1 552

Аттикус Финч в Убить пересмешника

«Убить пересмешника» американской писательницы Харпер Ли — действительно регулярный завсегдатай всевозможных подборок лучших книг и по праву считается произведением, которое должен прочитать каждый любознательный человек. Хотя найдется немало скептиков, которые будут тратить время на критику такого навязывания. Вместе с этим To kill a mokinbird подарил миру одного их самых известных мужских персонажей в истории литературы, а после и в кино. Его имя Аттикус Финч и персонаж является своеобразным олицетворением образа отца, порядочности, отваги и ответственности. Тихий, меланхоличный мужчина среднего возраста с плохим зрением с двумя детьми раскрывается, как и положено культовому персонажу, на протяжении всей книги и происходит это через призму восприятия его маленькой дочери, от лица которой и ведется рассказ в книге Убить пересмешника Харпер Ли. Аттикус Финч в начале книги — просто отец главной героини, который не слишком строг со своими чадами и занят работой на благо общества города Мейкомб. Но давайте вначале рассмотрим саму книгу Убить пересмешника Харпер Ли с тематической, сюжетной и идейной точек зрения, что поможет лучше проникнуть в непростой образ Аттикуса Финча.

Аттикус Финч Убить Переспешника Харпер Ли

Судебная драма и Американский Юг в Убить пересмешника

Если говорить о сюжете Убить пересмешника Харпер Ли вы будете удивлены, не обнаружив с первых же глав насыщенной судебной драмы о защите чернокожего подозреваемого. Действительно истории негра Тома Робинсона из города Мейкомб уделено второстепенное, сопроводительное, для основной сюжетной линии, значение. Баталии Аттикуса Финча в зале суда буквально приковывают к чтиву, в ожидании развязки, но по времени занимают едва ли пятую часть, и без того небольшого, романа. Действительно, в Убить пересмешника перед нами, по большому счету, история маленькой девочки с Американского Юга. Мы видим несколько лет ее жизни, окружающих событий сквозь призму школьницы по имени Джин Луиза Финч. Малышка живет со своим старшим братом и отцом-юристом по имени Аттикус Финч в городке Мейкомб, штата Алабама. Парадокс в том, что поднятые в книге Убить пересмешника Харпер Ли довольно серьезные темы, вроде насилия, справедливости правосудия, расовой и половой сегрегации, умственных способностей, едва ли будут понятны, в полной мере, младшему поколению. Хотя рассказчица To kill a Mockingbird – девочка, которой нет и десяти, Убить пересмешника кажется довольно зрелым и взрослым произведением.

Судебная драма и Американский Юг в Убить пересмешника

Американский Юг, во всем его литературном разнообразии, раскрыт в  шедевре «Унесенные ветром», поэтому, если вы также читали его, то Харпер Ли удивить вас будет довольно сложно. Писательница предпочла не выходить на глобальный уровень критики целого региона. За исключением недовольства детей системой правосудия по отношению к афроамериканцам, история Убить пересмешника концентрируется на событиях в конкретном городке штата Алабама.  На дворе 1935 год, и хотя отзвуки пушек Гражданской войны уже не отдают гулом в ушах людей (Джин Луиза Финч вспоминает последнего ветерана в округе), отголоски идеологического разделения нравов страны чувствуются. Здесь вы не прочтете снисходительного отношения к янки – кажется, это слово вовсе не употребляется за 300 страниц книги Убить пересмешника Харпер Ли, но интересным образом рассмотрены особенности менталитета жителей американского Юга 1930-х годов. Сельское хозяйство, в том числе и промысел хлопком, до сих пор занимают первоочередное значение в системе местных торговых отношений.

Сказать, что в Убить пересмешника радикально изобличается тема расовой сегрегации, нельзя. Она подана, опять же, с перспективы того, что в свою систему жизненных координат может поместить ребенок. Ее отец Аттикус Финч справедливо и беспристрастно относится к людям с разным цветом кожи, да и вокруг самой Джин Луизы немного примеров откровенного расизма. Даже судебный процесс над Томом Робинсоном она воспринимает по-своему, лишь поверхностно осознавая происходящее. Что-то подсказывает брат, свои наставления дает отец адвокат Аттикус Финч. Роман вышел в Соединенных штатах уже во время активной борьбы за равноправие, уже во время транспортных забастовок и сидячих протестов. Однако в 1935 году чернокожего Тома Робинсона могли осудить и казнить на основании одних только устных показаний малообразованого белого человека, без весомых улик. Фактически все сводилось к простому противопоставлению: слово «черного» против слова «белого». Мерзкий, низкий человек Боб Юэлл хоть и не пользуется уважением общества, а скорее презрением, и все же над слепой леди Правосудия нависают обстоятельства, который просто так нашему протагонисту адвокату Аттикусу Финчу не преодолеть.

Харпер Ли убить пересмешника To kill a Mockingbird

Аттикус Финч в Убить пересмешника

Самым прогрессивным, если так можно сказать, и располагающим персонажем книги «Убить пересмешника» является, безусловно, отец семейства Аттикус Финч. Образ стал для литературы одним из образцов порядочности, честности, современного варианта рыцарства. Пятидесятилетний адвокат, почти слепой на один глаз, способен защитить невиновных и не принижать достоинства других людей не только в зале суда, но и за его пределами. Его личная позиция и убеждения не ограничиваются внешней, выставленной на глас общественности, стороной жизни. К слову, в книге «Убить пересмешника» Харпер Ли сами отношения детей и отца Аттикуса Финча поданы невероятно интересно и небанально. Одним из самых запоминающихся диалогов по праву можно назвать спор между Джин Луизой и Джимом с одной стороны и служанкой Кэлпурией с другой. Только спустя время дети понимают, что их родитель Аттикус Финч по-своему «крут» и силен и даст фору родителям сверстников.

