2 112

Шедевр “Ла-Ла Лэнд”

Дэмьен Шазелл и музыкальная режиссура

Пока мы, зрители, наслаждаемся историей двух мечтателей, от мира джаза и кино, живущих лучшими образами прошлого, сам фильм La La Land, в широком смысле, является данью ХХ столетию. Режиссер Дэмьен Шазелл привлек внимание широкой общественности и членов киноакадемии с выходом “Whiplash”. Первый серьезный успех был музыкальной драмой в традиционном смысле кино. Его герои, талантливый барабанщик и требовательный экспрессивный наставник, не прибегали к танцам и песням, чтобы выяснить непростые отношения. Музыкальное сопровождение, при этом, заняло свое место среди ключевых персонажей, стало неотъемлемой повествовательной составляющей. Развитие истории в диалогах шло параллельно с музыкальной экспансией нашего внимания и изменением тональности в игре Эндрю.

В случае с “Ла-Ла Лэнд” Дэмьен Шазелл во второй раз доказал нам, что кино, где музыка является рассказчиком, может приковать к экрану, завоевывать высшие награды и быть на слуху в течение месяцев. Дэмьен Шазелл, как и его герои, дал вторую жизнь целому направлению в современном искусстве. Львиная доля критики, которая прозвучала в сторону “Ла-Ла Лэнд” исходила от “заочных критиков”, которые фильм не видели и испытывали предвзятое отношение к жанру мюзикла. Сегодня, спустя год после выхода фильма, после премьера “Величайший Шоумен”, становится очевидно, что Шазелл, как автор сценария, режиссер и просто создатель, переизобрел сценический мюзикл. Ему удалось совместить в одной двухчасовой картине La La Land лучшие образы и ностальгию прошлого и пересмотреть традиционные взгляды на то, как такие истории должны подаваться и восприниматься зрителем, как в них живут герои и где проходит черта между реальностью и вымыслом.

Дэмьен Шазелл. Одердимость и Ла-Ла Лэнд

Как и главный герой Себастьян (Райан Гослинг), Дэмьен Шазелл является традиционалистом, с устоявшимися взглядами, с тягой к ностальгии, который не просто видит мир таким, каким хочет – он создает целую кино- действительно для зрителя. К этому мы еще вернемся в разделах о героях, саундтреке и Лос-Анджелесе. В “Ла-Ла Лэнд” музыка получила статус еще более выраженного рассказчика, подменяя собой традиционный закадровый голос и местами заполняя пробелы там, где молчат персонажи. Причем, сюжет ничего не упускает, как и исполнители. Эта самая недосказанность, молчаливое выражение эмоций героями являются часть истории. Как раз в эти моменты La La Land на первый план выходит музыка и хореография, которая тесно с ней переплетена.

Здесь музыкального повествующего можно рассматриваться с двух сторон. Во-первых, это сами песни со словами, в которые плавно перетекают или резко переходят диалоги. Прекрасные композиции саундтрека, вроде “City of stars”, при ближайшем рассмотрении текста слов, двигают историю вперед, раскрывают своих героев, даже без активных действий от них, кроме самой песни. Во-вторых, музыкальное сопровождение Ла-Ла Лэнд, индивидуальное или общее для Себастьяна и Мии, даже без слов развивает героев. Это хорошо заметно в сцене в кинотеатре и во время их прогулок, где даже вступление в музыкальную композицию, еще без слов, настраивает нас на определенную тональность сцены, дает творческую расстановку сторон в предстоящей хореографии и взаимодействии героев. Даже у руководителя группы Кита есть свои музыкальные тональности, контрастирующие с музыкальными историями наших главных героев.

Фильм Ла Ла Лэнд режиссера Дэмьена Шазелла

В этом смысле музыкального повествования, особенно примечательной является заключительная музыкальная сцена Ла Ла Лэнд, где мы видим возможное будущее (или скорее уже прошлое) Мии и Себастьяна, если бы они тогда пошли даже по жизни вместе. Мы возвращаемся к самым разным, уже состоявшимся, сценам из фильма, например, к моменту увольнения героя Райана Гослинга за своеволие и непослушание в канун Рождества. Музыкальный тон повторяет драматическую основу оригинальной сцены, но затем наступает эмоциональный перелом, и мы видим другие моменты кино, уже рассказанные, которые теперь подаются в другой тональности. Затем история La La Land возвращает нас в реальность, и музыка снова становится на мгновение спокойной, умиротворяющей. В этот момент она подчеркивает завершённость, конец пути, как героев, так и нас с вами, как зрителей.

