2 372

Криминальное чтиво

Нелинейный сюжет в Криминальном Чтиве

Квентин Тарантино сам отмечал, что, по его мнению, у хорошей истории должна присутствовать завязка, основная часть и развязка, но не обязательно в такой последовательности. Конечно, сюжет фильма »Криминальное чтиво» вдохновлялся примерами мастеров прошлого, которыми Тарантино восхищался многие годы, как киноман. Фильм состоит из целого ряда сцен, тесно связанных между собой. Но даже у людей, которые выдели Pulp fiction не раз, полная картинка происходящего может формироваться с трудом, так как порядок сцен перемешан и хронологическая последовательность не соблюдена. Сколько длятся события фильма? Основные всего два дня – от поездки Джулса с Винсентом на авто на дело, до отъезда Бутча и Фабиан из города на чоппере Зеда. Полная хронология стартует даже не со встречи маленького Бутча и капитана Кунса, а с событий еще до Первой Мировой Войны, которые начинают историю тех самых золотых часов. Существует даже перемонтированная, в правильном хронологическом порядке, версия Криминального чтива. Стоит выстроить сцены, которые показаны в фильме, в линейной последовательности, опуская события, о которых только говорится (история семейства Кулиджей и самоанца Антвана, которого Марселлас выбросил из окна).

Криминальное чтиво (Pulp fiction 1994) Квентина Тарантино

  • Разговор капитана Кунса и маленького Бутча Кулиджа в гостиной. Офицер вручает мальчику золотые часы – достояние семейства Кулиджей со сложной судьбой.
  • Джулс и Винсент Вега едут в автомобиле и обсуждают особенности Европы, такие как другие названия чизбургеров, пиво в кинотеатре, майонез вместо кетчупа и права полицейских обыскивать людей на улице.
  • Винс и Джулс выходят из авто, забирают из багажника оружие и идут в жилой многоквартирный дом, чтобы отыскать неблагонадежных партнеров Марселласа Уоллеса. Мужчины обсуждают жену босса, телевизионные пилоты, массаж женских стоп. Вооруженные оружием, они входят в квартиру, где Джулс цитирует отрывок из Библии. Мафиози убивают троих парней, чудом спасшись от расстрела и забирают дипломат с желтым свечением внутри.
  • По пути в бар Марселласа, Винс случайно простреливает голову стукачу Марвину. Преступники вынуждены обратиться за помощью к парню по имени Джимми. У них есть полтора часа, чтобы сделать что-то с трупом, отмыться от крови и привезти в порядок автомобиль. Марселлас присылает им на помощь мистера Вульфа – чистильщика. В итоге машину отмывают от крови, как и самих стрелявших.
  • Джулс и Винсент решают позавтракать в закусочной. В этот момент кафетерий пытаются ограбить Ринго и Иоланда, но Джулс срывает планы незадачливых преступников. Завязывается разговор, и герой Сэмюэля Л. Джексона становится на праведный путь. После разрешения ситуации, мужчины уходят.
  • Марселлас Уоллес беседует с боксёром по имени Бутч. Он предлагает ему сдать бой за деньги, засунув гордость куда подальше. После этого Бутч сталкивается за барной стойкой с Винсентом, который относится к нему без капли уважения.
  • Винсент наведывается к наркоторговцу по имени Лэнс. Он покупает у него героин и рассказывает, что кто-то поцарапал его любимую машину, которая три года до этого стояла в гараже.
  • Вечером того же дня Винс Вега, по поручению босса, берет жену Марселласа Мию на прогулку. Он посещает ресторан “Jack Rabbit Slim’s”, восхищаются молочным коктейлем за пять долларов и участвуют в танцевальном конкурсе. Возвратившись домой к Уоллесам, Миа нюхает героин и у нее случается передозировка наркотиками. Винсент везет коматозную девушку к своему наркоторговцу, и они спасают ее, уколом адреналина прямо в сердце. После всего пережитого, Миа с Винсентом договариваются держать случившееся в секрете.
  • На второй день вечером происходит боксерский поединок, где Бутч Кулидж срывает планы о продажных ставках и убивает, не специально, на ринге своего оппонента Вильсона. Марселлас приходит в раздевалку, где также присутствует его жена Миа и Винс Вега. Он вне себя от ярости и приказывает отыскать ненадежного партнера.
  • Бутч приезжает в номер гостиницы к своей девушке Фабиан. Они занимаются любовью и ложатся спать. Следующим утром Бутч осознает, что девушка забыла на съёмной квартире часы его отца и он должен поехать туда, где его явно ожидают вооруженные преступники. Он садится в машину Фабиан и отправляется туда.
  • Прибыв на место, Бутчу удается забрать часы отца, а обнаружив на столе автоматическое оружие, он убивает Винсента, который отошел в туалет. По дороге назад, Бутч случайно сталкивается с Марселласом и у них завязывается потасовка, погоня и драка. Мужчин берут в плен двое извращенцев и насилуют Уоллеса. Бутч освобождается и не оставляет того в беде. Они договариваются о дальнейших отношениях, а Бутч убирается навсегда из Лос-Анджелеса, вместе с Фабиан.

