3 848

“Тони и Сьюзен” и “Под покровом ночи”

Книга внутри книги внутри фильма

Режиссер и известный модельер Том Форд экранизировал довольно интересное, если не сказать, примечательное, литературное произведение. К обычному для экранизаций уровню творческой вложенности, в книге Тони и Сьюзен шел дополнительный сюжетный слой, созданный автором оригинального произведения. Писатель Остин Райт не ограничился типичной детективной историей в мрачной стилистике, которая и сама по себе вызывает у читателя калейдоскоп разнообразных эмоций. Он поместил еще одну книгу и своих героев внутрь основного повествования Tony and Susan. Вместе с этим, проводя большую часть времени и вкладывая эмоции именно в сердцевинную историю, грань между двумя составляющими понемногу стирается.

Книга внутри книги внутри фильма Тони и Сьюзен

Главная героиня “настоящей” сюжетной линии книги Тони и Сьюзен, Сьюзен Морроу, читает книгу своего бывшего мужа. Повествование оказывается куда более личным, чем может показаться на первых страницах, отражая, в скрытой форме, их собственную историю взаимоотношений и разрыва четверть века назад. На протяжении четырехсот страниц книги “Тони и Сьюзен” Остина Райта, главная героиня, протагонист, наблюдает за судьбой выдуманного персонажа Тони Гастингса, который, на самом деле, является прямым художественным отражением ее собственного бывшего мужа Эдварда. В фильме Тома Форда это эмоциональное противоречие подчеркивается художественными формами, как в сюжете, так и в средствах визуальной и музыкальной реализации. Книга внутри фильма, история внутри истории, приобретает максимально личный характер аллегории.

В обоих произведения, как в книге Остина Райта Тони и Сьюзен, так и в экранизации Тома Форда “Под покровом ночи”, внутренняя история приковывает максимум внимания. Однако в максимальной степени это реализуется именно через систему контрастов и эмоциональных маркеров, которые создатели расставляют в “настоящем”. К тому же, даже само название книги “Тони и Сьюзен” говорит о сюжетном противоречии. Женщина Сьюзен из условно реального мира (ведь это тоже художественный вымысел) является главным женским персонажем. Вторым протагонистом истории, в том числе в фильме “Под покровом ночи”, выступает не ее муж Эдвард, а выдуманный им герой книги – Тони Гастингс. Два героя из двух разных шаров истории внутри художественного вымысла, после адаптированного для кино.

Книга Тони и Сьюзен Остина Райта и фильм Под покровом ночи

 

Том Форд и “Под покровом ночи”

Фильм “Под покровом ночи” оказался чем-то большим, чем традиционная, пуская и сюжетно прилежная, экранизация литературного произведения. Том Форд известен своей эксцентричностью и, большинство людей, которым понравился фильм, пытаются найти ответ, почему он вышел таким визуально необычным. И не знают, что режиссером картины выступил один из самых известных модельеров современности. В его активе уже был один обласканный профессиональной критикой проект – “Одинокий мужчина” с Колином Фертом. При ближайшем рассмотрении, две картины визуально и эмоционально очень похожи, вплоть до схожего саундтрека. Таким образом, “Под покровом ночи” стал настоящим авторским проектом, пускай и основанным на книге. Том Форд сам адаптировал роман и написал сценарий к Nocturnal animals.

Том Форд и “Под покровом ночи” Nocturnal animals

Если в “Одиноком мужчине” во вступительной сцене титров мы видели голое тело мужчины в воде, то здесь это вызывающая и, для многих зрителей, шокирующая постановка танца от двух толстых до безобразия женщин. В “настоящей” линии Сьюзен Форд передал изысканность и сдержанность. Темный дизайн дома из стекла и камня в классических тонах. Необычная художественная галерея с работниками, одетыми с иголочки в вычурные наряды. Классический стиль одежды и яркая косметика Сьюзен, идеальный внешний вид ее теперешнего мужа, который оказывается, на поверку, почти банкротом и еще изменником. Визуально выверенная жизнь в роскоши – только оболочка того мира обыденности и невыразительности, который живет внутри героини, ее неудовольствия от собственной жизни.

Сьюзен в фильме и книге

Сцены с Тони происходят в американской глубинке, а герои одеты в повседневную одежду, часто не ухоженную и мятую. Идиллия семейной жизни для учителя математики разрушается до основания всего за одну ночь. Том Форд регулярно врывается в каждую из историй ее антагонистом, подчеркивая контраст. Напряженный саундтрек “Под покровом ночи” сопровождает зрителя не только в сценах смертельной опасности, но и в довольно неожиданных местах. “Под покровом ночи” (Nocturnal animals) неустанно работает со зрительскими эмоциями, не понижая градус напряжения даже в созерцательных сценах с минимальным действием в кадре.

