1 862

Тринити и что было потом

Редкая документальная хроника. Реставрация изображения

Во вступительной части фильма “Тринити и что было потом” мы узнаем, что архивные кадры американских атомных испытаний были рассекречены незадолго до создания фильма и часть материала, показанная в картине, никогда не демонстрировалась широкой аудитории. Вклад создателей фильма Trinity and beyond в знакомство общественности с уникальной хроникой оказался, на деле, куда значительней, чем монтаж содержимого открытых архивов. Во время интенсивной работы над фильмом, для режиссера и куратора проекта Питера Курана стало очевидным низкое качество исходного материала, обусловленное естественной порчей цветной хроники полувековой давности.

Питер Куран и его команда разработали технологию восстановления утратившей изначальные цвета кинопленки, которую они запатентовали как “RCI” for Restored Color Image ® process (Процесс по восстановлению цветных изображений). Это открытие не только послужило мощным стимулом для реставрации документальной хроники ХХ века, в частности цветных кинокадров 1930-1940- годов и Второй Мировой Войны в последующие годы (“Третий рейх в цвете и “Цвет войны” тому яркое подтверждение). Технология в целом изменила представление о цифровом изображении и ускорила уход от кинопленки в будущем. В 2002 году технология RCI и ее создатели была удостоены почетной премии Киноакадемии (той самой, что вручает Оскар) за революционный подход к реставрации цветных изображений.

Редкая документальная хроника. Реставрация изображения

Еще в 1970-х годах кинематографисты обнаружили, что архивная цветная кинопленка 20-30 и большей давности обладает свойством утрачивать изначальные цвета. Обесцвечивание выражается в деградации цветового баланса теней и светлых участков, черно-белого баланса. Если сегодня колористы-любители специально придают синий оттенок теням и желтый светлым участкам, чтобы добиться, как считается аматорами, эффекта кино, реальное положение вещей требовало серьезного подхода. Технология RCI Питера Курана, опробованная впервые на фильме “Тринити и что было потом”, позволила восстановить изначальный цветовой баланс изображения, убрав синий оттенок из темных участков и желтый из светлых. Кроме того, методология смогла вывести на новый устранение так называемого “зернистого изображения” даже там, где оно было изначальной составляющей оригинальной записи.

К работе над фильмом Тринити и что было потом 1995 удалось привлечь целый ряд видных кинооператоров, среди тех самых, что подарили миру кадры атомных испытаний на территории США в Неваде, на Тихом океане и во время испытаний в атмосфере. Их интервью не попали в конечный монтаж фильма, но сотрудничество так вдохновило режиссера Питера Курана, что в 1999 году он выпустил еще один похожий документальный фильм. Его героями и рассказчиками стали те самые военные операторы, которые поделились уникальным опытом и воспоминаниям о том, как проходили съемки. Даже само название картины вышло символичным: ATOMIC FILMAKERS: BEHIND THE SCENES (Атомные кинематографисты: За кадром).

Атомные бомбы Тринити и что было потом 1995 обзор

 

Рассказчики истории “Тринити и что было потом”

На самом деле, если внимательно смотреть фильм Trinity and beyond, в нескольких государственных отражениях испытаний присутствуют свои рассказчики. Наиболее ярко это выражено в преддверие испытания первой Водородной бомбы во взрыве под кодовым названием IVY MIKE, к которому я еще вернусь более подробно в отдельном разделе. Американский офицер непринужденно раскуривает трубку, обращаясь к зрителю с восторгом того, что всего через несколько минут мир войдет в термоядерную эпоху. К рассказчикам непосредственно из кинохроники можно отнести также Вице-Адмирала Уильяма Блэнди (William Blandy), который произнес вошедшее в историю выражение, отрицая характеристику своей деятельности как “атомного плейбоя”. Если говорить об авторитетных личностях, которые дали интервью для фильма в 1994 году, это физик и создатель водородной бомбы Эдвард Теллер и физик и консультант Пентагона Фрэнк Шелтон. Также, немногие обращают внимание, что закадровым рассказчиком выступает известный американский актер Уильям Шатнер.

