667

Пианист Романа Полянски

Личная драма Полански

Режиссер Роман Полянски родился 18 августа 1933 г. в семье художника-скульптора в Париже – его отец ранее сменил фамилию Либлинг на Полянски. Отец был евреем, а мать, Була, родившаяся в Российской империи, наполовину еврейкой. Оба родителя были агностиками. В 1936 году семья Полански вернулась из Франции в Польшу, откуда родом был отец семейства. Там они в 1939 году встретили начало Второй Мировой Войны, став свидетелями немецкой оккупации. В то время шестилетний Роман Полянски учился в школе, откуда, вместе с другими еврейскими детьми, был вскоре исключен оккупационной расовой директивой. Семья, как с сотни тысяч других евреев Кракова, была насильно перемещена на территорию образованного Краковского гетто.

Режиссер Роман Полянски позже рассказывал, как стал свидетелем перемещения колоны еврейских женщин, и убийства пожилой дамы немецким солдатом. Мальчик спрятался в одном из соседних домов и просидел там, между досок, несколько часов. Его мать, а также сводная сестра Аннет, были депортированы в Аушвиц. Девочка выжила (после войны навсегда покинула Польшу, уехав во Францию), а мать были умерщвлена вскоре после прибытия. Отца схватили и определили в колону на отправку из Польши. Маленький Роман подбежал к отцу, желая узнать, что происходит, но тот, боясь за сына, прошептал ему убираться. Этот личный опыт и еще один момент с охранником послужили мрачным вдохновением для знаменитой сцены в фильме «Пианист», где полицай помогает Владиславу Шпильману перед погрузкой в эшелоны.

Молодой Роман Полянски - личная драма

Тогда же, в 1943 году Роман Полянски сумел сбежать из Краковского гетто. Его укрывала польская семья, так как мать семейства, мисс Шермак, обещала отцу мальчика спрятать того. Роману дали имя Ромека Вилька. Будучи воспитанным как атеист, мальчик жил в семье ревностных католиков, посещая церковь и заучивая молитвы наизусть. После войны Роману Полянски удалось отыскать своего отца, который уже в 1946 году повторно женился (будущий режиссер недолюбливал мачеху). События, пережитые во время Холокоста и войны, наложили сильный отпечаток на мировосприятие и творчество будущего мэтра режиссуры. Полянски часто использовал мрачные образы из детства в своих работах, а фильм «Пианист» стал возможностью почтить память миллионов убитых людей и своей матери. Хотя до этого, в начале 1990-х Роман Полянски отказался поставить «Список Шиндлера», так как не смог бы снять фильм именно о Краковском гетто, в котором сам жил с семьей. В пианисте же речь преимущественно идет о Варшаве. Режиссер добавил к воспоминаниям Владислава Шпильмана из мемуаров свои собственные.

Режиссер Роман Полянски фильм Пианист

Эдриан Броуди и Владислав Шпильман

Как известно, Эдриан Броуди был номинирован на целый ряд престижный наград за актерскую игру в фильме «Пианист». Среди номинаций было внимание Золотого глобуса, BAFTA, премия гильдии актеров, а победным оказались статуэтки французской премии Сезар и, конечно, Оскар за лучшую мужскую роль. На момент получения Оскара за фильм «Пианист», Эдриан Броуди оказался самым молодым лауреатом премии в этой номинации – ему тогда было всего 29 лет. Примечательно, что режиссер Роман Полянски пригласил Броуди на роль, уже разочаровавшийся в кастинге из 1400 мужчин, который прошел в Лондоне.

Эдриан Броуди и Владислав Шпильман

Престижные премии за лучшие исполнение главной роли обычно подразумевают высокий уровень самоотдачи, погружение в своего персонажа, особенно если есть реальный исторический прототип, как было с Владиславом Шпильманом. Из сайта в сайт копируются два интересных факта о подготовки Эдриана Броуди к съемкам в кино «Пианист». Во-первых, он на время предпочел почти аскетический образ жизни, продав автомобиль и некоторые другие признаки комфорта, съехал на недорогое жилье – все это, чтобы прочувствовать лишения, которые переживал настоящий Пианист Владислав Шпильман. Во-вторых, актер прошел физическое преображение, которое часто до сих пор приводится в пример – довольно высокий актер (185 см) на жесткой низкокалорийной диете, потерял 14 килограмм и стал весить всего 59. Также актер проводил часы с учителем по игре на пианино, игра на котором была ему ранее не знакома.

