Шедевральный «Список Шиндлера»

Жестокие уроки истории, изменившие наше представление об окружающем мире и о нас самих, не должны быть забыты. Стремительный поток истории не останавливается ни на мгновение, оставляя позади десятилетия, места и людей и очень важно помнить наше прошлое – это и делает нас людьми. «Список Шиндлера» с самого первого знакомства стал для меня настоящим откровением и образчиком творческого подхода к сложному художественному произведению. Картина Спилберга подталкивает не только наши эмоции, но и сознание активно принимать участие в рассказанной истории, проводить параллели и сравнения, отождествлять свою жизнь с судьбой людей, с которыми мы никогда не были знакомы. И хотя участие картины во всех престижных кино рейтингах должно говорить само за себя, вы должны самостоятельно уделить время истории евреев из гетто Кракова – этот опыт трудно забыть или превзойти.

Вторая Мировая Война — Исторический антураж

Для исторических фильмов такого масштаба как «Список Шиндлера» (Schindler’s List) очень важно передать атмосферу присутствия, приглашая зрителя окунуться в эпоху Второй Мировой Войны и Холокоста. Сегодня старые районы города Краков обзаводятся спутниковыми антеннами и пластиковыми окнами, навсегда меняя облик города и от десятилетия к десятилетию, вновь пересказывать истории о Холокосте в Польше, будет все труднее. Действительно Стивен Спилберг и вся его команда сумели умело показать локации старого города, выделить наиболее аутентичные (претерпевшие наименьшее количество изменений с начала 1940-х). И если с внутренним убранством помещений, той же квартиры Оскара Шиндлера или концертных холлов для застолий немецких офицеров, все понятно, то панорамы Кракова в фильме «Список Шиндлера» внушают трепет скрупулезным подходом к съемкам. Чего стоит только одна из вступительных сцен Schindler’s list с перетекающей по улицам, словно один живой организм, толпой людей. Или панорамный вид с холма, когда главный герой и его очередная пассия наблюдают за ликвидацией гетто.

Вторая Мировая Война - Исторический антураж

Как некоторые, знакомые с фильмом «Список Шиндлера», знают, локации съемок не ограничились лишь улицами и домами Кракова. Во второй половине трехчасовой картины Schindler’s list зрителя проведут по рабочему лагерю для евреев в Плашове. И хотя излишнее внимание баракам и инфраструктуре не уделялось, место съемок и декорации производят очень сильное впечатление, особенно знаменитые подъездные дороги, уложенные из надгробий еврейских захоронений –  у людей впечатлительных эта сцена не пройдет незамеченной. Затем нас проведут по известному каждому образованному человеку комплексу лагерей смерти Аушвиц (Освенцим). Как можно прочесть в свободном доступе, команде фильма  запретили снимать на локации, и отдельные ее части, в том числе зловещий пропускной пункт (гость каждой подборки фото лагеря Аушвиц) пришлось имитировать. В этом смысле съемочная группа справилась со своей задачей отменно, не только передав внешний облик отдельных элементов Аушвица-Биркенау, но была создана гнетущая атмосфера смертельной угрозы. Эти сцены фильма «Список Шиндлера» 1993 г. наглядно подчеркивают известное энциклопедическое мнение, что узникам лагерей в свое время говорили, что единственный путь наружу – через трубу крематория в виде тлена.

Антураж исторической эпохи Второй Мировой Войны

«Список Шиндлера» — от локаций к реквизиту

Воссоздание той или иной эпохи не достижимо только за счет исторически воссозданных панорам или самой истории. Первостепенное значение всегда уделено одежде, автомобилям, предметам быта людей. В любой подборке интересных фактов о фильме «Список Шиндлера» (Schindler’s list), вы прочтете, что съемочная группа, во главе со Стивеном Спилбергом скупала у  поляков 1990-х предметы быта и одежду времен Второй Мировой Войны – еще один довод в пользу использования аутентичных ресурсов, которые не вечны. Часто, чтобы должным эмоциональным образом передать масштаб происходящего, в кадре задействованы сотни статистов, что производит неизгладимый эффект, пока Оскар Шиндлер заселяется в новый дом. Фильм «Список Шиндлера» — один из самых внушительных примеров исторического повествования с использованием живых актеров и локаций в истории современного кино (не берем пеплумы, вроде «Клеопатры» и «Спартака»). Даже сцена в душевой концентрационного лагеря Освенцим без надменной цензуры показывает нам, что речь идет о трагедии Холокоста немыслимых масштабов.

