519

Мой топ-5 фильмов 2015 года

Вот и подошел к концу, насыщенный на интересные кинопремьеры, 2015 год. Мы увидели несколько ярких прорывов, достойные и не очень сиквелы, обсуждаемые переизобретения отдельных франшиз. Я решил подвести своеобразный итог уходящих двенадцати месяцев, а именно полученных эмоций. Кто читает меня не в первый раз, мог заметить, что с середины весны я публиковал короткие ревью на просмотренные премьеры по свежим следам впечатлений. Не претендую на лавры авторитета, лишь скажу, что кино давно стало моей страстью, и 2015-й стал самым активным в плане похода на интересные премьеры. В среднем среди нескольких еженедельных новинок, только одна достойна нашего с вами внимания, но это не константа. Следующие фильмы, которые по моему личному мнению стали лучшими, оставили в уходящем году самые яркие впечатления, причем большая их часть пришлась как раз на осенний сезон. Всего с 1 января я сходил на 73 премьеры, так что выбирать было из чего. Для тех, кто отсмотрел несколько фильмов и поспешит гневно спросить, где же они в моем топе («Безумный Макс» не произвел на меня впечатление), повторю, что предлагаю свои ощущения, которые могут отличаться от ваших. Кто пропустил премьеры и хочет наверстать упущенное, надеюсь, найдет для себя здесь интересный повод для этого.

5-ое место — Kingsman: Секретная служба

2015 год был щедр на фильмы шпионской тематики («Шпионка», «Миссия невыполнима», «U.N.K.L.E.», «Спектр») и начался он с нетривиальной мягкой пародии на весь поджанр. Мэттью Вон уже тонко высмеивал клише и стереотипы экранизаций комиксов и вот, казалось бы, не в первый раз взялся за славу агента с лицензией на убийство. Причем здесь соблюдена тонкая грань между новым словом по теме и прямым высмеиванием без капли серьезности. Фильм объединяет сразу несколько клишированных в Голливуде концепций, дав молодому хулигану шанс стать секретным агентом на службе Британии. Сюжет эксплуатирует ассоциации не только с агентом 007, но и с рядом других известных франшиз на шпионскую тематику. Когда персонаж Колина Ферта преподает местной шпане урок с помощью напичканного гаджетами зонта, ты сглатываешь одновременно насмешливую улыбку и восторг. Именно смелость идей, несмотря на всю, казалось бы, несерьезность происходящего, заставляет вспомнить Kingsman спустя почти год после выхода.

Отдельно хочется отметить, опять же, граничащую на рубеже насмешки, атмосферу английской вычурности. Агенты этой сверхсекретной организации держат не только удар противников, но и вызовы современной моды. Их классические костюмы дорого покроя, как зеркало туфли, возбуждают в памяти ассоциации с викторианским Лондоном, в лучших традициях Конан Дойля и Диккенса. Несмотря на заметную долю экранного насилия (особенно в сцене в церкви), происходящее на экране действительно дарит хорошее приподнятое настроение. И хотя в момент, когда у людей начинают взрываться головы в виде разноцветных фейерверков, так и хочется сказать: «Что, черт возьми, здесь происходит», именно такой свежей крови не хватает современному прокату. Желание экспериментировать и выделяться. Надеюсь, вторая часть окажется достойным продолжателем оригинала.

Kingsman: Секретная служба - кадры

Kingsman: Секретная служба

4-ое место – Черная месса (Black Mass)

Это тот случай, когда яркие эмоции от просмотра я получил именно во время самого похода на премьеру. И хотя после накопительного эффекта не произошло, криминальная драма об американском преступнике Уайти Балджере осталась одной из ярких страниц уходящего кино- года. И хотя уже после я слышал мнение в духе: «Кроме страшного Джонни Деппа, там не на что смотреть», «Черный месса» – это наследник традиций старой школы кино, как принято говорить. Маститый криминальный боевик, явно закалявшийся под влиянием лучших представителей жанра. Как я уже отмечал в октябре, у картины мало общего с «Джонни Д», с которым ее часто сравнивали. Здесь более мрачная атмосфера криминального уныния, с насилием, импульсивными поступками, продажными полицейскими, круговой порукой, многолетней дружбой. Приятно, что фильм не пытается угодить широкой аудитории, большей части которой наверняка покажется скучным. Здесь нет постоянных перестрелок и облав, ровно, как и какой-то тонкой интеллектуальной игры с властями.