Тони Гастингс в книге Тони и Сьюзен

 

Отличия книги “Тони и Сьюзен” и фильма “Под покровом ночи”

Возраст главных героев реальной сюжетной линии, Эдварда и Сьюзен, отличается в книге и фильме (где их играют Джейк Джилленхол и Эми Адамс). В романе четко указан возраст бывших супругов – им по 49 лет и они вот уже как 25 лет не живут вместе. Главная героиня описывает изменения в своей внешности, седину в волосах. В фильме “Под покровом” ночи несколько раз упоминается, что Эдвард и Сьюзен разошлись девятнадцать лет назад, хотя точный возраст и не озвучивают – предполагается около 40. Кроме того, в романе Сьюзен была просто домохозяйкой, которая подрабатывала преподаванием в колледже. В то время как в фильме “Под покровом ночи”, героиня Эми Адамс – успешная хозяйка художественной галереи, которая крутиться в высших кругах. Также Том Форд ввел в сюжет историю с абортом, который совершает Сьюзен, убив общего с Эдвардом ребенка. Он косвенно передает это в своей книге Nocturnal animals. Фильм усиливает интроспективный взгляд Сьюзен на книгу, ее нарастающую паранойю во время чтения. В фильме Эдвард посвящает книгу бывшей жене и она воспринимает название, как приятную шутку по отношению к себе, так как часто не спит по ночам. Позже, Сьюзен понимает, что роман напрямую называет ночными существами убийц и насильников на ночной трассе, а через эту метафору – ее саму причиной их разрыва. В самом конце историй, книжная Сьюзен просто обижена, что Эдвард так и не позвонил, но она делает определенные выводы и смотрит в будущее. Героиня фильма Nocturnal animals же полностью поглощена прошлым и разбита тем фактом, что Эвард на пришел на встречу в ресторан.

Отличия книги "Тони и Сьюзен" и фильма "Под покровом ночи"

Сцена на ночном шоссе довольно точно передана в экранизации “Под покровом ночи”, с той разницей, что в фильме сделан акцент лишь на одной проехавшей машине за время переделки – полицейской, которая не остановилась. В романе “Тони и Сюзен” машина проносится не одна. Один из водителей, пожилой мужчина с плохим слухом, даже останавливается и спрашивает, все ли хорошо. Плохой слух и бандиты не позволяют ему расслышать мольбы семьи о помощи. Позже, уже во время расследования, полиция пытается найти этого старика, как свидетеля, который может также опознать преступников.

Герои пытаются остановить автомобиль на шоссе

В фильме “Под покровом ночи”, уже на рассвете, ошеломленный случившемся и сбитый с толку, Эдвард добирается до жилых домов и стучится в дверь – ему открывает молодая женщина. В книге “Тони и Сьюзен” Эдвард постучался в дом к пожилой паре, с которой связана целая глава. Супруги расспрашивают в недоумении мужчину о том, что же произошло, рассуждают о том, куда из правоохранительных органов есть смысл и толк звонить в такую рань. Когда Эдвард связывается с полицией штата, он называет фамилию четы, у которой находится и адрес.

Тони Гастингс просит помощи

В фильме “Под покровом ночи” тела убитых жены и дочери Тони были найдены на пустыре, на красном диване. В книге тела лежат, выброшенные в кустах и положение их другое – одна лежит на спине, другая на животе.

Сцена убийства в фильме Под покровом ночи

В книге у Сьзен от нового мужа целых три ребенка, в отличие от одной взрослой дочери в фильме “Под покровом ночи”. Героиня, шокированная события в книге, рассуждает, что ее дочери через три года идти в колледж – стало быть, ей 15 лет. В фильме же она звонит дочери, которая лежит в постели со своим парнем в похожей позе, как в сцене убийства книжных персонажей.

Дочь главной героини

В обоих произведениях проходит год после убийства семьи Гастингсов, прежде чем детектив Андес решает серьезно взяться за преступников. За это время в книге Тони возобновляет общение со своей семьей, заводит общение с женщинами, даже любовные с одной. Таким образом частично возвращается к жизни, в отличие от фильма “Под покровом ночи”, где герой Джейка Джилленхола и не умер и не живет полноценно.

Перерыв один год в расследовании убийства гастингсов

В книге “Тони и Сьюзен” Остина Райта отсутствовал конфликт между Сьюзен и ее матерью по поводу неблагонадежности мужа Эдварда, в которой ей бы пришлось его защищать. Более того, после смерти отца Эдварда в 16 лет, семья Сьюзен фактически его усыновила (они были соседями и друзьями), что они сблизило будущих супругов. Мать Сьюзен восхищалась Эдвардом и не стала катализатором их разрыва, среди прочих причин. Вместе с этим, сцена добавленная Томом Фордом в сценарий, показывает трансформацию Сьюзен от той, кем она была, в противовес мнения матери, и той богемной, элегантно одетой высокомерной женщиной, которой в итоге стала, как и предрекала мать двадцать лет назад.

Конфликт Сьюзен со своей матерью

Сцена, когда детектив Андес и Тони Гастинг встречают главного убийцу Рэя, отличается в двух версиях. В фильме “Под покровом ночи” они приезжают к преступнику домой, и тот сидит на улице на унитазе. В романе Остина Райата, Тони по наводке полицейского опознает убийцы на спортивном мероприятии, а уже после они приезжают к нему на допрос.

Встреча Тони с Рэйем

Заметно отличается и сцена, когда в одном месте оказываются детектив, Тони, Лу и Рэй в доме. В книге “Тони и Сьюзен” там еще были две женщины, знакомые детектива Андеса, которые, став свидетелем расправы над насильником, волновались по поводу своих будущих показаний.

Одна из последних сцен в доме детектива

30.03.2018

Рекомендуемые статьи

18.01.20
4 636

A cinematic walking tour along the National Lampoon’s filming location in Rome. The European vacations of the Griswold family particularly in Italy.

Фантастический боевик от мира литературы Дмитрия Глуховского, который стал бестселлером и послужил вдохновением для одноименной компьютерной игры.

Культовый фантастический сериал в пяти сезонах, который и спустя четверть века объединяет миллионы людей по интересам во всем мире.