Каждый, кто смотрел фильм «Список Шиндлера» 1993 г. и кто интересуется историей Холокоста, наверно на всю жизнь запомнил кадры так называемых сортировочных помещений Краковского вокзала, где после лживых уговоров и угроз (места в вагонах не хватало даже для людей, не то, что для поклажи) люди оставляли весь свой скарб на разграбление оккупационной машине Третьего Рейха, перераспределяющей ресурсы дальше. Горы подписанных чемоданов евреев из гетто, на которых мелом остались запечатленными оборвавшиеся человеческие судьбы. Сотни переплетенных дужек очков, целые стеллажи драгоценной утвари, кучи одежды, которые люди брали с собой на новое место. Кульминацией этой сцены фильма «Список Шиндлера», выказывающей все кощунство Холокоста, стали кадры с сотнями и тысячами фотографий, на каждой из которых люди, семьи и судьбы. Или же мешочек с вырванными зубами с золотыми коронками или спрятанными драгоценными камнями. Опять же масштаб подхода к съемкам этих моментов Schindler’s list впечатляет – просто беспрецедентный случай в мировом кино до сих пор. Создатели не оставили без внимания все основные символы трагедии и печально известные примеры «окончательного решения еврейского вопроса».

«Список Шиндлера» - от локаций к реквизиту

Контрастность повествования в Schindler’s list

Фильмы, которые вызывают у зрителя только ограниченный набор эмоций, редко становятся художественным достоянием отдельного жанра, вот и такой серьезный проект, как фильм «Список Шиндлера» Стивена Спилберга дарит зрителю настоящий калейдоскоп, в том числе для придания необходимого контраста. Вспомните те, можно сказать, комедийные сцены в первой четверти фильма, рассказывающие о становлении нового бизнеса Оскара Шиндлера на территории оккупированной Польши. Улыбку вызывает его филигранная обходительность с влиятельными людьми, умение расположить к себе, склонить нужное решение в свою пользу. Хочется вспомнить показательную сцену с подбором секретарши. Или как была подана тема со спекулятивной деятельностью в краковском гетто – помните предприимчивость евреев, которые в условиях войны и геноцида целой нации, умудрялись доставать редкие деликатесы, если у клиента были на это соответствующие средства.

Вот эта самая шкала эмоций быстро преображается и видоизменяется во второй половине фильма «Список Шиндлера», когда зрителя все подробней знакомят со страшными страницами такого явления ХХ в. как Холокост. Можно сделать вывод, что нас, таким образом, подготавливают к более серьезному и драматическому повествованию. Действительно фильм Schindler’s list не для, как это принято говорить, особо впечатлительных людей.  Фильм должным наглядным образом отражает ужасы массовых убийств во время Второй Мировой Войны, которые затрагивали не миллионы солдат на фронте, но беззащитное гражданское население. Миллионы людей стали жертвой кощунственной  системы и бесчеловечного безразличия к происходящему. В этом смысле очень показательна сцена в начале фильма, где польская девочка бросает в проходящих евреев землей и выкрикивает без устали «Goodbye Jews» («Прощайте, евреи!»). Ниже я выписал самые яркие примеры контраста в фильме «Список Шиндлера» — его элементы как идут один за другим, так и с отсрочкой восприятия.

