Фильм Побег из Шоушенка (Shawshank Redemption) давно заслужил запредельную частоту упоминаний, цитирований, проведения параллелей. Известен большинству обывателей как «лучший фильм всех времен и народов», лидер всевозможных топов и подборок. Конечно, очень важно иметь собственное индивидуальное мнение, а не заменять его чужим, насажденным. Вместе с этим картина Фрэнка Дарабонта о тюрьме Шоушенк – это действительно бесспорный шедевр на все время, оставляющий частичку мира кино внутри вас, с каждым новым просмотром. Экранизация драматического произведения “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” Стивена Кинга стала не только самым эмоциональным фильмом на тюремную тематику, но одной из ярчайших эмоций этого вида искусства. По-доброму завидуешь людям, которым еще только предстоит знакомство с этой историей и первый визит в такое место, как тюрьма Шоушенк. С другой стороны, если этого до сих пор не произошло, ваше отношение к кино наверняка более чем сдержанное. Данный текст я ориентирую на поклонников и ценителей саги о заключенных тюрьмы Шоушенк.
Тюрьма Шоушенк
Фильм Побег из Шоушенка относится к той редкой категории первоклассных проектов, за просмотром которых, как красноречиво говорится, проживаешь целую жизнь. Два с половиной часа времени ты прикован к происходящему по ту сторону экрана и восприятие комнаты вокруг рамки монитора или телевизора быстро притупляется. Ты словно оказываешься по другую сторону событий в самой тюрьме Шоушенк, рядом с Энди Дюфрейном и принимаешь в них непосредственное участие, пускай и созерцательное. Вот мы сидим на лавочке в зале суда над человеком по имени Энди Дюфрейн. А чуть позже испытываем на себе унизительное внимание тюремного сообщества. Проходим, параллельно с новоприбывшими, до звонкого звука закрывающейся камеры, а уже завтра сидим на пустом месте за столом, среди заключенных тюрьмы Шоушенк. Есть целый ряд отличных фильмов на тюремную тематику, и среди них картина Фрэнка Дарабонта занимает видное место именно по части атмосферы. Вспомните наше первое знакомство с этим исправительным учреждением. Автобус с новоприбывшими двигается по ухоженной алее к зданию, напоминающем готический замок. Далее камера взмывает выше и проносится над людским муравейником, пришедшим в возбужденное оживление от события дня.
Хронометраж фильма Побег из Шоушенка (Shawshank Redemption) равен почти двум с половиной часам, и сколько времени из них мы находимся за пределами территории тюрьмы Шоушенк? На самом деле, немного и короткие рабочие вылазки по программе директора Нортона «Внутри и снаружи» не в счет. После того, как главный герой Энди Дюфрейн лишается привилегии жить свободным человеком, мы узнаем очень мало об окружающем мире, об изменениях, которые произошли в штате Мэн, в Соединенных штатах с 1947 по 1966 годы. Даже содержательный монолог от Брукса Хэнленда, изложенный в письме, в большей степени сопоставляет мир 1950-х и его собственный, который, тогда еще молодой, парень унес с собой внутрь тюремных стен Шоушенка. И чтобы намекнуть нам на эпоху рок-н-ролла, в повествование вводится неокрепший преступник Томи, первое появление которого, под музыку, вмещает в себе цельную порцию ассоциаций, в первую очередь, для жителей Соединенных штатов. Таким образом, экранизация романа “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” Стивена Кинга, в большей мере, чем литературный оригинал, визуализирует реальный мир свободных людей, но при этом создает довольно замкнутую атмосферу, концентрируясь на основной сюжетной линии внутри тюрьмы Шоушенк.
