807

«Коломбо» 1969-2003

Каждый из нас смотрел хотя бы небольшие отрывки из творчества Питера Фалька, в образе легендарного телевизионного детектива. Не говоря уже о том, что Коломбо стало именем собственным нарицательного характера и у вас почти наверняка в голове оживет образ бежевого плаща и сигары, чем пейзажи крупнейшего города современной Шри-Ланки. Для меня же харизматичный лейтенант был и остается одним из спутников моего детства и неотъемлемым участником приятных ностальгических воспоминаний. В течение последних пяти лет я, подогреваемый теми самыми теплыми душевными воспоминаниями, уже второй раз пересматриваю все сезоны сериала и, теперь располагая собственным блогом, могу поделиться мыслями и положительными эмоциями по этому поводу.

Внешность обманчива

Лейтенант Коломбо резко контрастирует с большей частью телевизионных детективов и, на первый взгляд, не отличается каким-либо внутренним стержнем, характерным для сильных мужских образов. К нему сложно подобрать каноны красоты, ведь он не производит впечатление статного брюнета с испытующим взглядом. Коломбо невысокого роста и не отличается спортивным телосложением (его потуги в этом направлении интересно обыграны в эпизоде An Exercise in Fatality (Наперегонки со смертью). Частую характеристику, которую можно встретить, в том числе на странице сериала в Wiki – он неуклюжий простак. Если подвести итог под общим количеством серий, которые я смотрел или пересматривал за жизнь, то я сотни раз наблюдал за, по-сути, одним и тем же сценарием преображения Коломбо, по мере развития каждого отдельного эпизода. Своим простоватым видом он почти всегда усыпляет бдительность преступников, которые совершив, как им кажется, продуманное злодеяние, пытаются играть с лейтенантом и даже унижать его.

Хотя срок жизни сериала охватывает почти четыре десятилетия, образ главного героя практически не претерпевает изменений. И помимо того факта, что Коломбо, добиваясь успеха в столь важных и громких делах, столько лет занимает одну должность, даже его внешний вид остается каноничным – лично я всегда обращаю внимание, когда герой меняет свой туалет, например на фрак (Forgotten Lady – Забытая леди).

Старый плащ. Один из неизменных атрибутов образа Коломбо, причем зрителю дают понять, что мы видим один и тот же плащ, в буквальном смысле, на протяжении всех лет и сезонов. Он тонкий и все же лейтенант практически с ним не расстается и в условиях жаркого калифорнийского климата, носит поверх рубашки и пиджака! Во многом благодаря этому элементу гардероба, главного героя то и дело принимают то за бродягу, то за зеваку на улице. Он обеспечивает ему снисходительное и презрительное отношение преступников, обычно людей зажиточных и влиятельных. Сколько забавных историй связано с этим плащом, например, просто уморительная сцена в эпизоде Negative Reaction (Смерть в объективе), где настоятельница столовой для бездомных предлагает Коломбо подыскать замену получше из одежды, которую приносят в церковь. Или целая история с обновкой, когда жена главного героя купила ему новый плащ, который он так и норовил забыть и после вновь вернулся к своему фавориту.

Аналитический метод лейтенанта Коломбо

Сигара. Хотя сам Коломбо не отрицает вреда от курения, он то и дело балует себя небольшими сигарами. Вы могли видеть многочисленные вариации с ней в руке на постерах к эпизодам. На вопрос, почему лейтенант курит не дешевые сигары, он ответил, что понижать уровень жизни не собирается. Лейтенанту часто достается за курение от горничных, дворецких и просто людей, небезразличных к осыпающемуся пеплу. Часто такие курьезные ситуации построены на комедийной основе, хотя за исключением редких случаев, герой шкодит ненамеренно. На протяжении всех сезонов, наш любимчик несколько раз принимает предложение выкурить дорогие сигары – обычно отвечает любезностью преступникам, старающимся задобрить или усыпить бдительность настырного следователя.

