Тема Холокоста по-прежнему остается вне понимания и, что примечательно, даже вне интереса большинства людей, отграничивающих себя от мрачного, тяжелого. Еще задолго до того, как я окончательно решил посетить Израиль в этом году, музейный комплекс Яд-вашем для меня был не менее обязательным к посещению, чем Старый город Иерусалима. Второй по посещаемости музей Холокоста в мире (после United States Holocaust Memorial Museum в Вашингтоне) является более доступным в организационном и финансовом плане. Я провел там половину дня и, как человек многие годы увлеченный тематикой Второй Мировой, увез с собой настоящий багаж эмоций, тем к размышлению. Книги и документальные фильмы – это одна грань обучения и самообразования, а посещение мест, подобных Yad-Vashem – другая, по-своему особенная. На территории комплекса, разросшегося на склонах горы Герцля в Иерусалиме, возведено два десятка мемориалов, которые я посетил, и в этом материале хочу поделиться впечатлениями. Краткий текст я сопроводил своими фотографиями, чтобы дополнить картину, которую можно получить в свободном доступнее или из карт-схем.
Администрация музея Яд-Вашем настоятельно просит не делать фотографии внутри Музея истории и его помещений, Детского мемориала и Зала памяти. В двух местах я все же сделал по одному снимку, сознательно, так как планировал заранее готовить подобный материал и свое решение не оправдываю, и сам призываю вести себя достойным образом, при посещении Яд-Вашем.
Как добраться: Я рассмотрю самый доступный вариант, которым наверняка, как и я, воспользуется большинство гостей города, чтобы добраться до Яд-Вашем и Горцы Герцля. Речь идет о линии городского трамвая. Нас интересует конечная станция MOUNT HERZL. Если вы будете садиться в районе Старого города (станции City Hall и Damascus Gate), вам нужно выбрать направление, противоположное историческому центру – условно вверх. Конечную точку маршрута вы не пропустите – на ней выйдут все пассажиры вашего и других вагонов. Вы обнаружите себя в окружении живописнейших пейзажей с видом на ту самую Гору Герцля. Осторожно перейдите дорогу и с края моста сделайте несколько снимков горы и долины внизу. Что касается нужного пути – вам потребуется вернуться метров на 200 назад, по ходу движения трамвая. Израиль заботится о пешеходах, и переходы в Иерусалиме довольно удобно расположены и позволяют преодолеть даже оживленную магистраль.
Далее вы увидите здание, по-своему пропускной пункт на саму Гору Герцля. Слева от нее вверх по склону уходит дорога прямо к музейному комплексу Яд Вашем. Я же предпочел пройтись по парку. Здесь, через каждые сто метров, стоят указатели, так что вы не заблудитесь. Парковая зона горы Герцля напоминает ботанический сад по своей ухоженности и разнообразию видов флоры. Утром здесь практически нет людей, и царит умиротворение. Через десять минут неспешной прогулки, следуя указателям, вы спуститесь по тропинке к дороге и пройдете через главный въезд уже в сам Yad-Vashem (יד ושם).
Информационный центр. Впереди, за стоянкой автомобилей и автобусов, располагается квадратное массивное издание из стекла и бетона. Отсюда начинаются групповые экскурсии и десятки людей уже бродят по его наземному этажу. У одного из выходов, на специальных держателях, висят сотни черных наушников для пользования аудиогидом. Уже дальше вы будете замечать отметки о номерах записей, которые соответствуют конкретному памятному месту. Персонал отлично разговаривает на английском. Здесь можно приобрести карту-схему музея на нужном вам языке. Я выбрал русский – цена в сентябре 2016 года была 12 шекелей, и поверьте, она вам просто необходим, если речь о самостоятельной прогулке – я хоть и готовился заранее, не выпускал схему из рук, ориентируясь в маршруте.
Имейте ввиду, что внутрь Музея катастрофы, который наверняка станет здесь первым пунктом вашего маршрута по музею Холокоста, не пускают с сумками и рюкзаками. Камеры хранения с номерками находятся в этом же здании информ. центра этажом ниже. Там же есть кафе с высокими ценами и туалет. К слову, с туалетами проблем нет – их здесь больше, чем на схемах – около десятка на всей территории, так что не волнуйтесь. Перед выходом обратите внимание на красивый макет горы Герцля и комплекса под стеклом, слева от выхода. Наверно все мальчишки в детстве мечтали о таких миниатюрах. В навигации макет вам не поможет, но выглядит знаково.
