Джеймс Кэмерон и внимание к деталям
Если не брать во внимание чисто коммерческий аттракцион “Терминатор 3D”, созданный Кэмероном для студии Universal и успешно работающий до сегодня, режиссер подходит к каждому своему проекту с исчерпывающим пристрастием. Творческие мысли о новом переносе на экран самой известной морской катастрофы в истории, посещали Кэмерона еще в конце 1980-х. Если же говорить о полном погружении в будущий съемочный процесс, для одного из самых выдающихся визионеров современности, оно началось после выхода “Правдивой лжи” в 1994 году. Примечательно, что после фантастического шедевра “Терминатор 2: Судный день” и комедийного боевика True Lies все с тем же Арнольдом, Джеймс Кэмерон меняет творческий вектор и берется за самый амбициозный проект в своей жизни и один из таковых в истории мирового кино – Titanic.
Рассказ о Кэмероне и его подходе к съемкам легендарного ”Титаника” мы должны начать с событий, предшествовавших предмет почти на десятилетие. Многие знают и любят фантастический фильм Кэмерона “Бездна” (The Abyss), вышедший на большие экраны в 1989 году. Именно во время подготовки к съемкам и самой работы, режиссер увлекся темой глубоководных погружений. Уже после окончания работы над первой версией сценария ”Титаника” и до начала съемок, Джеймс Кэмерон совершил ряд погружений к настоящему Титанику, в глубины Атлантического океана. Именно тогда, с помощью специально разработанной техники, были отсняты кадры, позволившие создать фильм на том уровне, который мы все знаем.
И вопрос не только в том, что мы получили документальные кадры корабля и его затопленных помещений. Если смотреть глубже, Джеймс Кэмерон восхищался своей работой и, как по-настоящему увлеченный человек, он поставил себе амбициозную цель сделать все от него зависящее, чтобы будущая картина вышла произведением искусства. Ведь к тому моменту, по крайней мере два десятка старых лент, так или иначе, рассказывали историю самого Титаника или, через призму отсылок – о других катастрофах пассажирских лайнеров, вдохновленных именно событием 1912 года. Съемочная группа вполне могла довольствоваться теми преимуществами, которыми не располагали предшественники – самым обнаружением Титаника и съемками из глубоководных суден.
Джеймс Кэмерон не только сам участвовал в погружениях. Он, с титанической стойкостью и точностью, месяц за месяцем собирал информацию о том, каким был Титаник внутри. Таким образом, к имеющимся чертежам, фотографиям интерьера с Титаника и его брата Олимпика, теперь было добавлено маниакальное внимание к деталям. Во многом фильм Titanic вышел шедевром, ведь мы верим в происходящее, что перед нами нечто большее, чем безопасные съемки в павильонах студии и компьютерная графика.
Достаточно внимательно посмотреть разного рода “behind the scenes” о съемках, чтобы отдать должное повсеместному участию Джеймса Кэмерона в съемочном процессе. Он старался лично управлять каждым, даже незначительным, этапом. От создания компьютерной модели крушения до всех раскадровок. От кропотливой реставрации интерьеров корабля до отбора тканей для костюмов массовки. Можно сказать, что Джеймс Кэмерон жил этим фильмом, вложив в него весь свой творческий и организаторский гений. Здесь стоит добавить, что и спустя годы режиссер продолжил интересоваться Титаником. Отличным подтверждением тому служит создание двух великолепных документальных проектов, о которых я еще упомяну отдельно: ”Призраки бездны: Титаник” и ”Титаник. Заключительное слово с Джеймсом Кэмероном”. Кроме прочего, опыт глубоководных погружений Кэмерон стал развивать. Немногие знают, насколько разносторонним и увлеченным человеком он является. Понимание этой страсти и любви еще приоткрывает для нас занавес исторической и художественной значимости ”Титаника” Джеймса Кэмерона.
