9 700

«Остров Проклятых» Лихейн-Скорсезе

Шест лет назад новый фильм с Леонардо Ди Каприо действительно был на слуху у людей, небезразличных к кино и очень немногие до сих пор знают, что сценарий современного шедевра Мартина Скорсезе основан на детективном романе Денниса Лихэйна «Остров проклятых». Автор целого ряда бестселлеров, хорошо известный на Западе, подарил миру по-своему оригинально поданный триллер, мировосприятие внутри которого заметно отличается от большинства коллег по жанру. Что касается точности экранизации и следования букве оригинала, фильм 2010 года оказался прилежным учеником и хотя сравнения, как всегда, некорректны, версия для больших экранов почти гениально обыграла и без того хорошие идеи и наработки, оставила за кадром лишнее и отдельные моменты развила. Я читал роман Лихэйна два раза и решил подготовить материал, разбирающий основные отличия между двумя художественными произведениями, с соответствующими кадрами из экранизации. Наверняка вы останетесь довольны, приняв решение дополнить увиденное буквой оригинала, и этот материал будет интересен как первым, так и вторым, только собирающимся с мыслями.

Остров проклятых

Вводный диалог на пароме между Тедди и Чаком в оригинале был более содержательным, в том числе мужчины подробней обсуждали военный опыт, мертвую жену Дениэлса, беспокойства.

Два маршала плывут на остров

По словам заместителя смотрителя Эшворда, Макферсона, маяк сегодня используется для очистки воды в бухте. Вся канализация штата вымывается в залив, и часть этих отходов относит к берегам острова.

Маяк на Острове проклятых

Хотя актерские качества Бена Кингсли с лихвой компенсируют любые несоответствия внешности с книжным героем, в книге доктор Коули описывается как очень худой, практически до костей коренастый мужчина с сильным рукопожатием. Также доктор Джеремайа Нэринг, которого изобразил Макс фон Сюдов, у Лихэйна моложе и предстает тучным человеком маленького роста.

Доктор главный на острове

В романе не так однозначна позиция доктора Коули, когда речь заходит о двух противоборствующих принципах психотерапии. Он не отдает предпочтение психофармакологии в разговоре с приставами, хотя и признает что это направление перспективней и за ним будущее, в том числе, деньги фармацевтических компаний. В то время как устарелые подходы психохирургии отходят в прошлое.

Психохирургия на острове

В фильме опущены сцены игры в карты, в которых принимали участие судебные приставы и два чернокожих санитара, в комнату с которыми их поселили. Там Чак выигрывал почти все партии и отлично читал своих соперников, как опытный психолог, обращая внимание на особенности поведения и привычки.

ДВа чернокожих санитара

Помните сцену опроса душевнобольных в столовой. В оригинале она была продолжительней, рассказали еще об одной пациентке и упомянули как минимум еще одного, то есть уже четверо. Также там главный герой не довел все-таки пугливого Брина до вспышки неконтролируемого поведения, хотя и нервировал больного карандашом. Женщина же, зарубившая десять лет назад своего мужа топором, описана как более молодая брюнетка.

Интервью с пациентами клиники

Обстоятельства обнаружения записки Рэйчел Соландо в ее комнате отличаются в двух версиях. В романе бумажка лежала прямо на кровати, и ее подал доктор Коули. В экранизации же этому моменту придали большей таинственности и, в итоге, не очевидности. Протагонист находит ее в импровизированном тайнике.

Записка кто 67

Большая часть диалогов на кладбище и в склепе в фильме, в книге произошла еще по пути в эту часть острова, просто на ходу. Чак и Тедди обсудили, кто же такой Лэдис, что вдовец собирается с ним сделать, что написала в блокноте предприимчивая пациентка.

Маршал Дэниелс

В двух вариантах истории смещены акценты, когда речь идет о карьере маршала Дэниелса. В оригинале он покинул срочную службу и, после радиошколы, его взяли в разведку. Там он допустил серьезную ошибку, которая стоила жизни половине батальона и его карьера там, естественно, не состоялась, и в тоге он оказался в службе федеральных маршалов.

У героев забирают оружие

По версии маршала Дэниелса, его попаданию сюда в книге сопутствовали не только собственные усилия и удача, но покровительство некоего сенатора Херли от штата Нью-Хэмпшир. Чиновник возглавлял подкомитет по общественному финансированию психического здоровья и его внимание привлек необычный статус больницы Эшклиф, источники ее финансирования. Также в предварительном расследовании на суше поучаствовал некий Бобби Фаррис, смотритель Рентонского госпиталя для невменяемых преступников. Он общался с главным героем и вывел того на пациента по имени Джордж Нойс.