Музей истории катастрофы (Шоа). Для многих – ключевое место всего комплекса Яд Вашем на горе. Скажу сразу, что даже после пятнадцати лет увлечения темой Второй Мировой Войны и Холокоста, я остался под глубоким впечатлением. Имею ввиду не эмоциональный фон, который люди называют ,,тяжелое место”, а уровень исполнения всей экспозиции в конкретном музее Яд-Вашем. Мостик расположен прямо напротив выхода из информационного центра. Здесь вы пройдете мимо охранника, которые возвращает всех с сумками. Сама архитектура музея производит неизгладимое впечатление – двухсотметровая конструкция из железобетона, которая, с высоты птичьего полета, подразумевает форму стрелы. Мы входим в ее острие, а выход будет, условно, через хвостовую часть внушительной стрелы.
Вас несколько раз предупредят, что это одно из трех мест (еще внутри Детского мемориала и Зала памяти), где запрещается фотографировать. Я все же сделал осторожно один кадр, чтобы оставить лично свою фото память о месте. Внутри строение поражает своей необычной, массивной бетонной архитектурой. Стены сужаются к верху, откуда, через узкий стеклянный потолок, над всей галереей в 180 метров, проникает дневной свет. Маршрут по Музею катастрофы тщательно продуман и выбор не будет вас угнетать. Из главной галереи в обе стороны расположены входы в тематические залы музея. Ваше движение предопределенно хронологией, так как переходить из одного зала в другой, по диагонали, вы можете только через центральную часть. Таким образом, вы будете тематически двигаться от входа к выходу. Девять основных галерей и Зал имен в качестве мощного эпилога.
Подача информации о Холокосте сочетает современные мультимедийные средства (аудиогиды, десятки экранов с видео) с реставрированными экспонатами. Тематические плакаты дополняют общую концепцию – это в целом новый подход к музейному формату, куда более прогрессивный, чем привычные. Экспонаты сопровождаются табличками с надписями на иврите и английском языке. Я читал до половины всех надписей, и информация подается через более личные истории. То есть катастрофа Холокоста рассказана через человеческие судьбы. Композиция Шоа довольно разнообразная – от мелких предметов быта, одежды до частей вагонов поездов, внутри которых доставляли людей для окончательного решения еврейского вопроса. Освещение меняется от зала к залу и подстроено под лучшее восприятие. Впечатляют пластиковые и металлические инфографики, скажем, с архитекторами Холокоста из СС. Основная центральная галерея на каждом переходе представляет также экспонаты.
Завершите маршрут по Музею катастрофы вы с одного из самых узнаваемых музейного помещений в мире – Зала имен. Полусферическое помещение с уходящим вверх куполом. На него нанесены фотографии лишь нескольких сотен из миллионов жертв Шоа. По кругу сферы на полках стоят тысячи картонных коробок, таких себе картотек с бланками от свидетелей, жертв или родственников жертв трагедии. Посреди зала в полу зияет дыра в скале (весь зал вырублен в ней) с жидкостью, возможно водой, которая кажется черной. Выход из музея выведет вас на смотровую площадку с живописнейшим видом на долины и холмы Иерусалима, а позади вас будет сам Яд Вашем. Добавлю сюда еще названия залов музея, объединенных тематикой.
Мир, которого больше нет
Нацистская Германия и евреи
Оккупация Польши и антиеврейская политика
Судьба евреев Западной и Восточной Европы
Операция Барбаросса и начало окончательного решения
Окончательное решение еврейского вопроса
Сопротивление и спасение
Последние евреи
Возвращение к жизни
Алея праведников мира. Еще до того, как вы обратите свое внимание на Музей катастрофы, увидите красивую аллею, пересекающую его. Яд-Вашем работает уже полстолетия, а в 1960-х, после законодательного определения критериев отбора защитников мира (Праведниками считают, в данном случае, людей разных национальностей, которые самоотверженно прятали, покрывали и помогали жертвам Холокоста), этих незаурядных людей стали приглашать на гору Герцля, где они церемониально садили деревья. Это своеобразная дань уважения и одновременно живые памятники этим людям. Я почти сразу обнаружил интересное лично мне дерево, которое посадили в Яд Вашем Оскар и Эмили Шиндлеры (по той информации, что я нашел – в 1967 году).