Эдвард Теллер. На момент интервью для фильма “Тринити и что было потом” доктора Эдварду Теллеру было 86 лет. В отличие от Роберта Оппенгеймера, который не только произнес известное выражение “Я стал смертью, разрушителем миров”, но и сожалел о своей роли в развитии атомного оружия, доктор Теллер выказывает гордость за свой вклад. Более того, профессор был единственным представителем научного сообщества, кто свидетельствовал против Оппенгеймера на слушаниях 1954 года, когда доступ бывшего руководителя проекта “Манхэттен” к секретным материалам ставился под сомнение. Теллер стал изгоем среди коллег, но только усилил работу в теоретической ядерной физике. Интересно, что во время испытаний IVY MIKE профессор не решился отправиться на атолл Эниветок и наблюдал за испытанием с помощью сейсмографа в университете Беркли. Эдвард Теллер умер в 2003 году в возрасте 95 лет.

Эдвард Теллер Тринити

 

Фрэнк Шелтон. Доктор Фрэнк Шелтон стал вторым человеком, интервью с которым попало непосредственно в фильм. Он дал свои комментарии по поводу целого ряда атомных испытаний, в частности поделился тем фактом, что сам неоднократно пролетал на самолете над атоллом Бикини и наблюдал с высоты лежащий на дне остов авианосца USS Saratoga. Доктор Шелтон прожил долгую и насыщенную жизнь с 1924 по 2014 год. Ветеран Второй Мировой, позже, как ядерный физик, участвовал в испытаниях американского атомного оружия в штате Невада и на Тихом океане в 1950-1960-х годах. Занимал должность заместителя Технического директора “Программы разработки специального оружия” при Пентагоне.

Также доктор Фрэнк Шелтон длительный период был консультантом по вопросам ядерного вооружения при Министерстве обороны США. В частности, составлял рекомендации к проведению ядерных испытаний от лица Министерства. Также был директором и консультантом ряда негосударственных научных заведений, например, советников в телефонной компании ITT. Был награжден за жизненный вклад Управлением Специальных Вооружений. Является автором ряда научных публикаций и книг, посвященных атомным испытаниям. Среди его монографий есть книга о сбросе атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки.

Фрэнк Шелтон ядерный физик

 

Сцены компьютерной анимации

На момент создания фильма в 1994 году, компьютерная анимация вот уже десятилетие находилась на начальной стадии своего развития, от фильма “Трон” 1982 года, через “Бездну” и “Терминатора 2” Джеймса Кэмерона и к первой полностью компьютерной “Истории игрушек”. В “Тринити и что было потом” есть ряд сцен, созданных полностью на компьютере. Если в художественном кино их появление имеет вполне определенную цель создания элементов реальности и повествования, в документальном проекте – это возможно показать перспективу, которую невозможно доснять сегодня. Кинохроника атомных испытаний 1940-1960-х годов представляет ценнейший материал, но мы ограничено теми углами камер и длительностью, которая имеется.

Если более пристально обратить внимание на то, какие конкретно сцены были созданы на компьютере, в документальном контексте темы – это сцены или самого атомного заряда, как документального элемента “Тринити” или вещей, так или иначе связанных с зарядами. В первой полноценной подобной сцене мы видим сам заряд Тринити, размещенный на специальной вышке, с пробегающими позади облаками на ночном небе. Эта полностью созданная на компьютере сцена, в данном случае, создает определенное настроение у зрителя, нагнетая зловещую атмосферу. Сразу за этим мы видим бомбу, показанную в освещении и подаче, схожими с классическими фильмами ужасов, вроде Франкенштейна 1931 года. Позже нам показывают улетающие бомбардировщики, исполнившие приказ, скинув атомную бомбу на Нагасаки 9 августа 1945 года. Разрушенный остов авианосца Saratoga, опускающийся на дно лагуны Бикини.

