962

«Контакт» — Поиск внеземного разума

Хотя концентрация достойных внимания фантастических фильмов, с активным развитием производственных технологий, увеличивается от десятилетия к десятилетию, полка любимых картин пополняется очень неохотно. И дело даже не в иссыхающем источнике свежих идей и кредиту доверия к экранизациям классики. С каждым годом требовательного зрителя все сложнее удивить, а вот отдельные картины прошлых лет надежно обосновались в памяти где-то между ностальгическими воспоминаниями и отношением к жанру в целом. Фильм «Контакт» Роберта Земекиса по книге Карла Сагана для меня был и остается одним из преприятнейших поводов инвестировать два с половиной часа времени в просмотр кино. Возможно, это прозвучит громогласно, но за последние 20 лет я не встречал негативной реакции на фильм среди тех, кому его советовал.

Фильм «Контакт» — Детский передатчик

У людей любознательных наверняка не вызовет сомнений или недоверия утверждение, что Карл Саган был не только видной личностью в мире науки, но и признанным ее популяризатором. Благодаря его статьям, методическим и философским публикациям, выступлениям перед публикой, покровительству медийному освещению науки, книгам, миллионы мальчишек, сериалу «Космос», да и не только, по всему миру, получили стимул взглянуть на окружающий нас мир под другим углом воображения. Поэтому считаю экранизацию единственного художественного произведения автора за авторством Роберта Земекиса важным событием для кино и жанра научной фантастики в частности.

 Фантастический фильм Контакт 1997 Роберта Земекиса

В первых же восьми минутах фильма «Контакт» Роберта Земекиса уместилось как минимум три увлекательнейших элемента. Во-первых, картина Сontact 1997, без долгих заигрываний с титрами и интригой названия (бывает и такое), представляет зрителю короткое путешествие. Отличная для своего времени компьютерная анимация обеспечивает двойное масштабирование – сначала от орбиты Земли вглубь необъятного пространства к Звезде Вега, а затем прямиком в аллегорию на человеческое воображение. А дальше Карл Саган, сценаристы и режиссер Роберт Земекис, актриса Джоди Фостер начинают дергать за столь чувствительные детские струнки, которые называются мечтами. И не важно, сколько вам лет на момент просмотра фильма «Контакт» – кто из нас останется равнодушным к мысли о домашнем телескопе, о частном доме и окне, из которого моно наблюдать за обозримой вселенной. И хотя у нас подобный опыт не так развит, как в тех же Соединенных штатах, согласитесь, это прекрасная и добрая мечта, причем более чем осуществимая (сегодня бюджетный телескоп стоит как среднего класса смартфон).

Маленький передатчик и поиск внеземной жизни

Состоянием на сегодня, когда через одного школьника из кармана торчит мобильный телефон, люди ежедневно вязнут в интернете, идея радиопередатчика Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) кажется большинству людей банальной и каким-то архаизмом. Так и есть, так как на смену пришли новые технологии, вот только много ли людей использует их с толком. А вот в 1970-х, которые открывают вступительные сцены фильма «Контакт»,  такое развлечение кажется более чем оригинальным, да и сегодня – прекрасный образовательный источник для детей. Мы просто сегодня так избалованы, что необоснованно критикуем по-настоящему захватывающие вещи. И когда маленькая Элли вместе с отцом (Дэвид Морс) отмечала на карте новые знакомства, установленные с помощью радиоволн, у меня, еще в конце 90-х, захватывало дух.

 Маленькая Элли Эроуэй со своим передатчиком

Поиск внеземной жизни и звезда Вега

И вот главная сюжетоформирующая основа фильма «Контакт» Роберта Земекиса, по уровню образовательного интереса и качеству реализации которой, как мне кажется, до сих пор нет равных. По мере отхода от религиозных стереотипов и ограничений, вместе с развитием научной мысли и тенденции людей элементарно мыслить критически, все большую значимость приобретал (по упомянутым причинам не исконный) вопрос: «Одни ли мы во вселенной?» И если многочисленные, а именно десятки и сотни фантастических книг и фильмов по-своему дают ответ, то обычно это касается уже более осязаемой стадии контакта. Ведь вас уже не удивишь развитыми межгалактическими мегаполисами, причудливыми формами жизни, лазерными бластерами и скачками в гиперпространство, путешествия во времени. А вот если опуститься фантазией на землю, то мы столкнемся с предваряющим все это этапом – этапом самого осознания, а даже не контакта. Именно заветное слово Сontact 1997, положенное в основу книги и «фильма Контакт» – это лишь повод, последний, а может и первый существенный толчок.

