103

Музей кино во Франкфурте

Где находится Музей кино во Франкфурте

Когда вы погуляете по центральной части города Франкфурт, именуемой Innenstadt (внутренний город), самое время пересечь реку Майн, давшую городу приставку к имени и посетить Музей кино во Франкфурте. Оригинальное название этого примечательного во всех смыслах кино- места Deutsches Filminstitut & Filmmuseum (Немецкий Институт и Музей кино). Расположилось здание на берегу главной реки города, на живописной набережной прямо напротив делового центра города, по адресу Schaumainkai 41. Добраться сюда из основной части Франкфурта можно по мосту Untermainbrucke (дословно – ‘’мост под Майном’’).

Где находится Музей кино во Франкфурте

 

История Deutsches Filminstitut & Filmmuseum

Несмотря на свое расположение в историческом здании, музей кино во Франкфурте был открыт только в 1984 году. Сегодня это одно из семи подобных заведений в Германии. Открытый Институт и Музей кино продолжил традиции некоммерческих показов фильмов, которые ранее проходили в послевоенном здании Исторического музея. В преддверие открытия Deutsches Filmmuseum, историческая вилла по адресу Schaumainkai 41 была реконструирована. Интересно, что свое полное современное название музей получил, когда в 2006 году произошло слияние Музея кино здесь и Института кино (Deutsches Filminstitut). В 2009 году начался период реконструкции и в своем теперешнем виде Музей кино во Франкфурте был открыт 12 августа 2011 года. В здании расположен один из крупнейших архивов кино в Европе, насчитывающий 80 000 пленок, доступных общественности.

История Deutsches Filminstitut & Filmmuseum

 

Космическая одиссея 2001

Мое посещение музея кино во Франкфурте пришлось на 16 августа 2018 года. Предыдущие несколько месяцев здесь были посвящены 50-летию со дня премьеры культового фильма “Космическая одиссея 2001” Стэнли Кубрика и ограниченному выходу фильма на современных экранах в реставрированном качестве. Уже здание фасада музея встречало большим постером, высотой в два этажа и надписью о проведении выставки, посвященной фильму в течение целых шести месяцев, с марта по сентябрь 2018 года.

Космическая одиссея 2001 выставка в музее кино

В главном холле здания музея тематика »Космической одиссеи 2001» превалировала над прочими элементами дизайна. Еще один плакат стандартного размера с главным героем в титульном скафандре. Под стеклом можно увидеть игровую консоль из фильма, запрограммированную на три игры: теннис, хоккей и сквош, произведенную фирмой Philips в 1977 году. На одной из стен Кубрику посвящена визуальная инсталляция сцен всех его фильмов, где оттенки разных цветов сцен сливаются в один невероятный узор. Большой квадратный черный блок с названием фильма стоит у одной из колон тематического магазина. Чуть дальше под стеклом можно увидеть фигурки четырех персонажей »Космической одиссеи 2001», членов команды корабля Discovery. За кассой несколько стен заняты визуальной проекций сцен из фильма.

На стене в рамках виднеются оригиналы одиннадцати выпусков комиксов студии MARVEL, выходившие по мотивам кубриковской классики в 1976-1977 годах.  Позже, уже на первом этаже экспозиции (второй по факту), с небольшого балкона можно увидеть проекцию на стене. Это компьютерная версия одной из сцен фильма, в которой анимационный герой бежит в центрифуге. Сцена проецируется прямо на белую стену высотой пять метров.

Тематика фильма Космическая одиссея 2001 в музее кино

 

Холл Музея кино

Помимо тематики фильма “Космическая одиссея 2001”, сам холл Музея представляет собой дизайнерский шедевр и раздолье для всех любителей кино. Попав сюда, я ощутил приятную степень причастности к этому искусству, которое привык воспринимать обычно по эту сторону экрана, дома или в кинотеатре. Слева от входа можно взять одну из десятков тематических брошюр, посвященных как частям экспозиции музея, так и классике мирового кино. Дорога к кассе музея пройдет через тематический магазинчик.

Холл Музея кино Франкфурт

Здесь можно купить книги по теории кино, тематические альбомы, посвященные творчеству режиссеров, конкретным фильмам на немецком и английском языках. Постеры, ручки с дизайном фильмов, колоды карт, чашки, музыкальные пластинки, игрушки, сумки для покупок. На стенах можно увидеть все те же компиляции сцен кино, несколько пластиковых инсталляций стоят на полу, а оригинальный проектор начала ХХ века так и прельщает прикоснуться к нему или хотя бы оставить фото на память. Даже кафе кажется уютным дополнением интерьера, и даже лестница на нулевой этаж и гардероб с туалетом выполнены в тематическом дизайне.