Когда многие люди вокруг потеряли все во время Великой Депрессии, Аттикус Финч сохранил свое место адвоката в городке Мейкомб и, как может, поддерживает свою семью. Главный мужской персонаж прекрасно понимает, что вверенное ему делу Тома Робинсона — заведомо проигранное. Что присяжные не будут довольствоваться полумерами и осудят подозреваемого в насилие над белой девушкой, ведь так говорит она сама и белые свидетели. Аттикус Финч не отвечает на угрозы ему самому, на плевок в лицо и унижения, которые вынужден выслушивать от малообразованного недалекого человека. Образ преображается в глазах своих детей, когда берет в руки винтовку и убивает бешеную собаку на улице, которая угрожает здоровью жителей улицы и лично детям Аттикуса. Спокойный мужчина, который даже не выказывает эмоций, превращается в настоящего героя, сделав то, от чего спасовал даже местный шериф. Аттикус Финч в Убить пересмешника Харпер Ли — это образец грамотного развития персонажа на протяжении всей книги, до самой последней главы. К концу прочтения перестаешь быть уверенным, что именно девочка Джин Луиза, а не ее отец Аттикус Финч, является протагонистом истории.

Аттикус Финч в Убить пересмешника Грегори Пек

Аттикус Финч и Грегори Пек

Если мы говорим о книге Убить пересмешника Харпер Ли, как об одном из самых значимых и почитаемых литературных произведений в Соединенных штатах и в мире, то обойти стороной культовую экранизацию 1962 года – будет непростительным актом безразличия. Картина To kill a Mockingbird была щедро обласкана кино критиками своего времени и отмечена рядом престижных наград, и нашла свое место под солнцем. В данном случае эти два художественных произведения, книга и фильм Убить пересмешника, вполне самостоятельны в приобретении читательского и зрительского расположения, соответственно, и не обязательно ставить словесное условие: «если вы читали/смотрели это, то …». Справедливости ради стоит отметить, что сильные стороны фильма, в частности, оберегающая от мира взрослых атмосфера, главный протагонист в лице Аттикуса Финча (в исполнении Грегори Пека) и диссонанс между теоретической моралью и реальным миром, это заслуга оригинального произведения Харпер Ли. Вместе с этим, наряду со «Свидетелем обвинения» и «Крестным отцом», Убить пересмешника — это редкий пример оскароносной экранизации литературы середины XX века, а Аттикус Финч — легендарный протагонист.

Аттикус Финч и Грегори Пек - Убить пересмешника книга и фильм

Фильм получился довольно точным переложением оригинала, хотя, конечно, добрая часть истории не уместилась в 2-х часовое повествование. Пострадали в основном внутренние переживания Джин Луизы. Экранизация ожидаемо отходит от концепции внутреннего монолога и показывает события с точки зрения абстрактного стороннего наблюдателя. Выбор в пользу черно-белой палитры помог придать происходящему бесперспективной окраски, резонирующей с буйством внутреннего мира детей Финчей. В память врезается сцена с проникновением на территорию семейства Рэдли, где все возрастающая тень Страшилы показана действительно пугающей, особенно для десятилетнего мальчишки. Сцены в зале суда, с перерасчетом выделенного на них времени, стали занимать более важное место в истории, в отличие от книги. Неудивительно, что AFI признал фильм лучшей судебной драмой в американском кинематографе. Фильм оставляет исключительно сильные эмоции, а с оглядкой на его более чем пятидесятилетнюю историю, своеобразная накопительная значимость и статус классики неизменно добавляет к впечатлению.

Аттикус Финч в фильме Убить пересмешника предстал перед нами очень близким к оригинальному произведению. Амеркианский актер Грегори Пек — довольно известная личность с обширным портфолио в кино. Однако именно его игра в Убить пересмешника всегда ассоциируется с актером. Аттикус Финч ожил на черно-белой пленке таким же сдержанным, мало эмоциональным мужчиной средних лет. Он безмерно любит своих детей, но проявляет это довольно сдержанно, давая им возможность расти без его излишнего контроля. Он представляет в суде права и интересы чернокожего подсудимого Тома Робинсона, хотя заведомо знает о своем скором поражении. За свою игру в фильме Убить пересмешника 1962 года Грегори Пек был удостоен высшей награды в кино — премии Оскар за лучшую мужскую роль.

Кадры из фильма Убить пересмешника - Грегори Пек в образе Аттикуса Финча

26.10.2017

Рекомендуемые статьи

17.08.16
3 902

Разложение по полочкам всех четырех фильмов ужасов Уэса Крейвена, на предмет того, кто именно стоял за каждым убийством в кадре и вне его.

Мистический триллер Джеймса Ваана пощекотал нервы миллионам зрителей в 2013 году благодаря своей качественной и атмосферной постановке.

«Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона, снятая с невероятным для своего времени размахом, стала настоящим хитом и до сих пор остается культовым боевиком.