Нелинейный сюжет в Криминальном Чтиве

 

Случайности и влияние на сюжет

Квентин Тарантино наполняет свою историю целым рядом мелочей, случайных и незапланированных событий, или последствий других решений в прошлом, или не самого продуманного плана. Но эти повороты сюжета оказывают прямое воздействие на поведение или, что еще более важно, на мировоззрение своих главных героев. То есть, непредусмотренные ситуации, решения второстепенных персонажей, обнажают личности Джулса, Бутча, Винсента и заставляют их пересмотреть свое отношение не только к конкретной ситуации, но к другим людям и даже своему собственному будущему. Давайте вспомним эти самые случайности в произвольном порядке.

 

  1. Когда Винсент Вега и Джулс, в привычной им гангстерской манере, расправляются с двумя парнями в квартире, неожиданно на сцене появляется третий (четвертый, если учитывать Марвина). Они не предусмотрели, что еще один человек, еще с оружием, может прятаться в туалете. Он неожиданно выскакивает с пистолетом, выпускает шесть пуль, которые проходят мимо Винсента и Джулса. Они хладнокровно убивают парня, но эта случайность, для Винсента, просто случай, становится поворотным моментом для Джулса (Сэмюэль Л. Джексон).

Винсент Вега и Джулс избегают смерти

  1. Когда Марселлас гонится на Бутчем, последний готов убить мафиози, при любой возможности. Еще пару минут назад, Бутч был рад тому, что ему удалось избежать смерти от рук Винсента, что удалось забрать отцовские часы. Он ехал в машине своей девушки, напевал песню, пока, в друг, не встретил на перекрестке Марселласа. Последний просто вышел купить пончики и кофе, пока они с Винсом ждут Бутча, и тоже стал жертвой неожиданной встречи. Эта случайность с минимальными шансами, меняет ситуацию и отношение Бутча к происходящему. Теперь он готов защищаться и убить преследователя. То есть, уже третий раз за сутки (после печального боксерского матча и расправой над Винсом) стать убийцей, что до всей ситуации с продажным матчем, было для него чем-то чуждым. Он выхватывает у крепыша пистолет, затыкает рот хозяину лавки и готовится хладнокровно выстрелить Марселласу в голову. Но происходит случайность – хозяин магазина оказывается не из робкого десятка и берет ситуацию в свои руки. Он, вдруг, вырубает Бутча, а позже, на пару со своим другом или братом Зедом, оказывается садистом и насильником. Увидев, что происходит в этом подвале, Бутч, освободившись, снова меняет свое отношение к Марселласу. Он был готов убить его еще недавно, но, тем не менее, не оставляет на расправу двум извращенцам. Личности Зеда и Мейнарда приводят Бутча к тому, чтобы совершить еще одно убийство.

Бутч и Марселлас попадают к насильникам в плен

  1. Когда Миа (Ума Турман) сидит с Винсентом в ресторане “Jack Rabbit Slim’s”, девушка слышит о танцевальном конкурсе. Они участвуют в культовой сцене, что позже, как акт сближения, приводит Винсента к туалету, чтобы, в том числе, обдумать свое дальнейшее поведение с женой босса. Пока Винсент Вега разговаривает с собой в уборной, Миа впадает в кому от наркотиков. Герою Траволты вдруг приходится решать пугающую перспективу. Для Лэнса, звонок Винсента также становится полной неожиданностью. Он мирно смотрит телевизор у себя дома, поедая сухой завтрак “Fruit Brute” с молоком. Спустя пару минут, наркоторговцу уже приходится участвовать в реанимации человека огромным шприцем.

Миа Уоллес и передозировка наркотиками

  1. У Бутча был, как ему казалось, продуманный план. Нарушить ставки своего босса, самому нажиться на боксёрском матче, получить свои деньги и сбежать. Были куплены билеты на поезд, забронирован номер в мотеле, где его уже ждала девушка Фабиан. Но случается непредвиденная случайность – Фабиан забывает забрать самое главное из прежней квартиры – золотые часы отца Бутча, которые столь дороги ему. Такая оплошность приводит к целой череде событий и убийств, которую персонаж Брюса Уиллиса, с уверенностью, назовет худшим днем в своей жизни.

Бутч Кулидж и золотые часы отца

  1. Винсент и Джулс только что справились с поставленной перед ними задачей. Они расправились с ненадежными партнерами своего босса, забрали таинственный дипломат, с золотым свечением внутри, и даже избежали случайной смерти от рук незнакомца. Вдруг происходит непредвиденное – Винсент Вега ненамеренно убивает Марвина на заднем сидении авто, так как пистолет случайно выстрелил. Это приводит героев к новой череде невероятных событий и знакомств.