Это двухчасовая сага о нескольких мужчинах, которых жизнь определила в разные места одних и тех же социальных баррикад. По мере просмотра подмечаешь все больше идейных заимствований из «Донни Браско» все с тем же Деппом, даже из «Крестного отца». Если пойти до конца, то у «Черной мессы» нет своего выразительного творческого лица. Тем не менее, это успешное переизобретение хорошо знакомых идей, в отлично воссозданном антураже погрязшей в преступность Америки 1970-1980-х. Если вам нравятся драмы об организованной преступности, то пропускать Black Mess вы не станете и без моих наставлений. Что касается сильного актерского состава, то это одна из мощных сторон фильма. Сам Депп действительно может напугать впечатлительных дам и беременных своим образом, но он старается. Это не уровень Оскара, но вышло самобытно и интересно. Менее известные широкой аудитории имена: Джоэла Эдгертона, Бенедикта Камбербэтча, Кевина Бейкона здесь также не для галочки.

Фильм Черная Месса (Black Mass, 2015)

Черная месса (Black Mass)

3-е место – Эверест (Everest)

Эти строки я пишу уже после прочтения книги альпиниста Анатолия Букреева: «Восхождение». Тот момент, что на фильм я сходил дважды и после с интересом погрузился в тему, прочитал одну из двух видных книг, говорит сам за себя. Есть известная поговорка, что ничто так не интересует людей, как чужое горе. Вот и продюсеры решили прощупать карманы потенциальных зрителей на предмет интереса к трагической истории восхождения на гору Эверест в мае 1996 года. Чисто коммерческий продукт, с прицелом на IMAX, оказался один из самых зрелищных и красиво снятых событий в киноиндустрии уходящего года. Если вы дружите с английским языком, познакомьтесь с информацией о съемках на англоязычной странице фильма в Wiki. Была проделана колоссальная и заслуживающая уважения работа на натуре, в том числе на склонах самой Джомолунгмы. Это не значит, что Джейсон Кларк и Джейк Джилленхол действительно медленно умирали от низких температур и кислородного голодания, но в фильме была достигнута именно такая иллюзия.

Сюжет на удивление отошел от концепции потакания всем зрителям, и первый час ведет себя как биографическая драма, с медленным развитием событий. Фактически перед нами довольно точная реконструкция реальных событий, что придает картину несколько положительных очков. За происходящим просто интересно наблюдать, ведь затронута довольно узкая тема альпинизма и экстремальных видов спорта. За два часа действительно проникаешься к судьбе главных героев, хотя сюжет и не хватает звезд с неба. Самая сильная сторона фильма – визуальная. Отменная работа с монтажом позволила бесшовно соединить натурные съемки в Альпах и Непале со студийной работой. Фильм действительно очень красив с минимальным использованием визуальных эффектов. В кинотеатре все происходящее смотрелось с солидным вхождением эмоций в кровь и ,справедливости ради, скажу, что такие проекты совершенно иначе смотрятся в домашнем формате. Я уже не говорю о людях, которые оценивают Эверест по экранкам в онлайн просмотре.

Кадры из фильма Эверест (Everest, 2015)

Фильм Эверест (Everest)

2-е место – Марсианин (Martian)