Сигары Коломбо

Растрепанные волосы. Еще один неизменный атрибут внешнего вида главного героя, благодаря которому его редко с первого взгляда воспринимают всерьез и как полицейского. Будь Питер Фальк молодым или речь идет о более поздних сериях, у него на голове почти всегда творится легкий хаос, будто отрицающий знакомство с расческой как изобретением. Например, в эпизоде Old Fashioned Murder (Старомодное убийство) я, во время просмотра, уже подзабыв подробности, был очень удивлен уложенной прической Коломбо, и когда кадр сменился, оказалось, что он по работе воспользовался услугами парикмахерской. Особенно позитивно выглядят моменты, когда лейтенанта поднимают посреди ночи и вызывают на место преступления – да, в таком растрепанном засыпающем виде, чудаковатая неухоженная прическа особенно подчеркивается обстоятельствами.

Растрепанные волосы

Костюм и туфли. Так как главный герой большую часть времени проводит в плаще на распашку, под ним почти всегда видно затертую бежевую рубашку и такого же светло-кофейного оттенка костюм. В нем он хоть и не похож на бродягу, но опять же, ярко контрастирует с богемой Калифорнии, одетой обычно с иголочки. Только в рубашке и галстуке можно увидеть Фалька в сценах в полицейском участке и еще ряде заведений, где этого требует окружение или температура. Потертые туфли, которые постоянно мелькают в кадре, можно назвать трагедией, ведь производят они впечатление давно износившейся обуви. Порой нам дают крупный план, например, в эпизоде An Exercise in Fatality, где акцент сделан на типе подошвы и следе, который она может оставить.

Костюм лейтенанта Коломбо

Пежо-403. Во многих эпизодах мы видим именно этот еще один классический атрибут сериала, в первую очередь, и только чуть спустя, самого главного героя, прибывшего на место преступления. Обычно короткий проезд по локации съемок сопровождается увеселительным музыкальным сопровождением и курьезами. Так как Коломбо пользуется личным авто, а не служебным, его часто не пропускают через полицейское ограждение до предъявления удостоверения. В одной из серий патрульный настойчиво просит своего коллегу из отдела по расследованию убийств пройти техобслуживание. Машина типа кабриолет выступает одним из предметов гордости лейтенанта, и он не забывает озвучивать это вслух. Я однажды порылся в сети и обнаружил, что модель действительно редкая, хоть и выглядит совсем не впечатляюще. На момент первого сезона, автомобилю всего пятнадцать лет с момента выпуска, но он уже выглядит потрепанным жизнью и просто-таки просит ремонта и покраски. Вспоминается один курьез, когда Коломбо по неосторожности столкнулся со средством передвижения убийцы, и был расстроен фактом, что его Пежо был нанесен ущерб, как раритету.

Пежо-403

Пес Бассет. Еще одни исключительно позитивные кадры, которые оттеняют настроение от совершенных убийств, связаны с другом нашим меньшим, который на протяжении многих сезонов играет образ собаки лейтенанта. Все мое детство я не знал название породы Бассет и называл всех ее представителей просто и ясно – «собака Коломбо», причем большая часть людей прекрасно понимала, о чем речь. Судя по словам самого главного героя, собаку он подобрал и теперь очень любит. Даже период выделения собачьего имени растягивается на три десятилетия и в кадре ушастого называют обычно Пес. Конечно, это не одна и та же собака и от сезона к сезону можно легко заметить визуальные отличия, такие как телосложение и размещение пятен. И все же это незаменимый спутник Columbo, с которым связано много уморительных сцен. Хозяин постоянно балует любимца, кормит его мороженным, не будет ругать, если из машины украдут плащ. Он берет его даже на выставку Бассетов и постоянно с собой по работе. Пес то и дело нарушает спокойствие жильцов усадьб, активно гавкая. Еще одним любимым приемом собаки остается полное бездействие и, казалось бы, апатия.

Пес Бассет.