Контрастность повествования в Schindler's list

  • В самый разгар ликвидации краковского гетто, пока вспышки автоматных очередей в темных домах знаменуют смерти и террор, солдат СС филигранно играет на фортепиано, а два его сослуживца, заслушавшись, спорят, Бах это звучит или Моцарт.
  • Когда бухгалтер Оскара Шиндлера Ицхак Штерн оказывается в поезде на депортацию в лагерь смерти, бюрократическая машина и упертость местных управленцев быстро отступает перед напором Оскара Шиндлера. Только что важный список евреев на отправку оказывается лишь формальность. «Этот или другой – для нас никакого значения, вы понимаете».
  • Шиндлер, как настоящий аристократ и представитель высшей расы господ, осуществляет конную прогулку в окрестностях Кракова, вместе с молодой красивой любовницей. В этом время внизу прямо на улицах разворачивается настоящая трагедия и случаи массовых убийств еврейского населения краковского гетто.
  • Амон Гет (Рэйф Файнс) не позволяет Хелен Хирш подойти ближе и прикрывается платком, чтобы не заразить ее вирусом. Спустя минуту после этой заботы он без колебаний приказывает убить на месте еврейскую женщину в двадцати метрах от Хелен Хирш.
  • Во время ликвидации гетто в Кракове, солдат СС приостанавливает поток людей в коридоре многоквартирного дома. Он, кажется, умиляется маленьким ребенком, а секунду спустя с остервенением обрушивает крики на следующих евреев.
  • Когда Амон Гет в первый раз прибывает в рабочий лагерь в Плашове, он недоволен своим новым домом. И все же это действительно вилла, которая располагается на холме над лагерем и резко контрастирует с самим трудовым местом и бараками с плохим фундаментом.
  • Сцена заселения Оскара Шиндлера в новую квартиру в Кракове, когда он буквально на пороге сталкивается, сам того не зная, с бывшими владельцами евреями. Далее, пока Шиндлер наслаждается большой кроватью, просторными комнатами, бывшие зажиточные хозяева ютятся в гетто Кракова в одной комнате с десятком людей.
  • Черно-белая палитра, ужасы Холокоста и ликвидации гетто в Кракове, и девочка в красном пальто – известный символ фильма Список Шиндлера. Когда же в 1944 году солдаты СС уничтожают останки массовых убийств в городе и лагере Плашов, мы снова видим этот, еще более пугающий контраст.
  • Наигранная любезность солдат перед расстрелом однорукого еврея, уверяющего в своей важности, как работника, на предприятии Оскара Шиндлера Deutsche Emailwarenfabrik.
  • Заверения о сохранности багаже при погрузке людей в вагоны для скота на железнодорожной станции Кракова и разграбление этих самых пожитков в соседнем большом помещении.
  • Утренняя зарядка коменданта лагеря Плашов Амона Гета и расстрел евреев с винтовки с оптическим прицелом. Его любовница, которой этот процесс убийства доставляет неудобства, лишь как шум с балкона. Дальше Амон Гет спокойно идет облегчиться в туалет после утренней процедуры, а на предложение сварить кофе, говорит девушки самой этим заняться.
  • Классическая музыка и селекция на плацу лагеря Плашов, где сотни голых евреев бегают по кругу и проходят осмотр на пригодность к дальнейшей работе.
  • Временная перемена поведения Амона Гета, после слов Оскара Шиндлера о сути настоящей власти, и его действительная сущность и итоговая расправа над провинившимся слугой.
  • Пышность стола и празднества дня рождения Оскара Шиндлера и двое замученных узниц, который пришли поздравить директора предприятия.
  • Пьющие вино и «изнывающие» от жары офицеры СС и рядом вагоны для скота, в которых набиты буквально умирающие от духоты люди. Шутки и смех немцев и на контрасте – стоны несчастных.
  • Женщины с фабрики Шиндлеры, которые, попав в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау, действительно прошли через душевые, видят несчастных людей, которые опускаются в газовые камеры. И улыбающийся охранник.
  • Всегда с иголочки одетый в рубашку, костюм, пальто Оскар Шиндлер и его работники. В его последней сцене в фильме Список Шиндлера, бывший предприниматель и богач сменяется свой шикарный костюм на робу заключенного для маскировки.
  • Амон Гет приходит на фабрику и с улыбкой просит местного еврейского рабоче сделать ему петлю, которая якобы пришла в негодность. Он говорит мужчине не спешить, а после выволакивает того на улицу и пытается застрелить из давшего сбой пистолета.

