4 605

«Спасение рядового Райана»

Многие люди иронично относятся к фильму «Спасение рядового Райана», как к браваде о смелых американских морпехах, которые не нюхали пороху настоящей войны с гитлеровской армией на Востоке. Настоящие профессионалы историки никогда не скатываются до подобных выпадов. Как известно, историю пишут победители, и сегодня мы имеем такую капитуляцию гитлеровской Германии, которую получили благодаря совместным беспрецедентным усилиям стран союзников, в особенности СССР, США, Великобритании. В титаническом труде Черчилля немало времени уделено переписке легендарного премьера со Сталиным, который настаивал на открытии Западного фронта еще летом 1942 г. во время кровопролитной кампании на Востоке. Открытие второго фронта в июне 1944 г. стало еще одним поворотным моментом в истории Второй Мировой войны, наряду с битвой за Москву, Сталинград, Мидуэй и Северную Африку.

Обзор фильма Спасение Рядового Райана

Конечно, как и в любом другом художественном фильме, сценаристы и Спилберг не пытались охватить все наступление в Нормандии и Франции летом-осенью 1944 г, как и в свое время, весь Холокост в «Списке Шиндлера». Люди любят яркие образы и примеры, поэтому даже события нескольких дней могут подарить общее запоминающееся впечатление. Если вы сейчас проведете опрос у людей, увлекающихся кино, то наверняка Западный фронт у них будет ассоциироваться с вполне конкретным фильмом и даже сценой высадки на пляже. Такая образность порой значит больше, чем горы проектов сомнительного качества или даже документальное кино.

Операция Оверлорд – понятие, объединяющее комплекс операций, тактических целей и наступательных кампаний во Франции летом-осенью 1944 г. Можете найти факультативно больше информации на той же странице Wiki – не обязательно оправдывать свою лень отсутствием времени для книг. Фактически нам показали неделю из жизни морских пехотинцев, участвовавших в самой крупномасштабной десантной операции в истории человечества. События берут начало утром печально известного Дня-D 06 июня 1944 года с высадки на нормандское побережье на участке Омаха-Бич. И заканчиваются спустя неделю 13 июня, после полного опасностей перехода по тылам противника, в маленькой разрушенной французской деревушке, где от былого кофейного колорита ничего не осталось. И лишь песня Эдит Пиаф из граммофона напоминает, где находятся главные герои.

Второй фронт в Европе 1944 год - Высадка в Нормандии

Реализм войны

Наверняка особо впечатлительные зрители, в том числе женщины, отмечали и отмечают обилие жестоких сцен в фильме. Это все-таки война, а не романтизация командировки во Францию июньскими днями, поэтому тот вариант, который мы имеем сегодня, отлично передает ад десантной операции. Любой художественный фильм, основанный на исторических событиях, даже военных, подразумевает свои вольности в повествовании и обращении с фактами. Спилберг – один и величайших киномастеров в истории, поэтому неудивительно, что он уделяет важное значение деталям и, казалось бы, мелочам. Особенно, когда его проекты заведомо создаются с прицелом на престижные кинопремии. Среди интересных фактов о фильме, которые есть во всех серьезных источниках, подчеркивается ориентация на историческую достоверность. И тот факт, что режиссер активно консультировался с живыми участниками высадки в Нормандии, придает всему происходящему дополнительной убедительности. Жизнь причудливей и страшней вымысла, особенно это касается таких темных и непопулярных пятен в истории.

Уже первые сцены картины задают тон всему происходящему. Высадка десанта рейнджеров на участке побережья Омаха оборачивается, на первый взгляд, полным провалом. Мужчин встречает шквальный заградительный огонь из хорошо укрепленных береговых плацдармов, а пули пулемета MG-42 превращаются еще секунду назад живого человека в месиво. «Спасти рядового Райана» напоминает зрителю, что на войне внутренний мир, опыт человека, его мечты и стремление – все это теряет значимость перед дулом вражеского оружия, превращая солдат в мешки, набитые кровью и костями. В этих вступительных минутах общее впечатление от увиденного формируется по частицам. Отсутствие панорамных кадров и приземленная манера съемки прямо в эпицентре событий – это создает иллюзию присутствия в столь неблагоприятных условиях.

