Книга внутри книги внутри фильма
Режиссер и известный модельер Том Форд экранизировал довольно интересное, если не сказать, примечательное, литературное произведение. К обычному для экранизаций уровню творческой вложенности, в книге Тони и Сьюзен шел дополнительный сюжетный слой, созданный автором оригинального произведения. Писатель Остин Райт не ограничился типичной детективной историей в мрачной стилистике, которая и сама по себе вызывает у читателя калейдоскоп разнообразных эмоций. Он поместил еще одну книгу и своих героев внутрь основного повествования Tony and Susan. Вместе с этим, проводя большую часть времени и вкладывая эмоции именно в сердцевинную историю, грань между двумя составляющими понемногу стирается.
Главная героиня “настоящей” сюжетной линии книги Тони и Сьюзен, Сьюзен Морроу, читает книгу своего бывшего мужа. Повествование оказывается куда более личным, чем может показаться на первых страницах, отражая, в скрытой форме, их собственную историю взаимоотношений и разрыва четверть века назад. На протяжении четырехсот страниц книги “Тони и Сьюзен” Остина Райта, главная героиня, протагонист, наблюдает за судьбой выдуманного персонажа Тони Гастингса, который, на самом деле, является прямым художественным отражением ее собственного бывшего мужа Эдварда. В фильме Тома Форда это эмоциональное противоречие подчеркивается художественными формами, как в сюжете, так и в средствах визуальной и музыкальной реализации. Книга внутри фильма, история внутри истории, приобретает максимально личный характер аллегории.
В обоих произведения, как в книге Остина Райта Тони и Сьюзен, так и в экранизации Тома Форда “Под покровом ночи”, внутренняя история приковывает максимум внимания. Однако в максимальной степени это реализуется именно через систему контрастов и эмоциональных маркеров, которые создатели расставляют в “настоящем”. К тому же, даже само название книги “Тони и Сьюзен” говорит о сюжетном противоречии. Женщина Сьюзен из условно реального мира (ведь это тоже художественный вымысел) является главным женским персонажем. Вторым протагонистом истории, в том числе в фильме “Под покровом ночи”, выступает не ее муж Эдвард, а выдуманный им герой книги – Тони Гастингс. Два героя из двух разных шаров истории внутри художественного вымысла, после адаптированного для кино.
Том Форд и “Под покровом ночи”
Фильм “Под покровом ночи” оказался чем-то большим, чем традиционная, пуская и сюжетно прилежная, экранизация литературного произведения. Том Форд известен своей эксцентричностью и, большинство людей, которым понравился фильм, пытаются найти ответ, почему он вышел таким визуально необычным. И не знают, что режиссером картины выступил один из самых известных модельеров современности. В его активе уже был один обласканный профессиональной критикой проект – “Одинокий мужчина” с Колином Фертом. При ближайшем рассмотрении, две картины визуально и эмоционально очень похожи, вплоть до схожего саундтрека. Таким образом, “Под покровом ночи” стал настоящим авторским проектом, пускай и основанным на книге. Том Форд сам адаптировал роман и написал сценарий к Nocturnal animals.
Если в “Одиноком мужчине” во вступительной сцене титров мы видели голое тело мужчины в воде, то здесь это вызывающая и, для многих зрителей, шокирующая постановка танца от двух толстых до безобразия женщин. В “настоящей” линии Сьюзен Форд передал изысканность и сдержанность. Темный дизайн дома из стекла и камня в классических тонах. Необычная художественная галерея с работниками, одетыми с иголочки в вычурные наряды. Классический стиль одежды и яркая косметика Сьюзен, идеальный внешний вид ее теперешнего мужа, который оказывается, на поверку, почти банкротом и еще изменником. Визуально выверенная жизнь в роскоши – только оболочка того мира обыденности и невыразительности, который живет внутри героини, ее неудовольствия от собственной жизни.
Сцены с Тони происходят в американской глубинке, а герои одеты в повседневную одежду, часто не ухоженную и мятую. Идиллия семейной жизни для учителя математики разрушается до основания всего за одну ночь. Том Форд регулярно врывается в каждую из историй ее антагонистом, подчеркивая контраст. Напряженный саундтрек “Под покровом ночи” сопровождает зрителя не только в сценах смертельной опасности, но и в довольно неожиданных местах. “Под покровом ночи” (Nocturnal animals) неустанно работает со зрительскими эмоциями, не понижая градус напряжения даже в созерцательных сценах с минимальным действием в кадре.
