4 749

Книга Марсианин Энди Уира и фильм

Назовем вещи своими именами – ближайший бум интереса к и без того бестселлеру книге Марсианин, автор – Энд Уир (или Энди Вейер) обеспечил выход одноименного фильма в 2015-м году. Здесь потенциальных заинтересовавшихся можно поделить сразу на несколько условных категорий: видевшие фильм, поклонники научной фантастики, падкие на общественный ажиотаж и тд. В моем случае, литературный оригинал был приобретен заранее и дожидался своего времени, а теперь, спустя два года, перечитан с удовольствием. 400 страниц книги Марсианин, при личном усилии по растягиванию удовольствия, пронеслись мимо глаз и сознания за рабочую неделю и оставили приятное послевкусие, дважды. В дополнение к подробному разбору книги Марсианин, я решил подготовить подробный материал по отличиям оригинала от экранизации The Martian Ридли Скотта, который, я надеюсь, будет интересен и тем, кто читал, и тем, кто смотрел. Если у вас возникнут дополнения или замечания  материалу, обязательно комментируйте, чтобы он приобрел окончательный, законченный вид.

Книга Масианин Энди Уир The Martian

Книга Марсианин Энди Уира: История создания

Как подсказывает англоязычная страница Wiki, отец автора Энди Уира (Andy Weir) занимается физикой элементарных частиц, а сам он с детства увлекался научной фантастикой – зачитывался произведения Артура Кларка и Айзека Азимова. В 15 лет Энди Уир начал работать начинающим программистом и в последствии сменил несколько компаний, в том числе даже принимал участие в работе над Wartcraft 2 в стенах Blizzard. Сам Энди Уир начал писать в жанре фантастики еще в 90-х и выкладывать работы на собственном сайте. Первой работой был короткий рассказ The Egg, который, уже в наше время, стал предметом небольшого ажиотажа на YouTube. Как подсказывают нам открытые источники, автора будущей книги Марсиан, Энди Уира заинтересовала собственная идея о миссии на Марс, где могли возникнуть непредвиденные обстоятельства. С самого начала, писатель решил отнестись максимально серьезно к теме Марса и выдать максимально точное, с точки зрение науки, художественное произведение о главном героем, застрявшем на красной планете.

Энди Уир стал интенсивно изучать всю необходимую информацию по астрономии, механике орбитальных запусков, моделированию, ботанике. Стал зачитываться доступными книгами и научными работами об истории космических полетов и сам утверждает, что держит в памяти все важные даты в этой сфере науки. Энди Уир начал выкладывать готовые главы своей книги на личном вебсайте и уже написанное получило лестные и ободряющие отзывы постоянных читателей и поклонников научной фантастики. И хотя фактически в полном варианте книга Марсианин (The Martian) уже попала в общий доступ бесплатно, со временем Энди Уир подготовил доработанную версию для электронных книг Amazon, а после и заключил договор с издательством на публикацию традиционной печатной версии. Книга Марсианин дебютировала на 12-м месте в писке бестселлеров New York Times, а авторитетное издание The Wall Street Journal окрестило его одной из лучших работ в жанре научной фантастики за последние годы. Как мы знаем сегодня, книга Марсианин стала довольно популярным, и права на его экранизацию в 2013 году выкупила студия 20 Century Fox, а в середине октября 2015 года мы получили просто отличную экранизацию, фильм Марсианин Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в титульной роли.