Basset Hound - Бассет - Рецензия на Коломбо

Мотивы преступлений

В этом разделе я не буду брать отдельные эпизоды, выбивающиеся из общей концепции, но расскажу о классических фирменных законах повествования, плотно укоренившихся в сериале. Обстоятельства самих преступлений можно условно поделить на предумышленные и случайные. К последним относятся убийства, совершенные на почве недоразумений, эмоциональных всплесков и несчастных случаев. Вопреки здравому смыслу, который может позволить себе неторопливо рассуждающий зритель, виновники трагедий не представляют себя покаявшимися, ведь это разрушит их жизнь. И несколько лет тюрьмы за непредумышленное убийство третьей степени они меняют на пожизненное заключение. Конечно, не сознательно, ведь надеяться избежать наказания, обведя полицию вокруг пальца. Например, в эпизоде Death Lends a Hand (смерть протягивает руку) герой ненамеренно наносит смертельное увечье жене своего клиента. Такое стечение обстоятельств неизбежно вызывает ряд ошибок, при попытке скрыть следы.

Предумышленные убийства Коломбо

Для меня этот формат убийств интересен, в первую очередь, отсутствием заведомого мотива – человек не смирился с мыслью об убийстве и не поддался этому, так сказать, грехопадению с заочным умыслом. Это не снимает ответственность, но вносит свои коррективы в расследование. Убийства в порыве совершаются в сериале, как правило, на почве любви или угрозы разоблачения.

Другое дело, когда мы имеем дело с расчетливым, хладнокровным и, как правило, тщательно обдуманным предумышленным убийством. Нужно иметь особый стержень внутри, чтобы расправиться с другим человеком, еще и с любимым. Например, в эпизоде  Negative Reaction супруг спланировано решает жизни свою жену, с которой он, пускай и несчастливо, провел долгие годы вместе. А в A Deadly State of Mind психолог, в попытке скрыть обстоятельства первого непредумышленного убийства, расправляется с сообщником, а именно своей любовницей – женщиной, с которой его долгое время связывали теплые отношения. Это классические варианты зарождения преступлений, где Коломбо противостоит своего рода злой гений в каждом отдельном случае. Убийцы кропотливо беспокоятся о своем алиби, вовлекают в это других людей, продумывают пути отхода и потенциальные улики. Они решают, что готовы, а уже после преступления, что не оставили зацепок и следов.

Мотивы преступлений

Что касается самих мотивов преступлений, то за 69 эпизодов сериала они были совершенно разными, хотя и часто дублируют друг друга. Условно я выделю все же отдельные группы, по которым подразделяется большинство убийство. Во-первых, это избавление от супругов или любовников. Чаще всего на подобные деяния убийц толкает желание освободиться от многолетних обязательств или не дать себя скомпрометировать. В эпизоде Etude in Black известный дирижер лишает жизни свою любовницу и по совместительству, коллегу, чтобы избежать разглашения их интрижки. В Swan Song кантри певец расправляется с женой и ее дочерью, чтобы избавиться от обременительных обязательств — передавать все свои заработки церкви, в уплату давней услуги.

избавление от супругов или любовников

Предумышленное убийство - Columbo

Далее хочу выделить расправы над шантажистами. В этой концепции преступник, как правило, не верит своему мучителю и его уверениям довольствоваться лишь деньгами. А часто дело вовсе не в обогащении, а в простой мести или возмездии. Убийца тем самым не освобождает себя от материальных затрат, а хочет навсегда избавиться от угрозы своему имиджу, положению или светлому будущему. В эпизоде Mind Over Mayhem заботливый отец решает уничтожить человека, способного бросить тень на его сына и достижения того. А в Now You See Him фокусник не может позволить, чтобы достоянием общественности стало его прошлое надзирателя СС в концентрационном лагере времен Второй Мировой войны. Это отличный пример. Ведь такая концепция нераскрытия прошлого – частый мотив для сериала. Кем только не были раньше жертвы шантажа – порно-актерами, революционерами армии Ирландии, преступниками, ворами, взяточниками.