Эдриан Броуд в фильме Пианист The Pianist 2002

Интересные факты о съемках Пианиста

— Режиссер Роман Полянски и автор сценария Рональд Харвуд во время подготовки к съемках фильма, просмотрели десятки часов немецкой кинохроники, которая была запечатлена на территории оккупированной Польши, в том числе кадры геноцида еврейского населения в гетто, которые поразили постановщиков своей мрачной театральностью. В фильме есть сцена, где немецкие солдаты ведут съемку Варшавского гетто.

— Съемки были, из уважения, приостановлены на один день, чтобы почтить память ушедшего из жизни исполнительного продюсера Рэйнера Шапера. Фильм «Пианист» был посвящен его памяти.

— Роман Полянский не выделил себе полноценного камео в фильме, однако его голосом говорит мужчина, в одной из сцен, когда жалуется на то, что оживленно движение проходит через Варшавское гетто и людям приходиться стоят подолгу в ожидании разрешения пройти.

— Актер Фрэнк Финлей, который в кино «Пианист» сыграл пожилого еврея, главу семейства Шпильман, за три десятилетия до этого сыграл (в 1973) Адольфа Гитлера в одном из эпизодов британской телевизионной программы ITV Saturday Night Theatre.

— Это был первый фильм после 1962 года, который режиссер Роман Полянски снимал в родной Польше. Сам постановщик называется кино «Пианист» своей лучшей работой.

— В действительности Владислав Шпильман все же узнал имя своего спасителя Вильгельма Хозенфельда (Wilhelm Hosenfeld), правда, только в 1950 году. Он приложил невероятные усилия, чтобы немецкого военного пленного освободили русские, но тщетно. В 1952 году Хозенфельд умер в плену, предположительно от побоев.

— По мере развития фильма и событий в Варшаве, цветовая палитра фильма «Пианист» стает все менее насыщенной красками – это была часть изначального подхода Полянски и оператора Павла Эдельмана.

— Фильм находился на стадии пре-продакшна, когда 6 июля 2000 года ушел из жизни Владислав Шпильман.

Фильм Пианист The Pianist 2002

Вильгельм Адалберт Хозенфельд

Немецкий офицер, которого сыграл актер Томас Кречман, у многих вызывал интерес во время и после просмотра фильма «Пианист», но удостаивался лишь небольшой ремарки в рамках финальных титров. Исторический Вильгельм Хозенфельд был солдатом еще первой Мировой Войны (он родился в 1895 году в семье католиков) с 1914 года, а в 1917-м, после нескольких ранений, награжден почетным Железным Крестом II степени. Был призван в Вермахт в августе 1939 года, а с 1940 и до самого конца войны, служил в Варшаве. Хозенфельд дослужился до звания капитана, но, несмотря на свой штабной пост и членство в НСДАП с 1935 года, Хозенфельд не мог принять оккупационные порядки немцев и в нем росло презрение к войне.

Вильгельм Хозенфельд начал помогать гражданскому населению, в основном полякам, но иногда и евреям, еще осенью 1939 года. Он иногда позволял пленным видится с семьями, на вверенной ему территории. Немец даже пытался учить польский язык, посещал служения в польских церквях, чтобы было запрещено немецким офицерам. Хозенфельд помог нескольким людям, которых преследовали по политическим убеждениям, в том числе как минимум одном немцу анти-нацисту. Офицер тайно предоставлял людям документы, чтобы те могли работать, в частности, на спортивном стадионе, который был в его юрисдикции.