Книга Марсианин Энди Уира: История создания

Марсианин и попупуляризация науки

Сразу после выхода фильма Марсианин Ридли Скотта в 2015 году, было очень интересно услышать мнение астрофизика и популяризатора науки Нила Деграса Тайсона. Он – любитель обсудить научно-популярные фильмы о космосе, тем более, что их качественных выходит, в лучшем случае, один в год – как это был с «Гравитацией» Альфонсо Куарона и «Интерстелларом» Кристофера Нолана. В 2015 Нил Деграс Тайсон не ограничился одним комментарием после премьеры фильма Марсианин – его пригласили на популярное мероприятие Red Carpet, место с создателями фильма, актерами и видными гостями. После было записано небольшое интервью и участие в вечернем шоу. Ученый в целом очень положительно оценил книгу Марсианин, историю, заложенную Энди Уиром и после, под руководством консультантов из НАСА, перенесенную на экраны. Из неточностей, которые, тем не менее, были созданы в угоду художественной составляющей и книги и фильма – определенный драматизм, который придали сложной системе взаимной кооперации между сотрудниками NASA. Кстати буря, которая происходит, в начале истории, к трагическим последствиям, в оригинале была больше похожей на возможную, чем в картине. И все же, атмосферного давления Марса, которое составляет лишь 1% от земного, наверняка не хватило бы, чтобы оторвать антенну связи и чуть не опрокинуть челнок МВА.

Конечно, можно, даже не обладая знания в механике, аэродинамике и астрофизике, с микроскопом напускного неодобрения рассматривать все написанное в книге Марсианин Энди Уира, но, насколько можно понять, перед нами одно из лучших научно-популярных произведений последних лет. Во время прочтения The Martian обращаешь внимание на некоторые наивности и вольности, в угоду развитию истории, но они только повышают интерес к истории. Важны ли такие произведения как книга Марсианин? Вне всяких сомнений. Кроме того, тема науки, освоения окружающего мира, критического мышления, не так уж широко представлена в современном кино. Многочисленные экшен фильмы вытесняют вдумчивые проекты просто по принципу сильных. Поэтому я всеми руками за более частые экранизации действительно качественной литературы по теме научной фантастики. В случае с The Martian, во время и после прочтения ощущаешь себя немножко умником. Кроме того, получаешь несомненный стимул к самостоятельному изучению тематика – благо сегодня есть интернет и все его образовательные возможности.

Марсианин и попупуляризация науки

Главный герой Марсианина – космический Робинзон

Многие наверняка были и будут удивлены форматом, который выбрал автор Энди Уир для своей книги Марсианин. Дело в том, что перед нами не классическая научно-фантастическая история, а скорее приключенческая  история – выживание в невероятно экстремальных условиях в соответствующем космическом антураже на Марсе. Я не зря привел в пример знаменитое произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» – с ним у работы Энди Уира больше общего, чем с классиками космо-фантастики в лице Станислава Лема, Айзека Азимова. Фактически, мы воспроизводим невероятную историю американского астронавта Марка Уотни, главного героя Марсианина, с помощью его же дневника, поделенного, как не трудно догадаться, по дням (в книге – солы, то есть солнечные дни на Марсе, равные 24 ч. 39 мин.) пребывания на Красной планете. Такой формат книги Марсианин создает, в хорошем смысле, ощущение псевдодокументальности – не просто выдуманной истории, но ежедневных переживаний одного человека на Марсе. Кроме прочего, это элементарно располагает читателя к судьбе героя книги – изучая дневник Марка Уотни, мы подсознательно ставим себя на место его автора, словно это наша рука изрекала эти строки. Прием далеко не новый, но конкретно в книге Марсианине сработал на 90% (часть людей считает такой вариант скучным).

Марк Уотни, который вынужден свыкнуться с мыслью, что он единственный человека на огромной  безжизненной планете, не собирается просто лечь и умереть на поверхности Марса. Для того чтобы продлить все возможности выживания, ему приходится использовать все имеющиеся вещи, средства и, что очень важно, знания, для достижения поставленной цели – выжить на Марсе. Я возьму для сравнения два культовых и лучших произведения по теме, которые неоднократно читал: «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров». В первом случае герою удалось спасти из остова корабля большую часть припасов, инструментов, древесины и даже животных. Во втором – не имея ничего кроме одежды и одного зернышка в кармане, герои Жюля Верна создали целый мир изобилия на Богом забытом острове в Тихом океане. Так вот Марсианин автора Энди Уира представляет собой нечто среднее, между этими двумя столь отличными концепциями. Наш протагонист располагает жилым модулем и набором коммуникаций, двумя марсоходами, а также еще техническими плюшками на Марсе (да не будет это спойлером).