Аллея Праведников мира не ограничивается одной прогулочной линией, и вы будете обращать внимание на деревья с соответствующими именными табличками во многих частях всего комплекса. Но все же больше всего их возле Музея катастрофы и чуть дальше, где будут стоять лавочки и столики возле Площади Варшавского Гетто. Каждая табличка содержит имя или имена Праведников мира на английском языке и на иврите, а также страну происхождения, также на двух языках.
Площадь Варшавского Гетто. Вы быстро поймете, что территория комплекса Яд-Вашем удивительно компактна и через каждые несколько десятков метров вас ждет следующая композиция Холокосту. Вас встретит открытая просторная площадь с барельефом. Каменная композиция характерного багрового цвета поделена условно на две части, значение которых я прочитал по приезду. В правой части горизонтальная экспозиция, символизирующая жителей гетто, которых умертвили в лагерях смерти – их скорбный последний путь. В левой части – вертикальный барельеф пятиметровой высоты, передающий историю восстания в Варшавском гетто весной 1943 г. Левее вы увидите продолжение аллеи с деревьями и столики. Будь это другое место, их бы можно было назвать столиками для пикника. Среди израильского зноя в Иреусалиме без тени, здесь можно перевести дыхание, перекусить перед дальнейшей дорогой.
Монумент еврейским солдатам и партизанам – борцам с нацистской Германией. Чуть дальше вы увидите характерно сложенные блоки в композиции небольшой площади из белого камня. Под главной частью есть надпись на четырех языках: английском, русском, французском и иврите. Она гласит: «Слава еврейским солдатам и партизанам, сражавшимся против нацистской Германии». Этот каменный монумент в Яд Вашем чествует заслуги сотен тысяч евреев, которые оказывали сопротивление оккупации и воевали в составе антигитлеровской коалиции на Западном и Восточных фронтах.
Партизанская Панорама. На открытом пространстве у края небольшого обрыва вам откроется металлическая инсталляция, формирующая образ дерева. Архитектор увековечил память мужчин и женщин еврейского происхождения, которые оказывали упорное сопротивление оккупационным войскам Гитлеровской Германии и их союзникам в ходе Второй Мировой Войны. Дерево традиционно символизирует среду обитания партизан, которые находили убежище в лесах, скрываясь между зеленых гигантов. Когда я подошел впритык, обнаружил, что вместо листьев здесь металлические контуры человеческих тел – сотни частей – своеобразный облик Холокоста. После минуты созерцания, так и не увидел одинаковых моделей.
Архив скорби. Это название придумал я, так как не нашел информации о следующем мемориале, который, кажется, вообще мало кто посещает. Он расположен по дороге от Партизанской панорамы к Долине разрушенных общин. Смотрителя внутри не оказалось, и я прошелся по витиеватому коридору, стены которого устланы мемориальными табличками. На них увековечена память жертвам Холокоста – как отдельным родственникам, коллегам друзьям, так целым семьям и общинам. Гранитные плитки светлого цвета, тысячами покрывают стены своеобразной пещеры в скале внутри горы Герцля. Чуть дальше вы выйдете с другой стороны у Сада Праведников мира.
Долина разрушенных общин. Описания в интернете и книгах не передают атмосферу этого места. Войдя под каменный свод, вы обнаружите себя в каменном лабиринте, где, конечно, не заблудитесь (есть несколько выходов), но оцените архитектурную задумку. Здесь увековечены целые еврейские общины, существование которых было прекращено насильственным образом в годы геноцида и Холокоста. 107 каменных стен, как перекопируют все источники, на деле производят впечатление древних руин, среди которых ты чувствуешь себя маленьким человеком. В этой части музея Яд Вашем отмечены общины со всей Европы и возле некоторых были венки и цветы. Под ногами то и дело показывались маленькие животные экскременты, и в один момент я увидел огромного дикобраза с иголками под решеткой. Видимо, это местный обитатель, которого здесь подкармливают.