Если так будет корректно сказать, Спилберг пошел по пути повествовательного разнообразия. Обратите внимание на первые 8-10 минут высадки. Авторы фильма практически не повторяются в сценах. Здесь жуткое зрелище, где солдат в состоянии аффекта ищет свою оторванную руку под пулеметным огнем противника. Другой радуется успешному рикошету от шлема, и в следующее мгновение его череп пронизывает свинец. Медики отважно пытаются остановить кровотечение среди этого развернувшегося ада, рискуя каждую секунду самим оказаться на этом мертвом песке. Когда я говорю о реализме, то подразумеваю не только лишь зрелищные сцены сражений, но эмоциональный фон, в котором выживают главный герои. Желание дать отпор врагу и победить в войне соседствует у них с отчаянием, пацифизмом и унынием. Обездоленное гражданское население оккупированной Франции пытается спасти своих детей, выведя их из разрушенных домов.

Реализм войны у Стивена Спилберга

Художественные изыски постановки

Стивен Спилберг, как известно, является настоящим фанатом кино в хорошем смысле. Он часто цитирует классиков в своих интервью и не стесняется говорить, какие идеи и даже локации для съемок позаимствовал у именитых предшественников 30-50-х годов. И если «Список Шиндлера» был в большей степени образцовой оскаровской драмой о Холокосте, став при этом шедевром, то новый шедевр «Спасти рядового Райана» стал экспериментом. Наверное, все, кто смотрели фильм, отметили новаторский подход к погружению в боевые действия. Это во многом заслуга одного из лучших операторов современности, бессменного Санчо Пансы при Спилберге, Януша Камински. Во время высадки на пляже во второй, после военного кладбища, сцене, камера ведет себя, словно сошла с ума или у съемочной группы сломались фиксаторы и операторские краны. Помню, семнадцать лет назад, даже качество экранки на VHS позволило оценить такой подход. Сегодня нестатичная манера активно используется в экшен фильмах, за что блокбастеры часто получают нагоняи даже от простых зрителей.

Отказ от тотальной статики в пользу пластичности движений позволяет лучше погрузиться в происходящее, ощутить себя одним из участников тех страшных событий. В остальном же, особенно это касается масштабных панорам и крупных планов лиц персонажей, режиссер держится своей любви к деталям, скрупулезному подбору переднего и заднего планов, сочетания цветовых решений в кадре. К слову, еще один доступный факт из интернета – картинка, в процессе монтажа и подготовки к прокату была частично обесцвечена. Действительно низкая насыщенность не просто бросается в глаза – она придает картине определенную изюминку. Война показана блеклым суррогатом нормальной жизни, чем-то неприятным и отличным от традиционных радостей. И даже июньские пейзажи севера Франции, вместо виноградников и сочной травы, наводят определенную грусть, уныние.

Магия кино - Стивен Спилберг и Януш Камински

Жизнь одного солдата

Думаю, не обязательно в который раз озвучивать мысль, что самое ценное – это человеческая жизнь, и одна не может быть ценней другой, но сама операция по спасению солдата Райана, стала лейтмотивом трехчасовой истории. Когда выясняется, что уже трое молодых Райанов отдали свои жизни на фронтах Второй Мировой, военные чины вспоминают братьев Салливан. Можете найти информацию о них на Wiki – трагическая и примечательная реальная история, которая, в том числе, послужила мотивом для сценария. Тогда пятеро братьев погибли на одном американском корабле осенью 1942 г. Несмотря на эту страшнейшую потерю, их родители продолжили, уже публично, поддерживать правительство и милитаристскую политику. На самом деле, сцена фильма, где мы видим женщину, потерявшую равновесие на крыльце – одна из самых эмоциональных. Автомобиль со звездой, который развозил похоронные документы и свернутый американский флаг, как говорит герой Хэнкса, являлся страшным предвестником. Страшно представить, что происходило внутри у этой женщины, отпустившей четырех своих сыновей в Тихий океан и Европу.

Как красноречиво говорит один из участников отряда, отправленного в тыл немецких войск на поиски рядового, такое расточительство жизнями солдат является нерациональным. Действительно, стоит ли жизнь одного человека восьми других. Может ли горе матери, потерявшей четырех сыновей, сравнивать с восемью матерями, потерявшими по одному. С другой стороны, капитан Миллер в другой сцене с захватом разрушенной вышки, говорит, что их главная цель – победить в войне, а достигнуть этого можно выполнив тысячи приказов по всей линии фронтов. В более приземленной перспективе такие задания, как возвращение домой парня из Айовы, кажутся не слишком важными, но в целом, это лишь винтики в огромной машине Второй Мировой.

