865

Фильмы о расизме в США

Фильмы о рабстве, расовой сегрегации и расовой ненависти в Соединенных штатах, являются одновременно интригующими и ходят по тонкой грани ‘табу” тем. Позорные страницы американской истории, какими их сейчас видит общество, две сотни лет находили свое отражение в литературе. “Унесенные ветром” Маргарет Митчелл, “Хижина Дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу обращались к теме расового угнетения задолго до реального законодательного решения проблемы. Кино, как вид искусства, пришедший к нам позже, в большей мере раскрывал тематику уже постфактум, в последние сорок лет. Фильмы про расизм относятся к редкой категории картин, которые обычно интересны только узкому кругу зрителей. Жестокие сцены насилия в них пугают впечатлительных людей и отваживают тех, кто не хочет наблюдать за малоинтересной ему темой и насилием. Вместе с этим, фильмы о расизме в США помогают обратить внимание на те качества, которые делают нас людьми. И те, которые делают нас самих похожих на животных. Пока внимание мира было приковано к нацистской Германии и Геноциду, миллионы чернокожих мужчин и женщин жили в условиях расовой сегрегации, как их дедушки и бабушки в рабстве на хлопковых плантациях.

В этом материале я обратился к шести известным фильмам про расизм в США, каждый из которых я регулярно пересматриваю как минимум один раз в год. Условно их можно поделить еще на три подкатегории картин. Это фильмы про рабство в США: ‘’Амистад’’ и ‘’12 лет рабства’’. Фильмы про расовую сегрегацию в США: ‘’Прислуга’’ и ‘’Сельма’’. Фильмы про расизм в США или расовую ненависть, или расовую нетерпимость: ‘’Американская история Х’’ и ‘’Время убивать’’. Они охватывают три периода американской истории и три периода угнетения ее чернокожего населения. Настоящее животное рабство для людей в XIX столетии, сегрегация в правах и свободах в стране, уже преодолевшей рабство за столетие до этого, и насилие и нетерпимость на рубеже 20 и 21 столетий. Каждая пара картин объединена не только одним периодом, но и общей тематикой и подачей материала. Сами шесть фильмов выходили в разное время, привлекали разное количество общественного внимания, разную критику – вплоть до культового статуса и Оскара.

Фильмы о расизме в США - фильмы о рабстве и сегрегации

Амистад (Amistad, 1997)

Как и “12 лет рабства”, сюжет фильма “Амистад” довольно точно следует букве книги, которая была положена в его основу. Книга называется Mutiny on the Amistad: The Saga of a Slave Revolt and its Impact on American Abolition, Law, and Diplomacy (Мятеж на Амистаде: Сага о восстании рабов и влиянии его на американское движение Аболиционизма, на Дипломатию и Право). Написанная историком, она довольно скрупулезно передает одно из важнейших событий в борьбе с международным рабством в первой половине ХIХ столетия и конкретно с рабством в США. События разворачиваются в 1839-1849 г.г., когда крупнейшие мировые державы на море, такие как Англия, США и Испания уже подписали договоры о борьбе с международной торговлей людьми, в особенности из Африки. Кстати, хотя в фильме показывается упрямая позиция Испании и ее малолетней королевы, сама Испания еще в 1811 году поставила захват людей в рабство вне закона, позже с поправкой, что рабы, рожденные до 1820 года, могут оставаться в таком статусе. Эта сквозная мысль о том, каким человек родился, свободным или в семье рабов, проходит красной линией через весь фильм »Амистад» Стивена Спилберга.

Фильм Амистад Стивена Спилберга

На первый взгляд Амистад не относится к фильмам о расизме в США или рабстве в США, ведь дело касается испанского корабля с африканскими неграми на борту и лишь рассматривается в американском суде. Однако сценарист и режиссер делают очевидный акцент на том влиянии, которое оказало дело об Амистаде на американское общество. Как обострились политические разногласия между избранной властью и представителями политики Юга, и в целом между северными и южными штатами, с их разной позицией на рабство. Конгрессмен от Южной Каролины Джон Кэлхун, которые, к слову, еще будет избран Госсекретарем США, буквально провоцирует президента Мартина Ван Бюрена, фактически угрожает Гражданской войной, которая действительно разразиться спустя двадцать лет. Даже штата Коннектикут, в котором рассматривался первоначальный судебный процесс, в 1939 году рабство фактически еще не было упразднено.