Карл Саган ставит фундаментальные вопросы, которые явно выходят за рамки банальных и часто цитируемых. Радует, что за 2.5 часа фильма «Контакт» ни разу, даже в качестве шутки, не звучит излюбленная фраза о зеленых человечках. Потенциальные «контактеры» родом с звезды Веги изначально представлены зрителю как нечто большее, чем двух или сколько бы то ни было –ногие  существа с большими испытующими глазами и космическим голубем мира в руке. Уже наш стремительный технический и общественный прогресс заставляют задуматься, какую форму примет человеческая цивилизация через, даже не нужно слишком уходит вперед, тысячу лет. Станем ли мы сами космическими путешественниками или же превратим сами себя в прах.

 Поиск внеземной жизни и звезда Вега

Должен признаться, что фильм «Контакт» Роберта Земекиса в приятном смысле дарит наивность – ощущение значимости увиденного. Невольно ловишь себя на мысли, что с почти что серьезно воспринимаешь происходящее на экране, в частности подробности контакта с внеземной цивилизаций с Веги. Что уж тут говорить об апогее истории, когда забываешь о том, что проводишь время за художественным вымыслом и внимаешь, словно действительно можешь узнать нечто вопиюще интригующее. Считаю фильма «Контакт» остается одним из ярких примеров той самой популяризации открытого мышления, когда за сеансом ты не только отдыхаешь за развлекательным продуктом, но и развиваешься.

Многим людям, как и правительственным скептикам из фильма (до определенного момента), покажется глупой затея проводить годы своей жизни, вкладывать миллионы долларов и ресурсы в наблюдение, в изучение звуков окружающего нашу планету мира. Героиня Джоди Фостер Элли Эрроуэй кажется  фанатичной, преданной своему делу, а ведь именно такие люди движут науку вперед. Конечно, фильм «Контакт» в определенном смысле дает людям почти наверняка (в рамках их конкретных жизней) несбыточную надежду. Только единицы специалистов в мире имеют необходимые знания и допуск к таким объектам, как радиотелескоп в Аресибо, и во многом благодаря этому фильм и цепляет. Ведь мы часто обращаемся к кино за историей, за сказкой, непосредственными участниками которой мы вряд ли станем.

Телескопы для поиска внеземной жизни

Кудесник Роберт Земекис

Если составить список самых обожаемых и восторгаемых кинопроизведений, то мы увидим, что Роберт Земекис приложил руку как минимум к любимой миллионами трилогии «Назад в будущее» и к одному из величайших фильмов всех времен «Форресту Гампу». Так вот у вышедшего в 1997 году фильма «Контакт» присутствует много общего с обеими этими работами. Если брать по мелочам, то можно вспомнить, например, запоминающиеся сцены с вклейкой героев фильма в документальные кадры и наоборот. Президент Клинтон в рамках фильма, как действующий на момент выхода президент, придал происходящему еще одну изюминку и в этих кадрах сразу угадывается техника из «Форреста Гампа» (в свое время принесла фильму статуэтку Оскар в категории «лучшие спецэффекты»). Если брать более глобально, перед нами история одной личности, по-сути, бросившей вызов окружающему порядку. К героине Джоди Фостер также, и в неизменно большей степени, чем к Форресту, можно относиться по-разному, но, согласитесь, трудно отказать ей в сопереживании.

Фильм «Контакт» обладает таким понятием, как магия кино. Тот самый случай, когда в одном художественном ритме сходятся практически все составляющие, и здесь, я просто уверен, во многом заслуга мастера Роберта Земекиса. Здесь без малого интригующий сюжет и 150 минут времени проходят не просто без намека на скуку, но и в постоянном эмоциональном возбуждении – это редкое качество для продолжительных фантастических историй. У фильма «Контакт» просто отменный актерский состав, о котором подробней скажу дальше. Визуально картина поставлена просто потрясающе, учитывая тот факт, что не предлагает зрителю межпланетных дуэлей крейсеров (многие любят «Звездные войны», но это разные звенья одной цепи голливудского кинематографа). К тому же в фильме отличные музыкальное (композитор Алан Сильвестри придает этому утверждению убедительности) и звуковое сопровождение. При этом в рассказанной истории практически полностью отсутствуют тормозящие сюжет сцены или раздражающие элементы. Интересное наблюдение – я не встретил еще ни разу отрицательной реакции на фильм «Контакт» у людей, которым его советовал или которые охотно хотели фильм обсудить.