Сцены компьютерной анимации Тринити что было потом

 

Средства эмоционального воздействия

“Тринити и что было потом” является энциклопедическим примером того, как не пропагандистское, но документальное кино способно устанавливать прочное эмоциональное взаимодействие со своим зрителем. Комбинируя методы визуального повествования, сцены компьютерной анимации, кадры военной хроники и пропаганды, хронику самих испытаний, современные интервью, газетные вырезки, крупные-средние-дальние планы, эпический саундтрек, фильм вовлекает зрителя в происходящее. Реальная история воспринимается как более интересная, при условии персонифицированного эмоционального вовлечения в материал, опыт зрительского участия в произошедших давно событиях. Подобная интроспектива в испытания атомного оружия не может оставлять равнодушным даже тех зрителей, которые ранее не интересовались темой или документальным кино как жанром. В этом смысле, “Тринити” обладает низким порогом вхождения.

Передовицы газет. Кричащие газетные заголовки играют важную роль в подаче тематики, эксплуатируя заведомо внимательное к ним отношение общества, как уже выжимки самого важного, заслуживающего внимание. Причем музыкальное сопровождение газетных передовиц отличается от контекста. Выпуск о безоговорочной капитуляции Японии “JAPAN SURRUNDERS. END OF WAR” сопровождается закадровым восторгом уличной публики, а новость о создании Советским Союзом атомной бомбы, ‘’TRUMAN SAYS RUSS HAVE A-BOMB” акомпанируется тревожным аккордом.

Передовицы газет и эмоциональное восприятие

 

Военная пропаганда. Как и прекрасный документальный фильм “The Atomic café”, “Тринити” рассказывает свою историю развития атомного оружия при помощи оригинальной кинохроники, объяснявшей общественности необходимость превосходства США в гонке атомного вооружения. До этого, военная пропаганда изобличает диктаторские режимы в Германии, Италии и Японии, объясняя, почему Америка сражается в войне. Здесь можно вспомнить классику военной пропаганды от Фрэнка Капры, серию фильмов под общим названием “WHY WE FIGHT” (Почему мы сражаемся). Таким образом, “Тринити” используется косвенно эмоциональное воздействие от пропагандистской хроники, комбинируя ее с научными испытаниями атомного оружия, вызывая у зрителя еще больший эмоциональный отклик.

Военная пропаганда

 

Заголовки. Если газетные передовицы носят вполне символический общественный смысл, даже обычные текстовые заголовки могут оказывать эмоциональное воздействие на зрителя. В данном случае с “Тринити” они не только символизируют структурное деление на условные главы и темы, как 1942, 1956, TESTING, THE HYDROGEN BOMB. Отдельные заголовки имеют вполне определённый эмоциональный окрас. TURMOIL IN EUROPE символизируют все те же причины обоснования, почему американцы воюют в Европе против фашизма и нацизма. Три знака вопроса ??? символизируют неуверенность в будущем. THE BIG ONE рассказывают нам о самом масштабном американском испытании с далеко идущими последствиями.

Заголовки разделов фильма Тринити и что было потом

 

Псевдодокументальные кадры. Самым ярким примером подобного вовлечения зрителя является сцена с манекенами, во время испытаний атомной бомбы в пустыне штата Невада, для нужд гражданской обороны. Это комбинация оригинальной кинохроники журналиста с места событий на безопасном расстоянии, показанной по телевизору, и снятых в 1994 году перспектив. Показанные в черно-белых тонах, они создают иллюзию параллельного нарратива, хотя на самом деле не были сняты в тех условиях. Это видно не только из-за контраста в качестве, но и благодаря планам камеры, ее движению. Для усиления эффекта позже нам показывают фотографии искореженных манекенов с реального места испытания, на основе которых и были сделаны модели для съемки.

Псевдодокументальные кадры

 

Культовый саундтрек Тринити

Режиссер Питер Куран изначально планировал сопровождать кадры атомных испытаний эпическим музыкальным сопровождением, которое бы подчеркивало значимость кинохроники и дополняло зрительные эмоции от увиденного. Хотя бесспорно визуальный ряд фильма “Тринити” является определяющим, попытка смотреть кадры испытаний без музыкального сопровождения нарушат авторскую задумку и принесут меньше эмоций. Возвращаясь к теме воздействия на зрителя, эмоциональный отклик также необходим в документальном кино, как и в художественном. Ведь перед нами полноценное произведение, написанное и поставленное по законам кино, в котором звук и музыка играют важнейшее значение. Роль композитора была доверена молодому, тогда 30-летнему, Уильяму Стромбергу, который позже отметиться в качестве дирижера в ряде известных голливудских фильмов, вроде Кейт и Лео, Блондинка в законе, 40 дней 40 ночей, Стрингер.