Винс убивает Марвина в автомобиле

  1. Для Джимми (Квентин Тарантино), который проводил свое утро в халате с чашкой кофе, жизнь была проста и понятна. Он ждал жену, которая должна прийти с рабочей смены в больнице в девять утра. И вот непредвиденная ситуация со знакомым Джулсом теперь ставить всю эту жизнь на грань срыва. Причем речь не столько о пособничестве в убийстве и нарушении закона, сколько о потери супруги.

Джимми в исполнении самого Квентина Тарантино

  1. И хотя Джулс уже настроился на то, чтобы изменить свою жизнь после случая с выстрелами, все же новая неожиданность в ресторане придает ему уверенность. Винсент и Джулс просто завтракали в кафе, когда пара незадачливых грабителей, Зайчишка и Тыковка, решили его ограбить. Более того, они никогда не грабили именно кафе раньше, в чем сами признались друг другу – решение было спонтанным итогом короткого диалога.

Криминальное чтиво сцена в кафе

  1. Интересно, что оружие в фильме Криминальное чтиво далеко не всегда используется по назначению, а часто случайно или не так, как задумано. В начале фильма Pulp fiction огромный револьвер выпускает шесть пуль, но они проходят мимо своих целей, хотя не должны были оставить от Винса и Джулса и мокрого места. Автомат в руках Бутча убивает Винса, хотя это произошло почти случайно, а оружие предназначалась как раз для персонажа Брюса Уиллиса. Бутч хочет застрелить Марселласа выстрелом в голову, но ему это не дает сделать хозяин лавки Мейнард. Пистолет Винса неожиданно сносит Марвину голову, чего не должно было случиться. Пистолет Джулса не используется по назначению, чтобы убить Гринго, а, наоборот, становится инструментом контроля ситуации.

Оружие в фильме Криминальное чтиво

 

Насилие, как повествовательный элемент

Насилие в кадре, в той или иной форме, почти всегда выделяется на полотне сюжета фильмов. Не редко оно является апогеем отдельных сюжетных арок, линий персонажей, а режиссеры, традиционно подводят нас к нему эмоционально. Делается это за чет нагнетания напряжения, с помощью музыки, диалогов и средств визуального повествования, вплоть до работы с палитрой красок и освещением. Квентин Тарантино в »Криминальном Чтиве» фактически высмеивает насилие – этот столь важный элемент в кино. Пока другие режиссеры до сих пор избегают излишней жестокости в кадре, Криминальное чтиво не просто делает наоборот – фильм Pulp fiction использует насилие в кадре, как часть повествования и неотъемлемый элемент раскрытия своих героев. Более того, эти самые сцены, чаще всего, являются результатом случайных спонтанных событий.

Пока общественное порицание некорректных вещей склоняет нас серьезно относится к преступлениям, Тарантино показывает, на примере своих героев, как все относительно. Винсент Вега и Джулс ведут непринужденный разговор, обсуждая майонез, название бургеров и наркотики в Европе. Кто кому делал массаж стоп, и каким образом на телевидение запускаются сериалы. Они лишь парой фраз оговариваются о том, что сейчас хладнокровно убьют несколько человек, а дилемма сводится лишь к тому, что нужно было брать дробовики и не прийти слишком рано. Эти несколько минут, что мужчины задержаться у двери, не имеют никакого принципиального значения и не решат судьбу парней по ту сторону. Винсент и Лэнс ведут спонтанный малосодержательный диалог о том, зачем царапать чужие машины, пока нарушают закон. Речь идет о продаже наркотиков, об их употреблении, что разрушает жизнь и тело Винса.

Зайчишка (Иоланда) и Тыковка (Тим Рот) высмеивают то, как сегодня грабят банки – что для этого не нужно оружие, а лишь телефон. Они пью кофе и завтракают, а после решают совершить вооруженное нападение. Винс Вега и Джулс обсуждают, насколько приятно или нет есть свинину, кто такие бродяги и как это ходить по миру. Они этим утром уже убили четверых людей, отмывали куски мозга и кровь с автомобиля, а сейчас еще столкнуться с парочкой грабителей. И самый яркий повод, который дает зрителю Тарантино, чтобы высмеять насилие, конечно, относится к сюжету “Ситуация с Бонни”. Пятеро мужчин (Винс, Джулс, Джимми, Мистер Вульф, Марселлас) совершенно не думают о том, что был убит бедный Марвин. Они беспокоятся только о том, чтобы вовремя соскрести его остатки с автомобиля, одежды, и сделать это все до прибытия Бонни. Джулс больше переживает о том, чтобы не вымазать кровью полотенца в доме Джимми, чем о том, что они натворили.

Насилие, как повествовательный элемент

 

Символизм в Криминальном чтиве

Квентин Тарантино намеренно и не всегда заостряет наше внимание на предметах, местах действия и даже отрывках из Библии, к которым мы, на протяжении просмотра фильма «Криминальное чтиво», возвращаемся вновь и вновь. Давайте рассмотрим шесть этих элементов символизма, которые играют важную роль в развитии героев или просто в движении сюжета Pulp fiction вперед.