Историческая достоверность и великая история любви
Периодические вспышки незаслуженной ленивой критики в сторону ”Титаника” Джеймса Кэмерона касаются самой истории любви между Роуз и Джеком. При всей трагичности происходящего на корабле, когда разлучали мужей и жен, родителей и детей, дедушек и внуков, молодых людей и девушек, не так сложно было выбрать реальную драматическую историю. Более того, стоит учитывать десятки мемуаров, воспоминаний, вышивших на Титанике, которые вышли в свет в последующие полстолетия. Джеймс Кэмерон, как автор сценария и, в полной мере этого слова, создатель фильма, пошел по пути сочетания невероятного внимания к исторической точности касательно катастрофы и Титаника в целом, и художественного вымысла, применительно к своим главным героям. История Ромео и Джульетты ХХ века, или скорее Принцессы и Нищего. Столько непохожих, на первый взгляд, людей, история которых растрогала не только команду корабля Мстислав Келдиш, но трогает миллионы зрителей вполне реальных, нас с вами.
Съёмочная группа проделала невообразимый путь, от набросков сценария Джеймса Кэмерона, к одному из величайших фильмов всех времен и самому впечатляющему фильму-катастрофе своего времени. Многие часы подводных съемок, изучение сохранившихся чертежей Титаника и Олимпика от компании White Star Line, фотографий. Обращение к компаниям, которые в начале ХХ века шили ковры, выпускали посуду для легендарных трансатлантических лайнеров. Изучение десятков документальных книг и мемуаров, выживших на борту Титаника, а также подробная работа с материалами двух комиссий: Сенатского слушания в США и Британской комиссии, расследовавших обстоятельства гибели лайнера. По мере прочтения документальных книг о Титанике, вроде “Последняя ночь Титаника” Уолтера Лорда, “Титаник” Милоша Губачек, и ‘Titanic. Minute by a minute’’ понимаешь, насколько серьезным был подход к экранизации Кэмерона.
История любви Джека Доусона и Роуз Бьюкейтер является вымышленной, но на ее примере, как во многих великих историях, книжных и в кино, рассказывается трагическая история большой трагедии. В одной сцене Джеймс Кэмерон рассказывает сугубо личную локальную историю о том, как двое влюбленных преодолевают закрытую дверь на затопляемой палубе. Минуту спустя, панорамный пролет камеры дает представление об общем масштабе человеческой трагедии, в которой участвуют более 2000 человек. Интроспективные кадры с капитаном Смитом, его помощниками Мердоком, Лайтоллером. Ситуация с затоплением всех основных отсеков корабля, трагедия кочегаров, пассажиров 3-го класса, запертых внизу. Героическая работа связистов в рубке Титаника и легендарного оркестра на палубе. Все эти кусочки мозаики, вместе, а не вопреки истории Джека и Роуз, собирают воедино художественное полотно истории Титаника. Это не документальное кино, но проект, в большей мере, чем можно было ожидать, следующий букве истории. С переизданием картины в 2012 году, даже поправили картину звездного неба, в ночь на 15 апреля 1912, о чем в одном из интервью подшучивал известный популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон, как инициатор.
Ди Каприо – Джек Доусон
Шутки по поводу заслуженного Оскара для Леонардо Ди Каприо уходят корнями еще во времена феноменального успеха фильма ”Титаник”. Хотя свою первую номинацию молодой актер получил четырьмя годами ранее, за прекрасное исполнение в не столь известном широкой публике фильме “Что гложет Гилберта Грэйпа”. К моменту съемок у Джеймса Кэмерона, Ди Каприо уже имел за плечами ряд сложных и, заслуживающих внимание, перфомансов. В этом смысле романтический образ бедного художника, который “тонет” вместе с круизным лайнером полтора из трех часов хронометража, не кажется заслуживающим столь пристального влияния. Но теория кино и реальные эмоции зрителей, а также успех картины, это всегда разные вещи, которые нельзя оценивать лишь по истории, написанной на бумаге. В итоге скандал с киноакадемией в 1997 году оставил неприятный осадок, положил начало теории, что в дальнейшие два десятилетий Лео будут сознательно не награждать самой главной премией.