Джордж Нойс на острове

В качестве сокрушительных последствий урагана, после которого отключился даже резервный генератор на острове, у Лихэйна существенно пострадал даже особняк бывшего коменданта форта, в котором сейчас жил главный врач Коули. С крыши роскошного строения даже сорвало черепицу (показано в одном кадре), а в одно из окон влетело дерево.

Последствия бури

Оригинальный текст изобилует ругательствами, которые, по понятным причинам, были немного смягчены при переносе на экран. Так отдельные разговоры с мертвой супругой в фантазиях и диалог с обнаруженной вдруг Рэйчел Саландо в ее камере были куда более откровенными и взрослыми. Ругательствами текст не ограничивается, что касается предпочтительно взрослой аудитории. Фантазии главного героя не стесняются сцен секса, как между ним и женой, так и между другими, а также многочисленными намеками.

Поиск сбежавшей женщины

Если говорить о последней размолвке с Чаком по дороге на Маяк, то в тексте напарник сам говорит, что дальше не пойдет и ему нужно отдохнуть. Сцена всевозрастающего подозрения в кино акценты не смещает и делает происходящее лишь еще более напряженным. В дальнейшем события совпадают, даже в обнаружении вымытого белого следа на скалах, напоминающего сверху человеческий силуэт.

Тедди перестает верить напарнику

Фильм Скорсезе местами гениально дополняет оригинальную историю даже в мелочах. Например, когда Тедди поджигал машину главврача Коули, в оригинале он также произнес монолог о галстуке, но в пустоту – в этот момент видения супруги с дочкой рядом не было и они не стояли без вспыхивающим автомобилем.

Жена главного героя

Незадолго до финального рывка к маяку, Тедди наблюдает за тем, как форсируют его поиски после взрыва автомобиля доктора. Он видит охранников под прямым руководством главного надзирателя, которые обсуждают максимально жесткие меры, вплоть до убийства беглеца, а также обследуют прибрежные скалы и осматривают пещеры. Спустя немного времени он все-таки пытается пробиться к парому в 11 часов (этого в экранизации нет). Там подозрения и напряжение усиливается за счет эмоционального диалога между Коули и смотрителем, где они сходятся, что маршалу не покинуть этот остров никогда.

Главный надзиратель

Еще один пример художественной гениальности фильма – акцент на сценах в концентрационном лагере Дахау, которым в книге хоть и уделено значение, но очень эпизодичное, без конкретизации образов жены или Саландо в них.

Освобождение Дахау

Когда маршал все же добирается до маяка и находит там врача Коули, в оригинале он был более спокоен и даже принял предложение переодеться, так как был весь мокрый. Он снял мокрую одежду, одел свой же, висящий на стуле, пиджак и уселся на стул, который ему предложил врач.

Эпилог фильма Остров проклятых

Доктор Лестер Шин у Лихэйна принимает участие в заключительном диалоге позже, чем в кино – почти в самом конце. Например, он еще не находился в помещении, когда Тедди пытался убить выстрелами своего мучителя.

Доктор Лестер Шин

Помните игрушечный пистолет, который герой Ди Каприо в осознании своей беспомощности ломает прямо в руках. Когда в романе герой стреляет в доктора, то видит не воображаемую кровь (что опять же более эффектно), а лишь воду – там ему выдали игрушечный водяной пистолет. И Коули протирает лицо платком.

Игрушечный пистолет

Что касается сцены эпилога, которая становится изюминкой во всей истории и двух ее вариантах, в книге все более однозначно – спустя время произошел регресс и пластинка вновь заиграла по кругу. В фильме же концовка остается открытой, после фразы героя, его спокойного подчинительного поведения и даже реакции Шина.

Конец фильма и эпилог

 

04.11.2016

Рекомендуемые статьи

Стамбул произвел на меня должное впечатление не только своими достопримечательностями, но и сплетением культур множества стран и языков.

Легендарный фантастический фильм о космическом ужасе и вашем голове, который никто не услышит – шедевр Ридли Скота на все времена.

09.04.15
8 689

Джонатан Демме снял примерную судебную драму, которая не стесняется поднимать непопулярные в обществе темы, как болезнь ВИЧ и гомосексуализм.