10 171

Мемуары гейши: Книга и фильм

Пять Женских персонажей: Саюри, Мамеха, Хацумомо, Тыковка, Матушка

Хотя чаще можно встретить критику того факта, что три из пяти ключевых ролей японских женщин в фильме “Мемуары Гейши” были отданы китайским актрисам, куда интересней присмотреться к каждому из художественных образов, который мы получили после адаптации книги Артура Голдена ”Мемуары гейши”. Каждая из них шла своим путем к тому, чтобы стать гейшей, приносила свои жертвы и поддерживала в себе жизнь собственной мотивацией. Для кого-то это был вопрос обеспечения, денег и власти, а для кого-то непреодолимое желание быть достойной мужчины своей мечты.

Мемуары гейши. Книга и фильма Memoirs of a geisha

 

Саюри. Главное действующее лицо книги и фильма – наш рассказчик, автор тех самых Мемуаров гейши, через страницы которых мы узнаем историю. Девушка проходит тяжелый и долгий путь, даже если кажется, что временами ей слишком ярко улыбалась удача. В момент самого большого отчаяния она встречает доброго незнакомца на улице, и он оказывается не просто прохожим, а Председателем, а после и любовью всей жизни героини. Рискуя остаться служанкой в доме, Саюри вдруг попадает под крыло самая прославленная гейша Киото. В конце истории Саюри уже готовит себя стать сексуальным объектом для Нобу, но в чайном дворике появляется председатель и оказывается, что он годами любил Саюри.

Чио. Саюри главная героиня книги и фильма Мемуары гейши

Вместе с тем, путь девочки начался на невольничьем рынке, где их собственный отец продал двух дочерей. Старшая, подходящего возраста, сразу попала в публичный дом, а девятилетняя Чио, вырванная из своей среды обитания, стала прислуживать в доме гейш, окейя, в Киото. Над ней издевается главная постоялица места, гейша Хацумомо, устраивает девочке козни, оскорбляет, обманывает, подставляет. Девочку бьют бамбуковой палкой. Путь Чио на пути к статусу гейши также оказывается не сказочным. Тяжелые ежедневные тренировки, сон на неудобной подставке и рассыпанным вокруг рисом, волнительные встречи с мужчинами, соперничество с Тыковкой. Обретение Чио нового имени Саюри символизирует ее переход от девочки на побегушках к статусу женщины и гейши.

Наша главная героиня вызывает сопереживание и эмпатию, так как ее первичной мотивацией не являются деньги и дом гейш. Девочка Чио, после бегства сестры и новостей о смерти родных, порывает со своим прошлым. Отныне у нее есть только один путь – стать гейшей. Она мечтает быть достойной внимания Председателя и это ее первичный стимул быть лучшей гейшей Киото. Саюри играет по правилам – не стоит козней сопернице и вовсе не видит в Тыковке врага. Девушка вынуждена следовать воле своего учителя, но она мечтает только об одном мужчине с самого детства и хранит его платок, что очень трогательно. Даже с оккупацией страны, когда каждая проститутка на улице называет себя гейшей, Саюри, еще такая молодая, остается символом той еще недавней эпохи традиций, когда гейша была чем-то большим, чем просто сексуальным объектом.

Саюри и Мемуары гейши

 

Тыковка. Эта девочка становится первым человеком на новом месте, который проявляет к Чио внимание и сочувствие. Она попала в дом Матушки немного раньше и уже знакома с порядками. Хацумомо чувствует угрозу со стороны Чио, осознает, что девочка вырастет красивей ее самой. Вместе с этим, она поступает нелогично и выбирает инструментом борьбы за место под солнцем юную Тыковку. Двух девочек буквально сталкивают и символом этого становится диалог, где Хацумомо указывает подопечной, что Чио ей большей не подруга и они враги. Из фильма мы очень мало узнаем о прошлом девочки, которая, наверняка, также не по собственной воле, была оторвана от семьи и попала сюда, также сначала прислугой.