Хотя, как подсказывает Wiki, значимая доля атмосферы уныния уже присутствовала в самом месте съемок фильма – тюрьме Мэнсфилд (Mansfield Reformatory), создателям фильма Побег из Шоушенка, вне всяких сомнений, удалось вывести окружение на какой-то запредельно качественный уровень. И даже созданные декорации внутренних помещений тюрьмы Шоушенк производят неизгладимое гнетущее впечатление. Как говорит герой Моргана Фримана: «Тюрьма – это не сказочный мир». Действительно, не только крепкие решетки и толстые стены, в качестве ограничителя передвижения, способны стать наказанием, но и их состояние. Только представьте себя в тесной комнатушке, площадью 3 квадратных метра, с небольшим окошком, унитазом, тумбочкой и старой, как сама тюрьма, кроватью. Энди Дюфрейн обнаруживает надписи на стенах от былых постояльцев, но это та часть истории Шоушенка, которую нам предлагают. Остальные же остается за кадром Shawshank Redemption и в этом многие кинокритики находят магию известных произведений. Интересно, сколько заключенных тюрьмы Шоушенк дышало в ту же старую набитую подушку и топтало тот же матрас, на котором спит наш герой Энди Дюфрейн. Сколько мечтаний вырвалось из единственного окна – в сколько мест оно преобразилось. Сколько сотен и тысяч раз за пятьдесят лет Брукс прошелся до конца этажа, чтобы предложить жителю этой камеры вечернее чтиво.
Одно из достоинств рассказанной нам в фильме Побег из Шоушенка истории состоит в том, что нам показали определенное разнообразие локаций, причем каждая из них воссоздана с предполагаемой достоверностью. Почему предполагаемой – большинство из людей все же никогда не были в исправительных учреждениях, тем более в американских, тем более в штате Мэн в 1940-1960-х годах. Но мозг очень быстро изловчается и, к приятному удивлению, сам себя настраивает верить в происходящее в тюрьме Шоушенк. В следующий раз, когда «сестры» застанут Энди Дюфрейна врасплох на складе, уделите пол минут тому, чтобы рассмотреть окружение. Это же касается и крыши, где проходили работы, и столовой и внутреннего двора, и душевой, и комнатки с кинопроектором в Шоушенке. Обшарпанные стены, обилие мелочей и реквизита, которые, даже если не вдаваться в историю, их попадание на локацию, кажутся там вполне уместными. Если вы читали книгу “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” Стивена Кинга до фильма, то у вас наверняка возникнет довольно похожая картинка в сознании, плюс-минус детали.
Тюремный человек в Шоушенке
На протяжении фильма Побег из Шоушенка (Shawshank Redemption) два главных героя, Энди Дюфрейн и Ред, изрекают целый ряд интересных, метафоричных и вполне открытых рассуждений о нашей жизни, которые пришли к ним, как к заключенным к пожизненному ограничению свободы в тюрьме Шоушенк. Фильм Shawshank Redemption заставляет задуматься о всей устоявшейся системе правовых отношений. Может ли убийство человека или нескольких быть наказано питанием, кровом над головой и работой? Ни для кого не секрет, что содержание тюрем в любом государстве обременительно для общества. Фактически, семьи жертв преступлений или люди, которых обворовали, продолжают дальше из своих налогов оплачивать тюремные апартаменты тех же преступников, которые принесли столько горя. В одних штатах практиковалась смертная казнь, в качестве почти библейского назидания, в других, как мы видим в экранизации романа Стивена Кинга – убийцы в тюрьме Шоушенк получают шанс продолжить свое никчемное существование. Можно ли назвать существование за решеткой, которое мы видим на экране жизнью. Это риторический вопрос, который, в том числе, заочно задают нам создатели и сам Фрэнк Дарабонт, как режиссер и автор сценария.
Одни заключенные в тюрьме Шоушенк, снятой в Мэнсфилдской тюрьме, получают привилегии и способны, конечно, благодаря своим незаурядным способностям, выделиться из общей массы и даже получать аудиенцию руководства. Лучшие годы для Энди Дюфрейна кажутся нам вполне комфортными. У него определенная свобода действий в этих стенах, возможность заниматься любимым делом (хоть и с нечестными намерениями, в силу обязательств перед начальником), развивать библиотеку и быть полезным заключенным и охране Шоушенка. Но как все кардинально может меняться, если чаша равновесия склонится в неблагоприятную сторону. Темный мрак карцера и паек из воды и хлеба, побои, сексуальное насилие, уничтожение трудов долгих лет. Даже наш главный герой Эгнди Дюфрейн, который был исключительным заключенным, всегда ходил по тонкой грани – одно неосторожное замечание стоило ему стольких мучений. Поэтому полноценной такую жизнь точно не назовешь, а для кого-то она становится сущим кошмаром. Для какого-нибудь мелкого воришки, которого избивает охрана, унижают и насилуют заключенные, который не видится с близкими и потерял всякий смысл жизни – каждый день пребывание в тюрьме Шоушенк будет испытанием.