Чемодан Марселласа Уоллеса. Один из самых обсуждаемых предметов в мировом кино, за четверть столетия оброс самыми невероятными теориями и трактовками желтого свечения. Самые простые говорят, что внутри золотые слитки (что не подтверждается весом дипломата), бриллианты из ограбления в “Бешеных псах”, золотой костюм из фильма “Настоящая любовь”, к которому Тарантино написал сценарий ранее. Самая известная теория твердит, что внутри душа Марселласа Уоллеса, запертая на комбинацию 666, которую он продал дьяволу, а тот извлек ее, по легенде, из затылка, на котором у Марселласа теперь маленький пластырь. Правда, какое отношение пара молодых парней, якобы партнеров, может иметь к столь мистическому предмету и почему тогда Ринго, в кафе, говорит, что это прекрасное зрелище.

На самом деле, содержание дипломата не столь важно. Куда более определяющую роль для сюжета Криминального чтива играет его судьба и необходимость сохранить любой ценой. Винс и Джулс убивают ради него троих людей, затем случайно погибает Марвин, завязывается ситуация с Бонни, а после опасность потерять ценный груз в кафе, отдав его грабителям. Словно по заветам самого Хичкока, этот предмет просто двигает историю вперед, руками главных персонажей и несет скорее символическое, чем практическое значение. Как неоднократно говорил в интервью сам Тарантино, внутри находится именно то, что каждый зритель хочет домыслить самостоятельно.

Чемодан Марселласа Уоллеса

Туалетные комнаты. Мы отдельно еще рассмотрим три судьбоносных похода в туалет Винсента в Криминальном чтиве, каждый из которых форсировал сюжет Pulp fiction неожиданным поворотом. Но если вспомнить, то туалетные комнаты появляются в фильме не только в этих трех случаях. Миа удаляется попудрить носик, а на самом деле — понюхать кокаин в заведении “Jack Rabbit Slim’s”. В квартире молодых партнеров Марселласа, третий парень прячется в туалете, перед тем как разрядить в непрошенных гостей патроны своего большого револьвера. Винс Вега и Джулс моют руки в ванной Джимми и обсуждают пикантность ситуации, в которую они попали. Здесь обычно приводят две метафоры. Одна касается туалета, как места, где мы делаем “грязные дела”, а после имеем возможность “отмыться”, что подходит героям фильма Криминальное чтиво, ввиду совершаемых ими преступлений. А вторая метафора рассматривает туалет, как место, где человек уязвим, и после выхода откуда сюжет застает персонажей “со спущенными штанами”.

Туалетные комнаты.

Золотые часы Бутча. Как и в случае с дипломатом, эти золотые часы, которые маленький Бутч получает от персонажа Кристофера Уокена, носят символический характер и являются двигающей силой сюжета. В данном случае для Бутча – этот маленький предмет двигает его историю вперед, сталкивает сначала с Винсентом в туалете квартиры, затем с Марселласом на улице, а после с извращенцами в подвале магазина. Кроме прочего, золотые часы придают жизни Бутча определенный смысл. Да, он хочет попивать коктейли где-нибудь на тропическом острове вместо со своей девушкой Фабиен. Но он и так бы получил хорошие деньги за подтасовку боя и сотрудничество с мафией. Но вот как раз от этой связи Бутч хочет избавиться. Золотые часы напоминают ему о прошлых поколениях его семьи – о мужчинах, которые с честью воевали на фронтах Первой и Второй Мировой, об его отце, который с честью погиб в плену, спасая своих подчиненных во Вьетнаме. Позже Бутч вернется на путь чести, когда решит спасти от издевательств Марселласа.

Золотые часы Бутча

Самурайский меч. В сцене, где Бутч (Брюс Уиллис) вырывается из заключения насильников, он останавливается. Еще недавно он готов был прострелить голову Марселласу, но теперь решает не оставить того на расправу извращенцам. Сначала выбор персонажа Уиллиса падает на вполне обыденный, для хозяйственного магазина, молоток. Затем на бейсбольную пилу – традиционный атрибут в кино под прилавком в американских магазинах. Бензопила оказывается уже менее заурядным предметом, но вот самурайская катана здесь кажется чужой. Мейнард и Зед издевались здесь над людьми, убивали их, что вполне вероятно. Но сегодня здесь оказался необычный человек, который взял в руки такой же незаурядный предмет. Для Бутча же это решение спасти Марселласа, и сам меч – связь с его предками, которые жили и погибали с честью, как японские самураи за столетия до того.