 

Саундтрэк Ла-Ла Лэнд. Музыка как средство художественного повествования

Саундтрек фильма ‘’Ла-Ла Лэнд’’ оказался лучшим за долгие годы и премию Оскар за лучшую оригинальную композицию хотелось дать сразу нескольким трекам из фильма. Не потому, что были достойные кандидаты, чем City of stars. Просто целый ряд композиций оказались примечательным музыкальным событием, без которых теперь трудно себе представить просмотр этого фильма, развитие истории и ее героев. Я хочу остановиться на семи композициях La La Land, которые врезаются в память.

 

Another Day of Sun

Открывающая сцена, в которой было задействовано 60 автомобилей, 30 исполнителей и более 100 статистов, является ярким аперитивом к самому фильму. Дэмьен Шазелл, как известно из открытых источников, хотел показать масштабы Лос-Анджелеса, с высоты автострады. Там, где десятки машин застряли в привычной для ”Города Ангелов” жаркой летней пробке, ‘’Ла-Ла Лэнд’’ находит повод для вдохновения. Десятки мужчин и женщин символизируют мечтателей, таких как Миа и Себастьян, которые движутся в Лос-Анджелес и Голливуд, чтобы получать свой золотой билет и понежиться в лучах славы. Молодые, полные энтузиазма, люди, готовые к неординарным поступкам. Сцена, длиной в шесть минут и смонтированная в один непрекращающийся танец, производит неизгладимое впечатление, а сама песня дает надежду. Даже если вчера эти мечтатели, как и во все дни до того, не сумели приблизиться к своей мечте, сегодня “еще один солнечный день” – еще один повод улыбнуться и радоваться жизни, петь и танцевать, не быть угнетенными автомобильной пробкой.

Another Day of Sun

 

Someone in the Crowd

Вторая примечательная композиция, которая украшает собой сцену с Мией и ее подружками. Казалось бы, неказистый повод – молодые леди собираются провести ярко свой вечер, по ощущениям продолжает жизнеутверждающую миссию фильма La La Land. Обращаясь к оригинальному тексту песни, хочется выделить следующие строки.

Do what you need to do
‘Til they discover you
And make you more than who
You’re seeing now

‘’Делай, то, что должен делать, пока тебя не заметят. И стань кем-то большим, чем ты видишь себя сегодня”. Эти строки отлично символизируют мечтателей, которыми являются как главные герои фильма Ла-Ла Лэнд, Миа и Себастьян, так и подружки Мии. Они без зависти и злорадства обмениваются информацией о прослушиваниях, иронизируют по поводу них, не унывают. Для них каждый кастинг – это удивительный опыт, а каждый вечер – повод провести свою жизнь ярко, даже если в обед тебя игнорировали на пробах. Песня призывает неотступно идти вперед, не опускать руки, пока ты не уткнешься носом в успех. Развиваться и становиться лучшей версией самого себя.

Someone in the Crowd

 

A Lovely Night

Музыкальная композиция, которая украсила собой прекрасную постановку танца Эммы Стоун и Райана Гослинга на фоне закатного Лос-Анджелеса. Она является символом перехода от взаимного не слишком удачного флирта, шуток и иронии, к тому самому чувству, когда весь мир замирает и смотрит только на двух людей. Эта песня и сцена художественно является данью уважения классике Голливуда, всему сценическому жанру мюзикла. В какой-то момент Миа даже одевает такие же туфли, только женскую их версию, как у Себастьяна, символизируя их сближение. Они лукавят, когда говорят, что видели панорамы и закаты и красивее, но текст последующей песни раскрывает их истинные ощущения в этот прекрасный вечер и мироощущение по отношению к происходящему и друг к другу.