Я уже успел сделать подробный обзор прочитанной книги Энди Уира с отличиями между печатной и кино- версиями. Поэтому хочу коротко подвести итог под устоявшимися спустя два месяца впечатлениями. Ридли Скотту действительно удалось привлечь зрителей в кинотеатры на космическую тематику. Человек, которого считают крестным отцом современной научной фантастики, как жанра в кино, не прыгнул выше головы, но выдал просто отличный sci-fi проект. Это скорее современная робинзонада о выживании на поверхности Марса, чем чистокровная космофантастика. Сценаристы сохранили все удачные решения автора оригинала, к месту провели ряд сокращений и местами добавили дополнительно юмора, к тому, что уже присутствовал. Марсианин, в приятном смысле, снят словно по учебнику, ведь каждый отдельный элемент, будь это сюжет, актерский состав, музыкальное сопровождение, визуальный ряд, не вызывают нареканий. Все же вместе они представляют целостное произведение. Я даже не стану комментировать смешные претензии к истории о плагиате желтопрессный бред, и если говорить о реальных параллелях, то картина напоминает «Аполлон 13» Рона Ховарда.

И хотя отдельные сцены со скотчем и полиэтиленом вызвали у части аудитории неоправданное недоумение (скорее от незнания, чем от предубежденности), с научной точки зрения фильм стал знаковым в этом году. Уже третью осень подряд мы получаем просто отменный фантастический проект на космическую тематику («Гравитация», «Интерстеллар»). Даже нетривиальное внимание со стороны Нила Деграсса Тайсона намекает о популяризации науки. От прочитанных отрывков из детских энциклопедий вроде «Росмэн» и «Иванта+», мы сегодня пришли к новому формату историй о Марсе. Красная планета оказался оригинальным антуражем для survival истории. Причем чем фильм не пытается казаться, так это напряженной драмой. Даже сам герой Мэтта Деймона подшучивает по этому поводу. К слову, это одна из лучших ролей актера в 2000-х. Прочтение книги только прибавило убедительности моему личному интересу к истории Марка Уотни, чего и вам желаю.

Мэтт Деймона в фильма Марсианин

Фильм Марсианин (Martian) 2015

1-е место – Стив Джобс (Steve Jobs)

Мое окончательное мнение к этому фильму несколько раз менялось. От первых двадцати минут просмотра премьеры, до эмоций после выхода из зала. После, во время повторного похода, и на протяжении последних полутора месяцев. Притом, что отдельные сцены фильма не подарили самые яркие в уходящем 2015-м году, именно целостное впечатление и общее качество постановки подталкивает меня к такому решению. Прежде всего, фильм совершенно точно не для всех – это не массовое кино, желающее угодить каждому зрителю. В его случае, даже сарафанное радио практически не работает, ведь мы говорим о байопике – такие проекты люди предпочитают откладывать на домашний формат. Безусловно, интерес к «Джобсу» будет продиктован вашим личным отношением к IT-тематики и лично к самому главному герою, как личности. В моем случае оба момента сыграли свою роль, и скоро я приобрету книгу Уолтера Айзексона. С другой стороны, каким-то техническим моментам здесь уделено практически нулевое внимание и сам сюжетный шаблон, мастерски написанный Аароном Соркиным, можно применить к любой сфере. То есть, перед нами история, закрученная вокруг трех презентаций технологий, но львиная доля акцента смещена на человеческий фактор.

Примечательно, что за два часа зритель мало узнает о биографии самого Стива Джобса, ведь помимо беглых информационных вставок, мы станем свидетелями лишь непродолжительных разговорных представлений. Да, будьте готовы к тому, что увидите действительно три акта диалогов, схожих с театральными представлениями, еще и в соответствующем антураже. Дэнни Бойл на свой уникальный манер интерпретирует сценарий Соркина. Каждый из трех получасовых актов снят на 16-ти, 35-ти и 8-ми миллиметровые пленки соответственно, с акцентом на атмосферу, царящую вокруг конкретного эпохи достижений персональных компьютеров. Глобально здесь не происходит ничего судьбоносного, но словесная игра, в лучших традициях Социальной сети выводит вовлечение в происходящее на какой-то запредельный уровень. Бойл, в отличие от Финчера, передал историю в быстром темпе и это по-своему сработало. Майкл Фассбендер действительно не так похож на реального Джобса, как многим, наверное, хотелось бы, но отработал он на 5+. Эмоциональный бурлеск, завязанный на личности одного ключевого персонажа, с эпизодическим участием Уинслет, Рогена и Дэниелса. Добавлю, что именно формат просмотра в кинотеатре добавил этому фильму вовлеченности, перекладывая на внутрисюжетную концепцию выступлений со сцены.