Дело о пятидесяти трех рабах с корабля Амистад приковало внимание не только американского общества и его судебной и исполнительной веток власти. Оно стало яблоком раздора между целым рядом заявителей по делу, что ярко продемонстрировано в фильме. Противоречия между позициями Британской империи, Испанией и Соединенными штатами по такому, казалось бы, обычному делу. Если в “Списке Шиндлера” Спилберг шедеврально показал тему Холокосту и расовых репрессий, здесь он доводит зрителя до эмоционального пика темой рабства, расовым предубеждениям. Развитие образа главы восстания Синке (Джимон Хонсю), участие бывшего президента Джона Куинси Адамса (Энтони Хопкинс) в деле, создание специального комитета видными аболиционистами, привлечение религиозных объединений. Кроме прочего, отличный подбор локаций, реквизита, работа костюмеров и гримеров – все обеспечило эффект исторического присутствия на два с половиной часа просмотра.

Амистад (Amistad, 1997) фильмы о рабстве в Соединенных штатах

 

12 лет рабства (12 years of slavery, 2013)

Этот фильм о расизме в США, вышедший в 2013 году, сегодня можно считать самым монументальным кино- трудом о рабстве в истории кино. К тому же, это самый художественно изысканный проект среди фильмов о расизме в США. Многочисленные кинопремии, в том числе премия Оскар за лучший фильм, были заработаны совершенно заслуженно. У меня до сих пор осталось сильнейшее впечатление от похода в кино на премьеру четыре года назад. Во время просмотра действительно веришь, что на два часа оказался в середине XIX века на территории Американского Юга, среди хлопковых плантаций, болот и самого настоящего рабства. Гениально подобранные локации, создающие эффект погружения и аутентичности происходящего. Месяцы за изучением исторических фактов и свидетельств, чтобы максимально достоверно и, вместе с тем, эмоционально, передать атмосферу непростой эпохи. Что уж говорить, если для подготовки актеров к ролям был приглашен специалист по акцентам, создавший для персонажей личностные звучания голоса.

12 лет рабства (12 years of slavery, 2013)

В основе сюжета фильма 12 лет рабства лежит реальная история афроамериканца Соломона Нортапа, который попал в рабство. Как можно догадаться из самого факта существования его истории, после вновь обретения свободы он написал книгу и принимал активное участие в борьбе за равноправие в США. Кстати книга не производит такого впечатления, как фильм – она затянута, не столь искусно визуализирует атмосферу и персонажей – в данном случае фильм определенно лучше книги. История рабства на Юге США показана через призму контраста. Когда свободный человек, чернокожий житель северного штата, незаконно лишается свободы и видит, что творится на Юге. Фактически его мир переворачивается с ног на голову и социальное равноправие в Саратоге прямо противоположно отношению к неграм на Юге, как к животным. С ним обращаются как с собственностью, вроде коров или собак – продают, истязают, наказывают по делу и по прихоти, избивают до крови плетью.

За двадцать лет до Гражданской войны в США и за более чем столетие до актов об упразднении расовой сегрегации на Юге, мы видим самое настоящее рабство. Еще одним ярким контрастом служит сцена из воспоминаний Соломона Нортапа, где он увидел чернокожего слугу у себя в городе и взгляд белого господина. Другой касается чернокожей дамы Мисс Монро, которая была рабыней, но теперь стала госпожой, ведь ее женил на себя местный плантатор. Конечно, случись что с супругом, протекция закончится и ее, наверняка, убили бы без раздумий. Главный герой, которого играет Чиветел Эджиофор, по понятным причинам думает о побеге. Но он не сможет преодолеть и десяток километров. Это же касается и боязни перед плантаторами. Чернокожие рабы способны разорвать их на куски, но они приучены подчиняться или бояться. В любом случае, их повесят на дереве, если они причинят вред белому человеку – тысячи глаз в округе не дадут им уйти. Отдельно можно отметить игру Майкла Фассбендера, который изобразил хлопкового плантатора – это один из ярчайших образов лицедеев за последние годы, к сожалению, не удостоенный Оскара.

Фильмы про расизм

 

ПРИСЛУГА (The Help, 2011)

Фильм »Прислуга» является экранизацией бестселлера Кэтрин Стокетт с одноименным названием. Роман, в свою очередь, является художественным произведением с выдуманными персонажами, но вполне реальным антуражем Американского Юга начала 1960-х. Мировое государство еще далеко от преодоления расовой сегрегации в ряде штатов, а Мартин Лютер Кинг только собирается организовать знаменитое шествие на Вашингтон. »Прислуга» фактически предшествует событиям фильма “Сельма”, но также ярко и контрастно раскрывает тему расовых предубеждений в обществе. События разворачиваются в столице штата Миссисипи, городе Джексон. Он показан как небольшой городок, где все друг друга знают и любая личная история будет узнаваема. Вместе с этим, речь скорее об одном из районов города, который в начале 1960-х насчитывал 150 000 населения.