Сегодня, спустя более двадцати лет с момента выхода фильма, роль Леонардо Ди Каприо в успехе Титаника сложно переоценить. Джек Доусон и Лео стали неотделимы от этой истории, как и Кейт Уинслет и ее Роза. И хотя представить в главной роли можно десяток молодых актеров того времени, именно Ди Каприо стал важной вехой успеха. Молодые девушки по всему миру, были восхищены этим художественным образом из кино и самим актером. Ведь уровень актерской игры мы чаще всего воспринимаем через веру в персонажа, через призму и переживания которого рассказывается история. Леонардо Ди Каприо воплотил образ бедного Ромео, не эмоционально, а в финансовом смысле. Он нанимается матросом на разные суда и рисует картины за десять центов, чтобы сводить концы с концами. И вместе с этим, он счастлив, в большей степени, что напыщенные джентльмены в роскошном ресторане первого класса Титаника.
Джек Доусон является выдуманным персонажем и ему подходит известное выражение, что его нужно было бы придумать. Молодой парень воплощает в себе все положительные качества, которые ищет Роза, которые не находит в мужчине, за которого должна выйти замуж. Его прошлое, жизнь на улицах европейских городов, в частности, Парижа, привлекает юную аристократку. Даже когда разговор начинается подводит к тому, что Джек пользовался услугами проституток, сразу же образ дополняется тем фактом, что у него не было с ними никаких отношений, кроме как между художником и натурщицами. Джек крадет пиджак с палубы, но объясняет после, что собирался его вернуть. Кажется, что он даже смущается более активной позиции Розы, когда дело доходит до близости в трюме корабля. Конечно, апофеозом истории становится акт самопожертвования, когда Джек делает все, чтобы спасти свою возлюбленную. Он не рискует перевернуть деревянную доску, чтобы не подвергать ее опасности, хотя места, как видно позже, могло хватить на двоих. Если расценивать любовь не только как привязанность, а как готовность жертвовать собственными интересами ради любимого, то Джек Доусон действительно заслуживает звания одного из самых известных романтических персонажей.
Но стоит обратить еще раз именно к исполнению этой роли Леонардо Ди Каприо. В его Доусона веришь, как в живого героя, со своей предысторией, моральными устоями, настоящей реакцией на счастье и неудачи. Причем, если прокрутить перед глазами все сцены Титаника, где появляется Лео, а таких большинство, на лицо разнообразие эмоций. Он изображает сосредоточенность в покере, а после прыгает от радости, выиграв деньги и билеты в Америку. Восхищенным взглядом смотрит на девушку, вышедшую на балкон прогулочной палубы первого класса. Наслаждается звездным небом посреди Атлантики, лежа на лавочке. Бросается на помощь той самой молодой девушке. С возмущением отвергает обвинения в обмане и краже бриллианта. Смиренно принимает ложь о том, что для него есть место в шлюпке на другой стороне корабля. Даже за несколько минут до смерти героя, мы верим в Лео, в то, что его Джек Доусон рад, что Роза выживет, что доживет до глубокой старости, даже ценой собственной жизни.
Кейт Уинслет – Роза Бьюкейтер
Кейт Уинслет, как и ее партнер по фильму и хороший друг Леонардо Ди Каприо, на момент съемок уже имела за плечами достойный опыт работ в кино, несмотря на свой молодой возраст. За год до ”Титаника” Кейт Уинслет уже была номинирована на премию Оскар за лучшую роль второго плана. Более того, она была номинирована на Оскар и за ”Титаник” и была, по мнению многих, вполне достойна премии. И хотя можно встретить комментарии самой Кейт, что она считает себя пышкой в самом известном фильме в своей карьере, о съемках всегда вспоминает с теплотой, в особенности о сотрудничестве с Джеймсом Кэмероном и Леонардо Ди Каприо.
Роза Бьюкейтер является чем-то вроде осовремененного образа классических произведений Джейн Остин и сильно напоминает Скарлетт О’Хара из бессмертного романа “Унесенные ветром” Маргарет Митчелл. Роза противопоставляет себя тому вычурному, сотканному из условностей, миру аристократии и высшего общества, к которому ее всю жизнь готовила мать. Роза наблюдает за маленькой девочкой в ресторане, которая манерно раскладывает салфетку на коленях и правильно отставляет пальчик, когда берет в руки чашку с чаем. Роза принимает участие в порах за столом, что считалось мужской прерогативой, чем заслужила неодобрение матери. Она даже позволяет себе приводить примеры работы творчества Зигмунда Фрейда, подшучивая над размером мужского достоинства и связью с желанием выражаться в больших предметах.