Сцены контрастного восприятия в фильме Schindler's list 1993

Гетто в Кракове

Еврейский народ своими тяготами опробовал выселение на почве расовой нетерпимости еще задолго до становления Третьего рейха, но именно в годы Второй Мировой такое понятие как гетто приобрело нарицательный характер. И хотя исключительная прерогатива этой страницы Холокоста не относится только к польской территории (к примеру, Львовское гетто было одним из самых больших) именно подобная практика в Варшаве (ярко показана в фильме «Пианист» Романа Поланского) и Кракове (фильм «Список Шиндлера») наиболее известны. Главный антагонист фильма, если так корректно сказать, Амон Гёт (в исполнении Рэйфа Файнса) во время одной из своих громогласных речей перед узниками рабочего лагеря, говорит, что Краков долгие столетия был еврейским городом. Но статистика – это всего лишь числа и буквы, а человеческие судьбы и горе оценить невозможно.

Во-первых, фильм «Список Шиндлера» основан на литературном произведении, можно сказать расследовании, австралийского писателя и публициста Томаса Кеннели. Его исторический роман Schindler’s list изобилует подробностями страшной участи жертв расовой ненависти. Кроме того, сценарий был дополнен свидетельствами живых на тот момент участников, что во многом и делало его таким эмоциональным. Внимание к деталям, если это слово здесь уместно – нацистская военная и идеологическая машина достигла невероятной изощренности в принижении слабых, что ярко отражено в ряде сцен фильма «Список Шиндлера», помимо общеизвестных фактов. Чего стоит только практически культовые для мирового кино сцены с ликвидацией краковского гетто в марте 1943 г. Это одни из самых эмоциональных минут драматического жанра за всю историю.

Гетто в Кракове, показанное в фильме Список Шиндлера

Вспомните уловки, на которые шли люди, чтобы избежать страшной участи – прятались в своих домах, где только возможно. Кроме того, многие, и это свойственно для разных проявлений Холокоста, вообще до последнего момента, до последнего вздоха, не верили, что может дойти до крайностей, и что рассказанные на улице страшилки – суровая быль. С другой стороны отмечается упорство, с которым оккупационные войска приводили в действие директивы своего командования, в частности воплощали сформировавшуюся к 1943 г. концепцию «окончательного решения еврейского вопроса». Вылавливали евреев буквально по канализационным люкам, а недееспособных людей расстреливали на месте. В фильме есть очень показательная сцена в местном госпитале, когда, чтобы не допустить издевательств над своими подопечными, врач и медсестра их отравили с немым согласием несчастных. Вот благодаря таким сценам и кадрам, фильм «Список Шиндлера» заслуживает быть посмотренным каждым образованным и небезразличным человеком.

В фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» быту евреев в самом гетто уделено минимальное внимание, ведь объектом исследования, в большей мере, стали рабочие на фабрике Оскара Шиндлера. И все же ужасы оккупации воспринимаются очень явственно – от начальных сцен выселения из домов, до конвейера человеческого потока, закрытого в тесных вагонах для скота, уходящих ежедневно с городского железнодорожного вокзала. Даже интересы так называемой элиты могут быть попраны любым солдатом вермахта, пожелавшим отнять жизнь у прохожего человека со звездой Давида на рукаве. Это еще одна страшная страница негласной политики вседозволенности на улицах варшавского гетто, что удалось наглядно продемонстрировать в «Schindler’s list».

Евреев со всего Кракова переселяют в гетто

Рабочий лагерь в Плашове

Хотя сеть подобных рабочих лагерей на оккупированных Германией территориях насчитывала сотни объектов, лишь некоторые из них получили свое воплощение в видных художественных проектах, вроде «Список Шиндлера». В картине Schindler’s list мы видим это место в большей степени с двух перспектив. Во-первых, это место пребывания евреев Оскара Шиндлера, которые впоследствии попадут в знаменитый список жизни или «Записки Шиндлера». Во-вторых, мы наблюдаем за управлением лагеря с точки зрения коменданта Амона Гёта. Немецкие предприниматели перенесли сюда свои заводы, где использовался труд заключенных, при практически нечеловеческих условиях. В фильме лагерь в Плашове не рассмотрен скрупулезно с точки зрения внутреннего устройства. Мы всего несколько раз украдкой заглядываем в бараки, а большая часть отведенного экранного времени описывает события снаружи.  В этом смысле очень показательна сцена кощунственного сафари коменданта на неугодных, как ему показалось в тот конкретный момент, людям.