ПРИСЛУГА (The Help, 2011) фильмы о расизме

Фильм “Прислуга” работает с художественными контрастами. Солнечная летняя и, напоказ, жизнерадостная атмосфера, молодые женщины в аккуратных платьях, ухоженные газоны, велеречивость и благодушие в общении соседей. В этом же городе висят вывески “Colored” и “White” разделяющие места общественного использования по цвету кожи. Чернокожие жители уже пользуются привилегиями десегрегации в общественном транспорте и кафе, но обходят стороной другие места. Летний вечер знаменует благотворительный прием для сбора средства детям Африки, а его организатор лоббирует свои расовые инициативы в законодательство и увольняет служанку за то, что там зашла в их семейный туалет. Двойные стандарты в отношении к чернокожим прислугам – самая яркая линия тематики расовой сегрегации в фильме.

С одной стороны служанки являются и нянями, которые ухаживают за детьми, целуют их. Спустя минуту хозяйка дома настаивает, чтобы прислуга воспользовалась отдельным туалетом внутри дома, так как “у них совсем другие болезни”. Пожилая женщина, проработавшая 29 лет в одной семье, вынуждена покинуть дом из-за недоразумения и надуманного порицания фактически незнакомых для хозяев, но важных белых гостей. Молодая писательница вынуждена скрываться, менять транспорт по пути, чтобы услышать искреннюю историю от чернокожей служанки, пользоваться псевдонимом и вымышленными именами, и названием города, чтобы не подвергать опасности свои источники. Полицейские избивают дубинками сорокапятикилограмовую черную женщину за то, что она просто упирается аресту.

фильмы про расизм в америке

 

СЕЛЬМА (Selma, 2014)

Неожиданно один из самых интересных исторических фильмов на тему расовой сегрегации в Соединенных штатах, вышел в 2014 году. Создатели ставили перед собой цель довольно точно воссоздать реальные события, которые имели место в 1964-1965 г.г. Казалось бы, уж столько было сделано в борьбе за права чернокожих. Уже были проведены ненасильственные протесты против сегрегации в общественном транспорте, против нее же в общественных местах, а также появились юридические прецеденты в вопросе сегрегации в системе образования. Состоялся известный марш на Вашингтон, в рамках которого оратор Мартин Лютер Кинг произнес свою ставшую знаменитой речь I have a dream. Конгресс США уже принял законопроект о широкой десегрегации в рядах сфер американского общества. Однако, когда время подошло к описываемым в фильме событиям, расизм по-прежнему жил в избирательной сфере – чернокожих не допускали к выборам, даже к регистрации как избирателей. В этих условиях в американский город Сельма прибывает Марти Лютер Кинг со своими помощниками и возглавляет движение за отмену сегрегацию на выборах. Он организовывает два ненасильственных марша.

СЕЛЬМА (Selma, 2014) фильмы о расовой сегрегации

Фильм »Сельма» довольно точно передает события, происходившие в Сельме, вплоть до художественной реставрации кровавого воскресенье, когда участников первого марша жестоко избили и это попало на экраны всей страны. Интересно обыгрываются закулисные процессы в кабинетах Белого дома, в частности, участие Линдона Джонсона в происходящем и его непростые отношения с доктором Кингом. Сам образ Кинга максимально приближен к реальному, вплоть до мелочей. Актер Дэвид Ойелоуо даже внешне очень похож на реального Кинга. Интересно, что одна из второстепенных ролей отошла Опре Уинфри, а печально известного губернатора Алабамы Уоллеса изобразил на экране Тим Рот. Плюс ко всему, у »Сельмы» отлично проработанная стилистика США 1960-х годов, с реквизитом, выбором локаций и декорациями, даже цветовой палитрой.

Фильмы про сегрегацию в США расизм

 

Время убивать (Time to kill, 1996)

В своем обзоре четырех, по моему мнению, лучших книг Джона Гришэма, я отмечал, что он не боится поднимать непопулярную в США тему расизма и расовой нетерпимости. А так как его произведения чаще всего связаны с темой юриспруденции, являются судебными драмами, как »Время убивать», этот вопрос приобретает дополнительный смысл. В центре сюжета история о судебном разбирательстве над чернокожим жителем американского Юга. Карл Ли Хэйни убивает из автомата двух насильников своей маленькой дочери и обращается к местному адвокату за помощью. Может ли черный человек в штате Миссисипи получить честный суд, беспристрастное отношение закона к содеянному. Чернокожий, который убил двух белых мужчин. Которому желают смерти теперь не только семьи погибших, но и оживший призрак ку-клукс-клана, марширующий по улицам, жгущий кресты и нападающий на людей.

