1 905

Рецензия на Метро 2033

Сегодня полки книжных супермаркетов и виртуальные – интернет-магазинов, скрипят от тяжести многочисленных ответвлений вселенной «Метро 2033». Такую же возможность эксплуатировать тему однажды предоставил Дмитрий Глуховский, сделавший себе имя на первой годной, за долгое время, массовой фантастике на просторах бывшего СНГ. Мое первое знакомство с книгой прошло шесть лет назад в формате аудиоверсии, в разгар ажиотажа от выхода одноименной компьютерной игры в жанре FPS. После я прочитал роман, уже в печатном варианте, еще два раза. В моем случае, признаюсь, большую роль сыграло как раз виртуальное воплощение, как своеобразный вариант экранизации. Продолжение же, за авторством того же Глуховского, показалось скучным ширпотребом, утратившим все интересные наработки оригинала. И даже если в вашем городе нет линии метрополитена, поклонники жанра постапокалиптики наверняка найдут для себя историю путешествий парня Артема интересной. Мир после глобальной войны, чай из грибов, воздушные фильтры, бронированные дрезины, патроны от Калашникова в качестве валюты и мутанты в темных тоннелях.

Карта мира метро 2033

Первым и, пожалуй, основополагающим аспектом успеха книги стал, как я его называю, отечественный или славянский феномен. Согласно фантазии автора, в 2013 году мир сгорел в пепелище ядерной войны между бывшими оппонентами по Холодной войне, а нескольким десяткам тысяч выживших удалось спастись в московском метро (в сопутствующих книгах география расширится). Среди них люди разных возрастов, вероисповеданий, национальностей и убеждений. И хотя достижения начала XX века уже вовсю работали на мир «Метро 2033», на момент трагедии, о них практически ничего не упоминается. Глуховский сосредоточился на некоем общем знаменателе, который был бы интересен к прочтению большей части людей на территории бывшего СНГ. Я говорю о так называемой советской атмосфере, которую часто брезгливо называют «совком». Именно этот лейтмотив пронизывает все пятисотстраничное повествование, как вариант регресса после конца.

Мир в руинах по Глуховскому

Записывать ли такой формат в наивности или достоинства – уже дело субъективное, как, впрочем, и отношение к литературе. Между распадом СССР и основными событиями романа прошло без малого 43 года, в то время как большей части здешних обитателей нового мира тридцать-сорок лет. Тем не менее, под землей сохранилась советская выправка, отнюдь не литературный жаргон дворовых пивных и темы, далекие от информационной революции нашего времени. Когда старшее поколение, например отчим главного героя или встречный Михаил Порфирьевич вспоминают прошлое, они говорят об элементарных удобствах бывших жилищ, о чистом приятном небе. В тоже время, аудиторией книги остаются скорее молодые люди, чем старшее поколение. Интересно ли погружаться в соответствующий колорит – Да, интересно. А вот искать междустрочный смысл, увы, не стоит – это развлекательное произведение, лишь с намеками на смысловую нагрузку. В тоже время, многие близкие русскоязычной аудитории темы, придутся по интересу.

Думаю, многим известна история становления популярности «Метро 2033». Автор публиковал отдельные главы из романа на своем блоге, и только спустя время история вышла в печать. Известность же пришла к книге только с выходом одноименной книги. Как в свое время произошло с игрой S.T.A.L.K.E.R и культовым «Пикником у обочины» Стругацких. Глуховский действительно попал в струю и оказался в нужное время в нужных обстоятельствах. К тому же, как бы не критиковали сюжет книжные обозреватели, сама идея довольно интересна и оригинальна. В противовес большинству постапокалиптических драм, сосредотачивающих внимание на шатких остовах на поверхности, на сером небе и мертвой растительности, Глуховский поместил своих героев под землю. Конечно, сама возможность жизни там в течение двадцати лет, когда над головой столь агрессивная среда, вызывает больше вопросов и недоумение, чем восторг, но все же. Как считает автор, люди слишком привыкли цепляться за жизнь, чтобы просто умереть от голода или задухи.