Главный герой Марсианина - космический Робинзон Марк Уотни

Если брать шире, то даже самое современное и дорогое оборудование NASA – это просто груда плат и винтиков, а чтобы выжать из их использования максимально возможной пользы, нужно приложить незаурядные способности и усилия. Марк Уотни, первым делом, создает подробную опись всего, что имеет в наличие, ведь никаких пополнений из окружающей среды, кроме толченой горной породы Марса, ожидать не может. Как, с нервозной шутливостью, замечает главный герой книги Марсианин, если хоть одна из принципиально важных систем его жилища выйдет из строя, он умрет, и при множестве непредвиденных возможностей – тоже. Естественным вопросом, который возникает сразу, помимо укрытия и кислорода, являются продукты питания и вода. Ведь как бы не говорили о сытности духовной пищи, провести месяцы и годы на Марсе, хотя бы в блеклой надежде быть спасенным, на ограниченном количестве сух пайков не представляется реальным. Да, у марсианина Уотни есть курица в кислом соусе, есть фрукты и кетчуп в термо- упаковках, но он способен опустить вашу челюсть в попытке вырастить еду из мертвой почвы Красной планеты.

Кто-то сочтет такой формат повествования скучным, но мы видим ежедневный кропотливый труд упорного и невероятно терпеливого труженика. Марк Уотни просто не может позволить себе расслабиться, сесть на мягкую точку и ждать помощи извне. К тому же, постоянный насыщенный труд помогает Марку не сойти с ума и занимать свой разум усилиями по выживанию на Марсе. Уотни постоянно вступает в схватку с окружающим его миром. Из книги Марсианин вы узнаете, что на Марсе все же есть атмосфера, только она очень разряжена, а процент кислорода равен примерно 1 единицы на 100. Вместо шалаша – многомиллионный жилой модуль от НАСА. Вместо дождей и ветров – неприветливая погода чуждой планеты. Вместо потрепанной одежды – сверхсовременный многофункциональный скафандр.

 Марк Уотни - главный герой книги Марсианин

Марсианин и NASA

Это вторая важная часть книги Марсианин Энди Уира, которая для кого-то станет неожиданностью. Да, The Martian развивается параллельно на двух планетах. В то время как Марк Уотни делает все от него зависящее, чтобы продлить свою жизнь и не остаться на Марсе навсегда в качестве окаменелости, лучшие умы космического агентства Соединенных штатов (NASA) ломают голову над  тем, чтобы вернуть смелого астронавта домой. Если говорить о вдохновителях, то сам автор Энди Уир не скрывает факта, что посматривал на историю миссии Аполло 13 и одноименный фильм Рона Ховарда (это же говорит и Ридли Скотт, выделяя главный ориентир при работе над экранизацией The Martian. Действительно тесную связь двух историй, Марсианина и Аполло 13, трудно игнорировать. Американские герои выживают после страшной аварии на борту космического корабля и, будучи ограничены в технике и времени, на ходу предпринимают активные шаги для собственного спасения – в этом им способствует постоянная связь с Центром Управления Полетами. Автор Энди Уир пошел еще дальше и растянул несколько напряженных дней на месяцы. Кто-то скажет, что человеческий гений способен на все и в этом есть истина. Даже если бы потребовалось соорудить космическое судно из горной породы, умножить это на должное количество времени – у героев книги Марсианин наверняка бы вышло.

У этой важной части сюжета романа Марсианин есть свои персонажи и протагонист в лице руководителя программы «Арес» Венката Капура. Так как книгу я читал уже после просмотра фильма, то ключевые образы в голове уже приобрели четкий облик Чиветела Эджиофора (Капур), Джеффа Дэниэлса в роли директора NASA Тедди Сандерса и Шона Бина в образе директора управления полетами. Есть еще целый ряд второстепенных персонажей, вроде импульсивного директора по связям с общественностью, внимательной сотрудницы и гениального техника. Примерно треть из четырех сотен страниц книги Марсианин вы проведете в кампании этих людей. В целом такой подход оказался успешным. Во-первых, мы получаем возможность взглянуть на основную сюжетную линию на Марсе под другим углом (во многих смыслах). Ведь Марк Уотни, при всем желании, не может дать полную картину происходящего, в том числе оперировать всеми техническими данными извне. Во-вторых, две сюжетные ниточки постоянно перекликаются и контрастно сменяют друг друга. Как только вы начинаете уставать от технических подробностей оживления старого марсохода, главный герой Марсианина обсуждает с читателем американские сериалы 1970-х и наоборот. К тому же, постоянная недосказанность позволяет поддерживать перманентный интерес к продолжению.