Жизнь одного солдата на войне

Отряд спасения

Капитан Джон Миллер. Главный герой фильма в исполнении великолепного Тома Хэнкса. Командир роты 2-го батальона рейнджеров, которому и поручают задание с самого верха, как человеку, зарекомендовавшему себя. Школьный учитель в городе Эдли, штат Пенсильвания – последние 11 лет (видимо считает в том числе с временем после призыва) работает в школе имени Томаса Эдисона. Весной тренирует школьную бейсбольную команду, а сейчас хочет лишь вернуться живым к своей жене в штаты. Человек долга и слова – настоящий протагонист, который вызывает уважение, сопереживание. Хотя в его наспех сформированном взводе из подчиненных, много своенравных, они не просто соблюдают субординацию, но верят в своего капитана и прислушиваются к нему, даже в спорных ситуациях. Особенно это чувствуется в сцене, где после многомесячных предположений, герой Хэнкса рассказывает о своей жизни до войны. Том Хэнкс еще не раз снимется у Стивена Спилберга и их сотрудничество будет плодотворным и интересным, а конкретно за эту роль все его номинации на престижные премии есть заслуженными.

Том Хэнкс Tom Hanks Captain Miller капитан Миллер

Сержант Майкл Хорват. Среди семи подчиненных, дольше всех знаком со своим капитаном, еще со времен высадки в Северной Африки («Операция Факел» – фактические вступление США в Войну против стран ОСИ в Европе). Главный поборник воинской субординации и преданности своему командиру, что не раз доказывает буквально с собачьей, в хорошем смысле, верностью. Может в более грубой форме донести приказы до солдат, если они с первого раза плохо разъяснили. Мне всегда очень нравилась сцена, где персонаж Тома Сайзмора набирает в алюминиевую баночку землю Франции и складывает в походную сумку, где уже есть такие же с надписями Африка и Италия. Это очень символичный момент, подчеркивающий путь простого рейнджера армии США, одного из многих, по фронтам Второй Мировой. Героически сражается до самого конца, защищая товарищей по оружию и дело, за которое они держались.

ом Сайзмор Tom Sizemore Sergeant Horvath сержант Майк Хорват

Рядовой Джексон. Пример разнообразия историй, ведь на протяжении фильма он несколько раз проявляет себя, как талантливый снайпер, благодаря умению которого товарищи выпутываются из передряг. Набожный и просит Бога направить его руку праведным путем, каждый раз, когда берется за приклад своей винтовки со снайперским прицелом. В сцене общего возмущения в поле, четко формулирует мысль, за что получает похвалу от командира. Автор довольно любопытного монолога о том, что позволь ему оказаться на расстоянии досягаемости до Гитлера, можно было бы паковать вещи, ведь войне пришел бы конец в ту же минуту. Примечательно, что актер Барри Пеппер, которого вы можете помнить по фильмам «Враг Государства» и «Зеленая миля», снялся еще в двух известных военных драмах. В «Мы были солдатами» он засветился во второстепенной роли военного корреспондента во Вьетнаме, а также отметился в картине Клинта Иствуда «Флаги наших отцов». Так что актер закален в подобных историях.

Барри Пеппер Barry Pepper Private Jackson рядовой Джексон

Рядовой Райбен. Персонаж, который выступает в качестве красной тряпки для всей истории и для зрителей. Как говорится, с характером. На спине его армейской куртки надпись Brooklyn, что довольно символично, ведь норовистые ребята из этого района Нью-Йорка часто проявляют свои эмоции в голливудских фильмах. Не раз высказывается по поводу целесообразности всего подхода и даже отказывается выполнять приказ своего командира, за что чуть не был застрелен собственным же сержантом. Таких персонажей еще сами же американцы часто называют бойскаутами. Вооружен двадцатизарядным автоматом Браунинг М1918, что выделяет его среди товарищей.

Эдвард Бёрнс Edward Burns Private Reiben рядовой Райбен

Рядовой Меллиш. Американец еврейского происхождения, чем многим и запомнился. В одной из сцен, он берет в руки нагрудную звезду Давида и показательно дразнит идущих немецких военнопленных, говоря, что он Juden, то есть еврей. Когда побратим Капарзо отдаем ему боевой нож убитого парнишки из Гитлерюгенда, говорит, что теперь это будет церемониальный иудейский резак. Пытается довести до фарса ситуацию, но осознав, видимо, уже не в первый раз, ужасы войны, срывается и плачет. Отважный воин, который сражается до последнего патрона за свой взвод. Актер Адам Голдберг больше не светился в военных драмах, зато запомнился мне целым рядом второстепенных ролей, на протяжении последних пятнадцати лет.