расправы над шантажистами

Следующей категорий являются убийства с целью обогащения. Хорошим примером может послужить один из первых эпизодов, срежиссированный, к слову, Стивеном Спилбергом — Murder by the Book. Желание избавиться от партнера по бизнесу перерастает в преступление, с целью получить деньги и права на совместные труды. Еще одна из моих любимых серий Suitable for Framing, в которой незадачливый критик произведений искусств решает судьбу своего дяди, чтобы завладеть многомиллионной коллекций. Как не сложно догадаться, целью таких преступлений становятся опять же родственники, а не простые прохожие на улице с золотыми украшениями на виду. При этом, преступники пытаются показать искреннее сожаление случившемся и безмерную любовь и преданность недавно отошедшему, с их помощью, в мир иной несчастному. Но это еще не все – еще один подлый прием – навести следствие на другого человека, тоже знавшего покойника и имеющего притязания на наследство.

убийства с целью обогащения

Один из самых понятных мотивов, но, конечно, не более заслуживающий на оправдание, чем другие – Месть. Таких эпизодов на протяжении сериала было совсем немного, но они всегда интересны, так как не имеют ничего общего с деньгами, а скорее с личной обидой и связаны с любимым человеком. Очень показательный в этом смысле эпизод Try and Catch Me. Пожилая писательница уверена, что ее зять убил свою жену, дочку женщины. Она давно планировала отомстить за самого дорогого ей человека и обрекает виновникам на мучительную смерть в закрытом сейфе.

Убийства из мести - Коломбо

Анатомия преступления

Я здесь, опять же, буду разбирать классическую схему развития событий, свойственную большинству эпизодов и по фирменным моментам которой легко понять, какой телевизионный проект перед тобой.

Пожалуй, главной особенностью телесериала является концепция поиска – убийца известен с самого начала. Это идет в разрез с классическим нагнетаем атмосферы и все большим вниманием к намекам и версиям, как, например, у классиков – Агаты Кристи и Конан Дойла. Чаще всего нам в подробностях показывают саму сцену преступления, с предваряющими ее приготовлениями. И все же сценаристы не выдают нам промахи убийц, только очевидные, как и некоторые аспекты избавления от улик. Эта участь перекладывается на нашего любимого лейтенанта. Как правило, зрителю показывают еще и начало конфликта, который приводит случайно или осознанно к лишению одного из оппонентов спора жизни. Особенно это ярко выражено в сериях с хронометражем около 90 минут. Такие эпизоды представляют собой целый фильм, с продолжительной (до 30 минут) завязкой сюжета, основной частью и апогеем.

Определение убийцы

Следующей важной часть концепции можно назвать то, что убийца всегда на виду. Коломбо не приходится до последних минут фильма искать предполагаемого преступника – тот всегда оказывается в поле зрения, ведь он или тесно связан с жертвой, или недавно с ней контактировал (номер телефона на листочке или подписанная книга в кармане пиджака). Таким образом, большую часть времени мы наблюдаем виновника всего вместе с детективом. Убийца отвечает на вопросы, выдвигает собственные объяснительные версии трагедии, испытывает дискомфорт по поводу назойливого внимания Коломбо, временами срывается на эмоции. Причем определенная часть экранного времени их разделяет и мы видим только события, происходящие с преступником. В ряде эпизодов, в попытке избавиться от сообщника или свидетеля, разыгрывается еще одно убийство, которое, как правило, только добавляет проблем, вместо их разрешения.

убийца всегда на виду

Еще один важный момент, на который, я уверен, обращали внимание многие и который отмечен, в том числе, на русскоязычной странице сериала в Wiki – убийцы выдают себя чрезмерным участием. Мне во многих эпизодах кажется, что лучшим вариантом было бы полное игнорирование потуг лейтенанта, чуть они отступали бы от бюрократии расследований. Но в таком случае, как звучит известная фраза, не было бы фильма. Преступники чаще всего пытаются вложить в умы полицейских и общественности уже готовую концепцию того, что якобы произошло. Выдвигают сходу целые версии о грабителях и несчастных случаях, якобы основываясь лишь на своих догадках и здравом, как хотят показать, смысле. Недооценивая чудаковатого детектива, они пытаются объяснить ему всю сцену преступления от начала до конца, на что Коломбо почти всегда отвечает многозначительными благодарностями и заверениями, что теперь осталась лишь пара формальностей. Особенно интересно и смешно наблюдать за усердием, с которым преступник озвучивает свою версию, а после получает ответ, что по тем или иным причинам, такого быть не могло. Это классический для сериала элемент и есть он почти в каждой серии.