  Кудесник Роберт Земекис и его Контакт 1997

  Действующие лица и актерский состав

Большинству успешных проектов достаточно одного или двух видных деятелей актерской элиты, чтобы привлечь внимание потенциальных зрителей и придать, пускай часто и надуманную, значимость происходящему на экране (так как утверждение, что звезды первой величины выбирают только заведомо хиты – более чем наивно и опровергнуто десятками болезненных для поклонников примеров). Во-первых, у фильма «Контакт» есть в активе сильный, располагающий дуэт Джоди Фостер и Мэттью МакКонахи. Эта исполнительница (несмотря на свои, как выяснилось, нетрадиционные любовные предпочтения) придала образу Элли женской силы, такой себе современной эмансипированности. При этом, главная героиня остается обычным человеком, так нуждающимся в поддержке, одобрении поступков и суждений. Она может перечить высшим правительственным чинам, а сама робеть перед перспективой выхода в свет на прием. Элли может проигнорировать притязания небезразличного ей мужчины, а после так нуждаться в его расположении. Способна предстать перед судом общественного мнения и заплакать при других обстоятельствах.   Действующие лица и актерский состав

Герой Мэттью МакКонахи и его философ Палмер Джонс обеспечивает фильму «Контакт» тот самый контраст, столь необходимый истории.  Расхождения между отношением чисто научным и религиозным. Конечно, можно поспорить со значимостью, которую придали этому герою (почти ироничное внимание со стороны президента к 30-летнему деятелю) и все же он обеспечивает как романтическую составляющую, так и дискуссионную. Этот мужчина не является противоположностью главной героини. Хочется также отметить очень сильный актерский состав. Том Скеррит вызывает определенный набор эмоций, та как является здесь по-сути единственным, но все же столь необходимым антагонистом (фанатиков-смертников я не беру в этот расчет). Опять же, человек возрастом явно к 60-ти никогда не был бы выбран в качестве испытателя полета, даже по соображениям гуманности. Такой себе темной лошадкой истории выступил таинственный миллиардер и покровитель в лице Джона Херта. Также обратите самое пристальное внимание на появление во втором плане Джеймса Вудса, Уильяма Фихтнера и Дэвида Морса.

Том Скеррит, Джон Херт, Джеймс Вудс, Уильям Фихтнер

Наука в поисках Бога

Заглавие для раздела отдает дань другой печатной работе Карла Сагана — в оригинале «The Varieties of Scientific Experience: A Personal View of the Search for God». Так вот как в книге «Контакт», так и в фильме Роберта Земекиса, критика религиозных предубеждений не является главным мотивом и исходит, в большей степени, из уст главной героини. Но автор оригинальной истории Карл Саган очень тонко дает нам возможность домыслить лишь упомянутое вскользь. Только задумайтесь, когда Элли (Джоди Фостер) лишают права быть первооткрывателем, это должно вызывать, по крайней мере, возмущение. До этого ее заслуги подло преуменьшают, пытаются присвоить достижения, а довод комиссии становится последней каплей в чаше зрительского внимания. И сложившаяся ситуация действительно двойственна.