Юная ученица гейши тыковка

Тыковка остается искренней в юношеском возрасте, пока, как ей кажется, Саюри не отнимает у нее мечту. Она не накручивает себя негативом по отношению к Саюри, старается не участвовать в сплетнях Хацумомо, и даже предупреждает бывшую подругу о неприятных новостях. Она открыто говорит, что мечтает стать хозяйкой дома и наследницей Матушки, словно Саюри не является ее соперницей в этом. После войны, Тыковка символизирует, для Саюри и для зрителя, своеобразное падение нравов. Она не сумела ранее достойно принять поражение и сломалась. Теперь девушка спит с американскими солдатами за доллары и мало думает о ремесле гейши и собственном достоинстве. Она позже, чем Саюри, рассталась со своей невинностью, но теперь ведет неподобающий образ жизни, ведет себя вызывающе.

Впрочем, можно ли винить Тыковку за то, что она подставляет Саюри, когда приводит в домик Председателя, ударив по самому больному, о чем она знала. У девочки была мечта, но из-за Саюри она рассыпалась в прах. Кто знает, что пришлось ей пережить во время войны и оккупации, ведь ей не покровительствовали Председатель и Нобу. Ее годами учила Хацумомо, которая не отличалась высокими моральными качествами. Теперь Тыковка, как и другие в Японии, выживает в новой мире и порядке. Ее образ становится противоположным морализаторским качествам Саюри, но это не делает девушку плохой.

Тыковка

 

Мамеха. Самая прославленная гейша в районе Джион, на момент начала истории и до того самого звездного часа, когда ее юная ученица Саюри производит фурор своим танцевальным выступлением. Женщина невероятной сдержанности, которая представлена как полная противоположность строптивой и мстительно Хацумомо. После того, как портят ее кино, стоимостью целое состояние, она не обрушивает гнев на виновников, хотя и знает, кто на самом деле стоит за всем. Она не позволяет себе вспомнить этот эпизод в разговоре с самой Хацумомо и только признает позже Саюри, что все знала. Она отчаянно отрицает тот факт, что долгие годы по-настоящему любила своего данна (покровителя) – барона.

Гейша Мамеха

Можно сказать, что Мамехе в свое время также повезло, как и Саюри, когда ее Мидзуагэ (невинность) было куплено за рекордную сумму, что позволили освободиться от оков старых покровителей. Однако вся ее личность, умение вести себя и качества учителя говорят нам о том, что женщина прошла долгий и тяжелый путь, от девочки для битья до самой уважаемой гейши города. Годы, проведенные ей в самых высоких кругах местного общества, позволили завести солидные связи. Как мы узнаем ближе к концу истории, именно Председатель попросил Мамеху взять под свое начало юную Чио. И с Нобу она хорошо знакома, когда представила ему свою подопечную.

Мамеха, как и Саюри, символизирует в фильме Мемуары гейши историческое величие японских гейш, которое не померкло для тех, кто умеет ценить. Вместо того, чтобы искать нового покровителя, после смерти любимого Барона, или продавать свое тело за доллары американским солдатам, Мамеха сохраняет честь. Она вынуждена продать свою коллекцию дорогих редких кимоно – еще одна жертва, ведь их дарил ей Барон. С уходом таких гейш как она, ушла и целая эпоха, как это, пускай и романтизировано, по-голливудски показано в фильме.

Мамеха

 

Хацумомо. Ключевой антагонист, как в книге Артура Голдена, так и в фильме Мемуары гейши. На момент начала истории, девушка является хоть и не самой известной гейшей в округе, но одной из самых желанных. Ее частым клиентом является местный военачальник и Хацумомо, как и Мамеха, является желанной гостьей на встречах и чаепитиях самого высокого порядка. Она, как и Чио и Тыковка, выросла в доме Матушки, став однажды главной кормилицей всех постояльцев. Девушка позволяет себе высокомерное отношение к окружающим, и у нее нет друзей или поддержки, во всяком случае в фильме. Она видит в юной служанке Чио угрозу еще в девятилетнем возрасте и красоту, которая превзойдет ее собственную. Она унижает девочку прошлым дочери рыбака, хотя сама, вполне вероятно, также была из бедной крестьянской семьи, раз оказалась здесь.

Хатцумомо

Хацумомо выбирает Тыковку, как элемент своей борьбы за наследие Матушки. Она уверена, что победит, так как конкуренции просто нет до момента, когда на горизонте появляется Мамеха и берет Чио под свое начало. Теперь соперничество разворачивается на двух уровнях двух поколений, где за весь негатив отвечает именно Хацумомо. Она распускает не правдивые слухи о своей конкурентке Саюри и за спиной обсуждает Мамеху. После сцены с пожаром в доме, Саюри комментирует в своих Мемуарах гейши, что могла оказаться на месте Хацумомо – человека, у которого не было ничего светлого в жизни.