убийцы выдают себя чрезмерным участием

Разберу еще один элемент с той же Wiki – Коломбо быстро определяет личность убийцы. Если быть внимательным, в отдельных эпизодах главный герой сам вслух проговаривает, что отлично разбирается в людях и обмануть его очень тяжело. У меня даже дрожь по коже от сцен, когда людей непричастных пытаются подставить и оболгать – даже при очевидных подставных уликах, лейтенант всегда становится на сторону невиновных, ведь он знает, кто истинный кукловод происходящего. В этом таятся и другие наши пункты – почему же преступники почти все время на виду – ведь они уже на крючке. Я часто пытался уловить ту искорку в глазах лейтенанта, когда в его мозгу срабатывает переключатель. Иногда он даже признается, с какого момента начал подозревать того или иного антагониста. Следовательно, все последующее время, которое обычно охватывает несколько дней экранного времени, посвящены поиску улик и подтверждений версии Коломбо.

Еще один момент, который забавляет порой даже бывалых поклонников – часто сомнительные улики. Действительно, даже сам Columbo признает, что у него есть только косвенные улики, особенно, когда к делу подключают влиятельных покровителей, настаивающих на снятии обвинений. Финальные минуты серий часто построены на том, что убийца выдаст себя необдуманным поступком или попадает в бережно расставленную ловушку. В большинстве эпизодов, виновники сами во всем осознают и даже просят поскорее увезти их в участок. Часто понимаешь, что с хорошим юристом можно было бы настойчиво опровергать все косвенные обвинения, но это или не случается, или остается за кадром. Часто можно увидеть страх и растерянность в глазах преступников, когда лейтенант заводит их в угол.

часто сомнительные улики.

Финальные минуты каждого эпизода представляют собой своеобразное разъяснение для зрителя выводов, к которым пришел Коломбо. Они встречаются с подозреваемым в каком-то месте, порой на месте преступления, нередко привлекаются свидетели, другие полицейские или несчастные, которых накануне оболгали. Развязка обычно наступает в течение всего нескольких минут, а последним кадром эпизода служит, как правило, стоп-кадр с самим главным героем.

Богема Калифорнии

Чем всегда привлекал сериал, так это контингентом преступников. В очень редких случаях мы имеем дело с простыми рабочими или офисным планктоном. Если сами убийцы и не являются людьми влиятельными, то их действия, так или иначе, связаны с таковыми. Во-первых, интересно наблюдать, как изобличают людей незаурядных, которые спланировали или пытались скрыть своей умысел, под покровом, как им казалось, продуманного плана. Это видные личности: прокуроры сенаторы, писатели, музыканты, предприниматели, актеры, режиссеры, военные чины. Тут можно отметить и резкий контраст между детективом в потертом плаще и этими столпами высшего общества Лос-Анджелеса. Они часто проявляют высокомерие и презрение по отношению к надоедливому американцу, итальянского происхождения.

богема калифорнии

На протяжении всех сезонов мы, как зрители, побывали в десятках красивейших особняков и дорогих квартир. Почти в каждом эпизоде удивляешься роскоши, которой готовы пожертвовать люди, в случае неудачи их преступного предприятия. Есть настоящие произведения искусства, больше напоминающие дворцы. Особенно забавляют частые расспросы Коломбо, сколько стоит та или иная вещь и сам дом, в частности. Тоже важный элемент – для него озвученные суммы почти всегда оказываются неподъемными и вызывают улыбку, будь то дорогие часы или автомобиль. С другой стороны, весь этот лоск, а часто и влияние в обществе, не помогают этим людям избежать правомерного наказания. Чего стоят только препятствия в эпизоде A Friend in Deed, где наш герой вынужден преодолевать всяческие преграды и даже угрозы, когда под подозрение попадает заместитель комиссара полиции.