Роза Бьюкейтер становится типичной, для классической литературы, заложницей своего положения в обществе и ответственности перед именем. Мать вызывает у нее жалость не только перспективой жить бедно, но скорее своей ограниченностью, имеющей мало общего с реальным миром. Там, где любая девушка была бы на седьмом небе от счастья, получив предложение от одного из богатейших молодых людей мира, героиня Кейт Уинслет живет по инерции, так как это от нее ждут. Даже в моменты максимального напряжения, когда разговор заходит о шлюпках и перспективах спасения, Роза бросает вызов матери, поставив на первый план вопрос ценности человеческой жизни. После Рут полностью сломлена и разбита происходящим и судьбой своей дочери, которую она больше никогда не увидит.
Кейт Уинслет передала на экране более глубокий образ, чем просто испорченной молодой девушки из высшего общества. Как и Лео, она показала нам почти полный спектр эмоций и преображение своей героини. Первое общение с Джеком проходит не на самых дружелюбных тонах. Роза принимает в штыки ее откровенный вопрос о том, любит ли она своего будущего мужа. При этом каждая их беседа отличается новым порогом откровенности и переосмысления. Кейт Уинслет демонстрирует самоотречение ради любимого человека и она, как и герой Леонардо Ди Каприо, готова пожертвовать даже своей жизнью. Сначала рискую не успеть на шлюпку, она отправляется на поиски Джека. После выпрыгивает из гарантированного средства спасения, чтобы еще раз его обнять и пройти оставшийся путь до конца, если потребуется – до последних вздохов.
Саундтрек Титаника
Когда мы говорим о музыкальном сопровождении легендарного Титаника, в наших головах моментально формируется цепочка положительных нейронных связей ностальгии по песни Селин Дион ‘’My Heart Will go on”. При этом мы часто не отдаем себе отчет, что ставшая культовой композиция, которая просто великолепна, является только частью шедеврального саундтрека от культового композитора Джеймса Хорнера. Четыре десятка итоговых композиций, которые мы сегодня можем слушать отдельно от фильма, условно можно поделить на тематические подгруппы. У самого лайнера Титаника есть своя тональность треков, от мелодичных восхищающих тембров для панорамных кадров величия лайнера, до тревожных волнующих мелодий для сцен гибели морского гиганта. У любовной истории Роуз и Джека своя направленность музыки.
Титаник в 3D
Джеймс Кэмерон и его “Аватар” вывели тему объемного изображения на совершенно новый уровень зрительского интереса. И очень символично, что самый легендарный фильм режиссера, при его тщательном содействии, был переиздан в объемном формате. Конечно, мы все шли в кино весной 2012 года просто за возможностью увидеть легендарное кино в принципе на большом экране кинотеатре. И это было настоящее событие – уникальная возможностью по-новому взглянуть на любимое кино, спустя столько лет просмотров в домашнем формате. Вместе с этим, конвертация Титаника стала образцовым примером того, с какой страстью можно подходить к работе. Сам Кэмерон более года руководил процессом, где покадрово обновляли оригинальное изображение и придавали ему объем. По итогу Титаник 3D на сегодня является одним из самых мощных, по качеству, проектов в этом формате. Создатели не просто добавили псевдо- глубину изображению. Во многих сценах мы ощущаем эффект более уверенного присутствия в происходящем, как зрители. В будущем этот положительный опыт позволил нам увидеть перезапуск культового Терминатора на больших экранах.
Что почитать после просмотра. Книги о Титанике
С момента гибели Титаника мир увидел десятки мемуаров и воспоминаний людей, членов экипажа и пассажиров, которые выжили на борту Карпатии, после трагического крушения Титаника в ночь на 15 апреля 1912 года. Я хочу порекомендовать три книги, которые были прочитаны, каждая по-своему, с глубочайшим вовлечением в предмет дискуссии. Они представляют, по дате написания, три эпохи в исследовании Титаника. Две из них есть на русском языке и найти эти издания не представляется проблемой. Третья, за авторством Jonathan Mayo, есть только в английском издании и строго рекомендую ее, если ваш уровень языка позволяет свободно читать документальную литературу.