Фильм Дэнни Бойла Стив Джобс 2015

Стив Джобс (Steve Jobs) 2015

Далее я хочу выделить еще два проекта в 2015 году, которым, по разным причинам, я намеренно не нашел места в моем топе, в силу их формата. Фактически они также стали частью топ-5.

Мультфильм года – Мыслями наизнанку (Inside Out)

В этом году мне удалось попасть на все семь крупных анимационных премьер, и впечатления от победителя были с самого начала восторженными – как оказалось после, в такт с кинокритиками и общественностью. История о том, как же устроен мозг каждого человека, от мала до велика, с точки зрения системы координат ребенка. Трудно поспорить, что Inside out был изначально кассовым предприятием, с прицелом на максимально широкую аудиторию и миллиардные сборы. Вместе с этим, само качество увиденного по-хорошему отваживает от темы алчности студийных боссов. Это действительно яркое, очень красиво и веселое путешествие по глубинам сознания маленькой Райли и ее родителей. Спустя минут двадцать просмотра ловишь себя на мысли, что просто интересно наблюдать, что же приготовили сценаристы в следующей сцене. Анимационный Road-movie с солидной порцией свежих или хорошо замаскированных старых идей. Создается впечатление, что создатели буквально вылизывали страницы сюжета, постоянно работая с откликом тестовой аудитории. Это действительно мультфильм для всех возрастов, за которым можно собраться всей семьей у экрана.

Мультфильм Головоломка (Inside Out)

Мыслями наизнанку (Inside Out) мультфильм года

Событие года – Звездные войны: Пробуждение силы

Не то, чтобы, в силу только разгорающихся дискуссий я избежал включения фильма в топ, просто солидная доля моих ярких впечатлений завязана именно на важности этой премьеры и на еще не остывших эмоциях. Это действительно событие в мире кинематографа, и не только благодаря рекордам кассовых сборам и очередям в киносетях. Продолжение саги с культовой историей и многосотмиллионной армией фанатов не могло стать чем-то другим. Выход седьмого эпизода буквально оккупировал разного рода издания и умы людей, особенно последние месяцы перед премьерой. Я, как человек, который вырос на Star Wars и засмотрел до дыр каждую из частей, играл в игры по вселенной, читал дополнительную информацию, остался очень доволен новой страницей в саге. Дж. Дж Абрамс доказал не только свою незаурядность (в очередной раз), но и то, что хит в руках фаната – мощный стимул для развития бренда. «Пробуждение силы» получилось аккуратным заигрыванием именно со старой оригинальной трилогией и очень похоже на Эпизод IV. Плохо ли это или хорошо, покажет время, а рейтинги фильма, овации западной прессы, рекорды, и толпы в кинотеатрах говорят сами за себя. Здесь просто море отсылок и ностальгических сцен, которые, к сожалению, пройдут абсолютно мимо человека, не смотревшего ранее наследие Лукаса. И хотя это, и без этого, яркая космо- опера, большая доля ваших эмоциональный окончаний будет задействована в местах, бережно расставленных сценаристами и режиссером. Очень интересно, как будет дальше развиваться новый канон вселенной, и какими шагами будет двигаться вперед от уже зарекомендовавшей себя концепции.

Дэйзи Ридли (Daisy Ridley) - Рэй

Звездные войны: Пробуждение силы

Желаю всем ярких праздников и интересных фильмов.

До встречи в новом году!

30.12.2015

Рекомендуемые статьи

«Пираты Силиконовой долины» — яркий пример фильма стоимостью 1 млн. американских долларов, который не только рассказал о богатейших компаниях и людях IT индустрии, Apple и […]

Имя этой женщины древности прочно ассоциируется с темой Египта, всемирной истории, одноименной экранизацией с Элизабет Тейлор 1962 года.

Документальная книга Джона Кракауэра, которая подробно исследует трагедию, случившуюся при восхождении на гору Эверест в мае 1996 года.