Можно ли винить Хацумомо за такое отношение. Она прошла долгий путь от девочки к гейше, как и другие спала на рисовой подушке, много упражнялась. Вполне вероятно, невинности ее лишил не любимый человек. Она проводила время с простым рыбаком, который лазил к ней по ночам. Хацумомо любила парня, и она не сможет простить юной Чио то, что Матушка обо всем узнала. Это та самая жертва, которую должна принести каждая гейша, как позже сама скажет Хацумомо. Весь ее образ жизни и поведение – лишь отражение жизнь и условий, которые ее сопровождали годами.

Антагонист истории гейша Хатцумомо

 

Матушка. Красивая и уже не молодая женщина, которая ранее сама была гейшей, а сегодня руководит школой, где их обучают. В фильме она показана меркантильной личностью, которая беспокоится только о прибыли, которая должна поступать ей с постоянством. Непотопляемый предприниматель, который продолжает вести бизнес и после войны, торгуя спиртным. Она оказывается максимально проницательной, когда видит истинные намерения Хацумомо в отношении обучения Тыковки и делает, как ей кажется, наиболее разумный выбор. Если разобраться, ее строгость с девочками вполне оправдана, и даже когда она избивает Чио. Ведь девочка испортила дорогое кимоно и пока приносит только убытки. Самый второстепенный из женских персонажей фильма Мемуары гейши, который, вместе с этим, несет свою контрастную художественную ценность.

Матушка хозяйка окейя

Персонаж Матушки

 

Романтизированная Япония по-голливудски

Как показало время после премьеры фильма, востоковеды и многие известные кинокритики засыпали фильм Мемуары гейши критикой того образа Японии, на западный лад, который мы увидели. Три из пяти женский ролей были отданы китайским актрисам, а сама жизнь гейш была показана далекой от исторической реальности. Но, как и в случае с другим похожим, по уровню общественного внимания, проекту о Японии – Последним самураем, простые зрители в целом очень высоко оценивают эти истории. Искусство кино живет по своим законам и художественные работы на большом экране не передают, с документальной точностью, окружающий мир – они его интерпретируют. Вот и книга Артура Голдена, а после и фильм Мемуары гейши, интерпретирует реальную культуру Японии, жизнь гейш, романтизируя не всегда возвышенные и красивые образы.

Как и любовные романы по-своему украшают обычно вполне бытовую жизнь людей, история Саюри становится квинтэссенцией тех романтизированных образов, которые мы представляем себе о Японии. Фильм бережно скрывает от зрителя тот факт, что события разворачиваются уже в ХХ столетии и, более того, в преддверие Второй Мировой Войны. Роб Маршал создает для нас поле исторической действительности, где многовековые традиции и черты целой культуры собраны воедино в один не озвученный, до времени, период.  И только электрическое освещение, более современная арена для бойцов сумо, костюмы мужчин и автомобили выдают нам истинную эпоху. Мемуары гейши заигрывают со зрителем, отправляя его в путешествие догадок по векам японской истории, которую многие зрители до сих пор ассоциируют с проектами Акиры Куросавы и с Сегуном, книгой и сериалом.

Тот романтизированный, красивый и вычурный образ Японии, который мы наблюдаем в фильме, во многом обязан трем конкретным сценам и локациям. Во-первых, это званные ужины и приемы, в которых принимают участи Саюри, Мамеха, Хацумомо и Тыковка. Великолепные чайные дворики, сады с цветущей сакурой, самые высокие представители местного общества, подчеркнутая атмосфера значимости. Во-вторых, фильм вполне мог обойтись без сцены на бойцовской арене сумо, но она не только свела воедино Нобу и Саюри, но и является примером того, как нам подают еще один известный элемент японской культуры. Третья сцена, конечно же, переносит нас в японский концертный зал, где Саюри обвораживает высшее общество Киото своим танцем, словно поставленным целой группой профессионалов. И даже такие сцены, как маленькая Чио, скитающаяся по району под дождем, рыбацкая деревушка или убежище в горах, где готовят ткань для кимоно, придают происходящему неизменный привкус антуража Японии, пускай и романтизированный для зрителя.