Отличия книги “Тони и Сьюзен” и фильма “Под покровом ночи”
Возраст главных героев реальной сюжетной линии, Эдварда и Сьюзен, отличается в книге и фильме (где их играют Джейк Джилленхол и Эми Адамс). В романе четко указан возраст бывших супругов – им по 49 лет и они вот уже как 25 лет не живут вместе. Главная героиня описывает изменения в своей внешности, седину в волосах. В фильме “Под покровом” ночи несколько раз упоминается, что Эдвард и Сьюзен разошлись девятнадцать лет назад, хотя точный возраст и не озвучивают – предполагается около 40. Кроме того, в романе Сьюзен была просто домохозяйкой, которая подрабатывала преподаванием в колледже. В то время как в фильме “Под покровом ночи”, героиня Эми Адамс – успешная хозяйка художественной галереи, которая крутиться в высших кругах. Также Том Форд ввел в сюжет историю с абортом, который совершает Сьюзен, убив общего с Эдвардом ребенка. Он косвенно передает это в своей книге Nocturnal animals. Фильм усиливает интроспективный взгляд Сьюзен на книгу, ее нарастающую паранойю во время чтения. В фильме Эдвард посвящает книгу бывшей жене и она воспринимает название, как приятную шутку по отношению к себе, так как часто не спит по ночам. Позже, Сьюзен понимает, что роман напрямую называет ночными существами убийц и насильников на ночной трассе, а через эту метафору – ее саму причиной их разрыва. В самом конце историй, книжная Сьюзен просто обижена, что Эдвард так и не позвонил, но она делает определенные выводы и смотрит в будущее. Героиня фильма Nocturnal animals же полностью поглощена прошлым и разбита тем фактом, что Эвард на пришел на встречу в ресторан.
Сцена на ночном шоссе довольно точно передана в экранизации “Под покровом ночи”, с той разницей, что в фильме сделан акцент лишь на одной проехавшей машине за время переделки – полицейской, которая не остановилась. В романе “Тони и Сюзен” машина проносится не одна. Один из водителей, пожилой мужчина с плохим слухом, даже останавливается и спрашивает, все ли хорошо. Плохой слух и бандиты не позволяют ему расслышать мольбы семьи о помощи. Позже, уже во время расследования, полиция пытается найти этого старика, как свидетеля, который может также опознать преступников.
В фильме “Под покровом ночи”, уже на рассвете, ошеломленный случившемся и сбитый с толку, Эдвард добирается до жилых домов и стучится в дверь – ему открывает молодая женщина. В книге “Тони и Сьюзен” Эдвард постучался в дом к пожилой паре, с которой связана целая глава. Супруги расспрашивают в недоумении мужчину о том, что же произошло, рассуждают о том, куда из правоохранительных органов есть смысл и толк звонить в такую рань. Когда Эдвард связывается с полицией штата, он называет фамилию четы, у которой находится и адрес.
В фильме “Под покровом ночи” тела убитых жены и дочери Тони были найдены на пустыре, на красном диване. В книге тела лежат, выброшенные в кустах и положение их другое – одна лежит на спине, другая на животе.
В книге у Сьзен от нового мужа целых три ребенка, в отличие от одной взрослой дочери в фильме “Под покровом ночи”. Героиня, шокированная события в книге, рассуждает, что ее дочери через три года идти в колледж – стало быть, ей 15 лет. В фильме же она звонит дочери, которая лежит в постели со своим парнем в похожей позе, как в сцене убийства книжных персонажей.
В обоих произведениях проходит год после убийства семьи Гастингсов, прежде чем детектив Андес решает серьезно взяться за преступников. За это время в книге Тони возобновляет общение со своей семьей, заводит общение с женщинами, даже любовные с одной. Таким образом частично возвращается к жизни, в отличие от фильма “Под покровом ночи”, где герой Джейка Джилленхола и не умер и не живет полноценно.
В книге “Тони и Сьюзен” Остина Райта отсутствовал конфликт между Сьюзен и ее матерью по поводу неблагонадежности мужа Эдварда, в которой ей бы пришлось его защищать. Более того, после смерти отца Эдварда в 16 лет, семья Сьюзен фактически его усыновила (они были соседями и друзьями), что они сблизило будущих супругов. Мать Сьюзен восхищалась Эдвардом и не стала катализатором их разрыва, среди прочих причин. Вместе с этим, сцена добавленная Томом Фордом в сценарий, показывает трансформацию Сьюзен от той, кем она была, в противовес мнения матери, и той богемной, элегантно одетой высокомерной женщиной, которой в итоге стала, как и предрекала мать двадцать лет назад.
Сцена, когда детектив Андес и Тони Гастинг встречают главного убийцу Рэя, отличается в двух версиях. В фильме “Под покровом ночи” они приезжают к преступнику домой, и тот сидит на улице на унитазе. В романе Остина Райата, Тони по наводке полицейского опознает убийцы на спортивном мероприятии, а уже после они приезжают к нему на допрос.
Заметно отличается и сцена, когда в одном месте оказываются детектив, Тони, Лу и Рэй в доме. В книге “Тони и Сьюзен” там еще были две женщины, знакомые детектива Андеса, которые, став свидетелем расправы над насильником, волновались по поводу своих будущих показаний.