Время убивать (Time to kill, 1996)

Время убивать - лучшее кино о расизме

В истории книги и фильма »Время убивать» практически нет расовой сегрегации. Шериф здесь чернокожий, суд обращается к подсудимому Мистер, в городе рядом живут и работают людей с разным цветом кожи. Но история Time to kill работает глубже с темой расовой нетерпимости или что мы проще называем расизмом, как раз в том общепринятом понимании. Ненависть представителей одной расы к другим, присвоение неких общих признаков группе людей, взгляд через призму своих убеждений. Люди, которые готовы причинять физическую боль, запугивать, пытать и даже убить человека, который помогает тем, кого они считают оппозицией своему мировоззрению. В одном кадре здесь сталкиваются на улицах протестующие чернокожие и белые жители штата и члены ку-клукс-клана, скрывающие свои лица и убеждения за белыми балахонами.

Отдельного внимания заслуживают сцены с жюри, где отобранные обвинением белые жители Миссисипи едва ли могут беспристрастно смотреть на чернокожего рабочего, взявшего в руки автомат. Один из мужчин из числа жюри почти с упоением говорит, что “нигеру” конец. И хотя развязка кажется похожей на сказку, чем на реальность, все же происходит то самое отрезвление общественного сознания, которое часто так необходимо в подобных конфликтах. Герой Сэмюеля Л. Джексона произносит запоминающуюся речь о том, что даже его адвокат видит в нем не просто человека, но черного человека. Хотя тот и готов пожертвовать ради тела карьерой и благосостоянием. “Время убивать” – это яркий, хоть и более массовый пример достойного фильма о расизме в США.

Фильмы про расизм

 

АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ Х (American History X, 1999)

Фильм, который стал культовым и занимаем высокие позиции в разного рода рейтингах и рекомендационных списках вне жанров и тематики. Вместе с этим, »Американская история Х» – один из самых поучительных и сильных, в эмоциональном плане, фильмов о расизме в США. Именно не о сегрегации, а о расизме, как проявлении агрессии и нетерпимости. От тематики рабовладельчества, а после и ущемления прав чернокожих в южных штатах, создатели фильма перешли к дням насущным и современной истории Америки. На бумаге законы обеспечивают всем равенство, но едва ли оно устраивает асоциальные личности, которые находят свое самовыражение в ненависти и насилии. »Американская история Х», снята в довольно простой вольной форме, это мрачное закулисье не только американского, но и любого современного общества.

АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ Х (American History X, 1999)

Главный герой фильма – молодой парень Дерек, который, под влиянием более старшего коллеги, создает целую расистскую группировку в Лос-Анджелесе. Вместо того, чтобы развивать себя, делать свою жизнь и окружающий мир лучше, зарабатывать деньги, хорошо выглядеть, эти ребята ищут козлов отпущения – психологические костыли, кто же виноват в их ничтожестве. Они находят виновных в чернокожих, азиатах и латиноамериканцах, которые, как и кажется, насилуют Америку. Сюжет проводит протагониста от улиц города и школьных стычек в туалете, до собраний неонацистов и тюремного заключения, где расовая нетерпимость находит свое выражение. Американская история Х – фактически олицетворение фильмов о расизме в современном мире и в США, в частности.

Сюжет регулярно подчеркивает узость расистской политики, ее апологетов. Молодые парни делают татуировки со знаками нацистской Германии, но едва ли разбираются в этом периоды истории и вообще в том, что им навязали. Чернокожий заключенный делает из простыни подобие шапки ку-клукс-клана и подшучивает над тем, что белые расисты сами не знают, за что они ненавидят негров, но ненавидят, потому что просто так. Кроме прочего, хотя история фильма рассказывается через белого протагониста, расизм развит с обеих сторон. Косой взгляд в туалете и на спортивной площадке, выкрикнутая обида, могут стать причиной убийства или побоев. В тюрьме группы заключенных формируются по национальному признаку, словно стаи в дикой природе. Законы животного мира процветают в современном мире высоких технологий и выводов после мировых войн.

Лучшие фильмы про расизм

24.01.2018

Рекомендуемые статьи

Военный эпик от режиссера Майкла Бэя Перл-Харбор оказался не просто зрелищным летним блокбастером, но отменной военной мелодрамой с прекрасным актерским составом.

«Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice) от незабвенной Джейн Остин — настоящая классика мировой любовной литературы и книг в целом.

Легендарный фильм, настоящая икона приключенческого жанра с Харрисоном Фордом, который не надоедает и после десятка просмотров за все годы.