Романтизированная Япония по-голливудски

 

Историческая достоверность и неточности в фильме Мемуары гейши

Тот факт, что повествование и в книге, и в фильме Мемуары гейши ведется от первого лица, от бывшей гейши Саюри, наводит зрителя на мысль, что перед нами реальная биографическая история. Этот художественный прием интроспективного рассказчика позволяет установить более тесную эмоциональную связь с происходящим, хотя перед нами, и это стоит подчеркнуть еще раз, художественный вымысел.

Прически. Еще будучи Мейко, то есть ученицами, Тыковка и Саюри остаются с вполне обычной прической, причем разной. В реальности, все подопечные гейш с большим вниманием относятся к соблюдению единого порядка в вопросах прически. Так называемый Ware-shinobu подразумевает более сложное заплетание волос, чем это показано в фильме. Работа с причёской гейши занимала много времени, использовался воск и более сложные конструкции, чтобы сохранять один вид до недели. Из всех женских персонажей в фильме Мемуары гейши, только Хацумомо приближается по образу к культурной действительности японских гейш. В одной из сцен мы видим в одном кадре Мамеху, Саюри и Хацумомо и у всех троих очень разный стиль причесок, чего в реальности быть не могло. К тому же Мамеха отличается вполне повседневным видом волос, даже на приемах.

Историческая достоверность и неточности в фильме Мемуары гейши

Макияж. Похожая ситуация с историческими неточностями касается и макияжа мейко (учениц: Тыковки и Саюри) и гейко (гейш: Хацумомо и Мамехи) в фильме. Фильм упрощает макияж героинь, делает его менее выраженным. Это хорошо видно по образу все той же Мамехи, которая, кажется, вовсе не делает макияж, что было неприемлемо для гейши, тем более на работе. В моменте, когда мы видим Саюри на сцене театра, ее лицо как раз больше напоминает культурный образ гейш.

Макияж гейш в фильме

Хацумомо и Матушка. В фильме Мемуары гейши мы наблюдаем две эмоциональных сцены между кормилицей дома и его хозяйкой. Когда Матушка узнает о побочной связи Хацумомо с простым крестьянином, она закрывает дом и тем самым кладет конец их отношениям. В реальности Хацумомо с большой долей вероятности выгнали бы из дома гейш, но то, что она является основным источником прибыли, могла стать аргументом. Несмотря на строгие правила, реальные гейши могли пытаться заводить отношения вне работы, но наверняка делали это более скрытно и не приводили мужчину прямо домой. К тому же, после ссоры с Матушкой, Хацумомо вполне могла уйти их охая и работать на себя. Не сделала она это, по всей вероятности, в надежде все же унаследовать дом гейш, благодаря Тыковке.

Хатцумомо и Матушка

Продажа девочек и мисуагэ. К сожалению, начало фильма передает настоящую действительность Японии того времени. Во вступлении рыбак продает своих дочерей. С одной стороны, нас возмущает такая ситуация, особенно учитывая тот факт, что старшая девочка попадает прямиком в бордель. С другой стороны, мужчина потерял свою жену, сам уже плохо себя чувствовал (как позже выяснится – вскоре умер), поэтому его можно понять – у девочек было больше шансов выжить в городе. Что касается старшей сестры Чио, в фильме отказ ей быть принятой в дом гейш мотивирован внешностью. В действительности красивая внешность не была важной составляющей, а скорее таланты и умение подать себя. В действительности мисуагэ девочек действительно продавали и это был символ перехода из статуса мейко в гейко (гейша). Хотя таких открытых торгов, как показано в фильме Мемуары гейши, не устраивали – весь процесс был более скрытным, особенно для мужчин, у которого была семья, как Барон.

Продажа японских девочке в дома гейш

Званные ужины. Этот элемент в фильме передан довольно точно, с соблюдением традиций. Дело в том, что для таких властных мужчин как Генерал, Барон, Председатель и Нобу было престижно приглашать гейш, так как они были дорогим удовольствием, особенно если они были для девушек покровителями. Это был лучший показатель твоего успеха и это интересно передано в фильме.