Уолтер Лорд – Последняя ночь Титаника
Классический труд Уолтера Лорда “A night to remember”, автора других культовых исследований на историческую тематику, о Второй Мировой Войне, о Дюнкерке и Перл-Харборе. Отличительной особенностью его подхода к столь сложным темам и гибели Титаника в частности, является доступность и легкость подачи информации для максимально широкой аудитории. Книга совсем небольшая в объеме и ее нельзя считать серьезным исследованием с 160 страницами текста. Однако у автора в 1950-х годах было одно неоспоримое преимущество – в памяти мировой общественности гибель Титаника еще была не такой забытой, как сегодня. Автор активно использовал материалы комиссий в Англии и США, а также книги и, что важно, интервью с еще живыми людьми, которые пережили Титаник. “Последняя ночь Титаника” дает общую картину происходящего, хотя и ввиду своего почетного возраста, например, не может достоверно ответить на вопрос, пошел ли Титаник на дно целым или был разломлен своим весом на две части. Такой принципиальный, казалось бы, вопрос был предметом спора после катастрофы и даже спустя сорок лет, когда Уолтер Лорд писал свой классический труд. Книга проглатывается за один-два вечера и может стать отправной точкой в знакомстве с книгами о гибели Титаника.
Милош Губачек – Титаник. 80 лет под водой
Еще одна книга о гибели Титаника, переведенное издание которой достаточно известно. Полное название книги чешского писателя Милоша Губачека звучит так: «Великие загадки земли. 80 лет под водой. Титаник». Автор использует тот же подход, что и Уолтер Лорд, рассматривая целый спектр источников, от мемуаров, выживших до материалов Следственного подкомитета США и Британской Следственной Комиссии, взявшихся за расследование обстоятельств трагедии. В шести из двенадцати главах, Милош Губачек подробно восстанавливает события, предшествующих трагедии, дней в море, а также самой ночи с 14 на 15 апреля 1912 года. Книга особенно ценна и интересна предысторией трагедии, которую предлагает автор. На протяжении нескольких глав он подробно вводит нас в тему трансатлантических рейсов на рубеже ХIХ и ХХ столетий, погони за “Голубой лентой Атлантики”, технические особенности строительства лайнеров рекордсменов. Важное внимание уделено постройке самого Титаника, внушительной статистике по его оснащению. А также событиям, которые последовали в годы после катастрофы, включая судьбу некоторых выживших, исследования и поиски самого корабля на дне Атлантического океана.
Jonatan Mayo – Titanic: Minute by Minute
Амбициозная книга с претензионным названием оказалась одной из лучших работ по теме. Вышедшая в свет в 2016 году, работа автора Джонатана Майо (Jonathan Mayo) является подведением итогов исследований последних 100 лет. Автор приводит обширную библиографию, которую он активно изучал и использовал во время работы над книгой. Джонатан Майо всегда чрезвычайно скрупулезно подходит к темам своих книг в серии “minute by minute” (минута за минутой). Конечно, речь не идет о рассказе о каждой минуте с точностью, ведь это просто невозможно. Но книга действительно очень подробно, на протяжении 350 страниц, рассказывает историю путешествия Титаника и, особенно подробно, детализирует события печально известной ночи на 15 апреля 1912 года. Другими работами в том же формате является история убийства президента Кеннеди и последние дни Адольфа Гитлера в бункере в Берлине. Автор мастерски оперирует даже сугубо книжными цифровыми фактами и умеет выдергивать из истории страницы, чтобы они могли заинтересовать широкую аудиторию, даже если это ваша первая книга о гибели Титаника. В начале работы он приводит список ключевых действующих лиц, а в приложении – почти 50-страничный эпилог с их историей после крушения. Например, как было выловлено тело мультимиллионера Джона Джейкоба Астора, что после стало с непотопляемой Молли Браун и как жизнь сломала некоторых выживших мужчин.
Что посмотреть. Документальные фильмы о Титанике
Поисковый запрос Titanic на сайте IMDB приведет вас к десятку заголовков, за которыми стоят документальные проекты разной степени качества. Из всего разнообразия, только некоторые док. фильмы и циклы заслуживают времени и внимания. Здесь я приведу три конкретных проекта, которые станут отличным дополнением к просмотру любимого фильма Титаник Джеймса Кэмерона, дополнением к книгам и даже отправной точкой для собственных путешествий по местам, так или иначе связанным с известным лайнером. Два из них увидели свет благодаря самому Джеймсу Кэмерону, что особенно примечательно.