Эпический саундтрек для фильма “Тринити” был записан усилиями Московского Симфонического оркестра и включает 24 основных композиции, за авторством самого Стромберга и Джона Моргана. Саундтрек представляет собой контрастное звучание, объединяющее умиротворенные сцены подготовки испытаний с тревожными аккордами и самими эпическими пассажами атомных взрывов. В частности, композиция “HIROSHIMA & NAGASAKI” начинается с обыгрывания японской тематики, а апогей приходится на исполнение хором в моменты, запечатлевающие ядерный гриб над городами. Композиция CASTLE BRAVO достигает эмоционального и музыкального пика в момент взрыва самого мощной американской водородной бомбы, поданным зрителю, как конец света библейских масштабов. На визуализации частот звуковой дорожки фильма хорошо видно, как отдельные части звукового сопровождения доминируют.

Саундтрек фильма Тринити

 

Все атомные испытания, показанная в фильме Тринити

Тест 100 тонной бомбы (7 мая 1945). Взрыв был виден за 97 километров, образовав низкорадиоактивный кратер диаметром 9 метров.

Тест 100 тонной бомбы

 

Тринити (16 июля 1945). Первое полноценное испытание атомной бомбы. Ядерный гриб поднялся в атмосферу на высоту 12.1 км, а сейсмический толчок был ощутим на расстоянии до 160 км. Прессе была передана информация о детонировании склада взрывчатки, в ходе которого никто не пострадал. В 50 километрах от места испытания выпал радиационный след, вызвав бета-облучение у рогато скота. После военные выкупили у фермеров 88 коров для дальнейших исследований последствий радиационного излучения.

Тринити (16 июля 1945)

 

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Единственные атомные бомбы в истории, примененные в военных целях против вражеского государства, были сброшены с борта бомбардировщиков B-29, 6 и 9 августа 1945 соответственно. Бомба, детонировавшая прямо над госпиталем Shima в Хиросиме, полностью уничтожила городскую застройку в радиусе 1.6 км, с общей площадью 12 квадратных километров. Плутониевая бомба, сброшенная на Нагасаки, промахнувшись на 3 км, детонировала на высоте полукилометра над теннисным кортом, недалеко от завода Mitsubishi. Общее количество жертв бомбардировок, умерших в 1945 году непосредственно от бомб и от ранений и облучения, оценивается в 140 000 в Хиросиме и 70 000 в Нагасаки.

Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

 

CROSSROADS: Able / Baker. Операция “Перекрестки” включала в себя два взрыва в Тихом океане и символизировала первое применение атомного оружия после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и первый тест после Тринити. В отличие от Trinity, общественность была осведомлена об испытаниях заранее и даже привлечена пресса. Чтобы разместить в лагуне Бикини 95 списанных военных кораблей, пришлось динамитом уничтожить несколько квадратных километров коралловых рифов. Всего в испытаниях двух зарядов мощность по 23 кт, принимало участие 42 000 человек персонала. Заряд ABLE (1 июля 1946), бомба которого была названа GLIDA, в честь героини одноименного фильма с Ритой Хейворт, детонировал на высоте 158 метров над водой. Промах на 600 метров от первоначальной цели стал позже предметом служебного расследования. Пять кораблей затонули в течение суток и четырнадцать получили повреждения, вызвав разочарование представителей прессы. Из более чем 3000 животных, размещенных на суднах для исследования последствий, треть погибла от взрыва или от дальнейших экспериментов. Заряд BAKER (25 июля 1946). Заряд той же мощности был детонирован на глубине 27 метров, что составляло половину глубины лагуны. Удар взрывной волны о морское дно образовал кратер диаметром 600 метров, образовав на поверхности водный столб высотой 1800 метров. Волна высотой 5 метров накрыла побережье островов в Лагуне на расстоянии 6 км.