Званые ужины и гейши

Вторая Мировая и американская оккупация. Как мы видим в фильме, японскому гражданскому населению пришлось тяжело вынести ужасы войны. Дом гейш был закрыт, а многие из них оказались на предприятиях. Нобу уберегает Саюри от такой работы в Осаке. После он скажет, что от фабрики остались одни руины, но явно умолчит, что много женщин и других гейш погибло при бомбардировках американцами таких крупных промышленных городов, как Осака. Таким образом, хотя Саюри пришлось тяжело трудится, ее жизнь в сельской местной была в относительной безопасности. Как и была в реальности, после подписания акта о безоговорочной капитуляции в сентябре 1945 года, Япония была на целых семь лет оккупирована американским военным контингентом. Солдаты не понимали культурных особенности Японии и разницы между настоящей гейшей и проституткой, поэтому последние обновили свой образ, чтобы зарабатывать деньги и получать продукты в послевоенной Японии.

Вторая Мировая и американская оккупация

 

Отличия от книги Артура Голдена и литературные дополнения

В книге лучше раскрыта вступительная часть до момента, когда двух сестер увезли из родного дома. Родной рыбацкий городок, где родились Чио и Сацу, назывался Йоридо. Сначала к дочерям рыбака Сакамомо Минору проявил внимание местный оптовый торговец рыбой по имени Танака Ичиро. Девятилетняя Чио вообразила себе, что этот уважаемый человек собирается удочерить их с сестрой. Девочек повезли в имение семьи Танака, где их осмотрела неназванная женщина, причем с пристрастием убедилась, что девочки девственницы. После, в один из дней, девочек завезли на повозке на железнодорожный вокзал, где с пересадкой доставили в Киото. Вот так Чио оказалась в окейя в Киото, в районе Джион.

Продажа девочке в дом гейш

Артур Голден уделяет несколько абзацев тому, почему Чио стала называть свою ровесницу, с которой познакомилась в доме гейш, Тыковкой. Дело в том, что у той девочки было почти идеально круглое лицо и она постоянно высовывала язык, когда что-то усердно делала, чем напоминало стебель тыквы. Так за будущей гейшей и закрепилось прозвище, которым ее после называли даже клиенты мужчины.  Также мы узнаем, что Тыковка родилась в городе Саппоро, и когда девочке исполнилось пять, ее мать умерла, а отец отправил дочь к дяде в Киото. За год до начала событий в книге, дядя разорился, и девочка оказалась в окейе. Тыковка попала сюда за целых полгода до Чио, но в школу гейш ее отправили только спустя неделю после ровесницы.

Как Тыковка стала тыковкой

В фильме не присутствует такой персонаж, как Грэнни. Фактически она является хозяйкой окейя, в которое привозят Чио, хотя по факту всем уже тогда заведовала Мама (ее настоящее имя – Каюко Нитта). Грэнни когда-то удочерила двух девочек, Анти и ту, которую называют Мамой. В книге Грэнни уделяется довольно много места, в особенности интересна первая встреча, где в смотринах новой постоялицы участвуют они вдвоем. Спустя несколько лет она умерла, еще до того, как Саюри стала гейшей.

Персонаж по имени Грэнни

В книге любовник Хацумомо не был простым крестьянином, каким он после стал в экранизации. В оригинале мужчину звали Койчи и он был хозяином небольшого ресторана. Вместе с этим, такое название и вообще тайная связь гейши с ним, уничтожили бы ее репутацию среди высшего общества. В книге он не просто залазил в комнату к Хацумомо – они придумали более сложную схему, с задействованием и обманом прислуги. И там же Койчи сам утратил интерес к встречам в Хацумомо, так как для него это было слишком опасно – жена уже почти докопалась до правды. А то, что Чио ничайно подглядела за происходящим, совершенно выбило его из колеи еще до того, как Мама запретила эту связь. У Голдена за сокрытие этой связи была наказана вся прислуга в окейя и Чио чувствовала на себе недоброжелательные взгляды не только Хацумомо.

Любовник Хацумомо

В фильме сильно упростили весь процесс того, как Мамеха взяла под свое начало Чио. Такое покровительство у гейш называется “стать старшей сестрой”. Книга поясняет нам, что более опытная гейша руководствуется отнюдь не альтруистическими соображениями или не только приязнью. Она получает часть будущего дохода своей подопечной, а такие прославленные гейши как Хацумомо и Мамеха получает много приглашений стать ”старшими сестрами” и тщательно их отбирают. На момент начала книги, Хацумомо уже покровительствовала двум девушкам, которых выбрала сама и от этого ее отношение к ним было довольно хорошим. В книге Мамеха сначала пришла в окейя Нитти увидеть молодую Чио, присмотреться к ней. После они несколько раз встречались, обсуждали прошлое и будущее подрастающей красавицы. Только после этого Мамеха наведалась с официальным визитом в окейя и состоялся деловой разговор с Мамой. Если в фильме Мамеха показана в более светлом ключе, в книге она все же беспокоилась о своей части прибыли с Чио, и с Мамой они сошлись на компромиссе далеко не сразу.