Самурайский меч и Бутч Кулидж

Флаг Конфедерации. Хотя события фильма Криминальное чтиво разворачиваются на улицах Лос-Анджелеса, мы видим конфедеративный флаг – один из печальных символов Гражданской войны в США в 1861-1865 годах. Видим мы этот предмет все в той же лавке Мейнарда. Существует популярная трактовка этого символизма в Криминальном чтиве. Фактически, кода Бутч спасает Марселласа от ужасной участи, он освобождает чернокожего мужчину, над которым решили надругаться двое белых, с южным акцентом и флагом Конфедерации, висящим рядом с национальным. И хотя Зед определяет судьбу первой жертвы считалочкой, определенный символизм и отсылку к расовым проблемам в США здесь найти можно.

Флаг Конфедерации в лавке Мейнарда

Цитаты из Библии, книги пророка Изекиля. Это уже не просто элемент символизма в фильме, а один из самых известных символов самого »Криминального чтива». Отрывок касается, в наибольшей степени, именно развития персонажа Джулса. Раньше фраза не значила для него ничего библейского. Он просто считал ее пафосным дополнением к хладнокровному убийству человека, на которого ему ткнули пальцем. После же случая с избеганием смерти от пуль, герой Джексона начинает искать смысл и применять строки из Библии к себе и своей жизни, а после к ситуациям. В сцене в кафе и диалоге с Гринго (Тим Рот) Джулс рассуждает, кто пастырь — кто слаб, а кто тирания зла.

Цитаты из Библии, книги пророка Изекиля

 

Место действие – Лос-Анджелес

Примечательно, что на протяжении двух с половиной часов фильма »Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, только единожды мы слышим подтверждение, что события разворачиваются в Лос-Анджелесе. Марселлас Уоллес говорит Бутчу, что тот потерял все привилегии в городе и должен сегодня же убраться. Как и в “Бешеных псах”, Квентин Тарантино уделяет больше внимания раскрытию своих персонажей, чем раскрытию локаций. Вне всяких сомнений, Лос-Анджелес полон интересных мест, культовых, но фильм не эксплуатирует их. Мы не увидим в кадре букв HOLLYWOOD или других символов города. Большая часть событий и диалогов происходит внутри помещений, с акцентом на людей и их истории. Более того, из-за множества культурных отсылок, антуража ресторана “Jack Rabbit Slim’s”, кафетерия, можно подумать, что мы попали в середину ХХ века. Но на дворе все же 1990-е и это еще одна невероятная особенность Pulp Fiction. В кадре лето, хотя Джулс и Винс Вега отмечают, что по утрам здесь бывает прохладно без одежды. Большая часть событий происходит днем, но есть и вечерние сцены, опять же, чаще интерьерные, а не на открытых локациях, как того можно было ждать.

Место действие – Лос-Анджелес

 

Бешеные псы и Криминальное чтиво

Тарантино не случайно поместил в свой новый фильм немало отсылок не только к поп-культуре, своим любимым фильмам прошлого, но и к своему первому успешному проекту »Бешеные псы». Фактически, две истории разворачиваются в одной киновселенной и также в Лос-Анджелесе. Помимо того, что они похожи по повествовательному духу, события разворачиваются в одном городе, в летнее время, в помещениях и на улице, в »Криминальном чтиве» можно обнаружить целый ряд прямых отсылок и намеков на Reservoir dogs.

Самой известной отсылкой к »Бешеным псам» служит один из главных персонажей. Винсент Вега и Вик Вега (Мистер Блондин из »Reservoir dogs») являются не просто однофамильцами, но родными братьями. Квентин Тарантино сам подтвердил этот факт, а также то, что изначально думал пригласить на роль Майкла Мэдсена, в качестве предыстории его прошлых похождений, но тот предпочел участие в другом проекте, о чем потом, явно, имел время пожалеть. А во-вторых, Тарантино несколько лет вынашивал идею снять картину о двух братьях Вега, события которой, по понятным причинам (их обоих убили), предшествовали бы и »Бешеным псам», и »Криминальному чтиву».

Винсент Вега и Вик Вега. Джон Траволта и Майкл Мэдсен

Тарантино исполнил не просто камео, а полноценную роль Джимми – человека, который соглашается, на свой страх и риск, выручить Джулса с напарником. Так вот интересно, что в титрах этот персонаж указан просто как Jimmy, но, если задаться целью, можно найти информацию, что фамилия героя Dimmick. Ларри, он же Мистер Белый, Из »Бешеных псов», носил эту же фамилию, что намекает на родственную связь между двумя персонажами.

Джимми Диммек и Ларри Диммек

Появление Стива Бушеми в маленьком камео официанта в заведении “Jack Rabbit Slim’s”, уже является жирной отсылкой к прошлой работе Тарантино. И стоить отметить, что в Reservoir dogs его персонаж, Мистер Розовый, долго рассуждает о работе официанток и вспоминает, что сам работал за минимальную заработную плату.