Еще один важный аспект этой темы, который негласно занимает ваш разум во время просмотра фильма Побег из Шоушенка – это именно пожизненное заключение – как говорит Рэд: «Именно жизнь они и отбирают». Насколько должна давить мысль о том, что тебе больше не предстоит пройтись походкой свободного человека по улицам ближайшего города, не прогуляться по тому самому лугу с дубом, прямо как из стихотворения Роберта Фроста. Целью такой жизни становится просто ее продолжение и иждивение у судьбы и случая, на предмет более или менее благоприятного стечения обстоятельств в конкретный день, а после на следующий. Когда жизнь ограничена территорией тюрьмы Шоушенк в четверть квадратного километра, а большая ее часть – тесной сырой камерой, с плакатом пышной девицы на стене.
Герой Моргана Фримана, как формирующий историю персонаж, говорит о таком понятии как «тюремный человек», которое, будучи услышанным где-нибудь, наверняка вызовет ассоциации именно с фильмом «Побег из Шоушенка». История Брукса Хэнленда глубоко трагична и трогательна, даже при заметной второстепенности героя. Те несколько минут экранного времени, особенно за монологом в письме, которые посвящены ему за стенами Шоушенка, формируют костяк основной сюжетной линии, в том числе двух главных персонажей. Молодой парень, заключенный в тюрьму Шоушенк за убийство в 1905 году, превращается с годами и десятилетиями в дряхлого старика с кривой походкой. Тюрьма Шоушенк действительно сделала из него другого человека, как и обещает каждый из директоров. Того молодого юнца, который видел автомобиль только мельком, уже нет. Вместо него остался пожилой человек за 70, который не находит себя в новом для него мире. Он был важной особой, образованной и начитанной, отвечал за библиотеку. Вне стен исправительного учреждения Шоушенк он получает снисходительную должность в новомодном супермаркете, где мужчина в костюме, вдвое моложе него, говорит с Бруксом, как с ребенком, с искоркой пренебрежения в глазах. Одной из самых эмоциональных сцен в фильме остается та самая надпись – то немногое, что осталось после целой личности. За такие кадры, снятые в довольно сдержанной манере, просто обожаешь этот фильм.
Три собеседования Эллиса Бойда Реддинга
На протяжении фильма Побег из Шоушенка (Shawshank Redemption) мы видим три встречи героя Моргана Фримана с представителями совета по условно-досрочному освобождению. Собственно, первые кадры тюрьмы Шоушенк – это тот самый темный коридор, представляющий нечто обособленное. Словно частичка мира нормального общества, где пол десятка людей в костюмах принимают решение, подлежит ли человек ресоциализации. Естественно, абсолютное безразличие в глазах, ведь это такая же работа, как ремонт электричества или продажа продуктов питания. Фактически они продают свободу – нет, не за взятки и подкуп, но за свою зарплату. Как говорит Рэд, есть целый набор условностей, невидимых барьеров, благодаря которым молодые люди имеют возможность одевать хороший костюм и с важным видом распоряжаться судьбами. К тому же, обратите в следующий раз внимание – Фрэнк Дарабонт создает иллюзию того, что само решение, по факту, принимает только глава комиссии. Остальные не издают ни звука, словно немые свидетели, разум которых занят более насущными делами, вроде парковки автомобиля или ужина с креветками сегодня вечером.
Естественно, самый важный аспект этих встреч, который призван привлечь внимание зрителя, это преображение самого героя Фримана – то, как иссякает энтузиазм в его желании оказаться на свободе за пределами тюрьмы Шоушенк. Молодая жизнь на свободе постепенно забывается и на ее место приходит все тоже понятие тюремного человека. Человек 20-30-40 лет проводит за решеткой, зарабатывает авторитет, является нужной и важной особой. А что ждет его за этими стенами – целый новый мир, пугающий, жестокий. Нам показывают только три вехи в этих собеседованиях, хотя, судя по словам самого Рэда, он испытывают судьбу довольно часто. Так вот еще одно затухание в его глазах и поведении, связано с практически бесперспективностью подобных мероприятий. Он осознает, что глаза невинного котенка и заверения в полной безопасности для общества – это просто пустые слова. Такая определенная искренность и даже грубость, в конечно итоге, позволяют ему убедить новый состав комиссии, спустя сорок лет после заключения под стражу в тюрьму Шоушенк.