Мамеха берет под свое крыло юную Саюри

Роман, устами Мамехи, немного рассказывает нам о ранних отношениях Хацумомо и Мамехи. Они были знакомы с детства, хотя жили и воспитывались в разных окейя. Хацумомо в книге на три года старше Мамехи и описана как более красивая. Вместе с этим, она не выносила конкуренции еще с малых лет и даже когда-то выжила молодую гейшу, подругу Мамехи. К слову, уже тогда Хацумомо научилась распространять слухи, что она позже продемонстрирует в попытке очернить Саюри. Когда-то она распускала слухи о своей еще более прекрасной сопернице по имени Хацуоки и делала это не напрямую, а через пьяниц и проституток, которые после передавали слухи по округе.

Хацумомо и Мамеха

Артур Голден не раз уделяет внимание суевериям, которым очень подвержены гейши. Например, когда Чио в первый раз встречает в окейя Хацумомо, та ждет на лестнице, пока за ее спиной высекут из камня искру, на удачу – без такого ритуала известные гейши не выходят на званные ужины с высокими гостями. Когда Чио и Мамеха начинают общаться, и девочка рассказывает гейше свою историю, та заглядывает в астрологические книги, чтобы понять, почему в определенные дни Чио не везло. Например, как складывались звезды в день, когда она пыталась убежать с сестрой.

Суеверия гейш

Обстоятельства получения Нобу своих ожогов были изменены. В фильме Председатель говорит об акте храбрости во время войны Японии против Китая в Маньчжурии. В книге Нобу получил свои увечья раньше, в 1910 году как молодой солдат императорского флота. Кроме того, в романе у него еще и нет руки – Саюри замечает свернутый двое рукав.

Нобу и его ожоги

Небольшое, но все же важное отличие касается и выступления на сцене в действии под названием “Танцы древней столицы”. В фильме это появление Саюри на сцене стало переломным моментом, который определил судьбу ее мизуаже, перемену настроения доктора Краба, восхищение Председателя, Нобу и Барона. Даже Хацумомо в кадре кажется выбитой из колеи. В книге Саюри выступала не один раз, а будучи главной исполнительницей, повторяла участие в шоу несколько недель подряд.

Танцы, в которых участвует Саюри

В книге образ доктора Краба раскрыт значительно шире, чем он был после перенесен на большие экраны. Доктор был выбран Мамехой как один из потенциальных покупателей мизуаже Саюри не только из-за достатка, хотя в фильме может сложиться именно такое впечатление. Помимо своего хорошего заработка, он был известен как своеобразный коллекционер мизуаже. Во многом поэтому он проводил время в чайных домах и общался с гейшами, всегда обращая внимание на молодых. Именно он купил мизуаже Мамехи много лет назад за рекордную тогда сумму 7 или 8 тысяч йен. За невинность Саюри он заплатил 11 000 йен и никогда бы не уступил этот приз Барону, который, как и Нобу, предлагал свои ставки. Мамеха попала в самую точку с тем маленьким представлением, с порезанной ногой Саюри. Когда уже состоялась церемония, доктор Краб показал Саюри портфель, в котором он хранил окровавленные обрывки тканей. После первого секса в жизни молодой гейши, доктор отрезал лоскуток полотенца, который подкладывал под девушку. У него уже был образец крови Саюри и он считал очень необычным, что у него от нее останется целых два таких трофея.