Адам Голдберг Adam Goldberg Private Mellish еврей рядовой Мелиш

Рядовой Капарзо. В открытых источниках указывается, что этот персонаж был прописан конкретно под Вина Дизеля, которого Спилберг приметил после последней его работы. Первым отдает свою жизнь за миссию спасения рядового Райана, от пули вражеского снайпера. Одна из самых грустных сцен фильма, где он, истекающий кровью, просит, из последних сил, переписать письмо отцу, которое сейчас запятнано собственной кровью. Судя по фамилии и паре намеков – американец итальянского происхождения, что в очередной раз подчеркивает, как многонациональность корней американцев, так и общий вклад в нелегкое дело победы в военном конфликте. Довольно любопытно наблюдать совсем еще молодого Дизеля, хотя его Капарзо и вышел немного пафосным, что очень напоминает будущий образ героя боевиков.

Вин Дизель Private Caparzo рядовой Капарзо

Медик Уэйд. Самый неприметный член отряда спасения, которому за все время досталось всего несколько реплик и довольно мучительная кончина, которая врежется в память впечатлительным зрителям. Очень лично воспринимает неудачи на поле брани, что видно по сцене при штурме пляжа. Под неустанным огнем противника готов делать все возможное, чтобы спасти жизни и здоровье других солдат, раненых. Не жалеет себя и в тоже время, фактически единственный без агрессии относится к капралу Апхэму. Актера Джованни Рибизи я давно считаю одним из мастеров второстепенных ролей, которые он выдал за последние два десятилетия.

Джованни Рибизи Giovanni Ribisi T-4 Medic Wade рядовой Уэйд

Капрал Апхэм. Такая себе комедийная отдушина столь серьезного фильма, который, на контрасте со сценами штурма берега, напоминает французские комедии. Как и все солдаты учился базовой военной подготовке в лагере еще в США, но пороху не нюхал, так как работает в штабе. Был очень удивлен своим новым назначением, которое получил благодаря знаниям французского и немецкого языков, что в будущем окажется очень кстати. Хотя в самый напряженный момент сражения он проявляет трусость, что неприемлемо, с точки зрения оценочного поля зрителя, в конце части реабилитируется. Большой ребенок, который пытается завести дружбу с новоиспеченными товарищами, планирует тащить в поход громоздкую печатную машинку вместо карандаша, и пишет, в свободное время, книгу. Книгу о братстве солдат на фронте, о чем, фактически ничего не знает до начала событий фильма. Забавно, что не курил и отказывался от сигарет во время подготовки десантной операции, а в преддверии кульминационного боя пропускает одну за одной.

 Я не стану отдельно останавливаться на личности Райана, лишь скажу, что Мэтт Деймон справился отлично со своей небольшой, но важной ролью.  Кто, из всего отряда остался в живых в конце – казалось бы, не слишком достойные люди. Условно, конечно. Забияка Райбен, трус Апхэм и лишь немного тертый калач Райан, получивший билет домой. Опять же, очень символичны жертвы других ребят, что выражается в одной из главных фраз фильма, о том, что нужно быть достойным всего этого.

Джереми Дэвис Jeremy Davies Corporal Upham капрал Апхэм

Трейлер к Спасти Рядового Райана был моим первым трейлером по фильму, который я смонтировал. Дам ссылку на него ниже.

Кого вдохновил

«Спасти Рядового Райана» стал настоящим культурным феноменом и буквально квинтэссенцией одновременно темы противостояния союзников на Западном фронте и вообще военных драм с обилием экшен сцен. В течение следующих, уже почти двадцати, лет всем последователям, как в кино, так и в игровой индустрии, приходилось и до сих пор приходится ориентироваться на высоко поставленную Спилбергом планку.

 Конечно, самым главным художественным потомком фильма стал сериал «Братья по оружию» (Band of Brothers) 2001 года. Довольно качественный проект с солидным бюджетом в 125 заявленных миллионов долларов, хорошим актерским составом (даже засветились молодые Том Харди и Майкл Фассбендер) и Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом в качестве исполнительных продюсеров. Нам расскажут об американских солдатах роты Изи, которые пройдут на своих двоих сначала земли Франции, а после и Германии до самого конца войны. Интересен, среди прочего, историей Арденнской операции в декабре 1944 года.