НАСА и Миссия на Марсе

Жизнь одного астронавта на Марсе

На страницах романа Марсианин Энди Уира даже сам главный протагонист не питает особых иллюзий по поводу своих шансов на спасение с Марса. У него нет любящей жены и кучи маленьких ребятишек, что могло бы в большей степени давить на эмоции – он лишь упоминает своих родителей и, в случае чего, просит, насколько это возможно, корректно сообщить им о случившейся трагедии. Автор Энди Уир напрямую не поднимает ряд вопросов, но они проходят красной, почти невидимой, линией через все главы романа – он начинает о них говорить, а мы додумываем сами. Например, всего несколько предложений об имидже NASA и всей программы Арес, которые могут пострадать, если не приложить всех усилий. Или вот интересный акцент на словах о том, что агентство вернет своего человека домой живым и невредимым. Стоит ли жизнь одного человека, пускай и такого талантливого как Мар Уотни (Мэтт Деймон), миллиардов долларов, потраченных на мероприятия по его спасению. А если так – стоит ли тратить миллиарды долларов, чтобы возможно (шанс небольшой) вернуть на Землю одного астронавта, в то время как 1 млрд. человек находятся за чертой голода в мире. Каждый термопакет с едой, который могут доставить Уотни, учитывая стоимость всех мероприятий, равнозначен еде, которой можно накормить целую деревню где-нибудь в Сомали.

Равнозначно ли ставить всю дальнейшую программу полетов на Марс под угрозу, задействуя корабль Hermes по полной, а также оборудование для следующего полета, ради того, чтобы, возможно, вернуть одного участника предыдущей экспедиции. Есть ли факторы, которые могут повлиять на подобные решения – например, все тоже наличие семьи или религиозные убеждения астронавта. Будут ли американские граждане, налоги которых формируют бюджет NASA, больше сочувствовать семьянину, католику или вегетарианцу. Венкат и Сандерс в книге Марсианин подчеркивают важность эффекта общественного одобрения всех усилий агентства. Пока Марк Уотни рискует расстаться с жизнью на Марсе, десятки тысяч американских военнослужащих, рискуют каждый день своим здоровьем и, снова же, жизнью, как и полицейские на улицах, пожарные. Ведь астронавт это тоже профессия, правда, куда более способная вызывать ажиотаж. Чуть позже по тексту книги Марсианин возникает дилемма, можно ли подвергнуть риску пятерых других участников миссии, чтобы лишь появилась призрачная надежда вернуть шестого на борт. Вот такие вопросы и формируют общее сильное впечатление от прочтения Марсианина Энди Уира, которые лучше ощутить на себе лично, чем слышать или, в данном случае, читать в пересказе.

Жизнь одного астронавта на Марсе Энди Уир

Фильм Марсианин Ридли Скотта

В 2015, третью осень подряд мы получили просто отличный научно-фантастический фильм Марсианин, который, чтобы не говорили, был на слуху весь октябрь 2015 года и часть даже заядлых ленивцев похода в кино приобрели свой билет. Когда четыре года назад я в первый раз услышал о предстоящем проекте The martian, название и литературный оригинал Энди Уира мне ни о чем не говорили, зато, чуть позже, многое сказали имена режиссера и исполнителя главной роли.  Если говорить о точности переноса текста книги Марсианин на экран, то перед нами почти что образцовая экранизация, с минимальным количеством купюр и принципиальных изменений. Естественно ряд сцен из романа был опущен просто потому, что в 2 часа времени вместить всю историю просто невозможно. Марсианин Ридли Скота – важный фильм еще в том плане, что он мотивирует к прочтению оригинала, к прочтению других произведений научной фантастики, к просмотру других фильмов на тему космоса. Он, в более доступной для современного потребителя, степени популяризирует науку, чем роман, ведь кино, особенно развлекательное, смотрит несоизмеримо больше людей, чем читает книгу.