And there’s not a spark in sight
What a waste of a lovely night

На поверхности, в словах песни, они противопоставляют прекрасную ночь своему якобы прохладному отношению друг к другу. Но сам танец и сочетание с прекрасным Лос-Анджелесом выдает истинное романтическое положение вещей, которое заметно еще тогда, до первого похода в кино и поцелуя. Так что та самая искра, об отсутствии которой идется в строках выше, все же промелькнула, причем еще в ресторане, а после и на вечеринке.

A Lovely Night

 

City of stars

Де-факто заглавная композиция фильма ‘’Ла-Ла Лэнд’’, которая, абсолютно заслужено, получила высшую кинонаграду Оскар. Она является идейной квинтэссенцией этой истории, подчеркивая приятную отрешенность от современного мира суеты и проблемы.

City of stars
Are you shining just for me?

City of stars
There’s so much that I can’t see

Хотя Лос-Анджелес в данном случае выступает метафорой жизни, а не только любого другого города, тональность и настроение песни тесно связано с этим городом. Особенно во время первого исполнения, где Райан Гослинг в одиночестве прогуливается по пирсу. Город грез, город звезд, которые засияли и тысяч, которые так и остались безвестными. Сколько мечтателей приезжали сюда за славой, сколько хотели получить роль в кино, а может и открыть собственный джаз клуб. Герои Райана Гослинга и Эммы Стоун, видят в этом городе, в мире вокруг то, что не видит никто другой. И это важно, для них важно. Совместное исполнение песни символизирует сначала единение взглядов, а сценами после – пропасть, которая назревает между героями. И это было ожидаемо, так как несмотря на прекрасные отношения и общность по духу, направления движения у Мии и Себастьяна все же разные и каждый должен отправиться своей дорогой, как бы грустно это не звучало.

City of stars

 

Start a Fire

Важная композиция в контексте фильма Ла Ла Лэнд, которая является символом новой эпохи в мире музыки и представлена персонажем по имени Кит. Сначала, после встречи спустя годы, между ним и Себастьяном держится напряжение и недосказанность. Кит вполне адекватно оценивает, что с новым клавишником будут проблем, но что он очень талантлив и сделает коллектив лучше. Себастьян не скрывает от коллеги, что такая музыка совсем не для него. Что он способен талантливо играть что угодно, но душа лежит к классике джаза, который, в отличие от таких композиций как Start a fire, больше никому не интересен.

I don’t know why I keep moving my body
I don’t know if this is wrong or if it’s right
I don’t know if there’s a beat, or something’s taking over me
And I just know I’ll feel so good tonight

Если включить поиск подтекста, а он присутствует в каждой композиции ‘’Ла-Ла Лэнд’’, мы увидим интересные вещи. Кит своей песней как бы признается, что он сам удивлен своему успеху, не знает точно, куда заведет его эта новая дорога. Он одновременно переживает за судьбу джаза, но не может остановиться, когда все так хорошо выходит. Ему просто хорошо, и он этим наслаждается. Контрастный апогей к словам и смыслу этой песни возникает, когда фотограф просит героя Райана Гослинга паясничать на камеру.

Start a Fire

 

The Fools Who Dream

Here’s to the ones who dream
Foolish as they may seem
Here’s to the hearts that ache
Here’s to the mess we make

Песня, которая звучит не последней в фильме Ла-Ла Лэнд, но которая подчеркивает и подводит итог не только истории Мии, но и Себастьяна и вообще всех мечтателей. Она начинает с истории своей тетушки, о которой уже вспоминала в диалоге с Себастьяном. Но на самом деле, становится понятно, что рассказывает она свою историю, причем делает это на грани излома – за шаг до того, чтобы бросить свою мечту. Годами она ходила на однотипные, без эмоциональные, со стороны оценивающей, прослушивания. В более широком смысле слова этой песни, которая тоже получила номинацию на Оскар, но уступила City of Stars, отдают дань уважения всем мечтателям, не только от мира музыки или кино. Но всем нашим мечтам, которые есть у каждого человека, причем чаще всего нереализованные.