Мистер Розовый и официант в баре. Стив Бушеми

Тарантино придумал фаст-фуд сеть заведений Big Kahuna Burger, и она не существовала в реальности в Лос-Анджелесе, хотя с приходом популярности к его фильмам, выдуманная марка стала эксплуатироваться разными заведениями. Джулс отмечает, что этот гавайский бургер, который он берет со стола у Брэда, очень вкусный и советует Винсу его попробовать в будущем. Интересно, что торговая марка появилась в первый раз в фильме »Бешеные псы». Персонаж Майкла Мэдсэна, Вик Вега приносит на склад газированный напиток, на стаканчике которого красуется Big Kahuna Burger. В будущем придуманная торговая марка засветиться мельком еще в ‘’Четыре комнаты’’, ‘’От заката до рассвета’’ (в первом фильме и новом сериале), в ‘’Доказательстве смерти’’ и даже в фильме Роберта Родригеса ‘’Приключения Шаркбоя и Лавы’’.

фаст-фуд сеть заведений Big Kahuna Burger

Можно еще раз упомянуть таинственное содержимое дипломата, которым должны завладеть Винс и Джулс, по важному поручению Марселласа. Одна из теорий и Тарантино подтвердил, что изначально он вкладывал такой смысл, говорит, что внутри дипломата находятся бриллианты из ограбления в »Бешеных псах». Отсюда и свечение, и задумчивые взгляды сначала Винса, а после и Ринго, на содержимое.

Свечение дипломата Марселласа Уоллеса

В одной из удаленных сцен к фильму »Бешеные псы» персонажи Эдди, Мистер Белый и Мистер Розовый упоминают некую медсестру по имени Бонни, и даже в контексте слов “ситуация с Бонни”. В »Криминальном чтиве» это название целого раздела фильма, а медсестра Бонни является женой Джимми и мелькает в кадре, где герои визуализируют ее приход домой в неподходящий момент.

Ситуация с Бонни. Криминальное чтиво и Бешеные псы

Актриса Linda Kaye сыграла в »Бешеных псах» женщину, которую Мистер Розовый силком вытаскивает из ее автомобиля. В Криминальном чтиве в ее персонажа не специально попадает пулей Марселлас Уоллес, когда хочет застрелить Бутча, после автомобильной аварии.

Женщина, которую подстрелили на улице

 

Джулс (Сэмюэль Л. Джексон)

Фактически Джулс, как и Винсент Вега – хладнокровный убийца, который зарабатывает деньги на жизнь, выполняя приказы своего босса. Он не задается вопросом, заслуживает ли человек смерть. Он беспокоится о чистоте полотенец в ванне, но абсолютно безразличен к смерти молодого парня Марвина. Он цитирует Библию, но долгое время даже не вдумывается в смысл произносимых им слов. В Криминальном чтиве, Тарантино дает нам понять, что даже наемные убийцы могут быть человечными, когда поворачивает линию героя на 180 градусов. В разговоре с грабителем кафетерия, Джулс признается, что понимает, как трудно изменить свою жизнь, и что он старается изо всех сил, именно поэтому сохранит жизнь Тыковке (Ринго) и Зайчишке (Иоланде), и не позволит Винсу их пристрелить за 1500 долларов, в частности.

Джулс (Сэмюэль Л. Джексон)

Переосмысление своей жизни и окружающего мира, которое волной накатывает на Джулса, интересно по целому ряду причин. В самом начале фильма Криминальное чтиво он представлен отстраненным убийцей, который ведет диалог о массаже женских стоп, телевизионных пилотах, чизбургерах в Европе. Спустя несколько минут, он хладнокровно убивает троих людей, следуя типичному, для него, поведению. Он выполняет приказы своего босса и не сильно задумывается, достоин ли человек, на которого указали, погибели. Более того, в диалоге с героем Тима Рота, за столом в кафе, Джулс признается, что в любой другой день он бы их уже давно убил, не пошевельнув и бровей. И все же, в последней сцене фильма »Криминальное чтиво» Джулс обменивает не только деньги на жизнь. Он сохраняет одну жизнь в своеобразном акте обмена на три смерти, которые принес в начале истории. Таким образом, Квентин Тарантино в своей истории подчеркивает, что у нас всегда есть выбор, даже в чрезвычайных условиях мира насилия. Это кульминация идеи, после выбора, который сделал ранее Бутч, чтобы спасти Марселласа от издевательств насильников.