Сад праведников народов мира. Я уже говорил, что большая часть территории мемориала усажена деревьями, которые в свое время церемониально садили люди, спасавшие евреев во Второй Мировой Войне от Холокоста. Так что перед вами откроется не столько сад, сколько место чтения памяти этих смелых личностей. Десятки каменных стел, которые делят общее число имен по странам и дальше по алфавиту, установлены в несколько ярусов. Вы можете обнаружить известных личностей.
Вагон для перевозки скота – Мемориал депортированным. Еще одна впечатляющая инсталляция Холокосту, один облик которой издалека вызывает бурю ассоциаций с увиденным, прочтенным и осмысленным. Это действительный вагон, один из тысяч, в котором транспортировали людей в лагеря смерти, часто через территории несколько стран Европы. Он был передан польскими властями музею Яд Вашем для создания мемориала. Установлен на отрезке железной дороги, что придает печальной композиции завершенность. Тут же установлена гранитная стела с цитатой уцелевшего в Шоа еврея, Авраама Кшепицкого. Слова в двух вариантах, на английском и иврите передают опыт путешествия в вагоне для скота.
Зал памяти. Одно из нескольких мест на территории музейного комплекса, где настоятельно просят не фотографировать. Здание из базальтовых камней вызывает ассоциации одновременно со стенами гетто и концентрационными лагерями, хотя там и не использовался подобный материал. Еще одна ассоциация – это склеп. Внутри, за исключением света из открытой двери и отблесков огня посреди помещения, темно. Вам доступно для обхода две стороны условного квадрата с перилами. Ниже на каменном полу нанесены названия лагерей смерти (Майданек, Освенцим, Хелмно и др.) их транзитных лагерей и мест массовых убийств (например, Бабий Яр). Двадцать две надписи окружают бетонную плиту, под которой захоронен пепел из этих жутких мест. Рядом с плитой горит вечный огонь.
Памятник героизму. Это обелиск, поднимающийся к кронам окружающих деревьев. Он увековечивает память жертв геноцида евреев, чтит героизм и усилия людей, которые помогали другим, противостояли агрессорам, воевали в союзных армиях.
Детский мемориал. Третье место, где настоятельно просят не фотографировать. Этот монумент вырублен в скале Горы Герцля и на подходе вы увидите характерные каменные столбы. Возле спуска внутрь пещеры, можно увидеть стеклянный барельеф. На нем указано, что это место создано, чтобы почтить память полутора миллионов детей, которые потеряли жизнь в Шоа. Он был создан благодаря финансированию Абе и Эдиты Шпигель из Беверли Хиллс, Калифорния, чей сын был умерщвлен в Аушвице в 1944 году в возрасте двух с половиной лет. После спуска и нескольких поворотов, вы окажетесь в темном проходе и еще спустя десяток шагов, войдете в главную галерею. Моим глазам потребовалось несколько минут, чтобы привыкнуть к почти полному мраку. Поначалу мне казалось, что я сейчас столкнусь с частью стеклянной конструкции. Тысячи элементов освещения символизируют свечи, которым евреи и не только традиционно поминают умерших. Под сводами в этой мрачной акустике звучат, на английском, имена детей, которые стали жертвами Холокоста – их данные были взяты из Зала имен.
Площадь Януша Корчака. Последняя точка на моем маршруте по Яд-Вашем. Название площади здесь скорее символическое, так как мемориал занимает совсем немного места в виде белой каменной плитки. В его центральной части находится сам черный монумент, посвященный доктору из Варшавы, носившему псевдоним Януш Корчак. Он старался спасти своих подопечных, детей из детского дома, но вместе с ним был умерщвлен в Треблинке в 1942-м году. На инсталляции образ мужчины с бородой оберегающее обнимает детские изваяния.
После обхода всех основных памятных мест музея Холокоста Яд Вашем, я вернулся, через парк на горе Герцля, к трассе и уехал в город на трамвае. Тот день запомнится мне, как один из самых неординарных и ярких в жизни. Пишите, если возникнут вопросы и постараюсь ответить, в меру того, что сам знаю о месте.