Обратите внимание, что подъездная дорога в лагере Плашов вымощена из надгробных плит с еврейских захоронений – абсолютный цинизм администрации. Еще надолго врезается в память сцена с ликвидацией свидетельств зверств против евреев и неугодных элементов. Оскар Шиндлер, находясь в Кракове, замечает слой пепла, оседающий на улицах – это тлен сожженных человеческих тел и вещей, вырытых накануне возле Плашова. Сцена фильма «Список Шиндлера» для людей с крепким желудком, когда похороненные месяцы назад тела извлекаются, конечно же, узниками из братских могил и уничтожается посредством отвратительного конвейера. Плашов не был лагерем смерти в традиционном определении, как Освенцим, Собибор, Хелмно, Белжец или Треблинка, но тяжелейшие условия труда делали свое дело.

Рабочий лагерь в Плашове вблизи Кракова

Девочка в красном пальто

Большинство зрителей эмоционально обратили внимание на знаменитую сцену с маленькой девочкой, одежда которой стала единственным островком яркого цвета в трехчасовом черно-белом повествовании фильма «Список Шиндлера» 1993. Можно посчитать этот момент просто красивым художественным очерком Стивена Спилберга, но с годами начинаешь задавать себе вопрос, что же олицетворяла та польская девочка. Конечно, первое, что приходит в голову – это дань всем невинным жертвам Холокоста, всем детям, судьба и жизнь которых оборвалась в годы самого кровавого конфликта в истории. И если есть такое понятие, как случайные жертвы войны, то целенаправленный геноцид против народностей объяснить здраво мы не сможем и еще через 70 лет.

Девочка в красном пальто - Список Шиндлера

Девочка в красном пальто олицетворяет образ беззащитного гражданского человека, а ребенок тем более не способен уберечь себя от солдат и ужасов Холокоста. Ее жизнь зависела от настроения и приказа людей, посчитавших ее неполноценным человеком и низшей, не заслуживающей должного обращения, расой. К тому же, убить вражеского солдата из винтовки на полнее боя – это одно. Но каким нужно быть человеком, чтобы хладнокровно отнять жизнь у беззащитного ребенка, и не важно, каким способом – пулей, насилием или газовой камерой. Создатели фильма еще раз ярко подчеркнули тот урок, который навсегда должен вынести весь демократический мир. Ее маленькое обезображенное тело после видит Оскар Шиндлер, когда нацисты уничтожают старые захоронения, в попытке скрыть ужасы геноцида в Кракове. Она также предстает перед зрителем единственным ярким, но уже не жизнью, пятном на черно-белой палитре.

К вопросу о том, оправдывается ли идея сделать фильм черно-белым. По аналогии с недавней новой колоризированной версией «Семнадцати мгновений весны», зритель едва ли сможет воспринимать фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», если его когда-нибудь передадут в цвете. Это была не только попытка создать ощущение и атмосферу того, что события происходят в 1940-х годах. Это художественный стиль Schindler’s list, красноречиво подчеркивающий ужасы войны, которые не должны повториться никогда. Они должны навсегда остаться серыми. Как и в случае с лунным светом, кровь в черно-белом спектре кажется черной и это очень явственно запоминается в процессе просмотра фильма.