Джулс (Сэмюэль Л. Джексон). Криминальное чтиво

 

Винсент Вега (Джон Траволта)

Удивительно, как Квентин Тарантино создал этот запоминающийся образ мирового кино, показав нам преступника, которому платят за убийства. Более того, Винсент еще и наркоман, который курит, пьет алкоголь и колет себе героин. Такой, на первый кинематографический взгляд, неприглядный и неприятный персонаж, раскрывается через диалоги. Нам его почти жалко, когда Винс не намеренно вышибает мозги Марвину в машине, и похож на растерянного ребенка. Когда он обижен и смущен в моменты, когда на него повышают голос. Винс делает знаменитый укол Мие Уоллес огромным шприцем и спасает ей жизнь. Он готов с легкостью убить другого человека (Иоланда и Ринго), чтобы выручить из беды своего друга Джулса или из принципа, ради 1500 долларов. Не способен отказать боссу, как с просьбой убить каких-то парней, так и повезти жену вечером в ресторан. Он танцует культовый танец и удивляется, почему простой молочный коктейль стоит целых 5 долларов. Таким образом, сюжет раскрывает этого убийцу и наркомана, как персонажа и личность – полноценного участника истории Криминального чтива. В итоге, после удачного стечения обстоятельств с выстрелами мимо, Винсент Вега, в отличие от Джулса, не видит никаких знаков в произошедшем и его настигает смерть, словно цитируя ту саму фразу из Библии о мщении за грехи.

Винсент Вега (Джон Траволта)

Фактически, Винсент является связующим звеном между арками двух персонажей, которые преображаются на протяжении истории. Солидную долю своего экранного времени, особенно в первом и заключительном актах, Винс проводит в компании с Джулсом. Пока последний принимает знаки свыше, меняет свое отношение к жизни, будущему, персонаж Джона Траволты остается циником. Он рассматривает удачу с выстрелами, как просто стечение обстоятельств, и оценивает решение Джулса завязать с преступной деятельностью, как глупость. Впоследствии, не последовав за своим другом на покой, Винсент получает целых два испытания. Первое – ситуация с Мией, шанс стать трупом от рук собственного босса. А вторая ситуация, уже без альтернативы или выбора, приводит героя Траволты к смерти, словно цитируя все тот же отрывок из Библии, которым так увлекался Джулс. Если бы Винса Вегу не застигла смерть, он остался бы все тем же недалеким парнем, который, когда не убивает людей, проводит время с женщинами, друзьями, обращает внимания на различия в Бигмаках, и интересуется, что такое пилот в сериалах.

Примечательно, что, хотя Винсент Вега – преступник, еще и с героиновой, алкогольной и сигаретной зависимостью, он живет по определённым понятием чести, как ему кажется. Он готов выполнить любое указание своего начальника Марселласа. Причем не столь важно, что это – убить незнакомых парней, доставить таинственный дипломат или застать врасплох Бутча. Тарантино вновь высмеивает жизнь таких преступников сюжетной линей и с Мией. Винс легко убивает людей из пистолета, оттирает мозги с волос, но его бросает в дрожь от задания, повести жену босса вечером в кафе. Он понимает, что Марселлас может проверять его и сам озвучивает мысль, что это его личная проверка на верность.

Винсент Вега (Джон Траволта) Криминальное чтиво

 

Три похода в туалет Винсента

Каждый раз, когда герой Джона Траволты идет проведать уборную комнату, случается что-то непредвиденное для него, для зрителя, и несущее серьезные последствия. Таким образом, важные для сюжета события происходят на контрасте с совершенно обыденным, сведенным до шуток, процессом, как поход в туалет. В двух сценах Винсент Вега выступает второстепенным героев в разворачивающихся событиях и в одной – протагонистом, который должен разрешить сложившуюся ситуацию.

  1. Винсент идет в туалет в доме Уоллесов. Для него этот повод собраться с мыслями и планами в отношении Мии и его дальнейшего поведения, с сохранением верности своему боссу Марселласу. Пока герой Траволты ведет с самим собой диалог перед зеркалом, Миа (Ума Турман) находит в кармане его плаща героин и впадает в кому. До этого момента сюжета, самой большой заботой Винсента был соблазн зайти дальше, чем просто танец с женой своего начальника. Теперь же вся его жизнь в одно мгновение повисает на волоске, а стоило всего на 2 минуты выйти в уборную.
  2. Винсент Вега ожидает Бутча у того, по последнему известному месту жительства. Вероятно, он ждет уже какое-то время и решает сходить в туалет облегчиться. Винсент оставляет свое автоматическое оружие на кухне и уединяется. В эти минуты в квартиру проникает Бутч, ведомый желанием найти отцовские часы. В известной сцене, где звук готовых тостов окончательно решает судьбу героя Джона Траволты, происходит убийство. Пару минут в отлучке решают судьбу одного из наших протагонистов.
  3. В третий раз, когда наш длинноволосый бандит за фильм уходит в уборную, в кафе начинается ограбление, а жизнь Джулса оказывается под небольшой, но все же угрозой, как и судьба дипломата, из-за которого им пришлось столько вытерпеть. Примечательно, что до этого двое друзей ведут диалог на философские темы о смысле жизни, о будущем Джулса, о свинине. А после Винсент Вега говорит свою известную фразу, низводя важность тем до похода в уборную. Спустя несколько минут он уже готов убить двоих незадачливых грабителей.