Призраки Бездны. Титаник
Джеймс Кэмерон не только продолжил развивать свое увлечение глубоководным миром и погружениями, после оглушительного успеха Титаника в 1997 году. Сам корабль и его исследование заняли настолько прочное место в сердце режиссера, что он продолжил погружения. Это удивительно, что Кэмерон сделал больше для изучения Титаника, чем все исследователи до него, в особенности по части популяризации темы для широкой общественности. “Призраки бездны. Титаник” – это один из самых красивых документальных фильмов о морских глубинах на сегодняшний день, способный соперничать с образчиками жанра от Discovery и National Geographic. Более того, на сегодня это еще один из наиболее качественных 3D фильмов с прекрасной подачей большинства сцен. Это шанс дополнить свой опыт от повторной премьеры самого Титаника в 2012 году.
Билл Пэкстон, который в оригинале сыграл руководителя подводной экспедиции, по сюжету, в 1994 году, здесь выступает рассказчиком. Актер, с нескрываемой смесью страха и восторга, теперь в действительности, погружается к остову Титаника на глубине 3800 метров. Новая экспедиция расширяет наши знания о корабле, его теперешнем состоянии и истории катастрофы 14-15 апреля 1912 года. Даже за те несколько лет, что прошли после съемки художественной истории, техника подводников шагнула вперед и теперь позволила, с большей научной вовлеченностью, исследовать лайнер. Кроме всего, здесь чувствуется режиссерский почерк самого Кэмерона, который подошел к созданию документального проекта со всей серьезностью и приложив свои способности.
Титаник. Заключительное слово с Джеймсом Кэмероном
Спустя пятнадцать лет после выхода фильма Титаник, годы бума интереса общественности к трагедии, спустя десятки документальных проектов разного качества, Джеймс Кэмерон решает ответить на все еще актуальные вопросы. Хотя Кэмерон не выступал режиссером, а только продюсером, перед нами его авторский проект, где личность постановщика затмевает даже известных исследователей. Справедливости ради, сам Кэмерон, за два десятилетия, стал сам одним из самых авторитетных экспертов по Титанику. Все это отсылает нас к риторическому вопросу, что позволило Титанику стать шедевром и культовым фильмом на все времена.
Кэмерон не только организовал новую экспедицию к затонувшему Титанику. Он собрал, под своим началом, целую команду специалистов, профиль которых выходит за границы подводных погружений. В группу экспертов вошли историки и даже криминалисты, подходящие к месту гибели Титаника, как к месту преступления. Поиск улик, невероятное внимание к деталям, возвращение к важным вопросам, касающимся обстоятельств катастрофы. Благодаря тщательному исследованию морского дна вокруг двух частей корабля, и созданию подробной компьютерной модели, удалось уточнить то, как Титаник опускался на морское дно. Сам Кэмерон с восторгом признает, что сегодня в их распоряжении есть знания, которые были неизвестны съемочной группе фильма Титаник в середине 1990-х.
Титаник с Леном Гудманом
Трехсерийный документальный проект, общей продолжительностью полтора часа. Британский телеведущий Лен Гудман сам когда-то работал на судоверфи Harland and Wolff в Белфасте, где в начала ХХ столетия был построен Титаник и его брат Олимпик. Рассказчик демонстрирует нам памятные места и, что необычно, посвящает целый эпизод людям, которые работали над постройкой суден. О тех тысячах рабочих Белфаста, которые в поте лица крепили балки и заклепки, тех восьми, кто погиб на строительстве, и о тех сотнях жителей города, которые стали частью экипажа Титаника и не пережили ночь на 15 апреля 1912 года. Ведущий берет интервью, как у исследователей Титаника, так и у потомков его пассажиров, как выживших, так и погибших в Атлантике. Мозаика из десятков историй складывается в хороший документальный проект, который станет достойным дополнением, как к фильму Джеймса Кэмерона, так и к книгам по темам.