Критика доктора Элли Эрроуэй оправдывается чисто логическими и статистическими заключениями. Действительно, единственный избранный представитель человеческой расы должен представлять основные тенденции общественного мнения. Ведь высококвалифицированный специалист, ученый, уже находится в касте избранных. И вхождение такого посланника в те самые пресловутые 5% кажется нелогичным. Я не хочу вдаваться в обсуждения темы предубеждений, архаизмов сознания людей, потому как статья о художественном фильме, но поданные здесь мысли явно заслуживают внимания. Элли изначально ставит правильные вопросы ко всему происходящему, демонстрирует уникальное, исключительно прогрессивное мышление. С таким же успехом можно было критиковать ученого за то, что он не верит в Санта-Клауса. А задайте себе вопрос, почему большинство людей хотят верить в сверхъестественную сущность. К слову, в самых напряженных (с точки зрения развития истории, а не саспенса) сценах, героиня получает ответ на вопрос, как же преодолеть чувство одиночества.  Наука в поисках Бога - Карл Саган

Интересные факты о фильме

  • Путешествие посредством червоточин или так называемых мостов Эйнштейна-Розена недавно было по-своему показано в нашумевшем «Интерстеллар» Кристофера Нолана. У фильмов много общего, в особенности социальный подтекст. Есть также некая экспедиция, целью которой должны стать ответы на живейшие вопросы. Правда, в фильме Кристофера Нолана 2014 г. почти полностью опущена тема поиска внеземного разума и акцент смещен. К тому же, кто еще не обратил внимание – Мэттью МакКонахи сыграл в обоих фильмов с периодичностью 17 лет.
  • Как подсказывают открытые источники, Карл Саган скончался в 1996 году, как раз когда работы над экранизацией единственной его художественной книги Робертом Земекисом были в самом разгаре.  Жаль, что известный ученый не смог увидеть этот прекрасный фильм. Когда будете смотреть фильм «Контакт» в ближайший раз, обратите внимание, что в последней сцене фильма, где Элли рассматривает иссохшую почву на ладони, появляются слова FOR CARL. Подразумевается, что фильм посвящен автору произведения, Карлу Сагану. Спустя еще несколько мгновений, можно увидеть соответствующую надпись: «Based on the novel by Carl Sagan».
  • Во вступительной сцене общения с отцом, маленькая Элли (будущая Джоди Фостер) показывает ему свой рисунок, на котором изображен солнечный пляж с пальмами. Конечно, нельзя сказать, что из него впоследствии было воссоздано то окружение, что мы видели в конце, но это ведь было лишь отображение образов, сделанное детской рукой. Это одновременно и своего рода пасхалка, на которой явно сделали акцент, и повод для размышлений
  • В фильме довольно интересным образом (подобные эффекты уже применялись в другой картине Земекиса «Форрест Гамп») событиям в высших правительственных кулуарах США придана дополнительная значимость, ну или мнимая достоверностью. С помощью монтажа в одном кадре появляются главные герои фильм и тогдашний президент Билл Клинтон. А вот в тех сценах, где не видно четко его лица, был задействован дублер и это сделано похожим образом с упомянутым мной шедевром Земекиса.
  • Это конечно не единственный фильм, в котором в роли самого себя появляется известный телеведущий Ларри Кинг, но как же это производит впечатление. В одной из сцен он проводит в своей несменной студии CNN интервью с героем Мэттью МакКонахи, теологом Палмером Джосом. В рамках этого обсуждения, священник задает зрителям вопрос, стало ли человечество счастливей с нарастанием технического прогресса.
  • В фильме «Контакт» две немаловажных роли исполнили Том Скеррит и Джон Херт, которые уже вместе играли в другом фильме на космическую тематику – думаю, многие уже вспомнили, что это был «Чужой» Ридли Скота. К слову, там они также откликнулись на зов таинственного сигнала и в обоих фильмах их персонажи не дожили до финальных титров.
  • В одном из почти философских диалогов главных героев (Джоди Фостер и Мэттью МакКонахи) Элли иронично подмечает, что если люди – единственный живой вид во вселенной – это было бы невероятно печальной тратой пространства. Эта один из часто употребляемых самим Карлом Саганом тезисов, который можно, в том числе, услышать в его документальному цикле «Космос» 1980 г.