Холл Музея немецкого кино во Франкфурте

 

I Этаж. Кинематографическое видение

Первая часть постоянной выставки Музея кино во Франкфурте называется FILM VISION (Кинематографическое видение). Целый этаж посвящен истории изменения визуального восприятия медиа, нашего восприятия того, что позже эволюционирует в мировое кино и телевидение. Выставка охватывает период 18-19 столетий и через показ эволюции приспособлений и техник открывает нам раннюю историю медиа, где кульминацией будет создание кино и первый фильм братьев Люмьер в 1895 году. Здесь мы узнаем, какие приспособления были прародителями проектора и камеры. Как их появление, развитие и доступность общественности повлияли на мировую культуру. На простейших устройствах нам объясняют саму человеческую природу визуального восприятия. Вместе с этим, перед нами не хронология изобретений, но эволюция восприятия и передачи информации.

I Этаж. Кинематографическое видение

 

Любопытство. Выставка встречает разнообразием приборов, среди которых: кинетоскопы, калейдоскопы, анаморфозы. Говоря проще, это приспособления для оптических иллюзий. Например, несколько разных трафаретных картинок, установленных одна перед другой, под прямым углом, формируют объемную картинку, похожу на сегодняшнее 3D. Самое интересное в этой части экспозиции – возможность самостоятельно заглянуть в оригинальные устройства и увидеть то, чем восхищалась публика Лондона и Нью-Йорка в XIX веке.

Часть экспозиции под названием Любопытство

 

Движение. Задолго до изобретения полноценного кино и прибывающего поезда от братьев Люмьер, оптические устройства позволяли публике увидеть иллюзию движущихся картинок. За стеклом можно увидеть так называемое “Колесо Фарадея”, а также его усовершенствованную версию “Колесо жизни” первой половины XIX ст. Также кинеографы – картинки, нарисованные на страницах блокнота и оживающие при быстром перелистывании. Эта часть экспозиции дает представление, как наш мозг воспринимает любое движение — по сути, как череду одиночных изображений и наоборот. Понятно, что без движения не может существовать кино, и открытые стробоскопического эффекта в XIX столетии позволило перевернуть наше представление о визуальном представлении вещей вокруг.

Музей кино Франкфурт. Выставка Движение

 

Экспозиция. Наверно все любители кино и те, кто был по своей натуре пытливым изобретателем в детстве, слышали о Камере Обскура. Как запечатлеть какой-то образ, изображение и сделать его постоянно доступным. На помощь оптическим иллюзиям в этом вопросе пришла фотография, ставшая еще одной важнейшей предтечей изобретения кино и телевидения.

Экспозиция и камера Обскура

 

Проекция. Наверно не многие слышали о таком изобретении, как “световая” или “фонарная” камера. На выставке представлен исторический оригинал этого приспособления позапрошлого века, где смена изображений сопровождалась музыкой, песнями или даже комментариями.

“световая” или “фонарная” камера. проекция музей кино

 

Движущиеся картинки. К концу XIX столетия ученые, как и люди, развлекавшие толпу в городах, находились всего в одном шаге от изобретения кино. Такие культовые личности, как братья Люмьер, кинопроизводители Складановские, фотограф Оттомар Аншютц, изобретатель Этьен-Жюль Маре бились над задачей совместить фиксацию пространства и после проекцию записанных изображений. Здесь можно не только увидеть за стеклом оригинальные постеры с шоу братьев Люмьер и один из их проекторов, но и самостоятельно, усилием руки, воспроизвести знаменитую сцену с прибытием поезда на платформу.

Движущиеся картинки и братья Люмьер

 

Кино. Этот небольшой зал для просмотра я обходил по кругу, двигаясь по тематикам самой экспозиции. И вот теперь можно зайти внутрь, сесть на лавочке и посмотреть несколько десятков минут программы старых фильмов с 1895 по 1911 годы. Немое кино на заре кинопроизводства, оригинальные фильмы братьев Люмьер и даже первый фильм, снятый в городе Франкфурт-на-Майне.