Эндю Дюфрейн – Тим Роббинс
Мое первое из трех прочтений оригинала “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” Стивена Кинга проходило в формате аудиокниги с женским голосом в качестве рассказчика, и я был очень удивлен, услышав вариант Дюфресн. Если вы глянете на официальную страницу фильма на IMDB, то увидите на главенствующем месте среди персонажей – Andy Dufresne. Конечно, имя главного героя, в данном случае, не слишком важно, кроме факта, что оно навсегда врезается в память. Куда интересней сам персонаж Энди Дюфрейн и его развитие. Кто-то скажет, что герой Тима Роббинса оставался тем же человеком на протяжении двадцати лет – таким, как характеризовал его Рэд – высокомерным, молчаливым, считающим, что вокруг него невидимая защита от всего окружающего. Развитие протагониста – основополагающий принцип каждой успешной драматической истории.
Стивен Кинг и Фрэнк Дарабонт недвусмысленно и вполне очевидно показывают нам причины перемены в Энди, которые трудно игнорировать. Еще вчерашний вице-президент уважаемого банка в Портленде (штат Мэн), молодой Энди Дюфрейн резко контрастирует с местным преступным бомондом тюрьмы Шоушенк. И хотя Рэд и их сформировавшаяся компания заключенных (Хейвуд, Флойд, Джиггер, Снуз) условно хорошие преступники, хорошие парни, не стоит обманываться по поводу заключенных. Вновь вспоминается лейтмотив фильма Побег из Шоушенка о том, что тюрьма – это не сказочный мир. Энди Дюфрейн – человек совсем другой породы. Воспитанный молодой человек с будущим, с молодой красивой женой, домом и автомобилем, чрезвычайно талантливый экономист, который наверняка стал бы миллионером честным путем. По-сути, он наверняка чувствовал себя белой вороной в новом обществе и в первое время считал, что вполне обойдется без компании и общения и местными постояльцами.
Именно в необычном психологическом состоянии лежат перемены в нашем герое Энди Дюфрейне, а не только в мужском насилии, которое показано в кадре. Хотя Энди Дюфрейн и не просил заступничества, не изливал душу, предпочитая дальше держать это в себе. Но он наверняка ощущал себя совсем одиноким в тюрьме Шоушенк – к нему никто не приходил на свидание (во всяком случае, так показано в фильме Shawshank Redemption). Будучи полностью отрезанным от внешнего мира и прошлой жизни, Энди Дюфрейну пришлось приспосабливаться к новым условиям. Ведь талантливый человек, который добивается высот в жизни – это человек приспособленный. Даже в дерзкой попытке заслужить внимание надзирателя, усматривается желание героя стать полезным, ведь человек чувствует себя счастливым, когда он нужен. Он начинается помогать охранникам тюрьмы Шоушенк и директору. Не имея выбора, обслуживает жульническую деятельность Уорена, при этом, так или иначе, себя реализует. Действительно, жалко, что человек с такими способностями, как Энди Дюфрейн, прозябал в прачечной, терпя побои от насильников.
Хочется отметить такой интересный момент из книги “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка” Стивена Кинга. Там уточняется, что однозначный обвинительный приговор Энди Дюфрейна был вынесен во многом из-за его хладнокровного поведения на процессе. Рассказчик рассуждает о том, что подзащитный вел себя слишком уравновешенно, тем самым не вызвав сопереживания у присяжных и судьи. Если бы он хоть раз даже сорвался на крик, заплакал – это было бы похоже на человека, который потерял жену и действительно не виноват в совершенном преступлении. Это в небольшой степени отражено в фильме Побег из Шоушенка и словах судьи, у которого, по его словам, кровь стынет в жилах, когда он смотрит на ответчика. Хотя винить Энди в том, что он не оплакивал неверную жену – дело спорное. Тем более, что он просто не был таким человеком, чтобы молить о пощаде, кричать, играть на публику и пытаться заработать очки в глазах суда присяжных. Единственная сцена, где он соответственно повышает голос и выплескивает свои эмоции – диалог с начальником Шоушенка о показаниях Томми.