Образ доктора Краба

После процесса по продаже мизуаже доктору Крабу, фильм и книга начинаются довольно сильно расходится. В книге Саюри больше не спала доктором, как и в фильме, но в ее жизни появились другие мужчины. Первым ее данна стал генерал Тоттори Уносуке. Он проявлял интерес к Саюри, а после они стали спать раз в неделю в его доме и гостинице. Он был маленького роста, с животом и растительностью, и со временем Саюри стала воспринимать встречи с ним как обычное, пускай и не слишком приятное, дело. Генерал заведовал закупками армии и долгое время не только покрывал все расходы юной Саюри, но и помогал их окейя в войну с продовольствиями, чаем, тканями, карточками на другие товары. После ее посадили под домашний арест и умер он аж в 1950 году. Также у Саюри еще была связь с молодым человеком по имени Яшуда Акира, изобретателем пользовавшегося успехом велосипедного фонаря. Это была недолгая, но страстная связь, которая очень контрастирует с исключительно целомудренным образом, который мы увидели в фильме.

Мизуаже Саюри

Еще одним важным отличием книги Мемуары гейши Артула Голдена и одноименного фильма служит судьба Хацумомо. В романе последняя не устраивала драматический пожар в окейя, не находила платок Председателя и не уходила в ночной туман. После мизуаже Саюри, они продолжили еще несколько лет жить под одной крышей, даже учитывая тот факт, что девочка теперь стала наследницей Матушки. Но Хацумомо стала еще больше пить, распускать все больше слухов, оскорблять своих клиентов-мужчин и даже одного из них побила. Мамеха пустила слух, что доктор признал Хацумомо невменяемой. Так длилось ее постепенное падение в пропасть, пока, после одной из ссор, она ушла. Саюри после слышала, что Хацумомо после войны работала проституткой в другом районе Киото, но они больше никогда не виделись.

Судьба Хацумомом в книге и фильме Мемуары гейши

Роль Нобу в романе куда более расписанная и объемная, чем осталась в фильме, где акцент был смещен на Председателя. Нобу, еще с момента первой встречи с Саюри на арене сумо, покровительствовал девушке. Не раз заводился разговор о том, что он мог бы стать ее данной, но Мама приняла решение в пользу генерала Уносуке. Он то обижался на девушку, то вновь выходил с ней на связь и дарил подарки. Фактически, ему, среди мужчин в книге, уделено наибольшее количество внимания. Он действительно отослал девушку к своему давнему другу, только не делать кимоно, а создавать парашюты для армии, что заставили делать всех мастеров кимоно, из-за опыта работы с шелком. Спустя какое-то время после капитуляции Японии, они вновь встретились. Сначала общение было довольно напряженным, но после Нобу и Саюри обменялись подарками, и он сам уже сказал, что, когда встанет на ноги, сможет стать данной для Саюри. Книжный Нобу отметил, что бомбардировками были разрушены только две из четырех его фабрик. В итоге, в конце книги, он точно также окончательно обиделся на Саюри, когда узнал о ее новой связи с другим мужчиной.

Роль Нобу в романе Артура Голдена

Если в фильме Нобу попросил Саюри проявить внимание гейши к американскому офицеру, чтобы добыть его расположение, в романе Артура Голдена речь шла о новом министре финансов Японии Сато Наритака. Компания «Ивамура Электрик» была в щекотливом положении – после войны оставшиеся два предприятия могли закрыть. А министр Сато оказал поддержку Нобу и его предприятию, благодаря чему фирма получила большой кредит в банке Митцубиси. Сато всегда нравилась Саюри, когда он еще бывал в Джионе, но в книге Нобу также не мыслил, чтобы Саюри вступала в близкую связь с министром, как это было в фильме с полковником (его отношение, а не связь). Сцена с просьбой для Тыковки осталась той же, с той большой разницей, что в кино полковник только норовился добраться до нижнего белья Саюри, а в книге министр навалился на нее и у них был секс, как раз, когда Тыковка привела Председателя.

Полковник США и министр

Хотя различия между книгой Артура Голдена и фильмом Мемуары гейши касаются почти всех аспектов жизни Саюри, конец истории, связанный с Председателем и главной героиней, остается одним и тем же.

Счастливый финал с Председателем

30.07.2018

Рекомендуемые статьи

16.08.17
2 120

Во время прочтения биографии Стива Джобса за авторством Айзексона, я смутился проходным вниманием для трех презентаций продукции, ставших ключевыми в фильме 2015 года. Ведь фактически […]

16.07.15
1 819

Нашумевшая в свое время спортивная драма Оливера Стоуна, которая является лучшим фильмом об американском футболе, несмотря на свой массовый статус.

Фантастический боевик Майкла Бэя – одна из самых ярких и запоминающихся эмоций от киноблокбастеров 90-х годов с памятным актерским составом.