С появлением интернета и всеобщего обмена мнениями, доступа к разного рода статьям, обзорам и кинокритике, мы стали все больше выказывать недовольство по отношению к художественным произведениям, на которых выросли. На примере «Армагеддона» Майкла Бэя в NASA отрабатывают внимательное отношение к профессии, выискивая ошибки, глупости и оплошности. Доступность информации – это великое достижение, но не стоит забывать о том, что кино – это, в первую очередь, средство развлечения и отвлечения. Разумней всего относиться к так называемым блокбастерам именно так, не нависая над увиденным с увеличительным стеклом критики, а, вместе этого, получать свою порцию удовольствия и положительных эмоций от всем известного фильма. Если не покривить душой, Armageddon – один из самых узнаваемых фильмов 1990-х годов и будет сложно отыскать человека, не видевшего или не слышавшего ничего о нем.
Хлеба и зрелищ
Хотя мы невероятно малы и беспомощны в масштабах окружающего нас мира, любим тешить себя собственным величием и значимостью, и в этом нет ничего предосудительного. Мы будем до кровавых мозолей от клавиатуры искать недостатки в научно-популярных фильмах, но в глубине души искренне верим, что в нужный момент действительно найдутся герои, которые спасут человечество. Мы хотим в это верить, как и в наличие достаточных технических средств, чтобы все это реализовать. Внутри нас, в закоулках о которых не принято говорить, живет потребность в Брюсе Уиллисе, который, в решительный момент, заступится за уже более 7 млрд. жителей планеты. С таким героем легко себя отождествлять, ведь, что не говори, каждый хотел бы оказаться на его месте. Вернее, получить славу и внимание, но остаться, желательно, в живых и со всеми конечностями. Быть центром внимания мировой общественности, но не рисковать жизнью на поверхности астероида.
Майкл Бэй умеет снимать блокбастеры и его «Армагеддон» – один из самых зрелищных и насыщенных экшеном фильмов своего времени. Над ним подшучивают и иронизируют его любовь к взрывам и оружию, но это лаконично вписывается в формат поп-корн развлекательного кино 1990-х. Многие из нас хотели бы посмотреть фильм в кинотеатре, ведь хотя большинство из нас видело его в домашнем формате на телевизоре или экране, это тот случай, когда масштаб и звук воспринимаются лучше в соответствующей подаче. Поэтому, если сегодня вы не планируете лавировать между социальными аллегориями высокохудожественного кино, а просто собираетесь кампанией друзей, то такой фильм как «Армагеддон» всегда найдет своего потребителя, вне зависимости от срока годности.
Не совсем понятна частая критика по отношению к фильму, какими бравыми и смелыми показаны американцы, способными уничтожить астероид, навести шороху в космическом агентстве и еще выяснить отношения. В прекрасном научно-фантастическом фильме Роберта Земекиса «Контакт» этому факту даже уделено внимание – прерогативе США. Трудно представить, как можно расслабиться за просмотром кино, выискивая политический или другие необязательные подтексты, которые создателями и не предполагались. Пожалуй, апогеем определенной комичности служит сцена, где герой Бена Аффлека садится за штурвал ”Армадилла” и пулеметной очередью, с пафосом, уничтожает корпус их воздушного судна.
Армагеддон. Наука vs. вымысел
Армагеддон активно критикуют с самого момента его анонса и до сегодняшнего дня, вот уже более двадцати лет. В который раз хочется подчеркнуть – это художественный вымысел! это развлекательное кино! Конечно, можно было с серьезным лицом сделать научно-популярный фильм, но он имел бы мало общего с тем «Армагеддоном», который мы знаем – это было бы просто другое кино, и не обязательно подобие прекрасного «Интерстеллара» Кристофера Нолана. В том случае, добрая часть зрителей, ищущая лишь развлечения, наверняка осталась бы в смешанных чувствах. А так, ошибки в фильме задевают лишь тех, кто действительно очень подкован в космической тематике, или тех, кто, критикуя фильм, пытается субъективно поднять свою самооценку.
Конечно, концепция спасения мира от гигантского астероида в такой краткий срок вызывает добрую улыбку. Эффект волшебной палочки в лице самого умного человека на планете с его идеей срабатывает как нельзя хорошо. Многие искренне сомневаются, что глубина в 800 футов (примерно 250 метров), в масштабе астероида размером с Техас (как сказано сотрудниками НАСА) – не слишком убедительное число для решения проблемы. Конечно, выбранное число играло лишь символическое значение и более или менее приближенное к возможностям бурения в краткие сроки. Хотя, признайтесь, сама идея фильма очень смелая и интересная, хоть и на грани фантастики Жюля Верна или Рэя Брэдбери.
Высадка зонда на комете Герасименко-Чурюмова несколько лет назад показала всю несовершенность наших современных средств в покорении космоса. Тщательно планируемая годами экспедиция столкнулась с рядом серьезных препятствий, а это ведь не пилотируемый полет, без задачи доставить туда человека, сохранить ему жизнь, еще и совершить некое сложное комплексное действие на поверхности. Поэтому общие восемнадцать дней, который отделяют Землю в фильме от неминуемой гибели – это уменьшенный в десятки и сотни раз срок. Не говоря уже о том, что показанное в фильме Армагеддон просто технически невозможно состоянием на 1998, даже на 2018 или ближайшие последующие годы. Поэтому все эти упрощения, отсутствие объяснений больше, чем понятных обывателю – это часть развлекательного формата кино. А реальные возможности стоит оставить Илону Маску и NASA.