Эллис Бойд Реддинг – «Рэд» – Морган Фримен
Решение превратить рыжеволосого белого ирландца из книги в чернокожего персонажа, придало фильму еще одну изюминку. И хотя тема расовой сегрегации в фильме Побег из Шоушенка полностью обойдена стороной, мы получили дополнительное личностное разнообразие и контраст. В фильме не уточняются обстоятельства убийства (в книге он испортил тормоза автомобилю жены, но в машине оказалось еще два человека, которые тоже погибли) и то, как Рэд стал важным человеком в тюрьме Шоушенке – это остается за кадром и на правах домыслов. Мы лишь получаем полное имя из кадров с отказными печатями от комиссии по досрочному освобождению, и слова самого героя, который признает, что был глупым мальчишкой, совершившим страшное преступление. Он подшучивает, что отвергает традиционную манеру заключенных отрицать свою вину и признает себя причастным. К слову, тот факт, что имя герою Моргана Фримана оставили тоже, без рыжих волос, с юморком обыграно в фильме – это, в том числе, часто упоминается в разного рода подборках интересных фактов о фильме.
Если исходить из сценария фильма Побег из Шоушенка (у Стивена Кинга ключевые года немного сдвинуты), то Рэд, будучи молодым чернокожим парнем лет 20, попал в Шоушенк примерно в 1927 году. И хотя ситуация с расовой сегрегацией в северных штатах солидно отличается от традиционно проблемного Юга, персонаж получился умным, находчивым, начитанным. Не исключено, что получив базовое образование, он продолжил его в тюрьме Шоушенк, хотя бы с посильной помощью Брукса. Мы видим подтверждения этому в теплом и дружеском отношении со стариком. Когда у Энди Дюфрейна наблюдался наплыв работы, Рэд оказывал помощь, пускай и канцелярского характера. Он пользуется уважением и влиянием в учреждении, хотя отношение руководства и охраны к герою Моргана Фримена никак не отражено. На момент начала истории, он уже наладил систему контрабанды и, естественно, с помощью извне, продает заключенным товары из свободного мира – такой себе супермаркет в стенах исправительного заведения Шоушенк.
There’s a guy like me in every state and federal prison in America, I guess – I’m the guy who can get it for you. Tailor-made cigarettes, a bag of reefer, if you’re partial to that, a bottle of brandy to celebrate your son or daughter’s high school graduation, or almost anything else.
Персонажи фильма Побег из Шоушенка не стареют?
Это довольно частый вопрос, который, в особенности, задают люди при первом знакомстве с фильмом «Побег из Шоушенка». Действительно, зрители обычно очень остро реагируют на перемены главных героев кино и не всегда доброжелательно, если эти самые метаморфозы отсутствуют. Фильм Фрэнка Дарабонта – один из немногих примеров, сказать по-доброму, попустительства, ведь итоговый результат нисколько не портит впечатление от просмотра. Основная сюжетная линия Shawshank Redemption растягивается на двадцать лет – стало быть, ключевые герои должны прибавить в возрасте довольно солидно, а по факту, перемены учтены, но сильно разнятся от одного конкретного персонажа к другому. Давайте возьмем несколько примеров.
– Рэд. Ему примерно 20 при заключении, 40 в начале фильма и 60 в эпилоге. С натяжкой можно сказать, что Морган Фриман, при использовании небольшого количества грима и седины, подходит для двух последних ипостасей. Его лицо, к завершению, испещрено морщинами, а желание увидеть отменную актерскую игру (которая присутствует), нашептывает, что в глазах актера появилась усталость от большей части жизни в заключении.
Энди Дюфрейн. У Тима Роббинса при небольших переменах в морщинах и седых волосах, получилось за два часа превратить своего героя, действительно от парня 25-30 лет, в сорокапятилетнего дядьку с грузным лицом, широкими плечами.
Начальник Уоррен. Один из наименее видоизмененных персонажей. Если мыслить здраво, то при первой нашей встрече, ему 40+, и за два десятилетия только немного седины и точно такой же характер – этот персонаж, можно сказать, никак не развивался, кроме как наращивая финансовое подспорье.