Калифорнийский бомонд - Коломбо

Что остается за кадром

Здесь, полагаю, само название говорит само за себя, ведь за три десятилетия успешного шествия сериала, зритель получил не так уж много информации о главном виновнике всего детективного пиршества. В детстве Коломбо был хулиганом и стал полицейским отчасти, чтобы предотвращать подобное. Он является ветераном войны в Корее, где служил в военной полиции инспектором. Он неоднократно вспоминает об этом. А самой интересной составляющей, которая всегда остается за кадром, выступает вторая половина лейтенанта, которую все привыкли называть Миссис Коломбо. Эта загадочная личность, которая многими считается вымышленной, и которая столько раз напутствовала и вдохновляла нашего главного героя. В сериале есть множество подтверждений тому, что он женат, и если вычленить правду и уловки в разговорах с подозреваемыми непросто, то врать коллегам по работе лейтенант не стал бы. Это один из важных комедийных элементов, ведь во многих сериях, какая-нибудь известная личность удостаивалась от Коломбо лестной похвалы. Такое впечатление, что его жена смотрит все шоу по телевизору, знает всех актеров и общественных деятелей, читает всех писателей США, поэтому у ее мужа всегда есть комментарий по этому поводу. Она часто наталкивает его на полезные мысли и даже разгадки отдельных преступлений.

В тоже время, знаменитая Миссис ни разу не появляется в кадре (не берем эпизоды на круизном лайнере, кои являются только предположениями). Лейтенант несколько раз обещает позвать жену на ужин с подозреваемым, но каждый раз, к нашему общему сожалению, находились причины ее не увидеть. Это такая же фирменная фишка, как бежевый плащ или машина, поэтому неудивительно, что загадку сохранили до самого конца. Отдельной темой для разговора служат родственники лейтенанта, об увлечениях которых он то и дело говорит. Племянники, крестники, супруга брата жены и в таком духе. Я согласен с распространенной теорий, которую однажды подтверждает и сам Коломбо, что эти рассказы далеко не всегда правдивы. Они помогают детективу поддерживать с подозреваемым необходимый ему разговор, а порой и сбивать тех с толку.

Что остается за кадром

Известные гости

Самого Питера Фалька я не назвал бы актером одной роли, как многие говорят. Он был уже довольно популярным в Соединенных штатах на момент участия в сериале, и в последствии принял участие в десятках художественных картин. Хотя в сознание и памяти абсолютного большинства, особенно на просторах бывшего русскоговорящего СНГ, запомнился как нессменный лейтенант Коломбо. Грустно, что этого великого актера уже нет с нами и если когда-нибудь известный образ решат оживить, новый претендент может быть очень располагающим и интересным, но он будет другим.

Обязательно хочу отметить солидный актерский состав второго плана, который за долгие годы посетили известные деятели Голливуда,  вам наверняка знакомые. Я, во время последнего просмотр всех сезонов, выписывал на бумажку имена знакомых мне звезд, и хочу привезти их здесь. Вообще, каждый эпизод представляет собой целостное повествование, часто и по длине схожее с полноценным фильмом. Поэтому эти роли, чаще всего, злодеев, можно смело назвать полноценными, а не просто камео, хотя есть и такие.

Приглашенные звезды Коломбо

Для меня это один из любимейших поводов вообще оказаться возле экрана, и я никогда не забуду лейтенанта Коломбо и его вклад в мое детство и жизнь. Я уверен, что еще буду пересматривать все сезоны через несколько лет, и после еще через несколько. Благо, сейчас это все доступно и легко в хорошем качестве.

 Моя оценка: 10 из 10

02.07.2015

Рекомендуемые статьи

07.05.18
3 154

Мемуары американской путешественницы, журналистки Шэрил Стрэйд, написанные по мотивам собственного путешествия по Соединенным Штатам Америки.

25.04.17
1 263

Спортивная драма Дэвида О. Рассела зацепила многих зрителей и попала на полку моих любимых фильмов, о чем я и собираюсь рассказать в этом материале.

24.09.18
1 099

I would try to answer the question of who was the killer in Scream 1-4 movies, with a detailed analysis scene by scene, Ghost face by Ghost face.