501

«Титаник. 80 лет под водой»

Тайна известнейшей катастрофы гражданского судоходства в истории до сих пор будоражит, если не сказать больше, умы миллионов людей по всему миру. И очередная вспышка интереса к теме у большинства, у меня в особенности, происходит после каждого перепросмотра шедеврального «Титаника» Джеймса Кэмерона. По соответствующему запросу в мире книг вы обнаружите десятки художественных рассказов, романов даже циклов, так или иначе, затрагивающих трагические события апреля 1912 года. Так как легендарному судну реклама не требуются, вопрос в преемственности популярности скорее стоит к авторам – силуэт морского гиганта со звездным небом в качестве заднего фона. Книга чешского профессионального писателя Милоша Губачека также привлекает внимание броским названием и передовицей. «Великие загадки земли. 80 лет под водой. Титаник». Вместе с этим такое почти что бульварное для серьезно литературы наименование, нисколько не отражается на содержании текста, который вы обнаруживаете, перевернув ту самую обложку. Качественное, по-хорошему дотошное исследование обстоятельств трагедии, событий предшествовавших и последовавших после трагедии, которая унесла жизни полутора тысяч человек.

Титаник. 80 лет под водой. Милош Губачек

Когда вы возьмете в руки книгу толщиной в четыре с половиной сотни страниц и загляните в оглавление, обнаружите сходу интересный момент. Из двенадцати глав основного текста, только шесть относятся непосредственно к периоду между 10 и 15 апреля 1912 года. Автор заходит издалека, правомерно посчитав, что обстоятельства той непростой и до сих пор вызывающей столько споров трагедии на море, должны быть рассмотрены в контексте эпохи и специфики гражданского судоходства. XIX век был веком пара и Губачек подробно рассматривает ключевые этапы и события развития трансатлантических пассажирских линий. Появление крупнейших игроков на рынке и формирование амбиций целых государств, где делом престижа считалось превозмочь еще недавние усилия конкурентов. Насколько значимым считалось получение так называемой «Голубой ленты Атлантики», отмечавшей пересечение Атлантического океана на лайнере в кратчайший срок. Еще до перехода к теме конструкции Титаника, его экипажу и пассажирам на борту, автор подводит нас к важным, если не основополагающих вопросам, которые не так часто озвучивают или считают не первоочередными.

Логотип судоходной компании White Star Line

Вторая глава, именуемая «Строительство суперсудна» , продолжает традицию подробного исследования, окуная читателя в обилие фактов и цифр. Масштабы строительства, доверенные судостроительной верфи «Харленд энд Волфф» в Белфасте, Северной Ирландии, порой не укладываются в привычные понятия о том, что должно удивлять. Большинство людей, смотревших фильм 1997 года, оценили масштабы и изысканность морского гиганта. Здесь же чешский исследователь раз за разом дает шоковую терапию для нашего воображения, во всем, что касается постройки и подготовке трехсотметрового колоса к своему печально известному плаванию. Здесь же затрагиваются такие темы, как компетентность проектного коллектива, личности руководящего состава верфи, в частности Томаса Эндрюса, а также количества членов экипажа, которые были наняты в самом Белфасте. После трагедии почти в каждом доме и семье, так или иначе, оплакивали родню, друзей, знакомых, коллег.

Строительство судна Титаник в Белфасте

Таким образом, шесть глав, посвященных непосредственно апрельским событиям, не являются единственно интересными среди вороха имен, цифр и фактов, как может показаться. Что касается ключевых дней в море, картина событий восстанавливается почти поминутно, благодаря нескольким источникам. Во-первых, это протоколы и выводы двух следственных комиссий, по-своему беспрецедентных для своего времени: Следственного подкомитета Сената США во главе с Уильямом Олденом Смитом и Британской следственной комиссии, под председательством опытного юриста лорда Мерси. Им позже посвящены отдельные главы, где уже подробно рассматривается организации и деятельность. Также автор использует выдержки из работ, которые увидели свет в последующие десятилетия, в том числе из личных мемуаров участников тех событий, как членов экипажа, так и пассажиров. По итогу мы имеем целостную картину, хоть и не везде однозначную – полностью восстановить истину – дело не из легких в таких сложных случаях.

Комиссии о расследовании гибели судна Титаник

17.10.2016

Рекомендуемые статьи

30.07.18
1 308

Один из самых известных фильмов о Японской культуре для массового зрителя, экранизация книги Артура Голдена «Мемуары гейши» и сама книга

На этот раз решил осветить не предстоящие премьеры, а итоги трехмесячного сезона и что мы увидели – Новинки кино Лето 2017. С июня по август […]

Антиутопический роман Стивена Кинга стал основной для экранизации, на которую он практически не похож по своей структуре и атмосфере мира будущего.