534

Перл-Харбор: Война и любовь

Хотя творчество Майкла Бэя вызывает бурю негодования (особенно с продолжающей развитие франшизой Трансформеры), это не мешает его блокбастерам обеспечивать миллиардные кассовые сборы. Фильм «Перл-Харбор» никогда не позиционировался, как подробно воссозданная дань историческим событием. Это развлекательный проект с сильным актерским составом, эмоциональными всплесками, предсказуемой, но интересной историей и большой концентрацией действия. Проект охватывает максимально широкую, для военной драмы (мелодрамы), аудиторию, к тому же, немного зрителей, которым бы фильм категорически не нравился, хотя бы в качестве ненавязчивого трехчасового отвлечения от рабочих будней. Атака на Перл-Харбор, снятая Бэйм и спустя шестнадцать лет остается нитью одних из самых зрелищных сцен в истории мирового кино.

Нападение на Перл-Харбор — Исторический фон

Вопрос вступления Соединенных штатов во Вторую Мировую Войну (как и в Первую Мировую) до сих пор является предметом оживленных дискуссий и практически противоположных мнений. Конечно, мир не делится на белое и черное, поэтому разумно придерживаться мнения, что ситуация не была столь неожиданно трагичной, как показано в фильме «Перл-Харбор» Майкла Бэя. Война — это всегда колоссальные и почти наверняка несоразмерные с возможной выгодой расходы. В фильме, во многом через уста президента Франклина Рузвельта (исполняет Джон Войт), вкратце передана концепция так называемого ленд-лиза, а именно поставок необходимых грузов в очаг воюющей Европы и, в частности, в осажденную морской блокадой Британию и, начиная с осени 1941 г, СССР. Естественно рациональней наращивать собственную военную мощь, нарастить объемы многих отраслей производств, но не посылать своих солдат умирать через океан. Но затягивать бесконечно и оставаться в стороне было также опасно, ведь страны ОСИ и их союзники фактически бросили вызов демократическому устрою в мире, чего США позволить никак не могли. Даже пропагандистские фильмы, уже после вступления в войну, (например цикл от Фрэнка Капры) на пальцах объясняли целой нации необходимость защитить свой образ жизни и ценности.

Исторический фон Второй Мировой Войны

Существуют множество версий, в том числе что Рузвельт, выступающий важным пояснительным звеном в фильме «Перл-Харбор», знал о предстоящем нападении. Конечно, не в конкретных подробностях и времени, но необходимые меры предосторожности были проигнорированы.  32-ой президент США был, вне всяких сомнений, выдающейся личностью, и все же его образ в фильме был приукрашен, хотя бы в контексте реакции на развернувшуюся трагедию. И сцены, где глава государства с ужасом роняет на пол оперативную информацию, придают художественному произведению, коим является фильм «Перл-Харбор», определенной эмоциональности. Такой подход режиссера Майкла Бэя оправдан, ведь сухая выкладка истории часто не способствует интересу широкого круга зрителей. И тот факт, что нападение японских ВВС на базу в Перл-Харборе (Гавайи) стало решающим поводом отодвинуть лобби невмешательства в США и дать президенту необходимые полномочия, не стоит игнорировать. После необдуманного объявления Германией войны штатам, последние получили карт-бланш на участие в послевоенной судьбе Европы, как один из ключевых игроков.

Как и в случае с уступками агрессии Гитлера в 1935-1939 и аннексии европейских территорий, общество в Соединенных штатах до последнего оттягивало перспективу посылать своих мужей, братьев, отцов и сыновей на войну в, казалось бы, далекую Европу. Большая часть правительственных и свободных СМИ активно поддерживали политику невмешательства, и добровольное решение героя Рэйфа (Бен Аффлек) даже у самых близких людей вызвало понятное недоумение. Зачем подвергать свою жизнь риску, когда дома все тихо и спокойно, а главное, безопасно. Впрочем, во многом выбор главного героя кажется рациональным, несмотря на его письма и пропасть между ожиданиями и реальностью. Напоминает первые месяцы Первой Мировой (тогда Великой Войны), когда миллионы простых солдат, будучи далекими от сути войны, уходили на фронт с улыбкой, словно прокладывая путь в страну приключений и романтики.