Ребенок в красном пальто - символ злодейств Холокоста

Цинизм агрессора

Здесь, в дополнение ко всему вышесказанному о контрастности фильма «Список Шиндлера», хочу еще раз остановится на трех конкретных показательных примерах безразличия оккупационных властей к судьбам и жизням своих жертв. Во-первых, это одна и первых сцен – прибытие Оскара Шиндлера на новое место деятельности в Кракове. Здесь нам показывают наглядный пугающий контраст между жизнью людей, возомнивших себя хозяевами и их несчастными подопечными. Кадры нищенствующей и подвергающейся ежеминутной опасности жизни евреев сменяются пышными застольями немецкого командования – столами с кушаньями и черной икрой, расположительными барышнями и музыкой. Далее очень показательной кажется сцена с выселением еврейской семьи из квартиры в Кракове. Они буквально сталкиваются на выходе с новым владельцем их бывшего насиженного жилья. Оскар Шиндлер осматривает с интересом новые владения, примеряя их как отличное место для праздности. В это же время бывшие зажиточные люди с парой чемоданов в руках оказываются в гетто, где делят новое помещение еще с десятком людей.

Вторая сцена, которую хочу выделить, переносит нас в рабочий лагерь в Плашове. Помните комментарии образованной еврейки, как выражается Амон Гёт. Женщина получила в прошлом престижное образование, наверняка развивала свои перспективы до войны и, вполне вероятно, была признанным специалистом в Польше. И вот она с рвением и ответственностью выполняет свою работу, за что ее хладнокровно убивают. Комендант равнодушно наблюдает за исполнением своего приказа, а потом безэмоционально говорит о том, что к словам только что убитого архитектора нужно прислушаться. Так вот за пару минут до этого Гёт из множества вариантов выбирает себе женщину, которая будет работать в его новом особняке на холме. Он обращает внимание на Хелен Хирш и не приближается к девушке, подчеркивая, что не хочет ее заразить. Вот он пример беспрецедентного цинизма.

Еще один запоминающийся момент – сцена с печально известными петлями, когда Гёт злорадно проверяет одного из еврейских рабочих и не получив удовлетворяющего его ответа, решает убить несчастного. Конечно, коменданта не интересовали объяснения рабочего, что наглядно видно в бессильных попытках последнего объясниться. Так вот цинизм нацистского отношения проявляется в сцене неудавшегося расстрела. Когда оружие Гёта дает сбой, солдаты пытаются отладить пистолет и говорят об этом так спокойно, словно имеют дело с расшатавшимся каблуком на сапоге. Собственно подчеркивается, что для них в тот момент смерть или жизнь этого человека не имела никакого значения.

Цинизм агрессора - немецкая оккупация Польши

Лица Холокоста

Фильм «Список Шиндлера» 1993 г. является очень умелой экранизацией, в то время как литературный оригинал Томаса Кеннели в большей степени полагается на личный опыт отдельных участников, в частности, Полдека Пфефферберга. Списки с именами замученных до смерти жертв Холокоста, к сожалению, для многих людей – просто статистика и листы бумаги, поэтому у каждой трагедии должны быть свои выразительные лица. В  фильме «Список Шиндлера» за три часа экранного времени камера хотя бы на несколько мгновений охватывает судьбу тысячей евреев, прошедших или оставшихся навсегда в жерновах краковского гетто и Плашова. И все же многие из них так и остаются для зрителя безликими жертвами войны. Для достижения более личного эффекта эмоционального отклика, история уделяет особое внимание ряду персонажей. И если с Оскаром Шиндлером и Ицхаком Штерном все очевидно, то вспомните героев второго плана. В последней сцене на еврейском кладбище в Иерусалиме мы и видим десятки детей Шиндлера, которые дожили до 1993 г и тех, кто пришел почтить его память. Среди них жена Ицхака Штерна, Мила и Полдек Пфефферберги, жена директора —  Эмили Шиндлер и другие. Очень эмоциональные минуты, ведь рядом с живыми свидетелями Холокоста идут актеры, сыгравшие их в картине – яркое, с точки зрения впечатлений, завершение истории.