CROSSROADS: Able / Baker Тринити и что было потом

 

SANDSTONE: X-RAY / YORE. Операция “Снежная буря” должна была опробовать новые вариации атомного оружия. Из трех взрывов, в фильме “Тринити” показано два. 37-килотонный X-RAY был испытан 15 апреля 1948 г, а самый мощный, на тот момент, взрыв YOKE, 1 мая 1948 г. достиг 49 килотонн.

SANDSTONE: X-RAY / YORE

 

Первая советская атомная бомба. В фильме “Тринити и что было потом” показана оригинальная советская хроника испытаний первой советской атомной бомбы 29 августа 1949 года. Американский исследовательский самолет засек радиоактивный след в атмосфере, от взрыва мощностью 22 кт, что позволило установить успешное проведение испытаний в СССР.

Первая советская атомная бомба

 

RANGER: Able. Испытания проводились на атомном полигоне в пустыне в Неваде, в 80 км от города Лас-Вегас. Пять бомб небольшой мощности, от 1 до 22 килотонн были сброшены с воздуха. Фильм показываем нам хронику испытаний под кодовым названием ABLE. 27 января 1951 года бомба мощность всего 1 кт детонировала над испытательным полигоном, став первый атомным зарядом, взорванным на территории США после Тринити.

RANGER: Able

 

GREENHOUSE: Easy / Item / George. Вторые испытания в 1951 году, создали предпосылки для будущего вхождения мира в термоядерную эпоху. Новым местом проведения тестов был выбран атолл Эниветок, в составе Маршалловых островов. Из четырех испытаний в фильме показано три. Первый показанный тест EASY мощностью 47 килотонн, 20 апреля 1951 г. проверял устойчивость специально возведенных строений: домов, бункеров, ангаров к воздействию атомного оружия. Далее мы видим кадры четвертого по счету заряда ITEM, взорванного 24 мая 1951 года с первым в истории применением принципа форсирования, когда номинальная мощность в 20кт была искусственно увеличена до 45.5кт. Третьи и самым мощным атомным тестом на тот момент была заряд GEORGE, невероятной доя 1951 года мощность в 225кт, где была задействована капсула с дейтерием. Картина взрыва очень напоминала ту, что мы после увидел у водородных бомб.

GREENHOUSE: Easy / Item / George

 

IVY: Mike. Из двух испытаний IVY буквально исторический интерес представляет заряд MIKE, ставший первым успешным тестом водородной бомбы невероятной доселе мощности 10.4 мегатонн. Взрыв стер с лица земли специально расширенный до этого остров Elugelab, оставив после себя кратер диметром 1.9 км и глубиной 50 метров, подняв в атмосферу ядерный гриб высотой 43 км. Взрывная волна снесла не только подготовленные постройки и 3-километровый трубопровод, но и всю растительность с прилегающих тестовых островов.

IVY: Mike Первая водородная бомба в истории

 

UPSHOTKNOTHOLE: Encore / Grable. Тестирование одиннадцати атомных зарядов в пустыне Невада в 1953 году вернуло испытания на американскую землю. И если сброшенный с самолета 27кт заряд ENCORE не представляет в кадре и по своей сути ничего интересного, то испытание GRABLE остается одним из самых необычных в истории и в фильме “Тринити” в частности. Построенная специально пушка имела вес невероятные 85 тонн и могла выстрелить зарядом на расстояние 11 километров. Заряд диметром 280 мм, весом 364 кг и мощностью 15 килотонн был детонирован 25 мая 1953 г на высоте 160 метров над землей.

UPSHOT-KNOTHOLE: Encore / Grable

 

CASTLE: Bravo. Самый мощный взрыв американской водородной бомбы за все время испытаний стал и самым зрелищным моментом фильма “Тринити”, своеобразным апогеем визуальной истории атомных испытаний. Неожиданная дополнительная реакция использованного лития увеличила планируемую мощность 6 мт в два с половиной раза, вызвав неожиданно высокие уровни загрязнения окружающей среды в районе атолла Бикини. Образовавшийся огненный шар, наблюдаемый с расстояния до 400 километров, после подняв в атмосферу ядерный гриб на высоту до 40 км и оставил кратер диаметром 2000 метров, уничтожив испытательный остров.