Кинозал архивного кино до 1911 года

 

2 этаж. Киноповествование

Если первый этаж постоянной выставки, посвященной кино, дал нам вводный курс предыстории создания движущихся изображений, вторая часть экспозиции Deutsches Filminstitut & Filmmuseum уже более подробно рассказывает о составляющих киноповествования и о том эффекте, которое оно оказывает на зрителя. Бесспорно, мы живем в эпоху стремительного технического прогресса, в век эволюции записывающей и проекционной техники, но акцент на технике всегда уступит развитию методов киноповествования. Части выставки на втором этаже показывают, как углы съемки могут менять перспективу, спецэффекты оживлять декорации, актеры перевоплощаться в самых необычных персонажей, освещение влиять на настроение, а музыка преображать изображение, пока монтаж создает произведения из километров кинопленки или терабайт цифровых данных.

2 этаж. Киноповествование

 

Кинозал. Прямо напротив входа расположился еще один кинозал, дающий внушительную фору маленькой коморки с первого этажа. Едва ли еще где-то вам доведется увидеть составное изображение сразу на четырех экранах, два из которых стоят перпендикулярно. В музейной брошюре заявлено, что программа показа представляет собой 40 минутный монтаж сцен из более чем сотни известных фильмов. Пока я наслаждался просмотром, обратил внимание, что нарезка кадров как показывает с необычной стороны сцены одного конкретного фильма, так и контрастный монтаж схожих моментов. Раньше здесь использовалась более классическая версия проектора, что требовало контроля со стороны специального человека, а сегодня на экранах показывают оцифрованное изображение в HD формате, без необходимости менять пленку.

Примером первого была культовая сцена мексиканской дуэли из “Хороший, Плохой, Злой”. Знаменитый монтаж лиц, оружия, общих планов трех главных героев в исполнении Клинта Иствуда, Илая Уоллака и Ли Ван Клифа подавался сразу на четырех экранах, что создавало невероятный эффект объемности и вовлечения в происходящее. Хотя это всего лишь музейная инсталляция, на уровне ощущений кажется, что за таким форматом будущее кинотеатров. Из контрастного монтажа мне запомнилась сцена пересечения Красного моря евреями из экранизаций библейских мифов. В частности, попеременно на разных экранах показывали сцены из классики кино “Десять заповедей” 1956 года и относительно недавней работой Ридли Скота на ту же тему – “Исход. Боги и цари”.

Кинозал из четырех синхронизированных экранов

 

Актерская игра. Какими бы красивыми кадрами не располагало кино, именно через персонажей рассказываются истории, а благодаря актерскому мастерству показанное на экране приобретает палитру эмоциональных оттенков. В этом уголке выставки внимание уделено разным персонажам кино и актерам, которые часто скрывались под масками или открыто восхищали публику. Под стеклом можно увидеть костюмы, элементы сложного грима, модель Чужого из оригинального фильма 1979 года, выполненную в реальную величину по эскизам Ханса Руди Гигера.

Чуть далее инсталляция под стеклом посвящена сложному гриму, с фотографиями подготовительного процесса актеров. В частности, преображение Дастина Хоффмана для роли в фильме “Смерть коммивояжёра” 1985 г. Оригинальный концепт сложного грима Т800 для Арнольда Шварценеггера во второй культовой части “Терминатора”. Эскизы костюмов для фильма “Отель Гранд-Будапешт”. На фотографиях 1942 года немецкий актер Отто Гебюр сам накладывает себе макияж, чтобы стать похожим на короля Пруссии Фридриха II в пропагандистском фильме времен Третьего рейха “Великий король”. Три стадии преображения актера для роли Гитлера в трагикомедии “Мой Фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере” 2007 г.

Модель Чужого, шлем Дарта Вейдера, оскар музей кино

Еще дальше внимание сразу привлекает шлем Дарта Вейдера. Конкретно эта пластиковая модель не попала в культовую сагу, но использовалась во время подготовки “Империя наносит ответный удар” для настройки работы света в сценах с Вейдером. Чтобы шлем не давал ненужных бликов в кадре и был полноценно освещен в кадре. На стене справа можно увидеть оригинальный немецкие плакаты фильмов “Завтрак у Тиффани” (1961) и “Королева Кристина” (1933) с Одри Хепберн и Гретой Гарбо в главных ролях соответственно.

Еще одна застекленная витрина выставки, посвященная Актерской игре рассказывает нам о языке тела в кадре. Например, раскадровки движения анимационных гномов из диснеевской классики “Белоснежка и семь гномов” (1937). Кадры из фильмов с эмоциональными партиями от немецко-французской актрисы Роми Шнайдер. Мимика сцены диалога из западногерманской драмы “Крысы” 1955 года. Изюминкой выставки, наряду с моделью Чужого и шлемом Дарта Вейдера, можно считать настоящую статуэтку Оскар. Здесь под стеклом можно увидеть премию, которую вручили австрийскому актеру Максимилиану Шеллу за роль адвоката в классической судебной драме “Нюрнбергский процесс” 1962 года.