Лица Холокоста в фильме Стивена Спильерга

Тема расовой нетерпимости слишком сложная, чтобы ограничивать представление о ней одним, хоть и шедевральным фильмом. К тому же личность Оскара Шиндлера все же в исторических кругах остается спорной и не у всех людей вызывает восхищение. В первых сценах фильма мы видим человека с абсолютно стеклянными к чужому горю глазами. Его беспокоит только успех будущего предприятия на оккупированных Германией территориях и максимальное удешевление производства за счет эксплуатации еврейских рабочих. Далее, после начала общения с бухгалтером Ицхаком Штерном, Шиндлер начинается относиться к своим подопечным, по крайней мере, как к людям, а не как к безликой рабочей силе. Своеобразное отрезвление происходит во время знаменитой сцены ликвидации краковского гетто, когда главный герой наблюдает за бесчеловечной жестокостью расовой политики, видит ту самую девочку в красном пальто, о которой говорилось выше. В последних сценах фильма мы видим хоть и художественно раздутую, но вполне понятную зрителю ситуацию, когда ценности человека остаются где-то в прошлом и все, чем он занимался, попадает под собственные же сомнения.

Оскар Шиндлер в исполнении Лиама Нисона

К лицам Холокоста  отнесем и главного антигероя фильма «Список Шиндлера», просто мастерски воссозданного Рэйфом Файнсом. Немецкий офицер и преданный сторонник «окончательного решения еврейского вопроса», комендант рабочего лагеря Амон Гёт в фильме буквально воплощает собой всю жестокость расовой политики Третьего рейха. Для него жизнь евреев не представляет ни то, что ценности, даже как элемент рабского труда – она кажется Гёту бессмысленной и отравляющей мировой порядок. Он с абсолютным хладнокровием выполняет свои приказы и именно таких людей ставили на ответственные должности. При этом удивляет его обходительность с Оскаром Шиндлером и другими немецкими коллегами – в лагере он, по его убеждению, просто выполняет свой долг, а заодно вселяет в зрителя животный ужас. К слову оба героя, Лиама Нисона и Рэйфа Файнса попали в престижный рейтинг героев и антигероев в кино – на 13-ое и 15-ое место соответственно.

Амон Гет в исполнении Рэйфа Файнса

Важное значение в демонстрации судеб этих людей играет музыкальное сопровождение фильма – многие с самого первого раза были глубоко впечатлены работой композитора Джона Уильямса, которому удалось не только передать мотивы целой еврейской народности, но придать происходящему на экране человечности – показать героев людьми, насколько это возможно сделать через музыку, а не просто строками печатного списка. Его знаменитый саундтрек к Schindler’s list и сегодня производит неизгладимое впечатление. Когда я посещал Музей Холокоста Яд-Вашем в Иерусалиме и саму Могилу Оскара Шиндлера, слушал в наушниках отдельные композиции.

Евреи Шиндлера - Могила Шиндлера в Иерусалиме

В память о шести миллионах убитых евреев

Хотя есть довольно много фильмов о зверствах Второй Мировой войны и жертвах расовой нетерпимости в частности, «Список Шиндлера» Стивен Спилберга является самым наглядным и шедевральным, с точки зрения киноискусства, художественным произведением на эту тему. Это своего рода дань Холокосту, творческий монумент всем людям, которые стали и становятся до сих пор жертвами политики насилия. На протяжении трех часов экранного времени мы становимся свидетелями целой небольшой, но невероятно значимой для всего человечества эпохи, уроки которые не должны быть забыты. Время необратимо забирает с собой жизни ветеранов боевых действий, узников концентрационных лагерей и детей, оставшихся наедине с жестоким миром ненависти. разрушаются памятники страшных страниц Холокоста и даже под стеклами музеев блекнет бумага официальных документов. И хочется верить, что мы не забудем ужасов тех страшных событий, что подобные фильмы внушают нам веру в то, что нужно быть человечными.

Фильм Список Шиндлера 1993 (Schindler;s list)

04.05.2017

Рекомендуемые статьи

Антиутопический роман Стивена Кинга стал основной для экранизации, на которую он практически не похож по своей структуре и атмосфере мира будущего.

Подведение итогов пятого, многими столь ожидаемого на протяжении целого года сезона самого популярного сериала современности от телеканала HBO.

Фантастический боевик от мира литературы Дмитрия Глуховского, который стал бестселлером и послужил вдохновением для одноименной компьютерной игры.