Главный охранник Хэдли. Вот пример того, как герой может не поменяться за 20 лет – это отлично видно по последней сцене ареста, и при этом быть частью культового легендарного фильма Побег из Шоушенка. Вряд ли его назначили главным надзирателем тюрьмы при возрасте меньше 35, а на середину шестого десятка, он после явно не тянет.
Таким образом, внешнее преображение персонажей фильм Побег из Шоушенка не играет стол важную роль и ему, к удивлению многих, не было уделено принципиальное значение.
Побег из Шоушенка – Фильм всех времен
Не будем перечислять все заслуги фильма Фрэнка Дарабонта, ведь общеизвестно, что он занимает первое место в престижном списке лучших фильмов всех времен и народов по версии интернет кино-гиганта IMDB и Кинопоиска. Тем более, сами понимаете – одно дело новые фильмы, которые выходят сегодня в свет на суд общественного сформировавшегося мнения в лице тысяч онлайн-ресурсов и с первых часов зарабатывают рейтинг. И совсем другое – старые картины, которые нужно было оценивать, когда появились известные сервисы. И вот время шло, топ-фильмы сменяли друг друга и с 2008 году на эшафот славы IMDB восшествовал «Побег из Шоушенка», а спустя два Года Кинопоиск подтвердил тот же статус для русскоязычной аудитории. Есть целая прослойка людей, которые скептически относятся к этим данным, аргументируя мнением других людей. Действительно, вкусы у многих разные, но есть тенденция, который взята не с потолка и не придумана. Когда в оценивании принимают участие сотни тысяч активных киноманов (для выставления оценок нужно быть, по крайней мере, зарегистрированным на всех основных сервисах) – формируется костяк общественного мнения. Есть мнение, а есть объективная действительность – это разные вещи.
Справедливости ради стоит отметить, что у тысяч кино баз свои рейтинги, у онлайн-кинотеатров свои, у актеров, режиссеров и коллегий – другие, у AFI – собственное мнение, и картина Побег из Шоушенка Фрэнка Дарабонта далеко не везде впереди всех. На том же Rotten Tomatoes рейтинг в 91% от критиков – это не такой уж показатель и фильм не возглавляет разного рода подборки лучших. А вот зрительская оценка в 98% говорит сама за себя. То есть без двух процентов 800 тысяч человек поставили картине 3.5 звезды или выше. В любом случае, фильм Побег из Шокушенка однозначно стоит посмотреть хотя бы потому, что он на слуху и нужно самостоятельно оценить представленную историю. Кто-то останется разочарованным, ввиду слишком завышенных ожиданий – это обычное дело. Вместе с этим, перед нами, вне всяких сомнений, действительно великолепное кино – настоящий шедевр на все времена и стоящий повод провести время у экрана.
«Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» Стивена Кинга
Это естественно, что культовый статус фильма Побег из Шоушенка, снятого по мотивам литературного произведения, уже многое говорит о самом оригинале. Работа Кинга оказалась просто великолепной – достойной своей киноинтерпретации, если так корректно сказать. Благодаря своему скромному объему – всего чуть больше 100 страниц, оторваться от происходящего в “Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка”очень трудно. За каждой новой страницей следует еще одна, не менее интересная, мозг цепляется за желание усвоить все о тюрьме Шоушенк. Стивену Кингу удалось воссоздать густую неприглядную атмосферу американского исправительного учреждения. События крепко сбиты и общая насыщенность говорит сама за себя.
Общие вехи сюжета были перенесены Дарабонтом на экран, но копошиться в деталях – одно удовольствие. Некоторые моменты были изменены. Скажем, в оригинале срок заключения Энди Дюфрейна и, стало быть, длина сюжетной линии, равна двадцати семи годам, и за это время начальников учреждения было несколько. А особой сюжетноформирующей роли главного надзирателя Хэдли нет. Искренне советую повесть и тем людям, которые обожают фильм и тем, кто ее не читал. Самые сильные произведения мастера ужасов Кинга, как раз не связаны с потусторонними силами – это драмы и триллеры. Прочтение займет у вас не более трех часов, а впечатлений останется целый калейдоскоп.