Что касается непосредственно самого фильма Марсианин, как художественного произведения, то Ридли Скотт выдал просто отличный проект, с легкостью напомнив о себе, как о человеке, возродившем жанр серьезной космофантастики (речь, естественно, о «Чужом» 1979 г.). Причем получилось, в том числе, довольно весело – Мэтт Деймон не ходит с серьезной миной на лице, изображая избранного гения от мира ботаники и космонавтики. Он ближе к зрителю – располагает к себе, а значит, располагает ко всей истории с его спасением с Марса. У фильма Марсианин просто отменный саундтрек, который сочетает как почти механические звуки и классику рока и поп-музыки: звучит композиция I will survive, группа ABBA и ремейк сверхпопулярной песни Хендрикса All Along The Watchtower. И хотя то и дело пытаешься уловить в показанном неточности, касательно нахождения главного героя на поверхности Марса, действительно веришь в происходящее. Спустя минут 20 просмотра фильма Марсианин погружаешься в рассказанную историю и словно сам принимаешь созерцательное участие. Только находясь в безопасности перед экраном кинотеатра.

Фильм Марсианин Ридли Скотта

Отличия книги Марсианин от фильма The Martian

  • В книге Марсианин экстренная эвакуация с Марса и несчастный случай с Уотни произошли на шестой солярный день, в то время, как в экранизации – на 18-й.
  • Мэтта Дэймона, судя по показанным подробностям, антенна поразила в область желудка и не глубоко. В тексте же герой отмечает, что металл был остановлен тазовой костью. К тому же дается более полное объяснение того, как ранение помогло заделать дыру в скафандре, благодаря испарению жидкости из крови. Хотя самой операции Марка Уотни у Энди Уира уделен всего небольшой абзац, а вот в фильме на этом сделали акцент, как на шокирующей сцене.
  • В книге Энди Уира теме удобрения марсианской почвы уделено более подробное значение. Марк Уотни подчеркивает, что отходы жизнедеятельности команды, собранные в специальные вакуумные упаковки, стали безжизненными – в них нет живых бактерий. Поэтому он постоянно, по мере поступления, подмешивал в почву свежую “добавку” от себя.
  • В оригинале The martian у героя не было второго отдельного помещения, де бы он мог заниматься саженцами. Пришлось засыпать землей тот жилой блок, где он жил. Причем изначальная площадь была 91 квадратный метр, и еще 20 с лишним удалось выделить, засыпав землей два стола, неиспользуемые кровати экипажа и заполнив пол двух надувных модулей. Именно эти герметичные палатки белого цвета, подсоединенные к шлюзу, после увидела Майнди Парк на спутниковых снимках.
  • Процесс добычи воды для саженцев в фильме Марсианин существенно упрощен. Во-первых, было отдельное помещение, во-вторых – сам процесс занял немного времени и из неприятных моментов последовал только небольшой локальный взрыв. Марсианин Энди Уира же ведет сложные расчеты, выкачивает кислород из жилого модуля благодаря взаимодействию аппаратуры и скафандров, а случившийся взрыв более серьезен.
  • Сам момент обнаружение Майнди Парк следов жизнедеятельности на фотографиях Арес-3 подан иначе. Венкат Капур не был с ней знаком лично и даже переспросил имя, войдя в центр наблюдения. При осмотре снимков, женщина постоянно всхлипывала, несмотря на еще большие сомнения у руководителя миссии. Одним из главных изменений на фото стало именно появление белых надувных палаток, подсоединенных к шлюзам.
  • В экранизации трагическая эвакуация с планеты случилась на 18-й солярный день, а фотографии с сенсацией появились на 54-й. В романе же все случилось на 6 день, а по словам Капура и Тедди Сандерса – прошло два месяца до решения изучить место лагеря Арес-3. Хотя уже после установления печатной связи, Венкат сообщает, что они следят за подопечным с 49 сола.
  • У Ридли Скота именно герой Джеффа Дэниелса, как директор НАСА, в первый раз доводит до представителей прессы новость о том, что Марк Уотни жив, в то время как в книге Марсианин это делает специалист по связям с общественностью Энни Монтроз. А неосторожная фраз о том, что организация сделает все, чтобы вернуть своего героя, исходит из уст Сандерса, а не Капура, и никакого резонанса со стороны заинтересованных лиц не вызывает.
  • В моменте, когда руководитель миссии почти философски задается вопросом о том, что может думать человек, брошенный один на расстоянии 200 млн. километров, как одиночество может повлиять на его эмоциональное состояние, Марк Уотни задается вопросом, почему киты подчиняются герою комиксов Аквамену, ведь они млекопитающие – для него это бессмыслица. В фильме же он танцевал под музыку.