  • Карл Саган был не только автором сценария, продюсером и консультантом фильма «Контакт». Для него было готово небольшое камео члена комиссии, которая отбирала наиболее достойного кандидата, но ученый умер раньше, чем эта сцена была отснята.
  • Через несколько лет после выхода фильма «Контакт», медиагигант CNN запретил использовать его логотип в художественном кино, как и своих сотрудников олицетворять в кадре работодателя (Тот же Ларри Кинг и его шоу). У Земекиса же в кадре засветилось 25 известных репортеров.
  • Речь Билла Клинтона, которую взяли за основу киношной речи президента об удивительной находке, действительно имела место в 1997 году в Белом доме и была посвящена, в том числе, обнаружению метеорита в Арктике, предположительно прилетевшего когда-то с Марса.
  • В кадре Джоди Фостер и Мэттью МакКонахи отражали разное отношение в обществе к вопросу возможного существования высшего разума. В реальной жизни Фостер действительно атеист, а МакКонахи – преданный католик.
  • В фильме «Контакт» есть слепой астрофизик по имени Кент Кларк (исполняет Уильям Фихтнер). Персонаж содержит в себе сразу две отсылки. Во-первых к реальному слепому ученому-астрофизику Кенту Каллерсу (Kent Cullers), а во вторых к настоящему имени Супермена – Кларку Кенту.
  • Роберту Земекису удалось снять одну очень технически сложную сцену. Помните, когда маленькая Элли бежит вверх на второй этаж их с отцом дома за лекарствами. Камера следует за девочкой спереди и переходит в отражение зеркала. Снять такой кадр естественно невозможно, поэтому подъем снимали отдельно, а зеркало на момент съемок, было представлено синим экраном (предшественником сегодняшних зеленых).
  • Имя героя Джона Херта С. Р. Хэден, в оригинале S. R. Hadden является отсылкой к древнему царю Ассирии Асархаддону (Esarhaddon). Как позже говорил Роберт Земекис, персонаж символизировал то, каким мог стать Билл Гейтс, если бы сошел с ума.
  • В сцене где Элли приходит домой и чуть раньше того, как получает на компьютер первое сообщение от Хэдена, можно увидеть черно-белую фотографию автора книги «Контакт» Карла Сагана на столике у зеркала.
  • Кстати еще один интересный момент связи с будущим хитом «Интерстеллар» 2014 года. В фильме «Контакт» герой Мэттью МакКонахи пытается осмыслить факт, что дорогая ему женщина отправиться на звезду Вега и они вряд ли увидятся, ведь на Земле пройдет 50 лет и все, кого она знает, уже умрут. Через 17 лет его персонаж Купер сам покидает планету, оставив семью, на неопределенный срок.
  • Известный режиссер фильмов по Толкиену Питер Джексон помогал с доработкой некоторых визуальных эффектов к Contact 1997, как ответную услугу Роберту Земекису. Годом ранее тот помогал с работой над фильмом «Страшилы» (1996).
  • В 2011 году Джоди Фостер присоединилась к группе спонсоров, которые спасли от закрытия один из центров Поиска внеземной жизни в штате Калифорния.
  • В той самой сцене в начале фильма, когда пространство переходит в голубой глаз девочки, маленькой Элли, цвет был доработан на компьютере, ведь у молодой актрисы карие глаза.
  • В фильме «Контакт» есть сцена, где по телевидению показывают массовое самоубийство людей. В апреле 1997 года к Земле приблизилась комета Hale-Bopp и в частном поместье вблизи города Сан-Диего 39 человек приняли цианид, чтобы их тела забрали инопланетяне. В фильм были включены не реальные кадры, но почти наверняка были отсылкой к печальному событию, случившемуся уже в процессе монтажа за четыре месяца до выхода на экраны.
  • Костюмеры вдохновлялись известными изображениями Жанны Д’арк, когда создавали костюм главной героини, в котором она приняла участие в эксперименте – задумка была показать его как подобие брони.
  • По словам продюсеров фильма «Контакт» Джеймс Вудс был изначальным и единственным кандидатом на роль советника президента Китца.
  • Актер Джон Херт, который сыграл умирающего от рака эксцентричного миллиардера С. Р. Хэдена, умер от рака в 2017 году, спустя двадцать лет после своего персонажа.