Band of Brothers - сериал Братья по оружию 2001

Во вторую очередь хотел бы отметить еще одну военную драму, снятую легендарным азиатским режиссером Джоном Ву – «Говорящие с ветром». И хотя театр боевых действий сменился с дождливой Нормандии на душные острова в Тихом океане, во многих сценах чувствуется более известный вдохновитель. Хотя сюжет не хватает звезд с неба, сама картина довольно качественно сделана, особенно это касается панорамных, и не только, сцен сражений с имперской армией Японии. В главной роли мы видим Николаса Кейджа, который демонстрирует, что он отличный драматический актер.

Фильм Говорящие с ветром Джона Ву

Трудно не вспомнить дилогию Клинта Иствуда о высадке американского десанта на мрачном острове Иводзима. Как первый фильм «Флаги наших отцов», так и «Письма с Иводзимы», обладают наработками атмосферы из Райана. Как я уже писал выше, даже есть общие исполнители (помимо снайпера Джексона, здесь сыграл актер, изображавший у Спилберга Джорджа Маршалла – начальника Генштаба). Мрачная атмосфера уныния среди морпехов, а после и среди обороняющегося гарнизона японцев – нерациональный расход живой силы войск.

Флаги наших отцов и письма с Иводзимы

В 2011 году вышел один из лучших и, наверное, самый зрелищный южнокорейский военный эпик «Мой путь». У корейского кино есть одна очень интересная черта – они вдохновляются известными голливудскими лентами и пытаются превзойти их и по уровню эмоций, и по масштабам постановки, и по актерской игре. Завершающий сегмент картины посвящен как раз высадке союзных войск в Нормандии. Только показан с точки зрения обороняющихся немцев и, в данном случае, корейца и японца, которые попали в эту солянку из солдат. Просто великолепно и очень дорого поставленные сцены сражений на берегу и в траншеях – чувство дежа вю не будет покидать вас за просмотром – в хорошем смысле. Это калька, но очень достойная.

Корейский фильм Мой путь 2011

Осенью 2014 года свет увидела отличная военная драма «Ярость», где показана уже завершающая фаза войны, на территории Германии весной 1945 года. Снятый всего за 70 миллионов фильм Дэвида Йетса оказался настоящим приятным сюрпризом, который во многих моментах ориентировался на культовый эпик Спилберга. Вместе с этим, отдельные темы, скажем несчастное положение освобожденных мирных жителей, здесь затронули даже интересней и не банальней.

Военная драма Ярость Fury 2014

Игровая индустрия вообще обязана многим Saving Private Ryan, особенно это касается жанра шутеров от первого лица. Первым и часто цитируемым вдохновленным оказалась игра Medal of Honor: Allied Assault. Довольно короткая, но в свое время очень запоминающаяся сцена с высадкой на пляже Омаха буквально поминутно повторяла идеи фильма. Сначала мы видим приближающихся к береговой отметил десантников. При открытии люка, солдат встречает шквальный огонь пулемета, который, тем не менее, оставляет в живых протагониста. После идут укрытия за волнорезами, перебежки до только частично простреливаемого окопа и прорыв к бункерам. Захват траншей и опустошение фортпостов немцев. Многие идеи были после реализованы в самой нелепой части известной франшизе Airborne, но это уже совсем другая история.

Игра о Второй Мировой Medal of Honor Allied Assault

Пожалуй, самыми плодотворными и массовыми последователями стали разработчики из Infinity Ward, которые позаимствовали самые удачные идеи для нескольких частей своей Call of Duty. В самой первой игре вся операция в Нормандии белыми нитками списана со Спасти Рядового Райана, а учитывая творческий подход и дотошность, вышло просто отменно. Фактические в 2003 году в первый раз люди получили возможность стать полноценными участниками той операции Оверлорд, на должном уровне масштаба. В Call of Duty 2 мы видим саму высадку 6 июня и штурм укреплений, в том числе более расширенный вариант окопного противостояния уже наверху скалы. Адреналиновый экшен с голливудским подходом к постановке.

Первые части Call of Duty - Высадка в Нормандии

09.10.2016

Рекомендуемые статьи

12.10.17
7 295

Картина, которая занимает первые места в двух самых известных списках фильмов всех времен и народов – шедевр Фрэнка Дарабонта на все времена.

Прекрасный образец современной фантастики, умело заимствующий идеи из классики жанра, фильм Время оставил ряд неозвученных вопросов за кадром происходящего.

15.01.18
5 362

Провокационный роман Бернхарда Шлинка “Чтец” об отношениях подростка Михаэля Берга и женщины Ханны Шмитц в послевоенном Берлине