  • Хотя экранный Марк Уотни (Мэтт Деймон) располагает своей логикой проверки дальноходности марсохода, делая постепенные вылазки на все больше расстояния, книжная логика еще более очевидная. Чтобы не рисковать быть застигнутым далеко от жилища, астронавт нагонял первые выезды в радиусе 1 км от станции, чтобы всегда, в случае чего, можно было дойти пешком.
  • Энни Монтроз – директор NASA по связям с общественностью, на бумаге получилась довольно резкой и грубой – не похожей на почти что паиньку в исполнении Кристен Уиг.
  • Самый серьезный вызов, брошенный красной планетой Марку Уотни, а именно разгерметизация шлюза и взрыв, в фильме Марсианин существо упрощены. Показана авария на отдельном жилом модуле с растениями, так как в оригинале он всего был один. Там астронавту пришлось довольствоваться запасами кислорода в пока еще герметичном переходном шлюзе, который оторвался и отлетел на 50 метров. Марк Уотни с большими усилиями стал передвигать его, словно телефонную будку. После добрался сначала до марсохода, а после уже приступил к возвращению жилого вида своей базе.
  • Первое сообщение от бывшей команды Уотни поступило к нему не посредством чата, как в кино, а в качестве обычного сообщения, вроде и-мейла, в котором капитан Льюис выразила радость, что их товарищ жив и пообещала выставиться пивом по возвращению на Землю.
  • В книге Марсианин наш бравый астронавт не позволяет себе просто сложить выращенный картофель в ящики, как показано в адаптации. Он понимает, что тот сгниет и его съедят бактерии, поэтому перед хранением он решат выбросить картофелины на улицу, чтобы влага испарилась, а оставшаяся подмерзла и, таким образом, дезинфицировала овощи.
  • Показанный Ридли Скоттом красивый момент с ворвавшимся через шлюз ветром с песком, в романе отсутствует. Автор дает понять, что буря действительно была сильной, но из жилого модуля группа вышла мягче.
  • Неудачный пуск корабля снабжения Айрис в книге Марсианин Энди Уира расписан куда более подробно. И подается нетривиальная причина аварии, не ограничивающаяся лишь техническими неполадками (в силу спешки постройки и отмены проверок). Для марсианина приготовили 300 кг белковых кубиков, в составе которых был белок и растительное масло. Так что вот это масло при нагрузках запуска фактически превратилось в жидкость и, высвободившись из тары, при переходе на вторую ступень, силой 0.3 тонны ударило в заднюю крышку аппарата. Один из пяти болтов крепления оказался дефектным, да и не мог выдержать подобного толчка.
  • Помните довольно запоминающуюся и не лишенную иронии сцену в фильме, где Митч Парнелл с помощью степлера, ручки, а также работников НАСА наглядно демонстрирует свой план. В книге этого мини-шоу не было.
  • Сам дневник, который ведет главный герой, отличается в двух произведениях. В книге, что не удивительно, Уотни набирает текст на компьютере, а в картине – записывает, по большей части, короткие видеоотчеты. Естественно второй вариант был более предпочтительным для экранизации.
  • После гибели урожая картошки в оригинале, астронавту удалось спасти ее явно больше, чем нам показали в тех ящиках, где герой Мэтта Деймона ведет пересчет на бумаге. На глаз, несколько десятков килограмм в пластиковых контейнерах против 200 кг у книжного Марка Уотни. Он отчитался перед таким количеством перед НАСА и учел их при определении запасов для путешествия к Скипарелли.