CASTLE: Bravo

 

WIGHAM. Более 6000 человек персонала были вовлечены в испытание атомного заряда мощностью 30кт, который был детонирован под водой в открытом море в 800 километрах от калифорнийского побережья, изменив традиции использовать для подобных тестов острова в Тихом океане. Помимо разрушения подводных лодок, показанных в фильме, звуковая волна под водой распространилась на расстояние 20 км.

WIGHAM

 

REDWING: Cherokee / Seminoca. Тест Cherokee был первой водородной бомбой, сброшенной с борта самолета. Заряд мощностью 3.8 мегатонн, благодаря средству доставки, только усилил политическое напряжение Холодной войны.

REDWING: Cherokee / Seminoca

 

PLUMBOMB: Hood / Rainier. Заряд HOOD, мощность 74 килотонны, стал самым мощным атомным испытанием в атмосфере над Соединенными штатами, доставленный на воздушном шаре. Двадцать первым по счету тестом в рамках этой операции в пустыне Невада, стал первый полноценный взрыв атомной бомбы под землей. Заряд Rainier, мощность всего 1.7 кт. Сыграл важную роль в будущих испытаниях атомного оружия после запрета тестов в атмосфере.

PLUMBOMB: Hood / Rainier

 

HARDTACK I: Cactus / Teak / Orange. Испытания вновь вернулись на полигон на Тихом океане, где в течение всего четырех месяцев будет взорвано 35 зарядов – столько же, сколько за все годы до этого на Тихом океане. Помимо ряда взрывов, которым создатели не уделили отдельное внимание информацией, некоторые удостоились. Заряд CACTUS стал известен своим кратером, в который, годы спустя, будут собраны радиоактивные отходы от испытаний на атолле Эниветок. Два высотных заряда TEAK и ORANGE были доставлены ракетами на высоту 81 и 45 километров соответственно и создали эффект ЭМИ.

HARDTACK I: Cactus / Teak / Orange

 

ARGUS. Три высотных заряда, каждый мощностью всего 1.5 кт были детонированы на высоте 170, 310 и 800 километров соответственно.

Операция ARGUS

 

Царь-Бомба. Самая мощная атомная бомба, когда-либо взорванная на нашей планете, мощность 57 килотонн, отложила полный запрет на испытания ядерного вооружения, временно увеличив политическую напряженность в Холодной войне. Взорванная 30 октября 1961 года. Взрыв не только поднял в атмосферу ядерный гриб высотой 64 километра, но на таком же расстоянии подверглись разрушению непрочные деревянные строения.

Царь-Бомба

 

DOMICIC: Frigate Bird / Chama. Серия из 31 атомного взрыва, проведенных США в Тихом океане в 1962 году. Баллистическая ракета GRIGATE BIRD мощность 600 кт отмечена в фильме, как тест с засекреченной на тот момент мощностью. Подводный тест Swordfish мощностью 20кт. В кадре показывают несколько мощных термоядерных взрывов, в одном из которых можно узнать CHARMA, мощностью 1.6 мт. Также показаны высотные атмосферные тесты над островом Джонстона

DOMICIC: Frigate Bird / Chama

 

Китайская атомная бомба. После рассказа о запрете испытаний атомного оружия в атмосфере, фильм сменяет картинку на уникальную кинохронику испытания первой китайской атомной бомбы. Бомба мощность 22 килотонны была детонирована 16 октября 1964 года.

Китайская атомная бомба

11.01.2019

Рекомендуемые статьи

06.03.20
1 512

The driving force of the movie makes an incredible sense in viewer’s own inner world, reflecting the experience of Walter Mitty and adopting to oneself.

24.10.18
3 786

Одна из самых оригинальных картин не только в жанре зомби апокалипсиса, но и в целом примечательное кино второй половины 2000-х, заслуживающее внимания.

16.11.19
5 195

An incredible self-help walking tour along the locations, where the famous ‘Roman holiday’ (1953) movie was filmed in Rome. All filming locations then and now.