Интересные факты о фильме Контакт 1997

Книга «Контакт» Карла Сагана

Я прочитал книгу Карла Сагана «Контакт» уже после примерно четвертого просмотра одноименного фильма Роберта Земекиса 1997 года и остался под впечатлением. Она подойдет и как дополнение к фильму, если он вам понравился (большинство людей посмотрели в первую очередь, а о литературном оригинале знают и вовсе немногие), так и отдельное самостоятельное произведение. Стоит сделать обязательную ремарку, что роман будет в первую очередь интересен людям любознательным, небезразличным к научной мысли и к жанру научной фантастики. К этому располагает как сама идейная основа, так и средства ее реализации. Будьте готовы к тому, что произведение написано не просто любителем, поверхностно знакомым с космологией, но специалистом. Стало быть, Карла Саган насытил роман «Контакт» большим количеством фактической информации о небесных объектах, методах исследований. Местами читать становится действительно утомительно, хотя лично я старался не пропускать ни отрывка книги оба раза, когда ей наслаждался.

Роман интересен тем, что он по-прежнему актуален, как с научной, в более широком смысле, точки зрения (несмотря на год написания — 1985), так и с социальной. Большинство из тех вопросов, которые Карл Саган поставил перед читателями, до сих пор не получили однозначного ответа, а некоторые из них и вовсе исключительно риторические. Так что можете смело брать в руки книгу и погружаться в интереснейшее приключение – процесс поиска внеземного разума актуален и в 2017 году.  Объем у романа Contact средний – порядка 500 страниц среднего шрифта, но, даже учитывая некоторые усложнения терминами, читается легко и быстро. После прочтения субъективно чувствуешь себя, что ли умнее, просвещенней. Такую характеристику можно дать очень небольшому количеству представителей жанра научной фантастики (говорю как человек, начинавший с 12-томника Жюля Верна).

Удивительно, что Карл Саган сумел подать тему космологии и поиска внеземных цивилизаций в частности, на качественно почти недосягаемом уровне. Подход к теме не ограничивается лишь скупой выкладкой сюжетных поворотов. Автор постоянно импровизирует, задает читателю вопросы, так как относительность развития цивилизаций или то, что земляне могу случайно подслушать чужой разговор, который нам не предназначался.

Популяризатор науки Карл Саган (Karl Sagan)

Книга Контакт Карла Сагана

Отличия фильма от книги

Мама Элли не умерла при родах, В книге умер отец, когда девочке было 9, а через два года мать вышла снова замуж на некоего Джона Стогтона.

«Он не был внутренне благороден, как отец, и не имел ни малейшего представления о чувстве юмора. Когда Элли называли дочерью Стогтона, она приходила в ярость, и все знали об этом.»

— Начало основных событий книги и фильма отличается примерно на 10 лет и дата рождения Элли также, естественно, отличается. В книге девочка с упоением слушала радио и новости о запуске Советским Союзом некого непонятного объекта на орбиту – по всей видимости речь шла о первом Искусственном спутнике Земли и его пуске 04 октября 1957 г. Также, будучи студенткой колледжа, Элли из романа Карла Сагана вспоминает о антивоенных движениях – стало быть, речь о периоде конца 60-х – начала 70-х. и протестах против военного присутствия в Северном Вьетнаме. Основные же события разворачиваются в 1980-х.

— В книге отмечается, что звезде Вега, всего около 400 млн. лет и жизнь на ней почти наверняка не могла так быстро развиться. В фильме этой мысли не уделено внимание, хотя момент важный – таинственный сигнал может исходить от космических странников.

— В книге президент Соединенных Штатов, на момент развития основных вех сюжета, женщина. В фильме же был использован образ настоящего Билла Клинтона, чтобы придать рассказанной истории определенной изюминки.

— В фильме значительно упрощен процесс поиска ключа к посланию с звезды Веги, в частности судьбоносное значение уделено именно помощи Хэддена (Джон Херт). В оригинале на расшифровку чертежей ушли годы, а экстравагантный миллиардер хоть и действительно помог с ключом, со временем бы справились и без него.

— Вступительная часть, рассказывающая о работе Элли в Арэсибо, значительно расширена по сравнению с оригиналом. В книге «Контакт» героиня очень быстро начинает работу с радиотелескопами по проекту «Аргус», на территории Нью-Мексико. В книге отсутствует показанный конфликт с Драмлином, знакомство с Палмером Джоссом.

— В фильме Роберта Земекиса очень скупо описан сам образ миллиардера Хэдена. Только говорится, что правительства многих стран и главы компаний желают его смерти. В романе Карла Сагана этой информации уделена почти что глава. Хэдэн и его корпорация внедрили на рынок ряд гаджетов для телевизионного просмотра. Одна модель автоматически выключала звук на рекламе, другая переключала религиозные и политические дебаты. К тому же Хэден отказался делиться технологиями с правительством Соединенных штатов, за что стал нежелательным элементом и изгоем.