Вильгельм Адалберт Хозенфельд Wilhelm Adalbert Hosenfeld

Вильгельм Хозенфельд был взят в плен наступающими советскими войсками в 30 км от Варшавы в вередине января 1945 года – спустя месяц после последней встречи со Шпильманом, которого он укрывал на чердаке штаба немецкой обороны. Был приговорен к 25 годам заключения в трудовых лагерях за военные преступления просто за свой пост в охранном батальоне. Также советские спецслужбы видели в нем бывшего агента немецкой разведки. В письме к жене  1946 году бывший офицер сообщил жене имена евреев, которых он спас в войну и просил разыскать их, чтобы они помогли с его освобождением.

В 1950 году Владислав Шпильман узнал имя немецкого офицера, который помогал ему укрываться в последние месяцы 1944 года в Варшаве. Шпильман обратился к местному польскому офицеру с просьбой помочь. Тот позже сказал, что ничего не может сделать, так как тот немец находится не в Польше, а в советском плену. Что там его рассматривают как шпиона, поэтому не отпустят. Вильгельм Хозенфельд умер в советском лагере 13 августа 1952 года от разрыва аорты, предположительно вследствие побоев. У него осталась жена и пятеро детей. В 2007 г. немец был посмертно награжден президентом Польши Орденом Возрождения Польши III степени. В 2009 году, после долгих лет обращений со стороны семейства Шпильманов, Музей Холокоста Яд-Вашем в Иерусалиме включил Хозенфельда (уже тогда известного по фильму Пианист) в список Праведников Мира. В том же году немецкие дипломаты передали документ сыну бывшего офицера. 4 Декабря 2011 года в Варшаве, по адресу 223 Niepodległości Avenue была открыта памятная доска – на том месте Хозенфельд когда-то обнаружил Шпильмана – присутствовала дочь немца.

Вильгельм Адалберт Хозенфельд - кино Пианист

Антураж оккупированной Польши — Behind the scenes

Большая часть натурных съемок фильма «Пианист» действительно была отснята в Варшаве. Съемки The Pianist начались 19 февраля 2001 г. Студийная часть создавалась на территории немецкой студии Babelsberg Studios в городе Потсдам. Если же говорить не о закрытых локациях и интерьерных кадрах, а об антураже Варшавы 1939-1945-х г.г., то съемочная группа выезжала на такие современные улицы польской столицы: Nowy Świat, Kozia, Krakowskie Przedmieście, а также в район Praga. В дополнительных материалах к фильму, режиссер Роман Полянски, продюсеры и актеры говорят о невероятной проработанности локациях.

Антураж оккупированной Польши - Behind the scenes

Режиссер Роман Полянски позже в интервью комментировал, что большая часть исторической части Варшавы была уничтожена во время войны, в особенности территорию бывшего еврейского гетто после восстания буквально сравняли с землей. Вместе с тем съемочной группе удалось отобрать несколько аутентичных локаций. Например, район Варшавы под названием Прага сохранился почти в довоенном виде. Режиссер вспоминал, как здесь проходили съемки, возводились элементы сцен, та же стена гетто. Несмотря на опасения, местное население не то что не мешало съемкам, но проявляло всяческий интерес, когда рядом с ними велись съемки.

Съемки велись и днем и ночью, и, несмотря на шум и активность, поляки хорошо приняли команду Полянского. Также в Варшаве нашли место, которое в истории известно под печальной характеристикой Umschlagplatz – пространство в гетто, откуда людей отправляли в лагеря смерти – в фильме эта локация запоминается как квадратная площадь с множеством людей. Также, примечательно, что одна из последних сцен фильма, где Владислав Шпильман перебирается через забор и оказывается среди руин бывшего гетто, была снята на натуре. Съемочная группа искала подходящие руины по всей Европе. В итоге был найден бывший военный городок советских войск времен ГДР недалеко от Берлина. Его планировали снести и команде фильма Пианист предоставили свободу предварительно разрушить здания, как им было нужно для фильма.

Кадры из фильма Пианист - съемки велись в Варшаве

14.06.2017

Рекомендуемые статьи

Эталонное произведения для всего приключенческого жанра, которое установило невероятно высокую планку качества для подобной литературы.

Книга немецкого генерала Курта Типпельскирха давно стала классикой научно-популярной литературы для широкого круга читателей и интересующихся темой.

Гамлет Уильяма Шекспира и его влияние на мировую литературу трудно вместить в рамки одного лишь жанра театральной пьесы.