The Fools Who Dream

 

Лос-Анджелес как действующее лицо

Главные герои фильма, Миа и Себастьян, в духе самоиронии подчеркивают, что они видели панораму и получше, когда оказываются на холме, над восхитительным закатным ”Городом Ангелов”. Это одна из самых красивых сцен фильма Ла Ла Лэнд, пожалуй, на ряду с Обсерваторией Гриффита и прогулкой Райана Гослинга по пирсу, под песню “City of stars”. Эта панорама стала квинтэссенцией всего фильма, его великолепных отсылок к классике Голливуда, стала действующим фоном для постеров “Ла-Ла Лэнд” и даже для обложки музыкального альбома с композициями из фильма. Открытые источники, та же Wiki, поражает нас тем фактом, что съемочная группа посетила более 60 локаций. “Ла-Ла Лэнд” в хорошем смысле обнадеживает зрителя, что LA именно такой, что это город, где исполняются мечты. В более приземленном смысле, фильм мотивирует путешествовать, конкретно в Соединенные штаты, в Калифорнию и Лос-Анджелес.

Лос-Анджелес в фильме Ла Ла Лэнд

Лос-Анджелес для многих людей является квинтэссенцией романтики кино и Дэмьен Шазелл романтизировал этот образ до, в хорошем смысле, до крайней художественной и эмоциональной степени. Даже заурядная прогулка в поисках автомобиля по тихим улицам превращается в атмосферное путешествие. Когда показ фильма в кинотеатре прерывается, за секунду до того, как наши герои в первый раз собирались поцеловаться, они сменяются вымысел внутри истории на собственную прогулку. Миа и Себастьян берут машину и отправляются в Обсерваторию и там происходит не только более яркий вариант из кино, часов ранее, но и кульминация. Таким образом, Лос-Анджелес в картине шестидесятилетней давности, в мире “Ла-Ла Лэнд” остается все тем же городом, где осуществляются грезы, где живет романтика, где можно взлететь к звездам в планетарии.

“Ла-Ла Лэнд” предлагает нам невероятно добрую, особую интерпретацию многомиллионного города, без насилия, преступности, извержений вулканов, погонь от полиции, ограблений банков, высадки инопланетян. В этом смысле мы на два часа оказываемся в мире, сотканном из ностальгии по золотой эпохе Голливуда, из прекрасной романтики, живописных пейзажей и летнего настроения, из мира музыки и танца. Когда персонаж Райана Гослинга прогуливается по пирсу на побережье Атлантического океана, его и нас, зрителей, встречает великолепный пейзаж закатной глади лиловых оттенков. И так как “Ла-Ла Лэнд”, посредством сюжета, своих героев и музыки часто стирает грань между реальным миром и вымыслом, сам город помогает в этом творческом деле, как еще один рассказчик. Сколько таких историй он уже видел, сколько мечтателей, сколько Мий и Себастьянов.

Лос-Анджелес как действующее лицо фильма

 

Два мечтателя. Миа и Себастьян

‘’Ла-Ла Лэнд’’ оказался настоящим источником ностальгии по музыке, жанру мюзикла, по классике американского кино 1930-1960-х. Заслуга постановщика Дэмьена Шазелла, вдохновителей, Лос-Анджелеса и музыкального сопровождения неоспорима, но залогом увлекательной или, скорее, увлекающей истории всегда являются герои, через призму которых мы погружаемся в мир фантазий. Миа и Себастьян являются не просто вымышленными персонажами в рамках художественного кино. Они оказались, в хорошем смысле, белыми воронами даже в мире фантазий. Перефразируя известную фразу о том, что “такого кино больше не снимают”, можно сказать, что таких героев больше не показывают. Мы видели множество примеров романтических пар, которые резко контрастируют с окружением, находя друг друга, независимо от мира вокруг. Хорошим примером того могут послужить литературные истории Николаса Спаркса и экранизации его книг, от ‘’Дневника памяти’’ до ‘’Дальней дороги’’.