— В книге гибель Дэвида Драмлина (Том Скеррит) была описана иначе, хоть и погиб он также от рук террористов. Во-первых, в романе десятки организаций взяли на себя ответственность за содеянное, но реальных исполнителей так и не удалось установить. Во-вторых машина не была разрушена полностью. Да и не так зрелищно – был, тем не менее, нанесен серьезный ущерб. Элли в книге присутствовала на испытаниях и тело Драмлина, отброшенное взрывом, накрыло ее и уберегло от увечий.

— В фильме «Контакт» изначально, после расшифровки чертежей, речь идет о кабине и одном, только одном изображенном путешественнике. В книге же в путешествие готовят команду из пяти странников и в конечном итоге такое же количество отправляется в путешествие к Веге. Среди них представители пяти стран: Соединенных штатов, СССР, Индии, Китая и Нигерии.

— В фильме «Контакт» (Contact 1997) сам процесс путешествия сокращен до минимума по сравнению с книгой. В романе Саган скрупулезно описывает перемещение героев по межзвездному пространству, переход из одной червоточины в другую.

— В фильме персонаж Палмера Джоса (Мэттью МакКонахи) был значительно переделан и стал второй половинкой романтической составляющей истории. В книге же Карла Сагана Элли встречается долгие годы с Де Хииром – советником президента, а с Джосом проводит лишь несколько дискуссий на тему науки и религии. В книге отсутствуют сцены знакомства в Аресибо и большинство совместных появлений героев.

— В фильме сведено до минимума внимание к участию в проекте постройки машины других стран. Полностью опущено участие Советского Союза (к тому же, в 1986 Карл Саган не мог знать, что державе осталось существовать всего 4 года), а ведь в книге Элли не только проводит несколько глав в кампании российского ученого Луначарского, но и изначально возводится две установки. Одна на территории США, вторая на территории Советского Союза. Так вот вторая, по ряду технических несоответствий, признается нерабочей.

— В фильме линию с Хэденом и Элли довели до апогея, в частности добавлены сцены и предоставлением финансирования. В книге миллиардер не дает прямой информации, что именно он годами финансировал проект ВПЦ, хотя всячески способствует развитию ситуации.

— Машина, созданная на основе послания, в фильме «Контакт» исполнена более элегантно. В романе Карла Сагана не было предусмотрено падение, но создание определенной среды вокруг капсулы. В книге также подчеркивается, что на время испытания (около 20 минут) связь с командой отсутствовала. В фильме же, до определенного момента с Элли поддерживается аудио и видео связь, которую рассчитывали сохранить даже в дальнейшем.

— В книге все основные события фильма проходят за относительно небольшой промежуток времени – от, предположительно, нескольких месяцев до нескольких лет. Это немного нелогично, учитывая техническую сложность самого невероятного устройства в человеческой истории, на проектирование и постройку которого должны были уйти годы.

— В книге события растягиваются на полтора десятилетия, а Карл Саган строит предположения о том, как будет развиваться цивилизация и космология. В конце 1990-х, по автору, на орбите уже функционируют специальные станции для пожилых людей, такие себе лечебные приюты, где привилегированные старцы испытывают благоприятное влияние гравитации.

— Так как в фильме путешествие осуществила только одна героиня, а не пять, как в книге, последствия также различались. В книге свидетельства всех пяти испытателей созданная комиссия поставила под сомнение, ведь точно также не было предоставлено никаких доказательств, кроме слов и песка в карманах (с того самого пляжа).

Отличия фильма от книги Контакт 1997

13.04.2017

Рекомендуемые статьи

Классическая серия старых фильмов ужасов студии Universal, которые стали настоящей классикой и легендой мирового кино и жанра ужасов.

Вводная статья о том, как вдохновляться темой Стамбула, где искать и покупать билеты, бронировать проживание в хостеле, какие вещи брать с собой и так далее.

Что предстоит увидеть среди новинок проката в кинотеатрах в Декабре 2016-го и в январе-феврале 2017-го — с датами премьер на большом экране.