  • У Энди Уира, после решения совершить маневр и спасти бывшего товарища, члены экипажа Гермеса связываются с родственниками и самым интересным разговором, который не отражен в кино, являются мысли молодой Йохансен. Дело в том, что команда негласно договорилась, что если запуск ракеты с продовольствием провалится и им придется, без пополнения запаса, отправиться в полет еще на 530 дней, все кроме программистки примут таблетки. Выжить должна будет она – останется запас для шести человек, плюс тела экипажа.
  • Во время активной подготовки марсохода к 3200-километровому переезду, астронавт надрывает спину, что на несколько дней выводит его из строя. Хиропрактика под рукой нет, поэтому книжный Марк Уотни решает поберечь себя, употребляя викадин для обезболивания и принимает горячие ванные.
  • Если в фильме, установленная с помощью Пасфайндера, связь прослужила до самой эвакуации, то в оригинале Эгди Уира судьба уготовила протагонисту больше испытаний. Из-за глупости и невнимания аппарат выходит из строя и на долгие месяцы подготовки марсохода связь теряется. Отдельные короткие сообщения, в одностороннем порядке, астронавт передает, выкладывая камни на поверхности планеты – чтобы спутники могли сделать снимки и прочитать.
  • В экранизации, после спасения, уже на борту Гермеса, герой Мэтта Дэймона говорит, что не принимал душ полтора года. В романе The Martian, как раз для лечения сорванной спины, он умудряется нагреть воду до комфортной температуры и принимать расслабляющие ванны.
  • Сценаристы фильма Марсианин вполне оправданно решили вырезать целый отрезок с подготовкой марсохода к длительному переезду на 3200 км. Мы видим актера уже похудевшего, в преддверии того, как нужно было покинуть жилой модуль. Этому предшествовало несколько месяцев тяжелой изнурительной работы, требовавшей изобретательности и упорства. К марсоходу Уотни приделал подобие прицепа с герметичной палаткой, ставшей его комнатой. Также он закрепил солнечные панели и окончательно распотрошил первый аппарат, и до этого уже служивший донором для используемого.
  • Само путешествие к кратеру Скиапарелли тоже было сокращено при переносе на большой экран. В романе герой сталкивается с рядом трудностей, в частности с масштабной песчаной бурей, в которой он потерялся, а отсутствие ожидаемого количества солнечного света, увеличило потребность останавливаться и производить зарядку.
  • Сцена, где наш герой оставляет милую записку в марсоходе, была добавлена в сценарий и отсутствует у Энди Уира.
  • МВА для Ареса-4, на котором Уотни осуществляет старт с планеты, в книге изначально весил 12 600 кг, а необходимы были меры по облегчению до 7300 кг. В кино-версии: 6 т и окончательный вариант в 3 тонны.
  • Одно из заключительных отличий двух версий лежит в финальной стадии спасения астронавта. В оригинале перехват все же удалось осуществить Беку без привлечения капитана Льюис.
  • Последние сцены романа и фильма Марсианин отличаются. Книжный Марк Уотни сидит на лавочке и наслаждается очередным скучным днем. К нему подходит мальчик с мамой и ребенок расспрашивает астронавта, в том числе задает вопрос, хотел бы он еще раз отправится на Марс. Протагонист ворчит на такую наглость. Фильм же заканчивается в аудитории университета.
13.11.2017

Рекомендуемые статьи

30.01.21
4 869

Character analysis of one of the brilliant pieces of modern philosophical dramas in cinematography

09.10.16
5 114

Легендарная военная драма Стивена Спилберга стала одним из ярчайших событий в жанре за всю его семидесятилетнюю историю и по-своему уникальна и значима.

Подведение итогов пятого, многими столь ожидаемого на протяжении целого года сезона самого популярного сериала современности от телеканала HBO.