Герои ‘’Ла-Ла Лэнд” в понимании Дэмьена Шазелла, полностью берут на себя наше зрительское внимание. Наверняка вы обратили внимание, что второй план в фильме, как таковой, служит лишь фоном и сюжетно никак не влияет на развитие истории. Она подается и развивается именно через призму двух главных героев. В этом смысле Миа и Себастьян живут в своем обособленном романтическом мире внутри художественного вымысла La La Land. Такое разделение выделено даже визуально. Сразу вспоминаются сцены, где освещение вокруг героев меркнет и только они остаются в фокусе. Наиболее ярко и подчеркнуто это видно в моменте последнего успешного прослушивания героини Стоун. Она рассказывает свою историю, отстранившись от сомнений, от насмешек, в которым привыкла на подобных мероприятиях.

Два мечтателя. Миа и Себастьян

 

Миа

Мечтатель от мира кино. Девушка, которая с детства была очарована магией кино. Она слушала истории от своей тетушки, а после они за импровизацией воссоздавали сцены из классики. В будущем Миа бросила колледж, чтобы ступить на шаткую, непонятную для большинства, дорожку. Она работает в закусочной бариста, подает людям кофе, зато на студии Warner Brothers. Миа работает в двух шагах от легендарных мест. От балкона, из которого выглядывали герои культовой “Касабланки”. Когда на обеде она просто прогуливается по окрестностям, на ближайшей лужайке снимают новое кино, в духе “золотой эры” Голливуда. Миа самоотверженно, год за годом, ходит на прослушивания, где надеется получить свой счастливый билет в будущее. Она живет светлыми образами прошлого, лучшими фильмами и героями, дышит воздухом старого Лос-Анджелеса.

Эмоциональный пик и разрядка этого процесса наступает в двух моментах. Первым из них становится спор с Себастьяном на повышенных тонах. Героиня Эммы Стоун впервые признается, что ее актерская карьера – лишь череда неудач. Что прослушивания – это конвейер молодых девушек, которых толком никто не слушает. Фильм подчеркнуто показывает нам роли взбалмошных подростков или полицейских, для которых Миа совсем не подходит и к чему у нее не лежит душа. Вторая сцена, это то самое финальное прослушивание, последнее, на которое решалась главная героиня. Она отстраняется от действительности и играет монолог просто для себя, получая от этого удовольствия. Она наверняка осознает, что все эти годы изображена подающие надежды актрису сама для себя, а не для обретения успеха. Когда она отпускает этим амбиции, раскрывается, она и получает свой счастливый билет, как постановщик. И слова о том, что актриса из нее не слишком талантлива, обретают новый смысл.

Миа Ла Ла Лэнд

 

Эмма Стоун

Актриса, которая многим запомнилась по роли взбалмошной школьницы, подружки Человека-Паука, одноминутной девушки Джастина Тимберлейка из “Секс по дружбе’’, в свои 28 лет стала лауреатом премии Оскар за лучшую женскую роль. Если называть вещи своими именами – Эмма Стоун здесь просто великолепна. Ее Миа стала персонажем-квинтэссенцией романтики, сочетая хрупкость и невероятную стойкость. Она сыграла актрису внутри фильма Ла-Ла Лэнд, которой приходится унижаться на неинтересных ей пробах, которая радуется возможности поучаствовать в третьеразрядном сериале, от отсутствия альтернатив. Она работает бариста в закусочной рядом с местами, где все же происходит магия кино, пишется история. Подает кофе звездам, которые не обращают на нее внимание. Спустя пять лет, которые остаются за кадром, он сама становится такой звездой, которую узнают и хотят угостить.

Эмма Стоун выдает широкий спектр эмоций, как в сценах индивидуальных, так и особенно во взаимодействии с Райаном Гослингом. От злости до восхищения, от растерянности до уверенности, от воодушевления до морального надлома, от любви к огорчению, от безразличия к привязанности, от страха к амбициям. Причем будь это монолог, общение с подругами, прогулка по закатному Лос-Анджелесу, полет внутри планетария, Эмма Стоун не держится за один заученный удачный образ. Она постоянно преображается. В лучших традициях высокохудожественного кино, Миа развивается и проходить большой путь осознания между первой и последней своей сценой. Фактически она становится другим человеком. И хотя мы видим фантазию, возможный путь жизни за последние пять лет, она не готова вернуться к прошлому. Миа просто улыбается своему бывшему возлюбленному и продолжает идти по жизни.