США накануне Второй Мироой войны - фильм Перл-Харбор

Фильм Перл-Харбор — Любовь и война

Если вы обращали внимание, в абсолютном большинстве военных драм, где есть романтическая линия, она обязательно построена на контрасте между ужасами конфликта и маленьким уютным миром двух сердец. Грязные окопы, дизентерия и оторванные конечности, при всем желании, вызывают другую реакцию. Вот и здесь далекая война в Европе, на которую отправляется Рэйф, и нагрянувший в Перл-Харбор ужас, подаются зрителю после, или на контрасте, с живописными пейзажами Гавайских островов. Вся первая половина фильма «Перл-Харбор» – это нарастающее романтическое настроение. База военно-морского флота на Тихом океане, пока еще далекая от ужасов морской войны в Атлантике, предстает перед нами таким себе курортом. Моряки загорают прямо на палубах своих боевых кораблей. Обычная поездка на автомобиле среди пальм и ухоженных газонов превращается в рандеву. Симпатичные молодые медсестры прибывают в Перл-Харбор в купальниках и с нескрываемым энтузиазмом завести такой себе курортный роман.

Фильм Перл-Харбор - Любовь и война

Сразу же вспоминаются сцены, где героиня Кейт Бекинсейл, Эвелин,  читает письма из Европы. Сама она проводит вечера в кампании подружек, пытаясь абстрагироваться хоть немного от постоянных переживаний, а строки любимого Рэйфа Маккоули читает на фоне закатного морского прибоя в Перл-Харборе. Кадр меняется и демонстрирует нам Рейфа (Бен Аффлек), то и дело балансирующего на грани жизни и смерти. Это наталкивает на мысль, что всегда в одно мгновение в разных уголках мира люди проводят жизнь по-разному, а солнечных пляжей и беззаботности на всех не хватит. Сама концепция романтической линии в фильме «Перл-Харбор» с такой перепиской уже полна романтизма – когда в руках держишь бумагу и чернила, над которыми сидел любимый тебе человек. В противовес современным обезличенным технологиям и гаджетам, сводящим общение до обыденности. В этом смысле письма являются связующим звеном между двумя мирами, между миром Эвелин и Рейфа – между миром и войной, между Старым и Новым светом, между мужчиной и женщиной.

Фильм Перл-Харбор военная мелодрама

Военная мелодрама — облик конфликта

С момента выхода фильма «Перл-Харбор» я слышал и читал самые разные доводы в пользу или оспаривание того, что война показана в фильме такой, какой она была на самом деле. Во-первых, Pearl-Harbor — это не монументальный труд, целью которого было показать все ужасы конфликта, но художественное произведение, суть которого должна быть понятна на пальцах. Даже политические размышления поданы ровно в такой дозировке, чтобы вызвать у зрителя эмоции, и рассуждения о бессмысленности любой войн, о том, что погибают всегда обычные люди, здесь не к месту.

Военная мелодрама - облик конфликта

Фильм «Перл-Харбор» – это яркий пример «мягких» военных драм, что неудивительно для рейтинга PG-13. Это не «Список Шиндлера», где подробно и без купюр показывали казнь людей и их страдания. Здесь же даже крови, как таковой, вы увидите немного, во всяком случае, она не будет хлестать в кадре. Вспомните хотя бы сцену с гибелью одной из героинь – ее прошивает пулеметная очередь японского самолета, но мы этого не видим – камера меняет ракурс за доли секунды до этого, сглаживая трагический момент клубами пыли и земли. По понятным причинам в фильме «Перл-Харбор» нет упора на реализм, который стал популярным только в последние годы и то в картинах с соответствующим возрастным рейтингом. Даже знаменитые боевые сцены с атакой на Перл-Харбор застигнутого врасплох тихоокеанского флота, и со смертями сотен моряков, берут другой зрелищностью. Таким образом, война у Майкла Бэя показана жестокой, но не мерзкой, к чему двояко относится категория впечатлительных зрителей.