Три похода в туалет Винсента Веги

 

Бутч (Брюс Уиллис)

Персонаж, флэшбек из жизни которого начинает историю Криминального чтива, если выстроить сцены pulp fiction в правильной хронологической последовательности. Мы видим маленького мальчика, к которому приходит незнакомец. Мужчина в военной форме (Кристофер Уокен) служил с отцом Бутча во Вьетнаме. Он передает семейную ценность семейства Кулиджей, которая прошла три войны, и дает ребенку несколько наставлений. В этом конкретном моменте, мальчик молчит, и мы не можем сделать какие-либо выводы о его личности и отношении к смерти отца и всему этому разговору на полу в гостиной. Однако Тарантино оставляет здесь мощный сюжетный якорь, который позже будет раскрываться через отношение Бутча к золотым часам отца и прошлому своей семьи.

Еще более интересно предположить, почему же Бутч Кулдиж рискнул бросить вызов боссу организованной преступности, рискнуть жизнями своей и Фабиан, чтобы заработать на несколько десятков тысяч долларов больше. Ведь сотрудничество с Марселласом могло сулить еще большие дивиденды в будущем. Сюжет Криминального чтива не раскрывает нам природу их отношений и обстоятельства встречи в прошлом. Вместе с этим, Бутч явно не в восторге от того, что ему приходится иметь дело с преступниками, отбросами общества. Что лысый чернокожий босс мафии указывает ему что делать, низводит его боксерскую карьеру и личность в целом, велит засунуть свою гордость куда подальше и продаться, показать себя слабаком на ринге и лишиться чести за пару пачек банкнот.

Когда Бутч (Брюс Уиллис) пересекается с Винсом Вегой (Джон Траволта), в том же баре, после разговора с Марселласом, его ждет еще один акт унижения. Винсент знает, что Бутч боксер и, видимо, тот факт, что его нахождение здесь и разговор с боссом не случайны. Он называет Бутча сначала »Palooka», а затем “Punchy”, оскорбляя его как спортсмена, обзывая боксерской грушей и человеком, фактически, с отбитыми мозгами. Бутч держит себя в узде, но он также видит, с каким расположением Марселлас относится к этому самому неуважительному грубияну, в то время как Бутчу, всего пару минут назад, он предлагал продать свою честь и засунуть гордость в пятую точку. В одном из интервью Квентин Тарантино намекнул, что это именно Бутч поцарапал автомобиль Винсента – правда не совсем ясно, где он его нашел у заведения Уоллеса, если Винс Вега и Джулс приехали на такси. Бутч, в одной из сцен, говорит себе, что именно так он и одолеет всех этих подонков, ведь они его постоянно недооценивают. Он хладнокровно убивает Винсента в туалете, завершая их заочное знакомство.

Бутч (Брюс Уиллис)

Еще куда более интересным кажется решение Бутча все же вернуться в подвал лавки и спасти Марселласа от насильников. Последнему было суждено не только быть жертвой насилия и унижения, но и, наверняка, быть убитым, чтобы избежать последствий. Когда Бутч останавливается в дверях, что-то в нем переключается. Причина в том, что, хотя он убил уже двух человек менее чем за сутки, Бутч не плохой человек. Он не преступник. На него влияет славное прошлое его семьи, где прадед, дед и отец воевали и погибали за свою страну. Отец Бутча спас своих подчиненных от смерти. Более того, во флешбеке капитан Кунс говорит, что надеется, что Бутчу никогда не придется испытать ту ситуацию, в которую они попали с майором Кулиджем. Когда двое мужчин попадают в такую ситуацию (плен во Вьетнаме), тебе приходится брать ответственность за товарища. Это выглядит невероятной иронией, для Бутч Кулидж, видимо, воскрешает эти напутствия из глубины подсознания и таким товарищем по несчастью становится для него Марселлас, которому он еще недавно планировал хладнокровно прострелить голову по принципу: или ты или я.

Интересно также обратить внимание на отношение Бутча к своей девушке Фабиан. Он предстает зрителю человеком эмоциональным, который браниться, который может легко сорваться. Бутч только что убил на ринге своего оппонента и не слишком переживает по этому поводу. Он бросил вызов целой преступной организации. Однако со своей девушкой Фабиан он совсем иной. Он уточняет, почему та хочет иметь небольшое пузико, как она провела день, что будет кушать. Даже когда он срывается на нее, крича (сначала узнав про забытые золотые часы отца, а после уже на мотоцикле), после пытается смягчить ситуацию. Бутч интересуется, заказала ли девушка завтрак и какими на вкус были блинчики.

Бутч (Брюс Уиллис) Pulp fiction 1994

28.05.2018

Рекомендуемые статьи

22.11.17
575

Book by former FBI agent Joseph Pistone about his undercover live within american mafia in New York as Donni Brasco

На этот раз решил осветить не предстоящие премьеры, а итоги трехмесячного сезона и что мы увидели – Новинки кино Лето 2017. С июня по август […]

Имя этой женщины древности прочно ассоциируется с темой Египта, всемирной истории, одноименной экранизацией с Элизабет Тейлор 1962 года.