Актерская игра и ее роль в мировом кино

 

Звук. Мы часто недооцениваем значение звука и музыки в кино, хотя даже трейлеры вам запоминаются чаще те, которые отличаются запоминающимся саундтреком и ярким сведением звуковых эффектов. В этой части музей кино во Франкфурте можно увидеть нотную книгу партии пианино для классики еще немного кино “Метрополис” 1927 года. Под стеклом увидеть обложку и саму пластинку саундтрека к фильму “Беспечный ездок”. Особенно мне понравилась небольшая консоль, где можно одеть наушники и собственноручно сделать микс звуковых эффектов для сцены боя между Нео и Морфиусом в первой части “Матрицы”.

Роль звука в истории кино музейная экспозиция

 

Изображение. Если на первом этаже нас познакомили с основами композиции, здесь уже знакомят с конкретными элементами, влияющими на наше восприятие. Работа оператора и позиция камеры, освещение, место съемки и декорации, цветовая палитра и специальные эффекты. Самое удивительное, что здесь для посетителей музея доступен интерактив с зеленым экраном – тем самым неотъемлемым элементом современного кинопроизводства блокбастеров и не только. Можно стать в определенную точку на полу и наблюдать иллюзию вокруг себя на одном из трех экранов. Самым интересным, конечно, можно назвать сцены с гигантским богомолом, который на вас нападает. Вдвойне интересно наблюдать, как люди заигрывают с этой инсталляцией.

Изображение. Зеленый экран

За зеленым интерактивным экраном под стеклом виднеются настоящий видеокамеры, используемые ранее и в современном кинопроизводстве для создания того самого изображения. За еще одним небольшим залом для просмотра, можно увидеть эскизы, посвященные изображению.  Например, для мультфильмов “Алиса в стране чудес” и “Шрэк”. Раскадровки анимации движения героев в фильме “Трон’’ 1982 года. Набросок цветовых решений для мультфильма “Питер Пэн” 1953 г. Раскадровки “Парка Юрского периода” с Т-Рексом в главной роли. Картонный макет жилого района на мосту из фильма “Парфюмер” 2007 года. Дизайн панорамной сцены города из “Искусственного интеллекта” Стивена Спилберга. Наметки использования тогдашних визуальных эффектов для классического пеплума “Десять заповедей”.

Развитие изображения в мировом кино

 

Монтаж. Изображения, звук и даже особенности актерской игры способны ожить на экране в форме произведения благодаря монтажу. Работа по монтажу над проектами обычно длиться дольше, чем сам процесс съемок и подразумевает многомесячное сведение сцены и звука в студии монтажера. Целая витрина занята составляющими панорамной сцены из культового фильма “Космическая одиссея 2001”, которые команда Стэнли Кубрика создала, чтобы выстроить свое повествование в связный монтаж. Вы можете вживую увидеть одну из тех самых дощечек, которыми размечают съемочные дни и сцены. По части интерактива здесь также все прекрасно. Можно самостоятельно склеить разную последовательность кадров в культовых фильмах. Я выбрал для своих экспериментов первые части “Индианы Джонс” и “Властелина колец”.

Музей кино Франкфурт-на-Майне. История развития монтажа

После посещения основной экспозиции, вы можете продолжить свое пребывание в здании в тематическом кафе или на верхних этажах музея, где регулярно идут показы кино. Когда я был там в августе, как не трудно догадаться, можно было посмотреть “Космическую Одиссею 2001”. Надеюсь, мой небольшой обзор Музея кино во Франкфурте был для вас интересным и конструктивным. Смотрите кино, обсуждайте его, пишите о нем, путешествуете по местам кино и не только.

16.12.2018

Рекомендуемые статьи

Прогулка по местам спортивной славы Арнольда Шварценеггера в Мюнхене, где он прожил два года с 1966 по 1968 перед переездом в Соединенные штаты.

Приключенческое произведение Роберта Льюиса Стивенсона отсылает нас ко временам гражданской войны Алой и Белой розы в Англии.

Это произведение не так хорошо известно книгоманам, как та же Клеопатра, но оно продолжает тему неизвестной истории Древнего Египта.