Эмма Стоун в фильме La La Land

 

Себастьян

Мечтатель от мира джаза и старых представлений о музыке. Себастьян, как и Миа, живет прошлым. Он собирает антиквариат, так или иначе связанный с культовыми личностями прошлого, о которых помнит, кажется, только он сам. Это отстранение от современной действительно подчеркнуто подано в сцене легкой ссоры с сестрой, а чуть позже в диалоге с бывшим товарищем Китом. Последний озвучивает болезненную для Себастьяна правду, что он застрял в прошлом, что он традиционалист, который живет прошлым и не готов стать революционером, которыми восемьдесят лет назад были его кумиры от мира джаза.

Себастьян, на контрасте с Мией, с самого начала истории Ла Ла Лэнд признает, что то, что он делает, важно лично для него. Он признается, что людям не интересен джаз, что они не будут ходить в его аутентичный ресторан, на открытие которого он, тем не менее, многие годы собирает деньги. Он хочет играть джаз для людей, вдохновлять их магией его истории, но при этом, не считается с мнением большинства. Герой Райана Гослинга неоднократно повторяет, что не нужно переживать из-за того, что подумают люди – собственно, какая разница. Важно, что ты делаешь то, что жизненно необходимо тебе самому.

Себастьян одевается в духе середины ХХ века и даже его бело-черные туфли, в туалете с кремовым пиджаком и брюками – это светлый образ из прошлого, которому, казалось бы, не место в современном мире и многомиллионном шумном грязном Лос-Анджелеса. Он приглашает Мию в кино на классику Голливуда в старый кинотеатр, они проводят время на историческом фуникулере, гуляют, танцуют на фоне закатной панорамы. Даже когда он пускается в танец на пирсе и подхватывает в ритме под руки женщину, резкий жест ее мужа – это яркое сюжетное представление того, какое место в мире занимает Себастьян. По итогу он все же открывает свое заведение, которое, как мы видим, пользуется успехом. При этом, он остался верен себе, даже в самые трудные времена. Он создал свою реальность, которую никто не видел.

Себастьян La La Land

 

Райан Гослинг

Актер был абсолютно заслуженно номинирован за эту роль и уступил свою статуэтку Оскар сильному конкуренту, а именно Кейси Аффлеку. Удивительная особенность этого персонажа, каким его сделал Гослинг – даже незримое присутствие в фильме. Себастьян не является рассказчиком, закадровый голос которого все поясняет. Он часто уступает пальму первенства зрительского внимания своей партнерше по фильму, Эмме Стоун. Но даже ее история, после знакомства, развивается через призму этих самых отношений. Даже сезоны года, которые формируют четыре условные части фильма ‘’Ла-Ла Лэнд’’, в большей мере передают его успехи и неудачи.

Райан Гослинг, как и Стоун, стал квинтэссенцией целой плеяды классических образов из легендарных фильмов ХХ столетия. Его бело-черные лакированные туфли, кремовый костюм, белая рубашка и тонкий галстук, закатанные рукава, тяга к антиквариату джаза, выступление в старом деревянном заведении ‘’Lighthouse Café’’, любовь к джазу и героям прошлого, даже автомобиль. Этот герой словно сошел к нам со старых лент 1940-1960-х и в этом большая заслуга именно исполнителя главной роли. Гослинг одновременно мужественный и красивый мужчина и есть в нем определенная ранимость, которая дополняет такое же качество у героини Эммы Стоун. Без одного героя немыслим второй и наоборот.

Райан Гослинг в фильме Ла-Ла Лэнд

06.04.2018

Рекомендуемые статьи

Историческая драма “Последний самурай” с Томом Крузом и Кеном Ватанабе. История японского самурая Кацумото и американца Нейтана Олгрена

23.10.22
329

Blade II was one of the first Hollywood projects set its production in the city of Prague in the early 2000s and several locations are still accessible and slightly changed after two decades

23.05.16
2 655

Художественный ТВ проект, рассказывающий в двух сериях о жизни и пути Адольфа Гитлера от детства до прихода к власти в Германии в середине 1930-х.