Еще один момент, который был показан в фильме «Перл-Харбор» более мягко, чем следовало – участие афроамериканцев в войне. Как уже смотревшие фильм догадались, речь о  персонаже Кьюбы Гудинга мл. Соединенные штаты решительно выступили с осуждением расовой политики в Германии и Италии (и геноцида, стараниями японцев, в Китае). Громогласно звучали лозунги о демократии, и в тоже время, в самих США вовсю процветала расовая сегрегация (а еще печально известная евгеника, которую, почему-то связывают только с Третьим Рейхом). Персонажа Гудинга, Дориса Миллера в кадре никто не унижает, наоборот, тема расизма очень сглажена. Говорят о том, что чернокожего ждет только участь кока, и, в тоже время, он заслуживает почти что уважение и гордость капитана корабля. А добрая и красивая медсестра доброжелательно обрабатывает его рану. К слову, настоящий матрос Дорис Миллер, будучи награжденным самим адмиралом Честером Нимицом, в последствии вновь вернулся на кухню, и после погиб в остове уже другого корабля в битвах на Тихом океане.

Рядовой Дрис Миллер - Куба Гудинг мл.

Патриотизм по-американски

У большинства людей, особенно у тех, кто сам не имеет никакого отношения к предмету спора, то и дело возникает желание принизить значимость доводов других людей и выделить собственные.  Споры о том, кто внес больший вклад в победу над силами стран ОСИ, вызывают разве что жалость к их участникам. Как можно оценить стоимость человеческой жизни. Сколько замученных в лагерях смерти евреев можно дать за бравого морского пехотинца с четырьмя детьми. Или как соизмерить глубину человеческого горя. Это все риторические вопросы, не требующие ответа, поэтому стоит адекватно относиться к естественному желанию функционеров американского кино показать Вторую Мировую Войну, какой она была именно для них. Да, нация не потеряла солдатами и гражданскими двадцать миллионов жизней, но это не преуменьшает заслуг тех героев, которые поставили на кон свои жизни и здоровье. Поэтому пусть любители упрекать Голливуд за картинку победы во всей войне, оставляют почаще такое мнение при себе и просто получают удовольствие от просмотра кино, вроде фильма «Перл-Харбор».

Фильм Перл Харбор 2001 года Майкла Бэя

Хотя фильм «Перл-Харбор», само собой, не документальное переложение реальных событий, а основанная на них романтизированная история, образ американских моряков, летчиков, ремонтников, попавших в беспощадные жернова войны, очерчен очень четко. С того самого момента, как так называемые Зеро японцев и мини-подлодки атаковали бухту в Перл-Харборе, враг перестал быть для дислоцированных здесь солдат чем-то абстрактным и далеким. И хотя Гавайи находятся на почтительном удалении от самого материка, солдаты уже защищали не просто бывшие райские острова, но стали участниками первого плана военных действий на Тихом океане. Опять же, очень ярко образ бесстрашного патриота передан через чернокожего рядового Миллера, который не только поспособствовал передачи командования на боевом корабле, но и самолично уничтожил вражескую воздушную машину. И как здесь не привести в пример двух главных героев, образы которых были частично списаны с двух исторических персоналий: George Welch и Kenneth Taylor. Здесь же и образ Эвелин (Кейт Бекинсейл), через который показана мужественность и самоотверженность медсестер и просто женщин, которых война также не обошла стороной. Примечательна сцена, где героиня сохраняет самообладание, в то время как врач не может сконцентрироваться на происходящем во время Атаки на «Перл-Харбор».

В патриотизме фильма определенно чувствуется влияние самого постановщика, Майкла Бэя. Мы уже видели похожую концепцию в другом его экшена «Армагеддоне». Кто не обратил на это внимание, в обоих фильмах другой персонаж жертвует собой, чтобы спасти героя Бена Аффлека. Здесь и сопряженная с немыслимым риском и малыми перспективами вылазка героев (полет на астероид и рейд Джеймса Дулиттла соответственно). Майкл Бэй довольно вкрадчиво и мягко вводит зрителя в курс дела и старается вызвать сопереживание и отождествление с главными героями. В реальной жизни, как я уже сказал выше, в войне мало романтики и элегантного героизма, и все же такой прием действует.