Сам полет, заправка на космической станции Мир с, переключаемой кнопкой, гравитацией и баками с жидким кислородом, полет вокруг луны и посадка на поверхность астероида – не то место, где стоит искать огрехи – создатели Армадагеддона не ставили целью адекватно представить научную мысль в фильме. Что уж говорить о второй половине фильма и всех сценах на самой поверхности астероида Дотти (в честь той самой жены). Передвижение по планете с помощью двигателей, нахождение в постояной космической тени в обычных скафандрах, странная атмосфера, похожая на земную, огонь в безвоздушном пространстве, дороги, по которым можно ездить, бурение почвы.
Почерк Майкла Бэя
На момент выхода обсуждаемого фильма Армагеддон, режиссер уже успел отличиться и закорекоммендовать себя двумя отличными боевиками, а именно полицейским экшеном «Плохие парни», и одним из лучших боевиков старой закалки в истории – «Скалой». Майкл Бэй после 1995 заслуживал доверия распоряжаться солидными бюджетными средствами и 140 млн. $ для конца 1990-х – внушительная сумма, которую, в прочем, отработали на совесть. Конечно, визуальные огрехи местами сильно бросаются в глаза, даже в одной из первых сцен разрушений Нью-Йорка, но мы вкладываем в понятие зрелищность больше компонентов, чем просто отдельная цифровая покадровка. Поэтому, даже с учетом всех минусов, перед нами один из самых красивых фильмов своего времени.
Еще одной характерной особенностью его боевиков (даже в военной драме «Перл-Харбор») является удачное, почти всегда ненавязчивое вплетение юмора в, казалось бы, серьезное повествование. Будь «Армагеддон» более научным и серьезным, это было бы другое кино, не снискавшее известную сегодня долю славы. Большая часть положительных моментов обеспечивается за счет самих героев и их взаимодействия, а также благодаря летней, если позволите, атмосфере. Очень немногие режиссеры современных боевиков способны удерживать этот баланс между серьезностью и сарказмом, причем в доброй, не пошлой и не агрессивной манерах. Над Землей нависла страшная угроза, погибают любимые герои, но после финальных титров ты неизменно остаешься с хорошим, бодрым настроением.
Уже в 1998 Майкл Бэй был отмечен номинацией на антипремию ”Золотая малина”. Не скажу ничего нового, что к нему предвзято относится сообщество кинокритиков. И диаметрально противоположно – обычные люди, рядовые зрители, который наслаждаются фильмами Бэя уже два десятилетия – и я в их числе.
Актерский состав Армагеддона
Майкл Бэй почти всегда, в том числе, ставит на узнаваемые и привлекающие внимание лица в кадре, поэтому актерская ложа Armageddon довольно обширна и по сегодняшним меркам. Это как раз в 21 столетии не принято распыляться на десяток узнаваемых актеров. И если с трио главных персонажей все понятно, то дальше, поставить, по убывающему значению, остальных довольно непросто, хотя четвертым напрашивается директор Центра полетов НАСА в исполнении Билли Боба Торнтона.
Возвращаясь к теме Золотой малины, ”победа” в актерской номинации Брюса Уиллиса вызывает разве что улыбку. Он очень достойно справился с драматической ролью. Уиллис, во всяком случае, отыграл не хуже, чем в большинстве других своих известных проектов. Поэтому любители критиковать актеров, сидя на диване с пивом, могут выдохнуть и остаться при своем мнении. Бенн Аффлек и Лив Тайлер тоже довольно гармонично вписались. Среди второстепенных ролей легко отметить такие узнаваемые имена, как Стив Бушеми, Уильям Фихтнер, Оуэн Уилсон, Майкл кларк Дункан, Кит Дэвид.
Конечно, при ближайшем рассмотрении, мы получили набор ярких персонажей, в меньшей степени напоминающих простых людей и, тем более, буровиков, чем могло бы быть на самом деле. Геологи, управляющие буровой, техники оказываются харизматичными мужчинами, один интересней другого. Это касается их внешности, привычек в поведении, особенностей взаимодействия с другими. Несомненно, львиная доля этой самой харизмы завязана на самих исполнителях главных ролей. Для большинства из них Армагеддон не стал самым ярким киноопытом.
Саундтрек, Aerosmith и «I Don’t Want to Miss a Thing»
Когда речь заходит о заглавной песни, со мной немногие поспорят – хит Aerosmith и отца Лив Тайлер – Стива Тайлера до сих пор остается хитом. Мало найдется людей, которые хотя бы раз его не слышали по радио, в интернете, в разного рода подборках, хит-парадах. Кроме прочего, сыграл тот фактор, что финальные титры, в сочетании с кадрами из фильма, как раз стали отличным вариантов клипа, его основной. Таким образом, взаимная польза фильм-песня, песня-фильм, обеспечили соответствующий результат, что трудно не признать.