Метро 2033 Глуховского

Основное полотно истории представляет собой дорожное приключение из точки А в призрачную точку B. Эта незамысловатость и простота снимает, как сливки, большие ожидания, оставляя просто интересную историю о двадцатипятилетнем парне Артеме. Его отправной точкой A служит станция московского метрополитена ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства). Люди здесь приспособились выращивать в заброшенных перегонах свиней и грибы – из последних они делают чай для заваривания – предмет бартера с другими станциями. Полный недосказанности путешественник Хантер возлагает на хрупкие плечи Артема важную миссию – пересечь половину известного ему миру до города под землей под названием Полис. Конечно, на долю избранного выпадет целый ряд испытаний, из которых, часто, ему поможет выбраться живым чистая случайность или чудо – такая вот сказочность от Дмитрия Глуховского, которая, так или иначе, срабатывает. К приключениям действительно возникает интерес, связанный, в первую очередь, с изучением каждой последующей точки на маршрутке.

Стоит ли говорить, что книга будет очень интересна жителям города, в котором проходят ее события – тем, кто имеет возможность побывать на тех самых станциях, описанных в книге. Легко представить себе автора, который набирался вдохновения, катаясь по московскому метрополитену, а после читал доступную информацию для теоретической базы. И хотя большинству людей названия ничего не скажут – это дело второстепенное. Наименования здесь не играют никакой роли. Куда интересней открывать новые отрезки этого мира. Каждая путевая точка, по большому счету, это свой маленький город, с устоявшимся строем, со своими порядками. Одни остановки поведают о постоянном страхе чудовищ из туннелей, другие о голоде или вспыхнувшей эпидемии. Присутствует здесь и элемент политики, так или иначе свойственный любому, даже столь замкнутому обществу. Мы узнаем о содружестве торговых станций кольцевой линии, называемых Ганзой. Артем сначала слышит только непонятные для него термины, а после и сам попадает к новоиспеченным националистам, мечтающим основать Четвертый рейх, или к их оппонентам в лице последовательной красной революции. Герой, в традициях путешествия, знакомится с разным сортом людей. От грубых громил, до сектантов, поклоняющихся Великому червю. Пускай все это наивно и не производит впечатление высокой фантастики, страницы романа, особенно в первый раз, проносятся перед глазами довольно стремительно.

Обитатели мира метро под Москвой

Когда я собирался в первый раз познакомиться с романом Глуховского (это была аудиокнига, озвученная Герасимовым, без музыкального сопровождения, меня интересовало, как же здесь реализован экшен. Друг, уже тогда также отслушавший Метро 2033, сказал примерно следующее: Там такие моменты: Артем вскинул свое оружие, и врага полоснула автоматная очередь. Здесь действительно присутствует доля так называемого боевика, причем не в последнюю очередь. Особенно это касается второй половины книги с выходом на поверхность и посещением одной известной достопримечательности. Автор пытается вплетать между глав философские темы и предрассудки, на грани мистики. Местами это вызывает интерес, местами отвлекает от основного повествования. Как я уже сказал, смысловой фундамент здесь присутствует, но в упрощенной форме.

Metro 2033 (2010)

Как я уже отметил выше, игра стала настоящим событий на постсоветском пространстве и во многом обеспечила новый виток популярности творчества самого Глуховского, который принимал деятельное участие в игроадаптации. Я, в том числе узнал об этом выдуманном художественном мире через электронную вариацию и считаю ее неотъемлемым дополнением  книге. Предположу, что абсолютное большинство людей, познакомившихся с романом, бегали по виртуальным тоннелям метрополитена. История странствий изменилась не сильно и осталась верна букве оригинального варианта, за несколькими исключениями, опущениями. Сцены, вроде работы в выгребной яме остались за бортом, уступив место погоне с танком под землей и более экшен-подобному походу в Метро-2.

Игра Метро 2033

04.03.2016

Рекомендуемые статьи

04.11.16
1 789

Мрачный детектив Денниса Лихейна и его экранизация за авторством неподражаемого Мартина Скорсезе стали настоящими хитами литературы и кино.

22.12.16
4 044

Культовый роман Стивене Кинга послужил основной для легендарного фильма Фрэнка Дарабонта, прочно обосновавшегося в числе лучших картин всех времен.

Культовый фантастический фильм Джеймса Кэмерона не только сделал из Арнольда звезду первой величины, но и навсегда изменил обличье мирового кино.