Патриотизм по-американски - Франклин Делано Рузвельт

 Майкл Бэй — Художественный стиль

Сорок минут атаки на Перл-Харбор, передающие ужасы утра 7 декабря 1941 г. были и остаются одним из самых зрелищных наборов сцен в истории кино, причем по совокупности факторов. Имеется ввиду, что не выделяем отдельно пиротехнические элементы, подбор ракурсов, компьютерную графику, взаимодействие актеров, количество сделанных выстрелов и прочее. Есть некое абстрактное, почти всегда субъективное отношение к такому набору сцен. В фильме «Перл-Харбор» в ход идут особенности сюжета и музыкальное сопровождение (в случае с Хансом Циммером просто бесподобное), симпатия к конкретным актерам и весь закадровый антураж.

 Майкл Бэй - Художественный стиль блокбастера

Фильм «Перл-Харбор» – это практически в чистом виде продукт развлекательный, выполненный с должным постановочным размахом. Здесь найдутся и зрелищные сцены взрывов, перестрелок и воздушного боя для поклонников экшена, и довольно эмоциональная романтическая линия, которую можно назвать оригинальной. Свой голод красивой постановки сможет утолить еще одна категория зрителей, обращающая внимание на панорамные кадры, перспективы операторской работы и просто красивых пейзажей. Еще справедливо отметить юмор, который в достаточном количестве здесь присутствует, особенно в первом часу экранного времени, что также производит свое впечатление, как элемент развлекательного кино для массового потребителя. Наверно многие жалеют, что в свое время не сходили на этот фильм в кинотеатр и если будет его какое-то переиздание, возможно в 3D или IMAX, лично я уже не упущу такую возможность.

Интересными сценами, которые относятся к  непосредственной атаке на Перл-Харбор, являются предшествующие ей приготовления в Японии. Также очень удачный ход сценаристов фильма «Перл-Харбор», не привносящий внятного исторического контекста, но работающий с эмоциями зрителей. К слову в эти минуты японцы не показаны подлыми и готовящими удар в спину врагами. Тем не менее, зрителя уже заранее готовят к ключевому событию, положенному в основу истории. Все эти лодочки в небольших резервуарах, макеты кораблей и технические уловки, карта на земле, еще и под соответствующую музыку – эти, в общей сложности, пять минут времени, врезаются в память.

Подготовка японских ВВС к нападению на США

Сама атака на базу военно-морского флота на Тихом океане выглядит и ощущается очень насыщенной. Любители экшена, в том числе, военного должны остаться довольны, если по какой-то причине еще не знакомы с работой Майкла Бэя. Здесь в кадре то и дело что-то происходит и градус напряжения возрастает до известной степени. Еще раз хочется упомянуть саундтрек Ханса Циммера, который подчеркивает особенно напряженные сцены фильма «Перл-Харбор».

Кадры атаки на Перл-Харбор в фильме Майкла Бэя

Перл-Харбор актеры

Фильм «Перл-Харбор» относится к той категории картин, за просмотром которых то и дело отмечаешь обилие знакомых лиц, в том числе на втором плане — сильный актерский состав. Конечно, трио главных героев, на тот момент молодых и перспективных (в последствии оправдавших такое внимание), уже запоминается. Бен Аффлек, как уже сказано выше, обыгрывает похожий образ из предыдущего фильма Майкла Бэя, и выглядит все еще довольно молодым, как для выпускника летной школы. Чтобы не говорили, за его появлением в кадре и взаимодействием с другими ключевыми героями интересно наблюдать, и образу Рэйфа, сопереживало абсолютное большинство зрителей. Он, с одной стороны, выступает жертвой обстоятельств, с другой самоотверженно готов бросить смертельный вызов врагу. Джош Хартнетт, молодой актер со своеобразной внешностью, тоже гармонично вписался. Кейт Бекинсейл очень привлекательная актриса, можно сказать недооцененная последние лет 10 и все три часа просмотра вызывает симпатию и расположение.

Ниже я приведу участников актерского состава фильма «Перл-Харбор», в частности, сильный второй план.

Перл-Харбор актеры - актерский состав

31.05.2017

Рекомендуемые статьи

Приключенческое произведение Роберта Льюиса Стивенсона отсылает нас ко временам гражданской войны Алой и Белой розы в Англии.

История Аарона Ральстона — удивительный пример стойкости человеческого духа, непоколебимой веры в свои силы — стала основной для отличной драмы 127 часов.

Романтическая комедия с Райаном Рейнольдсом и Сандрой Буллок о непростых и запутанных отношениях между начальством и подчиненными.