного транспорта, а городское водное такси проходит так близко от локации, что не составляет труда сделать качественные снимки. Как можно отметить, недавно здание Palazzo Barbaro было отреставрировано и сегодняшний роскошный фасад выглядит куда презентабельней своей версии из фильма. Также всего в сотне метро от пирса располагается мост Академии (Ponte dell’Accademia), с которого также открывается удобная панорама на локацию.

Причал, где герои высаживают Казима в Венеции

 

Гостиница Hotel Daniele

Гостиница Hotel Daniele фигурирует в некоторых источниках как локация, которая предоставила свои интерьеры и прекрасные виды из окон для заключительной сцены из Венеции. Маркус и Индиана анализируют зарисовку из могилы рыцаря, чтобы узнать о городе Александретта – следующей путеводной точки на пути к Граалю. Затем доктор Джонс обнаруживает, что в его комнате кто-то провел обыск и в комнате Эльзы такой же беспорядок. Между ними завязывается традиционный для серии обмен любезностями перед любовной сценой, которая остается за кадром, оставляя нам вид из окна и гондольеров.

                                     ELSA

                         How dare you kiss me

                                     INDY

                         Leave me alone. I don’t like fast women.

                                     ELSA

                         And I hate arrogant men.

Гостиница Hotel Daniele

Интересно, что, когда я оказался возле гостиницы Danieli и обошел ее со всех доступных сторон, оказалось, что из ее окон открывается панорама отличная от той, что мы видим в фильме из окон Эльзы. Мы видим в далеко колокольню, которая одновременно похожа на де башни в Венеции, а именно на Chiesa di San Pantalone и San Sebastiano. Обе башни расположены довольно далеко от гостиницы. Учитывая тот факт, что съемочная группа провела в Венеции всего один день, а сцены диалогов в отеле вышли продолжительными, вероятно они были воссозданы в студии Elstree Studios. Вид же за окном является комбинацией интерьера студии и макета и картины. Горшки с цветами обеспечивают необходимую глубину фона, который, при внимательным рассмотрении, остается статичным. Далее мы видим панораму канала в Венеции с гондольерами и прогуливающимися людьми. Место хоть и напоминает окрестности гостиницы Hotel Daniele, но все же к ним не относится.

Гостиница Hotel Daniele в Венеции

17.02.2019

Рекомендуемые статьи

В этом материале я поделюсь впечатлениями от пяти выездных маршрутах из Тбилиси, которые я осуществил с 22 по 26 мая 2017 года — Достопримечательности Грузии. […]

19.04.18
2 911

Давайте придадимся приятной ностальгии за обсуждением одного из величайших фильмов всех времен — шедевра Титаник Джеймса Кэмерона.

04.05.17
3 446

Легендарная военная драма Стивена Спилберга, которая неизменно входит во многие признанные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кинематографа.